Глава 4. Заключительные положения
Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета
Комментарий к статье 29
В ранее действовавшем Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ статья 17 регламентировала организацию хранения документов бухгалтерского учета. Ряд положений комментируемой статьи повторяют ранее действующие правовые нормы, но есть и свои изменения. В ч. 3 комментируемой статьи возложена обязанность на любой экономический субъект по обеспечению безопасного хранения всех документов бухгалтерского учета, такие условия хранения должны обеспечивать сохранность документов бухгалтерского учета от их уничтожения или утраты, а также исключить возможность искажения сведений документов бухгалтерского учета. Ранее действовавшая редакция ст. 17 Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ предусматривала, что ответственность за сохранность документов бухгалтерского учета несет руководитель организации. Теперь ч. 3 комментируемой статьи переносит основной акцент правового регулирования в организации хранения документов бухгалтерского учета на то, какие цели должно обеспечить хранение документов бухгалтерского учета. Более подробно вопросы организации хранения документов бухгалтерского учета могут урегулировать федеральные стандарты бухгалтерского учета. В том числе в федеральных стандартах могут решаться и вопросы распределения ответственности за правильную организацию хранения документов бухгалтерского учета внутри каждого экономического субъекта. Положения ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи во многом повторяют положения ч. 1 и ч. 2 ранее действовавшей ст. 17 Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ. В частях 1 - 2 комментируемой статьи устанавливаются временные ограничения по хранению документов бухгалтерского учета. Согласно ч. 1 комментируемой статьи, такие документы, как: регистры бухгалтерского учета, документы первичного бухгалтерского учета и финансовая (бухгалтерская) отчетность, должны храниться на условиях, обеспечивающих достижение целей, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, в течение срока, предусмотренного правилами организации государственного архивного дела. В настоящее время такие правила установлены Приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения". Данный документ действует в отношении документов бухгалтерского учета с одной оговоркой, что срок хранения определенных документов бухгалтерского учета (первичные документы, регистры и отчетность) не может составлять менее 5 лет, которые начинают исчисляться сразу по прошествии отчетного года.
Например, все первичные документы бухгалтерского учета, регистры и отчетность, составленные в 2012 г. и по итогам 2012 г., хранятся не менее 5 лет либо более, если это предусмотрено приказом Министерства культуры, и срок хранения начинает исчисляться с 2013 г., соответственно с начала 2014 г. будет ровно один год их хранения и так далее. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрен 5-летний срок хранения определенных документов бухгалтерского учета и электронных носителей информации бухгалтерского учета. Это документы, организующие порядок ведения бухгалтерского учета внутри этого экономического субъекта. При этом в ч. 2 комментируемой статьи перечислены не все документы, указаны только: внутренняя учетная политика экономического субъекта, собственные стандарты экономического субъекта по ведению бухгалтерского учета таким экономическим субъектом. Внутренняя учетная политика в соответствии с комментируемым Законом должна быть принята внутри каждого экономического субъекта, кроме тех, которые согласно комментируемому Закону освобождены от ведения бухгалтерского учета. Собственные стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта экономический субъект может принимать или не принимать, это его право, а не обязанность. К документам, которыми разрешен внутренний порядок ведения бухгалтерского учета экономического субъекта, можно также отнести и все приказы руководителя экономического субъекта по назначению на должность главного бухгалтера конкретного лица и освобождению от нее, по приему на работу и увольнению бухгалтеров различных подразделений экономического субъекта и распределению между ними трудовых обязанностей.
Также в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена и другая группа информации, которая должна сохраняться, - это не документы бухгалтерского учета, а электронные носители документов бухгалтерского учета. Пятилетний срок для хранения обоих групп документов и средств программного обеспечения начинает исчисляться на следующий год после года, когда данные документы или средства программного обеспечения последний раз использовались.
Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 30
1. Положения комментируемой статьи устанавливают особый порядок действия и применения отдельных правовых норм комментируемого Закона. Закон N 402-ФЗ проводит серьезное изменение правового регулирования правоотношений по бухгалтерскому учету. При этом правоотношения по бухгалтерскому учету невозможно изменить за один день, бухгалтерский учет ведется последовательно из года в год по определенным правилам, новые требования и порядки его ведения должны вводиться постепенно, только тогда возможно сохранить объективность данных документов бухгалтерского учета, которые должны непрерывно вестись в этот переходный период времени. Поэтому в отношении ряда положений Закона N 402-ФЗ комментируемая статья предусматривает ограничение их действия. Часть 1 комментируемой статьи делает оговорку относительно действия федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Понятно, что ими фактически отменяется вся действовавшая система нормативных правовых актов подзаконного характера федерального уровня, которая должна была действовать до вступления комментируемого Закона в силу. Но в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что до разработки и утверждения всех необходимых федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета действующая система нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по бухгалтерскому учету, будет продолжать действовать.
2. В ч. 2 и ч. 3 комментируемой статьи содержится оговорка относительно применения отдельных правовых норм комментируемого Закона. Так, требования ч. 4 и ч. 6 ст. 7 комментируемого Закона не распространяются на лиц, которые на момент вступления комментируемого Закона в силу уже исполняли обязанности по ведению бухгалтерского учета у экономического субъекта. В ч. 4 ст. 7 комментируемого Закона установлены требования к лицу, замещающему должность главного бухгалтера различных категорий экономических субъектов. Не применяются и правила ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона при смене типа государственного или муниципального учреждения. В ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона предусмотрены правила исчисления первого отчетного периода для экономического субъекта, который только что прошел государственную регистрацию при создании. При смене типа государственного или муниципального учреждения происходит фактически реорганизация одного и того же учреждения (государственного или муниципального) с одного типа организации на другой. Образовавшаяся в результате новая организация по общему правилу ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона должна исчислять свой первый отчетный период с даты государственной регистрации изменений по 31 декабря года, в котором прошла такая государственная регистрация, включительно. Именно в отношении такой государственной регистрации, как смена типа государственного или муниципального учреждения, правила ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона не применяются. Фактически государственная регистрация смены типа никак не повлияет на определение отчетного периода - он как начался для организации с 1 января года, так и заканчивается 31 декабря того же года, даже если в течение такого года произошла смена типа государственного или муниципального учреждения.
Статья 31. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Комментарий к статье 31
В комментируемой статье перечислен ряд федеральных законов, которые утратят юридическую силу со дня вступления Закона N 402-ФЗ в силу, т.е. с 01.01.2013. Поскольку комментируемый Закон регулирует организацию и порядок ведения бухгалтерского учета различными категориями экономических субъектов, то действующие на момент вступления в силу комментируемого Закона законодательные акты федерального уровня, которыми урегулированы те же правоотношения, должны быть признаны утратившими силу. Введение таких правовых норм практически во всех вновь принимаемых федеральных законах позволяет сохранить законность и последовательность в правовом регулировании различных областей общественных отношений. Комментируемая статья признает утратившим юридическую силу и не подлежащим применению ранее действовавший Федеральный закон о бухгалтерском учете N 129-ФЗ. Любые изменения в текст федерального закона должны приниматься и оформляться в том же порядке, в котором принимался и изменяемый закон. В нашей правовой системе при определении юридической силы различных нормативных правовых актов действует принцип того, что к конкретным правоотношениям должен применяться закон в последней редакции. Поэтому не только Федеральный закон о бухгалтерском учете N 129-ФЗ признан утратившим силу, но и все другие Федеральные законы, вносившие в него изменения и дополнения, также признаются утратившими юридическую силу. Кроме того, признана утратившей силу и не подлежащей применению ст. 4 Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково". Статья 4 Закона N 243-ФЗ предусматривала внесение изменений (дополняла) Федеральный закон "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ и устанавливала особое, льготное правовое регулирование для участников инновационного проекта "Сколково". В отношении участников инновационного проекта "Сколково" ч. 4 ст. 6 комментируемого Закона предусматривает свою правовую норму, согласно которой организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 32
В каждом федеральном законе всегда есть правовая норма, указывающая на порядок его вступления в силу. Данные правоотношения урегулированы и Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". В ст. 6 Закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" предусмотрено два возможных порядка вступления в силу любого федерального закона. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Комментируемая статья устанавливает иной срок вступления в силу комментируемого Закона, он определен конкретной датой и не связан с датой официальной публикации полного текста Закона N 402-ФЗ. Комментируемый Закон вступает в юридическую силу одновременно на всей территории РФ с 01.01.2013.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|