Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сценарии развития внешней среды организации

Изучение компонент окружения не должно заканчиваться описанием их текущего состояния. Необходимо попытаться предсказать направление развития наиболее важных факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности могут открыться перед ней в будущем. С этой целью применяют методы прогнозирования. Один из них – метод построения сценариев, который используется в условиях неопределенности, т.е. когда существует множество факторов, влияние которых на результат трудно или невозможно описать функциональной зависимостью [23].

Сценарий – это схема всех значимых факторов и возможные последующие результаты их действия [5].

Как правило, разрабатывают три вида сценариев: оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный.

Обычно руководители принимают свои решения на основе наиболее вероятного сценария. Рассмотрение крайних вариантов помогает менеджменту идентифицировать факторы, которые имеют важное значение для будущего фирмы.

Возможны различные способы составления сценариев развития внешней среды: текстовый (в качестве примера можно привести работу П. Друкера «Задачи менеджмента в XXI веке») [10], имитационное моделирование и т.д. Мы остановимся на морфологическом методе, в соответствии с которым формирование сценариев осуществляется следующим образом: выделяются наиболее значимые факторы внешней среды с их возможными состояниями; из них составляется морфологическая таблица (табл. 5); далее рассматриваются различные комбинации значений факторов (морфологические цепочки); из них выбираются те, которые соответствуют оптимистическому, пессимистическому и наиболее вероятному сценарию развития событий для объекта исследования.

 

Таблица 5

Морфологическая таблица возможных состояний внешней среды

Ключевые факторы внешней среды

Возможные состояния факторов

1. Конкуренция 1.1.Усиление 1.2.Ослабление 1.3.Прежний уровень
2.Реальные доходы населения 2.1. Рост 2.2. Падение 2.3. Прежний уровень
     

 

Составим сценарии развития внешней среды КХП по выделенным ключевым факторам ее окружения, при этом воспользуемся методом морфологического анализа (табл. 6).

 

 

Таблица 6

Морфологическая таблица возможных состояний внешней среды КХП

Ключевые факторы внешней среды

Возможные состояния факторов

Состояние 1 Состояние 2 Состояние 3
Государственная поддержка Рост Р11 Снижение Р12 Неизменный уровень Р13
Тарифы естественных монополий и цены на сырье Их рост превышает рост цен на готовую продукцию Р21 Их рост ниже роста цен на готовую продукцию Р22 Их рост совпадает с ростом цен на готовую продукцию Р23
Механическое и естественное движение населения Рост численности населения Р31 Снижение численности населения Р32 Численность населения относительно постоянная Р33
Состояние смежных отраслей Улучшение Р41 Ухудшение Р42 Неизменный уровень Р43
Благосостояние населения Рост Р51 Снижение Р52 Неизменный уровень Р53
Отраслевые инновации Бурный рост Р61 Незначительный рост Р62 Отсутствие Р63
Конкуренция Усиление Р71 Ослабление Р72 Неизменный уровень Р73
Профессиональная подготовка кадров Присутствует и специалисты приходят на комбинат Р81 Присутствует, но специалисты не приходят на комбинат Р82 Отсутствует Р83
Соотношение между спросом и предложением муки, комбикормов Рынок продавца Р91 Рынок покупателя Р92 Рыночное равновесие Р93

 

Из таблицы 6 можно вывести морфологические цепочки, соответствующие основным сценариям развития внешней среды:

· Оптимистический вариант: Р11, Р22, Р31, Р41, Р51, Р62, Р72, Р81, Р91;

· Пессимистический вариант: Р12, Р21, Р32, Р42, Р52, Р63, Р71, Р83, Р92;

· Наиболее вероятный вариант: Р13, Р21, Р32, Р43, Р53, Р62, Р71, Р82, Р92.

 

Видим, что наиболее вероятный вариант ближе к пессимистическому, чем к оптимистическому по таким параметрам, как:

· Тарифы естественных монополий и цены на сырье – скорее всего, их рост будет превышать рост цен на готовую продукцию.

· Механическое и естественное движение населения – явно просматривается негативная тенденция снижения численности населения в результате уменьшения рождаемости и переезда жителей в другие регионы России.

· Конкуренция на рынке – скорее всего, она будет возрастать, т.к., несмотря на значительные транспортные расходы предприятий других регионов, цена на их продукцию в области ниже цены, предлагаемой КХП.

· Соотношение между спросом и предложением муки, комбикормов складывается не в пользу производителей.

Данные параметры формируют зону риска для КХП.

Наиболее значимые риски КХП

Предприятие выпускает качественную продукцию (золотая медаль ВДНХ за 2002 г.), однако, уступает по цене предприятиям, привозящим свою продукцию из более южных регионов. Это объясняется высокой себестоимостью выпускаемой продукции. В связи с этим можно выделить следующие 3 ключевые риска для комбината (табл. 7).

Таблица 7

Определение трех ключевых рисков КХП

Наиболее важный риск для компании Важность, балл (от 1 до 10) Эффективность управления, балл (от 1 до 10) Разрыв [= (2)-(3)]
1 2 3 4
Потеря доли рынка и, в связи с этим, ухудшение финансового положения 10 4 (можем влиять, в первую очередь, через ценовую политику, однако, резерв снижения цен у КХП незначительный) 6
Изменение цен на энергоносители (энергоемкое производство) 5 2 (немного можем влиять, внедряя энергосберегающие технологии, однако, это требует больших капиталовложений) 3
Урожайность зерновых 8 2 6

 

Из табл. 7 видим, что наиболее значимыми рисками для КХП являются риск потери доли рынка и риск низкой урожайности зерновых.

SWOT-анализ

Ранее нами были изучены внутренняя и внешняя среда КХП.

Внутренняя среда КХП:

Сильные стороны КХП:

· КХП – единственное предприятие в регионе по производству муки и комбикормов;

· Репутация производителя высококачественной продукции;

· Широкий ассортимент продукции;

· Наличие крупных клиентов, хорошо налаженное сотрудничество;

· Опытные работники;

· Выгодное местоположение по отношению к основным потребителям, возможность непрерывной реализации товаров.

Слабые стороны КХП:

· Сравнительно высокие цены на готовую продукцию;

· Отсутствие прямых связей с производителями зерна – КХП имеет дело с перекупщиками;

· Низкая загруженность основных производственных фондов;

· Низкий организационно-технический уровень комбикормового цеха КХП;

· Наличие сильно изношенного оборудования на мельнице.

 

Внешняя среда КХП:

Возможности внешней среды для КХП:

· Большая емкость рынка, которую может охватить предприятие;

· Близость потребителей, а значит, возможность быстро реагировать на изменения спроса, а также оперативно поставлять готовую продукцию на рынок с невысокими транспортными издержками. 

Угрозы внешней среды для КХП:

· Ужесточение конкуренции: увеличение числа конкурентов, их укрупнение;

· Увеличение цен на сырье, в частности, нерегулируемый рост цен на зерно (из-за выгодности торговых операций с зерном);

· Удаленность сырьевой базы;

· Рост цен на электроэнергию и тепло;

· Неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий-потребителей комбикормов;

· Изменение потребностей заказчиков;

· Отказ некоторых клиентов от сотрудничества.

 

Выявленные сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы внешней среды вносятся в SWOT-таблицу (табл. 8). Далее попарно рассматриваются следующие комбинации: сильные стороны организации и возможности внешней среды (поле С и В), сильные стороны организации и угрозы внешней среды (поле С и У), слабые стороны организации и возможности внешней среды (поле СЛ и В), слабые стороны организации и угрозы внешней среды (поле СЛ и У). Результатом проведенного сопоставления состояний внутренней и внешней среды организации должны стать рекомендации по улучшению текущей работы и развитию компании.

 

Таблица 8

SWOT-анализ КХП

Параметры сред Возможности внешней среды: 1) – 2) Угрозы внешней среды: 1) – 7)
Сильные стороны организации: 1) – 6) С и В: Рассмотреть возможность выхода на новые сегменты рынка, на новые региональные рынки; на международный рынок, предлагая на экспорт гранулированные комбикорма.     С и У: 1) Лучше, быстрее, чем конкуренты, удовлетворять изменяющиеся потребности заказчиков. 2) Поддерживать тесное сотрудничество с постоянными клиентами. 3) Активно искать новых покупателей, привлекать их высоким качеством продукции, конкурентоспособными ценами и высоким сервисным обслуживанием. 4) Рассмотреть возможность создания холдинга с с.х. предприятиями и / или с хлебозаводами. 5) Усилить контроль за издержками.
Слабые стороны организации: 1) – 5) СЛ и В: 1) Осуществить поиск резервов снижения затрат. 2) Провести техническое перевооружение комбикормового цеха (ККЦ). 3) Обновить наиболее изношенное оборудование мельницы. СЛ и У: 1) Попытаться наладить прямые связи с производителями зерна. 2) Оценить целесообразность создания холдинга с сельхозпроизводителями и/или с хлебозаводами.

 

Далее осуществляется анализ и оценка предложенных мероприятий, из которых выбираются наиболее привлекательные для организации варианты. Они должны быть не только экономически целесообразными, но и соответствовать миссии предприятия.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое среда системы? Назовите виды сред.

2. Перечислите группы факторов внешней среды организации.

3. Опишите модель пяти сил конкуренции М. Портера.

4. Перечислите показатели концентрации рынка.

5. Раскройте суть профильного анализа среды организации.

6. Что такое сценарий?

7. Назовите основные виды сценариев.

8. Раскройте суть морфологического метода построения сценариев.

9. В чем суть SWOT-анализа?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...