Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Регулирование бухгалтерского учета

 

Статья 20. Принципы регулирования бухгалтерского учета

 

Комментарий к статье 20

 

1. Положениями комментируемой статьи, как и другими статьями главы 3 Закона N 402-ФЗ, устанавливается ряд новых правовых норм в области регулирования правоотношений по бухгалтерскому учету. В комментируемой статье содержатся правовые нормы общего характера, закрепляющие принципы правового регулирования бухгалтерского учета. Принципы правового регулирования в любом законодательном акте всегда представляют собой основополагающие начала, направления и правила, по которым должно складываться правовое регулирование каких-либо правоотношений. По своей конструкции такие правовые нормы состоят только из гипотезы, и дальнейшее их развитие можно увидеть в самом законодательном акте, который предусмотрел действие того или иного принципа правового регулирования или в других нормативных правовых актах, регулирующих те же правоотношения. Так и с принципами правового регулирования, которые закреплены в комментируемой статье в отношении правоотношений по бухгалтерскому учету, дальнейшее их развитие можно увидеть в других правовых нормах комментируемого Закона. Рассмотрим подробнее их содержание.

2. Первый правовой принцип сформулирован как цель соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Федеральные отраслевые стандарты должны быть разработаны на основании комментируемого Закона. Федеральные отраслевые стандарты должны адаптировать применительно к нашей действительности и реальным потребностям экономических субъектов правила международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В комментируемом Законе впервые идет обобщенное подразделение всех экономических субъектов на две группы: организации государственного сектора и прочие экономические субъекты (сюда можно отнести ИП, коммерческие и некоммерческие организации, т.е. бизнес, основанный на частной собственности). Федеральные отраслевые стандарты должны будут содержать в себе порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности определенными категориями экономических субъектов. При этом в отношении одной и той же группы экономических субъектов возможно предусмотреть несколько способов организации ведения бухгалтерского учета.

С вступлением комментируемого Закона в силу сами правоотношения по бухгалтерскому учету не претерпевают существенных изменений. Кардинально иное правовое их регулирование наступит тогда, когда будут разработаны и начнут действовать федеральные (отраслевые) стандарты бухгалтерского учета и отчетности, а рассматриваемый Закон создает лишь базу для дальнейших изменений законодательства, определяет место федеральных (отраслевых) стандартов бухгалтерского учета в системе нормативных правовых актов страны. Также в комментируемом Законе установлено несколько правил, которые должны соблюдаться при разработке федеральных (отраслевых) стандартов бухгалтерского учета. Именно в содержании таких правил и раскрывается содержание правового принципа бухгалтерского учета по введению федеральных (отраслевых) стандартов бухгалтерского учета с тем, чтобы они соответствовали реальным потребностям экономических субъектов страны, соответствовали потребностям бухгалтерской практики. Примерами дальнейшего развития в комментируемом Законе рассматриваемого правового принципа могут служить, например, положения ч. 7 ст. 21, которыми предусмотрена возможность применения рекомендаций в регулировании правоотношений по бухгалтерскому учету. Такие рекомендации не носят обязательного характера к их исполнению, они не оформляются как нормативные правовые акты, а представляют собой распространение передового опыта конкретных фирм (экономических субъектов) по решению отдельных вопросов организации бухгалтерского учета их хозяйственной деятельности. Такие рекомендации могут быть применимы и при разработке федеральных (отраслевых) стандартов.

Положения ст. 24 и ст. 25 комментируемого Закона также можно охарактеризовать как развитие правового принципа соответствия федеральных (отраслевых) стандартов бухгалтерского учета реальным потребностям экономических субъектов и практике бухгалтерского учета. Предусмотрены, например, различные негосударственные органы регулирования правоотношений по бухгалтерскому учету (саморегулируемые организации бухгалтеров и аудиторов, их ассоциации и союзы), которые также полномочны участвовать в разработке проектов федеральных (отраслевых) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Согласно ст. 25 комментируемого Закона при уполномоченном органе государственной власти по регулированию правоотношений в области бухгалтерского учета создается совет по стандартам бухгалтерского учета. Именно к полномочиям совета относится функция по экспертизе разработанных проектов бухгалтерского учета на предмет их соответствия не только действующему законодательству РФ, но и реальным потребностям практике бухгалтерского учета.

С порядком разработки федеральных (отраслевых) стандартов по бухгалтерскому учету тесно связан и другой правовой принцип, закрепленный комментируемой статьей. Это принцип разработки федеральных (отраслевых) стандартов на основе международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. При рассмотрении содержания предыдущего правового принципа уже говорилось о том, что сами стандарты разрабатываются на основе действующих в международной практике Международных стандартов финансовой отчетности. Разрабатываемые федеральные стандарты бухгалтерского учета и отчетности должны адаптировать к потребностям российской экономики Международные стандарты финансовой отчетности.

3. Следующие два правовых принципа, установленные комментируемой статьей, тесно взаимосвязаны между собой. Это принцип единства системы требований по бухгалтерскому учету и обеспечения условий единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов по бухгалтерскому учету. Несмотря на то что Закон о бухгалтерском учете N 129-ФЗ не предусматривал принципов правового регулирования правоотношений по бухгалтерскому учету, однако и ранее действовавшее законодательство исходило из необходимости сформировать единые требования в области бухгалтерского учета. Рассматриваемый правовой принцип раскрывается в отдельных статьях комментируемого Закона.

Часть 1 ст. 1 Закона N 402-ФЗ определяет, что основная цель закона состоит в установлении единых требований к регулированию правоотношений по ведению бухгалтерского учета. Сам факт объединения различных категорий хозяйствующих субъектов под единым термином "экономические субъекты" также говорит в пользу единства требований по бухгалтерскому учету. Статья 5 комментируемого Закона устанавливает перечень объектов бухгалтерского учета, который также является единым для любых категорий экономических субъектов. Комментируемый Закон установил единые требования к порядку ведения бухгалтерского учета в той степени, насколько это оказалось возможным. Единые требования к порядку ведения бухгалтерского учета будут содержаться и в федеральных стандартах. Однако сами федеральные стандарты подразделяются на два вида: стандарты ведения бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и стандарты ведения бухгалтерского учета для оставшейся категории экономических субъектов, т.е. для бизнеса, основанного на частном капитале, и некоммерческих организаций.

Любой федеральный стандарт ведения бухгалтерского учета устанавливает минимальный набор требований к порядку ведения бухгалтерского учета, определяет допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Комментируемый Закон предусматривает возможность принятия и отраслевых стандартов. Отраслевые стандарты будут более подробно регулировать правоотношения по порядку ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, которые занимаются хозяйственной деятельностью в определенной области.

Следующий правовой принцип в правоотношениях по ведению бухгалтерского учета сформулирован как принцип упрощения способов ведения бухгалтерского учета. В ст. 4 Закона по бухгалтерскому учету N 129-ФЗ устанавливалось правило, действующее для ограниченного круга хозяйствующих субъектов - только для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Им позволялось в особом упрощенном порядке (как закреплено в НК РФ) осуществлять только учет доходов и расходов, но не выполнять полных требований по ведению бухгалтерского учета. Теперь в ст. 6 комментируемого Закона также установлен перечень экономических субъектов (он остался практически прежним), которые могут не осуществлять полное ведение бухгалтерского учета.

Рассматриваемый правовой принцип говорит об особом упрощенном порядке ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства и отдельных некоммерческих организаций. К субъектам малого предпринимательства могут относиться не только индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, но и юридические лица. Пока в комментируемом Законе только предусмотрен правовой принцип упрощенного порядка ведения такими категориями экономических субъектов бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Возможно, в разрабатываемых федеральных (отраслевых) стандартах по ведению бухгалтерского учета будет предусмотрена возможность упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для отдельных категорий экономических субъектов, которых можно отнести к категории субъектов малого предпринимательства.

Последний правовой принцип комментируемой статьи говорит о недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов бухгалтерского учета с государственным контролем в области правоотношений бухгалтерского учета. Согласно ст. 5 Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ, общее методологическое руководство правоотношениями по бухгалтерскому учету осуществляло Правительство РФ. Теперь статья 22 комментируемого Закона говорит о государственной и негосударственной формах регулирования правоотношений по бухгалтерскому учету. Ранее при рассмотрении содержания отдельных правовых принципов уже отмечалось, что в разработке и утверждении федеральных и отраслевых стандартов по бухгалтерскому учету будут принимать участие не только органы государственной власти, но появляются и негосударственные формы управления. Это различные саморегулируемые организации бухгалтеров и другие формы некоммерческих организаций, преследующих цель профессионального развития бухгалтерского учета в стране.

Следует отметить, что пунктом 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329, предусмотрены полномочия Министерства финансов РФ по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию правоотношений в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В разработке федеральных стандартов по бухгалтерскому учету активно принимает участие в том числе и Министерство финансов РФ.

 

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

 

Комментарий к статье 21

 

1. Положения комментируемой статьи закрепляют общие правовые нормы по установлению системы стандартов бухгалтерского учета как системы нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Предусмотрены также и иные документы, которыми должно осуществляться правовое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету, установлена их юридическая сила в системе нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. В ч. 1 комментируемой статьи названы следующие виды стандартов бухгалтерского учета: федеральные и отраслевые. Указанные стандарты можно охарактеризовать как подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня, поскольку оба вида стандартов могут приниматься Министерством финансов РФ.

Часть 15 комментируемой статьи закрепила положение о том, что федеральные и отраслевые стандарты по ведению бухгалтерского учета не могут в своем содержании противоречить правовым нормам комментируемого Закона. В положениях комментируемой статьи предусмотрена разница в юридической силе между федеральными стандартами ведения бухгалтерского учета и отраслевыми. Отраслевые стандарты бухгалтерского учета не могут противоречить федеральным, они могут разъяснять применение отдельных положений федеральных стандартов в отношении экономических субъектов, занятых определенной категорией хозяйственной деятельности, но вступать в противоречие правила федерального стандарта и отраслевые не могут. Если в практике ведения бухгалтерского учета выявится расхождение содержания положений федерального стандарта и отраслевого, то большую юридическую силу будут иметь именно федеральные стандарты, а не отраслевые. Для практической реализации такого положения комментируемой статьи необходимо, чтобы каждый разрабатываемый и вводимый в действие отраслевой стандарт бухгалтерского учета обязательно содержал в себе положения о том, для разъяснения какого действующего федерального стандарта или стандартов он принят. Часть 3 комментируемой статьи определяет примерное содержание федеральных стандартов. Рассмотрим их подробнее.

2. Федеральные стандарты предполагают более подробное регулирование положений по бухгалтерскому учету. Так, федеральные стандарты бухгалтерского учета будут содержать в себе определения и признаки объектов бухгалтерского учета. Статья 5 комментируемого Закона лишь перечисляет объекты бухгалтерского учета и не раскрывает того, какие именно хозяйственные операции и иные события (факты хозяйственной жизни) можно отнести к категории того или иного объекта бухгалтерского учета. Кроме того, в ст. 5 комментируемого Закона предусмотрена возможность введения и иных объектов бухгалтерского учета, т.е. федеральным стандартом могут быть установлены дополнительные объекты бухгалтерского учета. В отношении объектов бухгалтерского учета комментируемая статья предусматривает подробное регулирование федеральными стандартами условий классификации объектов бухгалтерского учета, порядок их принятия (определенные условия, события, факты) и также порядок их списания в бухгалтерском учете любого экономического субъекта.

Пунктами 2 и 3 части 3 комментируемой статьи предлагается в федеральных стандартах бухгалтерского учета ввести более подробное регулирование правоотношений по порядку денежного измерения объектов бухгалтерского учета. Статья 12 комментируемого Закона устанавливает несколько общеправовых норм по денежному измерению объектов бухгалтерского учета, в ней лишь предусмотрена обязанность по денежному измерению объектов бухгалтерского учета. В свою очередь, именно федеральные стандарты должны конкретно определить допустимые и возможные способы по денежному измерению объектов бухгалтерского учета, а также определить условия (основания), при которых возможно использовать тот или иной способ по денежному измерению объектов бухгалтерского учета. Также и в отношении перерасчета объектов бухгалтерского учета, выраженных в иностранной валюте, в валюту РФ федеральные стандарты бухгалтерского учета должны предусмотреть способы и порядок перерасчета объектов бухгалтерского учета в иностранной валюте в валюту РФ. Для целей бухгалтерского учета значение будут иметь факты того, по состоянию на какую дату происходит перерасчет иностранной валюты в валюту РФ, по какой котировке происходит перерасчет (официальная котировка иностранной валюты, установленная ЦБ РФ). При перерасчете стоимости объектов бухгалтерского учета значение имеет и сама валюта, в которой выражена стоимость объекта.

В последнее время в практике международной торговли часто стали заключать межгосударственные соглашения по прямому перерасчету иностранной валюты без перерасчета контрактов в доллары США или валюту Европейского союза. Например, при расчетах с компаниями Китая возможен расчет контракта в китайской национальной валюте. Поэтому могут возникать дополнительные вопросы о перерасчете стоимости объекта бухгалтерского учета, выраженного в иностранной валюте (китайских юанях), в национальную валюту РФ. Таким образом, пересчет денежного измерения объекта бухгалтерского учета, выраженного в иностранной валюте, в валюту РФ может вызывать немало вопросов, и данные вопросы должны быть урегулированы в федеральных (отраслевых) стандартах бухгалтерского учета.

Федеральные стандарты должны установить и более подробное нормативно-правовое регулирование по установлению в каждом экономическом субъекте своей собственной учетной политики. В комментарии к ст. 8 Закона N 402-ФЗ уже рассматривались вопросы принятия и изменения содержания учетной политики экономического субъекта. Федеральные и отраслевые стандарты могут предложить каждому экономическому субъекту несколько возможных способов организации и ведения бухгалтерского учета всех хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни), которые подлежат обязательному учету согласно правовым нормам комментируемого Закона. Далее сам экономический субъект должен в принятой им учетной политике определить для себя определенный конкретный способ ведения бухгалтерского учета и решить отдельные вопросы по организации и порядку его ведения. В комментарии к ст. 8 отмечалось, что и в ранее действовавшем Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ предусматривалось обязательное принятие учетной политики, но данное требование действовало только в отношении юридических лиц. Теперь данное требование распространяется на все категории экономических субъектов, кроме тех, которые в соответствии с ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона освобождены от обязанности по ведению бухгалтерского учета.

Содержание комментируемой статьи в отношении учетной политики экономических субъектов предполагает, что именно федеральными стандартами должны быть урегулированы отдельные вопросы, которые должны содержаться в учетной политике каждого экономического субъекта, обязанного осуществлять ведение бухгалтерского учета. Отдельно прописана обязанность по разработке решения отдельных вопросов по инвентаризации активов и обязательств как объектов бухгалтерского учета и по порядку оформления документов бухгалтерского учета. Здесь имеется в виду то, что в предлагаемом варианте учетной политики каждого экономического субъекта должны быть решены вопросы порядка оформления первичных документов бухгалтерского учета и регистров бухгалтерского учета. Если экономический субъект предполагает осуществлять ведение бухгалтерского учета в основном в электронном виде, то правила такого учета с использованием электронного документооборота и электронной цифровой подписи также будут урегулированы федеральными стандартами. В последующем в каждом документе - учетной политике каждого экономического субъекта, обязанного осуществлять ведение бухгалтерского учета, такие правоотношения должны быть урегулированы на основании определенного федерального стандарта, подлежащего применению конкретным экономическим субъектом.

Разработанная и действующая в каждом экономическом субъекте учетная политика по организации и порядку (способу) ведения бухгалтерского учета в каждом экономическом субъекте должна способствовать достоверности сведений бухгалтерского учета. Именно по этой причине в ст. 8 комментируемого Закона установлено правило последовательного применения разработанной и принятой в организации учетной политики. Комментируемый Закон устанавливает специальные основания, при наличии которых возможно изменение учетной политики. Федеральные стандарты ведения бухгалтерского учета могут отдельно более подробно урегулировать правоотношения по изменению содержания учетной политики экономического субъекта.

В ч. 3 комментируемой статьи также говорится и о возможности введения нового плана счетов бухгалтерского учета и порядка его применения. В настоящее время действует три различных плана по бухгалтерскому учету. Положением ЦБ РФ от 26.03.2007 N 302-П утверждены Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ. Данный план счетов бухгалтерского учета применяется только кредитными организациями (банки и иные кредитные небанковские организации согласно Закону "О банках и банковской деятельности"). Указанный план счетов по-прежнему действует для кредитных организаций, и сам текст комментируемой правовой нормы (п. 5 ч. 3 ст. 21) предусматривает, что федеральные стандарты бухгалтерского учета не могут изменять действующее нормативно-правовое регулирование в отношении порядка осуществления бухгалтерского учета кредитными организациями.

План счетов для бюджетных организаций и Инструкция по бюджетному учету (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2008 N 148н) продолжают действовать для организаций государственного сектора. Федеральные стандарты, которые будут специально разработаны для экономических субъектов - организаций государственного сектора, могут изменять в данной области нормативно-правовое регулирование, в том числе утвердить новый план счетов бухгалтерского учета, разработать иные правила его применения.

Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 N 94н утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Пользуясь терминологией комментируемого Закона, данный План счетов действует для всех прочих категорий экономических субъектов, которые не относятся к кредитным организациям и организациям государственного сектора, обязанным осуществлять полное ведение бухгалтерского учета. Федеральными стандартами в дальнейшем данный порядок нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета может быть изменен.

Часть 3 комментируемой статьи определяет совокупность условий, которые должны быть урегулированы федеральными стандартами по бухгалтерскому учету в отношении составления бухгалтерской отчетности. Положениями ст. 13 - 15 комментируемого Закона устанавливаются общие требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. При рассмотрении содержания данных статей комментируемого Закона уже говорилось о том, что бухгалтерская отчетность необходима в основном для расчета налога на прибыль с организаций, т.е. юридических лиц. Комментируемая статья определяет, что федеральные стандарты должны установить условия, при соблюдении которых представленная экономическим субъектом бухгалтерская отчетность действительно считается достоверной.

В настоящее время условия достоверности сведений бухгалтерской отчетности определены только НК РФ. Статьи 80 и 81 НК РФ устанавливают общее правовое регулирование по составлению любых деклараций и отчетов, подаваемых в налоговые органы. Из содержания ст. 80 и ст. 81 НК РФ видно, что достоверность сведений, приведенных в бухгалтерской отчетности, предполагается и удостоверяется тем, что ее подписывает и подает в налоговый орган уполномоченное лицо экономического субъекта. В том случае когда сам экономический субъект выявляет недостоверность сведений в составленной им отчетности, то он вправе в любое время подать уточнение сведений, которые оформляются так же, как и сама отчетность. Налоговые органы в рамках проводимой ими камеральной налоговой проверки устанавливают факты достоверности или недостоверности составляемых и подаваемых в налоговые органы финансовой отчетности и других деклараций.

Положения НК РФ не распространяются на все категории экономических субъектов, обязанных составлять бухгалтерскую отчетность, поэтому федеральные стандарты могут установить свои правила и условия, при соблюдении которых составленная отчетность экономическими субъектами может считаться достоверной и давать объективное представление о реальном финансовом положении экономического субъекта на определенную подотчетную дату. Также обратим внимание на то, что положения ст. 14 комментируемого Закона, которыми закреплены правовые нормы о составе бухгалтерской отчетности экономических субъектов, подразделяют ее на основную (годовую) финансовую отчетность и промежуточную. В отношении состава и порядка оформления годовой бухгалтерской отчетности комментируемый Закон не предусматривает подробного дополнительного правового регулирования в каких-либо других нормативных актах. В отношении промежуточной бухгалтерской отчетности статья 14 комментируемого Закона содержит правовые нормы отсылочного характера, это касается большинства вопросов по порядку составления, сроков составления и подачи в уполномоченные органы промежуточной бухгалтерской отчетности. Согласно ст. 14 именно федеральные стандарты по ведению бухгалтерского учета должны в большей степени урегулировать правоотношения по составлению и подаче в уполномоченные органы государственной власти промежуточной финансовой отчетности.

Также в отношении бухгалтерской отчетности положения ч. 3 комментируемой статьи предусматривают и дополнительное правовое регулирование в федеральных стандартах бухгалтерского учета по составлению документов финансовой отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. Положения ст. 16 и ст. 17 комментируемого Закона регулируют правоотношения по подаче и составлению бухгалтерской отчетности юридического лица, когда наступает его реорганизация или ликвидация. В отношении реорганизации юридического лица ст. 16 комментируемого Закона допускает дополнительное правовое регулирование отдельных вопросов составления бухгалтерской отчетности вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Статья 17 комментируемого Закона в отношении ликвидации юридического лица не содержит в себе никаких отсылочных правовых норм по возможности дополнительного правового регулирования в федеральных стандартах. Можно отметить и то, что в настоящее время по прежнему действуют Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета могут установить и дополнительное правовое регулирование по ведению бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке. При рассмотрении содержания ст. 20 комментируемого Закона уже отмечалось действие такого принципа бухгалтерского учета, как упрощение способов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоторых видов некоммерческих организаций. Теперь в рассматриваемом положении комментируемой статьи говорится о возможности установления в федеральных стандартах бухгалтерского учета упрощенного способа ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для субъектов малого предпринимательства, но ничего не говорится о некоторых формах некоммерческих организаций. Пока из положений ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона следует, что некоторые категории экономических субъектов могут не осуществлять ведение бухгалтерского учета.

3. Требования ч. 3 комментируемой статьи в отношении содержания федеральных стандартов в основном касаются именно тех федеральных стандартов, которыми будут регулироваться вопросы ведения бухгалтерского учета такими категориями экономических субъектов, как коммерческие организации, в отношении организаций государственного сектора будут разработаны отдельные федеральные стандарты осуществления ведения бухгалтерского учета, поскольку организации государственного сектора должны не только осуществлять ведение бухгалтерского учета, но и учитывать требования по составлению бюджетной отчетности. Часть 4 комментируемой статьи также закрепляет отдельное правовое регулирование по вопросам, которые должны быть урегулированы федеральными стандартами бухгалтерского учета организациями государственного сектора. В настоящее время на официальном сайте размещены Международные стандарты финансовой отчетности организаций государственного сектора, а также разработанные проекты федеральных стандартов по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности для организаций государственного сектора. При обсуждении проекта Федерального стандарта "Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов" отмечено, что в настоящее время в России отсутствует выделение отчетности общего назначения, предназначенной для широкого круга внешних пользователей, и отчетности специального назначения, которая должна формироваться для пользователей, обладающих правом требовать представления отчетности в соответствии со своими потребностями в информации о деятельности субъектов общественного сектора. К таким пользователям, в частности, относятся вышестоящие организации, органы государственной власти и управления, контролирующие и надзорные органы и т.п.

МСФООС сформированы как стандарты, обязательные для соблюдения при формировании отчетности общего назначения. Проект Концептуальных основ исходит из того, что национальные стандарты учета и отчетности будут регулировать порядок формирования и раскрытия информации об активах, обязательствах, чистых активах, доходах и расходах субъектов общественного сектора в финансовых отчетах общего назначения. Органы власти и другие субъекты общественного сектора получают ресурсы от налогоплательщиков, финансирующих организаций, поставщиков и кредиторов для использования при оказании услуг гражданам и обществу в целом. Субъекты общественного сектора несут ответственность за управление выделенными им ресурсами и их использование. Все перечисленные стороны нуждаются в информации для принятия решений о том, насколько использование ресурсов в прошлом было правильным, эффективным и результативным, а также о том, какие ресурсы необходимы в будущем для функционирования субъектов общественного сектора.

Финансовая отчетность общего назначения составляется в первую очередь для того, чтобы удовлетворить информационные потребности тех получателей услуг и поставщиков ресурсов, которые не обладают правом требовать от субъектов общественного сектора раскрытия специальной информации.

Обсуждается также проект Федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности". Интересно, что данный Стандарт распространяется на организации с государственным участием и коммерческие организации с частичным финансированием за счет средств бюджета любого уровня. Согласно п. 8 проекта Стандарта, цели бухгалтерской (финансовой) отчетности в секторе государственного управления заключаются в представлении информации, полезной при принятии и оценке решений, и демонстрации способности субъекта сектора государственного управления отчитаться за вверенные ему ресурсы путем:

- представления информации об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;

- представления информации о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в денежных средствах;

- представления информации, полезной для оценки способности субъекта отчетности финансировать свою деятельность и выполнять свои обязательства;

- представления информации о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях;

- представления информации, полезной для оценки результатов деятельности субъекта отчетности с точки зрения издержек на ведение деятельности, эффективности достигнутых результатов.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения может также использоваться для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности субъекта отчетности, ресурсов, которые могут быть созданы в процессе этой деятельности, и сопутствующих этому рисков и неопределенностей. Пользователи могут также получить из бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов сектора государственного управления информацию, которая показывает:

- были ли ресурсы получены и израсходованы субъектом отчетности в соответствии с бюджетом (сметой, планом финансово-хозяйственной деятельности), утвержденным в установленном порядке;

- были ли ресурсы получены и израсходованы субъектом отчетности в соответствии с договорными требованиями и законодательными ограничениями, включая финансовые ограничения, установленные соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно ч. 5 комментируемой статьи, отраслевые стандарты бухгалтерского учета также являются нормативными правовыми актами федерального уровня. В отличие от просто федеральных стандартов бухгалтерского учета, отраслевые стандарты устанавливают особенности осуществления бухгалтерского учета отдельными категориями экономических субъектов. Отраслевые стандарты должны разрабатываться и применяться на основе уже существующих федеральных стандартов бухгалтерского учета. Поэтому, пока не будут разработаны и введены в действие федеральные стандарты по бухгалтерскому учету для всех категорий экономических субъектов (отдельно для организаций государственного сектора и отдельно для иных категорий), невозможно разрабатывать и применять отраслевые стандарты бухгалтерского учета. Отраслевые стандарты будут закреплять в себе особенности применения положений уже действующих федеральных стандартов бухгалтерского учета, такие особенности должны вводиться применительно к отдельным видам экономической деятельности.

В отношении отдельной категории экономических субъектов - кредитных организаций ч. 6 комментируемой статьи закрепляет особую правовую норму отсылочного характера. Бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности любой кредитной организации должны подчиняться правилам комментируемого Закона и актам ЦБ РФ. Никакие федеральные или отраслевые стандарты не могут устанавливать и регулировать порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в кредитных организациях. Напомним, что содержание того, какое юридическое лицо следует считать кредитной организацией, следует устанавливать по правилам Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в котором предусмотрено два вида таких организаций: банки и небанковские кредитные организации.

В отношении правил ведения бухгалтерского учета кредитными организациями действует Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утвержденное Банком России от 16.07.2012 N 385-П, оно действует на всей территории страны с 01.01.2013. Также ст. 40 Закона "О банках и банковской деятельности" предусматривает положение, аналогичное по своему содержанию ч. 6 комментируемой статьи. Правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учетом международной банковской практики. Полномочия ЦБ РФ закреплены в Законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

4. Положения ч. 7 - 10 комментируемой статьи определяют нормативно-правовое регулирование таких документов бухгалтерского учета, как рекомендации. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что рекомендации по ведению бухгалтерского учета относятся к документам, которые устанавливают правила организации и ведения бухгалтерского учета в экономических с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...