Внешние факторы развития фирмы
Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост. Х. Виссема предложил следующую схему внешних факторов развития фирмы (рис. 6) [5]. Рис. 6. Схема внешних факторов развития фирмы Х. Виссема
Факторы внешней среды макроуровня (демографические, социокультурные, экономические, политические, технологические, экологические, иституциональные) для удобства были сгруппированы в 4 блока (политические, экономические, социальные, технологические) (рис. 6). В такой группировке факторов можно узнать PEST (ПЭСТ, СТЭП) анализ – средство исследования внешней среды макроуровня. Проводя изучение различных компонент макроокружения, важно иметь в виду следующие два момента [17]: Во-первых, все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение должно вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Во-вторых, степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные фирмы не одинакова. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера фирмы, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.д. Среда непосредственного воздействия (микроуровня) – те группы сил, которые отмечены внутри овала, а именно: блок ресурсов, которые организация закупает, непосредственный круг потребителей и потребителей 2-й степени, а по краям – конкуренты, государственные законы и постановления различных уровней власти, которые воздействуют на деятельность фирмы и, в свою очередь, подвергаются ее влиянию.
М. Портер составил схему сил, которые играют наиболее важную роль в конкуренции (модель 5 сил конкуренции) (рис. 7) [29]. Она дополняет и детализирует блок «Конкуренты» в модели внешних факторов, представленных на рис. 6.
Рис. 7. Модель 5-ти сил конкуренции М. Портера
Указанные силы формируют конкурентную обстановку в отрасли. По всем элементам внешней среды макро- и микроуровня выбираются наиболее значимые факторы, что определяется экспертно по степени их влияния на конкурентоспособность организации. В таблицах 2 и 3 приведен примерный список факторов, на который можно опереться при проведении исследования. В реальности их может быть меньше или больше, в зависимости от отраслевой принадлежности компании, ее размера, стадии жизненного цикла и т.д. Затем дается описание и оценка текущего состояния факторов, например, по пятибалльной шкале. В случае возможностей для предприятия ставится положительная оценка, в случае угроз – отрицательная оценка. Стоит заметить, что одни и те же факторы, одновременно, могут создавать как возможности, так и угрозы для фирмы. При этом необходимо отдельно выделить положительное и отрицательное влияние факторов, а не их результирующую. В дальнейшем предлагаем учитывать только преобладающее влияние фактора, осознав его двойственную природу. Исходная информация для анализа внешней среды берется из статистических сборников, книг, СМИ. Кроме того, полезны участие в профессиональных конференциях, анализ опыта деятельности организации, изучение мнения сотрудников организации, проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений. Примеры изучения различных аспектов функционирования КХП, в том числе подробный анализ внешней среды предприятия, можно посмотреть в учебном пособии автора [13].
Таблица 2 Анализ внешней среды макроуровня (PEST-анализ)
Таблица 3 Анализ внешней среды микроуровня
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|