Принципы развивающей образовательной работы с детьми
Учет принципа личностно-деятельностного подхода в примерной региональной программе определяется реализацией содержания образования через разные виды деятельности детей. Собственная преобразующая деятельность ребенка складывается в русле его сотрудничества со взрослым и другими детьми как внутренний источник преобразования заданных педагогических условий (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов). Именно в таком преобразовании обнаруживается подлинный творческий потенциал детской деятельности. Опыт творческой деятельности в качестве ключевого, системообразующего звена обнаруживается не столько в «умениях действовать по образцу», сколько в способностях перестраивать эти умения и образцы там, где это нужно (В.Т. Кудрявцев). В этой ситуации приоритетным в достижении становится не только результат, но и увлеченность самим процессом деятельности: активная эмоциональная включенность ребенка, поиск средств и способов освоения, выполнения, позволяющих ребенку использовать их самостоятельно и творчески, что приводит к развитию самой деятельности, а значит, к развитию ребенка. Эмоции ребенка интенсивно проявляются в процессе деятельности, в основе которой заложен механизм творческой самореализации. В дошкольном возрасте образовательная деятельность строится на развитии наглядно-действенного, наглядно-образного мышления с постепенным введением элементов логического мышления. Учет принципа эмоционально-чувственной направленности в освоении ребенком образовательного содержания в дошкольный период является доминантным и определяющим в развитии познавательных психических процессов: воображения, мышления, памяти (Изард К.Э., Выгодский Л.С.), художественно-эстетического восприятия окружающего мира (социального, природного.
Компетентностный подход, заключается в освоении воспитанниками практических навыков использования приобретенных знаний во всех специфически детских видах деятельности, в различных организационных формах (регламентированных, нерегламентированных). Принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании. Культуротворческая функция, присущая миру дошкольного детства, выражается не только в освоении ребенком уже сложившихся культурных форм, но и порождение новых в рамках различных видов детских деятельностей. Освоение общечеловеческой и национальной культуры рассматривается как творческий процесс, поэтому и детское творчество выступает основным условием освоения образовательного содержания, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир. При этом дети осваивают многообразные способы и формы творческой интерпретации современной действительности, открывают свой субъективный внутренний мир, овладевают культурно выработанными средствами самопреобразования и самоизменения. Принцип интеграции образования предусматривает возможность реализации содержания образования в разных видах детских деятельностей (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, элементарно-поисковой, конструктивной, изобразительной и др.) и организационных формах (регламентированной и нерегламентированной), стимулирующих детей к познанию своего эмоционального мира и окружающих людей, для развития у ребенка таких сфер как: социально-личностная, физическая, познавательно-речевая, художественно-эстетическая. Данный принцип позволяет в последовательном освоении общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир, раскрывать взаимосвязь человека с другими людьми, с природными объектами, явлениями ближайшего природного и социокультурного пространства.
Принцип нравственной обоснованности жизнедеятельности, ориентирующий на понимание, осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, правовых отношений, на эмоционально-открытое проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения. Познавая нравственные ценности, ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются созидательно-культурной деятельностью, противостоянием негативному в культуре и социуме, способностью к содействию и сотворчеству в деятельности, умение понимать и принять позицию другого, привязанностью к уральской культуре, к родным местам. Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. Принцип развития предполагает создание условий для свободного общения детей, направленного на размышления о своих переживаниях, эмоциональных проявлениях; в результате самоанализа ребенком дается оценка своим эмоциональным реакциям. Образование осуществляется в игровой форме, а также других, присущих ребенку дошкольного возраста видах деятельности, стимулирующих наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое (в старшем дошкольном возрасте) мышление детей, развивающих их чувственно-эмоциональную сферу и позволяющих сформировать личностные базисные качества. Формирование базисных качеств личности ребенка (эмоциональность, любознательность, коммуникативность, доброжелательность, креативность, произвольность, инициативность, ответственность) осуществляется в процессе освоения содержания образования, через включение детей в различные формы взаимодействия с окружающим миром и определяется в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Содержание образования реализуется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества в деятельности, ориентацию на общечеловеческие ценности, предоставление ребенку инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Изложенные позиции становятся основой для формирования компетенций воспитанника: коммуникативной, познавательной, творческой, регулятивной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|