Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету 3 глава
В настоящее время во исполнение комментируемого Закона обязательно должен быть разработан федеральный стандарт ведения бухгалтерского учета и могут приниматься отраслевые стандарты ведения бухгалтерского учета. За их разработку должно отвечать Министерство финансов РФ. Данные два вида стандартов будут на федеральном уровне представлены как нормативные правовые акты исполнительного органа государственной власти, и, соответственно, действовать они будут на всей территории РФ. Далее сами предприятия (организации) и иные хозяйствующие субъекты могут принимать свои внутренние стандарты бухгалтерского учета, которые не могут противоречить стандартам федерального уровня, принятым Министерством финансов РФ, но могут их дополнять, предусматривать дополнительные обязанности, требовать соблюдения дополнительных условий. Следует отметить, что еще с 1998 г. планировалось изменение правоотношений бухгалтерского учета и разработка стандартов бухгалтерского учета федерального уровня. Такие стандарты должны были приблизить систему правоотношений бухгалтерского учета к общепризнанным и мировым порядкам осуществления бухгалтерского учета организаций (см.: Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283). План счетов бухгалтерского учета. Данный термин давно используется в законодательстве о бухгалтерском учете. При этом ранее в Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ в ст. 2 устанавливалось, что план счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Действующее определение в комментируемой статье практически аналогично прежнему определению. План счетов бухгалтерского учета является систематизированным перечнем счетов бухгалтерского учета. В комментируемом Законе N 402-ФЗ по сравнению с ранее действовавшей редакцией Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ из текста статьи убрали подразделение счетов на аналитические и синтетические.
В настоящее время действуют План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, которые утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 N 94н. Возможно, в План счетов будут внесены изменения в связи с вступлением в силу комментируемого Закона с 01.01.2013. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций дополнительно разъясняет вопрос о том, что представляет собой План счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов РФ вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией, исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией, исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
Отчетный период. Данный термин в правовых нормах комментируемого Закона используется для обозначения того промежутка времени, по итогам которого должна составляться определенного вида бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных аналитических счетов Плана счетов бухгалтерского учета и представляет собой своего рода анализ итогов финансовой и иной хозяйственной деятельности организации за определенный промежуток времени. Нет единого документа, про который можно было точно сказать, что он один представляет собой документ бухгалтерской отчетности. Практически все те декларации, которые налогоплательщики должны подавать в налоговые органы (по налогу на прибыль с организаций, НДС, единый налог на вмененный доход и т.д.), и представляют собой документы бухгалтерской отчетности. Для всех налогов устанавливаются свои отчетные периоды, когда по ним следует подавать декларации налогоплательщику в тот налоговый орган, в котором постановлен на учет налогоплательщик. Действующее налоговое законодательство предусматривает 8 федеральных налогов, 4 специальных налоговых режима, 4 региональных налога и 1 местный налог. Не все налоги, предусмотренные действующим налоговым законодательством РФ, действуют и применимы в отчетности конкретным хозяйствующим субъектом. Если, например, индивидуальный предприниматель использует специальный налоговый режим - единый налог на вмененный доход, то он не может быть при этом плательщиком некоторых других федеральных налогов (не отчитывается и не платит НДС). Для каждого из налогов установлен свой отчетный период, это тот период времени, за который все хозяйственные операции и факты, составляющие налоговую базу по данному налогу, должны быть отражены в декларации по такому налогу (декларация будет одновременно являться и документом бухгалтерской отчетности). Добавим, что ст. 14 комментируемого Закона предусматривает нормативно-правовое регулирование лишь в отношении одного из видов документов, которым оформляется бухгалтерская отчетность, - бухгалтерский баланс. Именно данный документ обязательно подается в налоговый орган в качестве обоснования расчета налога на прибыль с организаций. Другими документами бухгалтерской отчетности можно назвать иные виды деклараций, подаваемых хозяйствующими субъектами в соответствии с НК РФ. По ряду налогов налоговые декларации не подаются, соответственно нельзя сказать и о бухгалтерской отчетности по таким видам налогов (например, водный налог, государственная пошлина, земельный налог).
Руководитель экономического субъекта. Данный термин использовался в Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ в ст. 2 (руководитель организации). Теперь значение данного термина расширилось. Руководитель экономического субъекта представляет собой не только должностное лицо организации (юридического лица), которое исполняет функции единоличного исполнительного органа управления юридического лица. Юридическое лицо может находиться в стадии ликвидации, и тогда функции единоличного исполнительного органа юридического лица будет исполнять ликвидатор. Юридическое лицо может находиться в одной из стадий банкротства, и в этом случае функции единоличного исполнительного органа будет осуществлять конкурсный управляющий или арбитражный управляющий. Есть и другие случаи, когда функции единоличного исполнительного органа управления юридического лица исполняют другие лица. Например, организация может быть передана в доверительное управление, и тогда функции единоличного исполнительного органа управления исполняет доверительный управляющий. Комментируемый Закон N 402-ФЗ и ранее действовавший Закон о бухгалтерском учете N 129-ФЗ предусматривали данные случаи при определении содержания понятия руководителя организации. Однако действующее определение руководителя экономического субъекта включает в себя не только случаи выполнения функций единоличного исполнительного органа управления юридического лица. Экономический субъект может быть не только юридическим лицом, но и адвокатом, индивидуальным предпринимателем, нотариусом - всеми теми лицами, на которые комментируемый Закон возлагает обязанность по ведению бухгалтерского учета. Руководителем экономического субъекта в других случаях, если экономический субъект не имеет статуса юридического лица, следует считать то лицо, которое ответственно за ведение дел от имени экономического субъекта. Иными словами, это то лицо, которое в силу действующего законодательства имеет право совершать юридически значимые действия от имени экономического субъекта - неорганизации.
Факт хозяйственной жизни. Данный термин впервые введен в законодательство о бухгалтерском учете, в Законе о бухгалтерском учете N 129-ФЗ его не было. Определение факта хозяйственной жизни необходимо для того, чтобы разграничить именно те правоотношения, которые должны быть закреплены (найти свое отражение) в документах бухгалтерского учета любого экономического субъекта. Не все события и факты, происходящие в любой организации, влияют или могут повлиять на имущественное положение такого экономического субъекта. Для определения таких событий и фактов и вводится комментируемым Законом понятие факта хозяйственной жизни. Это те события и обстоятельства, которые напрямую влияют или могут в будущем повлиять на имущественное положение самого хозяйствующего субъекта (или, как его называет именно комментируемая статья, экономического субъекта). Есть события, которые напрямую влекут за собой изменение имущественного положения экономического субъекта, например заключение организаций с банком кредитного договора, обеспеченного залогом недвижимого имущества, принадлежащего такой организации. Кредитный договор является подтверждением сделки и относится к обстоятельствам, изменяющим имущественное положение экономического субъекта - организации, поскольку в организацию приходят денежные средства из банка и в последующем увеличивается расходная часть обязательств организации, так как она начнет исполнять свои обязанности по кредитному договору, по возврату суммы кредита и процентов. То обстоятельство, что организация в обеспечение своего надлежащего исполнения кредитного договора заключила договор залога своего недвижимого имущества банку, сразу непосредственно не влияет на имущественное положение дел организации. Однако в будущем может повлиять, поэтому сразу же при заключении кредитного договора одновременно с договором залога и кредитный договор, и договор залога должны найти свое отражение в бухгалтерском учете организации.
Организации государственного сектора. Данный термин также впервые используется в законодательстве о бухгалтерском учете. В комментарии к ст. 2 Закона N 402-ФЗ давался перечень хозяйствующих субъектов, которые должны руководствоваться правовыми нормами комментируемого Закона и вести бухгалтерский учет. Среди них были указаны и органы государственной власти, местного самоуправления, а также и любые другие юридические лица. В комментируемой статье термин "организации государственного сектора" введен для того, чтобы облегчить понимание правовых норм комментируемого Закона. Содержание термина "организации государственного сектора" раскрывается в комментируемой статье посредством перечисления различных видов юридических лиц, к которым относятся: органы государственной власти любого уровня, органы управления муниципальных образований, государственные внебюджетные фонды и их территориальные подразделения, академии наук. Все данные организации имеют статус юридического лица, они функционируют почти полностью за счет средств одного из бюджетов бюджетной системы РФ (федерального, субъекта Федерации, муниципального образования). Их также можно назвать юридическими лицами, созданными на основе имущества государства или муниципального образования, в обеспечении деятельности таких организаций практически никак не могут быть использованы объекты частной собственности. Комментируемый Закон для общего объединения таких организаций и вводит термин "организации государственного сектора", хотя муниципальные учреждения не перечислены в комментируемой статье как один из видов организаций государственного сектора, указаны только государственные учреждения. Также муниципальные органы управления нельзя отнести к юридическим лицам, созданным за счет имущества РФ или субъекта РФ, они создаются, и их деятельность обеспечивается за счет муниципального имущества и средств бюджета муниципального образования.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
Комментарий к статье 4
Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, установление правовых основ единого рынка, а также законодательство о бухгалтерском учете относятся к исключительной компетенции РФ. Законами или нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления не могут как-либо регулироваться правоотношения по бухгалтерскому учету и отчетности. Все правовые нормы, регулирующие правоотношения по бухгалтерскому учету, могут быть представлены только в федеральном законодательстве страны. Комментируемая статья содержит в себе одну правовую норму, определяющую возможное правовое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в иных законодательных актах. Законодательство, регулирующее бухгалтерский учет, состоит не только из комментируемого Закона N 402-ФЗ, но может содержаться и в других федеральных законах. Как следует из ст. 1 комментируемого Закона, Закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования бухгалтерского учета в системе законодательства страны, создает правовой механизм регулирования бухгалтерского учета. Таким образом, комментируемый Закон является основополагающим законодательным актом федерального уровня, который и устанавливает основные начала (принципы) и отдельные условия регулирования правоотношений по ведению бухгалтерского учета в РФ. То обстоятельство, что Закон N 402-ФЗ в комментируемой статье говорит и о других федеральных законах, которые могут устанавливать свои требования по ведению бухгалтерского учета, должно рассматриваться как иное законодательство федерального уровня, в котором устанавливаются особые, дополнительные требования к порядку ведения бухгалтерского учета для отдельных организаций. Принятие же иного законодательного акта федерального уровня по вопросам ведения бухгалтерского учета, который также будет закреплять общие требования ведения бухгалтерского учета неограниченному кругу лиц, невозможно, поскольку такой федеральный закон уже существует, т.е. сам комментируемый Закон. В этой связи можно привести следующий пример, в ст. 28 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрены свои особенности регулирования правоотношений по ведению бухгалтерского учета страховыми компаниями. Страховщики составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность по формам и в порядке, которые установлены органом страхового регулирования в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора. В Российской Федерации действует и другое федеральное законодательство, которым также регулируются правоотношения, смежные с ведением бухгалтерского учета, - это составление и подача налоговой отчетности, составление аудиторского заключения. В обязанности налогоплательщиков согласно ст. 23 НК РФ входит подача бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями комментируемого Закона, кроме тех случаев, когда комментируемый Закон не обязывает налогоплательщика вести бухгалтерский учет. Согласно ст. 82 НК РФ, проверка порядка ведения бухгалтерского учета и правильность составления (достоверность) документов бухгалтерского учета происходит в рамках налогового контроля. Налоговые органы устанавливают свои требования к подаче бухгалтерской отчетности в налоговые органы (в отношении тех налогоплательщиков, которые обязаны это делать). Декларации, подаваемые в налоговые органы, составляются на основании информации, зафиксированной в документах бухгалтерского учета. Если обратиться к законодательству, регулирующему деятельность по составлению аудиторского заключения, то, согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Поэтому, как видно, законодательство, регулирующее порядок ведения бухгалтерского учета, имеет свою специфику, она заключается в том, что законодательство о бухгалтерском учете тесно взаимосвязано и применятся при регулировании других правоотношений - налоговых и составления аудиторского заключения. К законодательству о бухгалтерском учете относятся также нормативно-правовые акты Министерства финансов РФ и ЦБ РФ, принятые в целях реализации положений Закона о бухгалтерском учете. К таким нормативным правовым актам относятся приказы, положения, инструкции. Так, Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н было утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н были утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению. Кроме того, Министерством финансов РФ утверждаются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые представляют собой стандарты бухгалтерского учета и регламентируют порядок бухгалтерского учета. Требования, изложенные в ПБУ, обязательны для исполнения всеми хозяйственными субъектами при составлении бухгалтерской отчетности. К ПБУ, утвержденным Министерством финансов РФ, относятся следующие документы: ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"; ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда"; ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"; ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"; ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"; ПБУ 6/01 "Учет основных средств"; ПБУ 7/98 "События после отчетной даты"; ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"; ПБУ 9/99 "Доходы организации"; ПБУ 10/99 "Расходы организации"; ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах"; ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам"; ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи"; ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"; ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам"; ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"; ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы"; ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"; ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"; ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности"; ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений"; ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"; ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств"; ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов". Центральный банк РФ устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ. Так, Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П были утверждены Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. Положение определяет единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации. Кроме того, Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П был утвержден порядок осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, а также приняты другие документы.
Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
Статья 5. Объекты бухгалтерского учета
Комментарий к статье 5
1. В комментируемой статье перечислены объекты бухгалтерского учета, их можно представить как те области отношений в организации (ином экономическом субъекте), которые подлежат фиксации в документах бухгалтерского учета. Если в ст. 3 комментируемого Закона приводится определение того, что следует считать фактами хозяйственной жизни любого экономического субъекта, то в комментируемой статье приводится подробное описание именно тех областей правоотношений, в отношении которых собираются сведения о таких фактах хозяйственной жизни. Объекты бухгалтерского учета предусматривались и ранее в ст. 1 Закона о бухгалтерском учете N 129-ФЗ, в которой перечислялось три вида объектов бухгалтерского учета (имущество, обязательства, хозяйственные операции). Теперь в комментируемой статье представлен более широкий перечень объектов бухгалтерского учета. Во многом такое расширение объектов бухгалтерского учета связано с введением в ст. 3 комментируемого Закона определения факта хозяйственной жизни экономического субъекта. Отражение в документах бухгалтерского учета должны найти не только события, напрямую влияющие на финансовое положение экономического субъекта, но и события, которые могут опосредованно в будущем повлиять на финансовое положение экономического субъекта. Обязательства, имущество и хозяйственные операции, совершаемые экономическим субъектом в течение определенного промежутка времени (отчетного периода), напрямую влияют на финансовое положение экономического субъекта, в них не может найти отражение какой-либо факт, событие, которое в будущем может повлиять на финансовое положение хозяйствующего субъекта. Из представленных объектов бухгалтерского учета самым первым сразу предусмотрены факты хозяйственной жизни экономического субъекта, далее приведены конкретные объекты бухгалтерского учета. Такой способ правового регулирования, возможно, был выбран именно потому, что экономические процессы гражданского оборота в нашей стране претерпевают постоянные изменения, появляются новые сферы экономической деятельности, изменяются и прежние. Поэтому возможно, что появится сфера деятельности, какая-либо новая хозяйственная операция, которую трудно отнести к одному из объектов бухгалтерского учета, но в любом случае можно назвать фактом хозяйственной жизни экономического субъекта. Иные объекты бухгалтерского учета, перечисленные в комментируемой статье, также можно назвать фактами хозяйственной жизни экономического субъекта. Рассмотрим более подробно содержание остальных объектов бухгалтерского учета, представленных в комментируемой статье. 2. Активы. Активы и ранее являлись объектами бухгалтерского учета согласно Закону о бухгалтерском учете N 129-ФЗ, только назывались они "имущество". Понятие актива в законодательстве нигде не закреплено, выводы о том, что следует считать активами любого экономического субъекта, есть только в теории бухгалтерского учета. Актив представляет собой совокупность сведений об имуществе, которое принадлежит организации на каком-либо законном основании. Это не обязательно право собственности на определенное имущество, может быть и другое вещное право на имущество из предусмотренных гражданским законодательством РФ. Актив представляет собой совокупность имущества, принадлежащего организации. Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. В бухгалтерском балансе актив отражает состав и стоимость имущества конкретной организации на определенную дату. Бухгалтерский баланс включает два раздела активов - оборотные и внеоборотные активы. Оборотные активы - это денежные средства, а также такое имущество, которое может быть легко обращено в деньги, т.е. быстро реализовано. Внеоборотные активы составляют имущество с продолжительным сроком использования (более одного года), например долгосрочные финансовые вложения. Если обратиться к Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее везде по тексту - ПБУ), то в его структуре отдельно в разделе 1 вынесены внеоборотные активы (счета с 01 по 09 включительно). Оборотные активы представляют собой то имущество, которое также принадлежит организации, но уже используется в хозяйственных нуждах, экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Сюда можно отнести денежные средства и материальные запасы, дебиторскую задолженность. Активы любого экономического субъекта можно понимать как совокупность имущества, которое уже принадлежит экономическому субъекту, может им использоваться (расходоваться) в процессе хозяйственной деятельности. Сведения о таком имуществе отражаются в бухгалтерском балансе на определенную дату. Согласно Приказу Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз "Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности. В состав активов, принимаемых к расчету, включаются: 1) внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе бухгалтерского баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы); 2) оборотные активы, отражаемые во втором разделе бухгалтерского баланса (запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования, и задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал. В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются: 1) долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства; 2) краткосрочные обязательства по займам и кредитам; 3) кредиторская задолженность; 4) задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов; 5) резервы предстоящих расходов; 6) прочие краткосрочные обязательства. Оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты. Информация о стоимости чистых активов раскрывается в промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части). Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду. Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий: 1) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации); 2) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|