Этап II. Определение общего приоритета признаков
(1) На первом шаге второго этапа каждый эксперт производит все возможные попарные сравнения признаков. Они осуществляются с помощью специальной колоды карточек, на каждой из которых указана пара признаков. Количество карточек в колоде зависит от числа выявленных признаков. Для рассматриваемого примера число карточек равно . Колода карточек перетасовывается и выдается экспертам. Перед каждым экспертом ставится задача распределять 100 баллов между указанными на карточке двумя признаками. Пример распределения баллов по признакам показан в табл. 4. Таблица 4 Распределение баллов по признакам 1-ым экспертом
(2) Второй шаг второго этапа – определение приоритета признаков для каждого эксперта. Обработка заполненных экспертом карточек позволяет каждому признаку поставить в соответствие сумму из (n-1) оценок (где n – общее число рассматриваемых признаков). Полученные оценки нормируются относительно признака, получившего у данного эксперта максимальную сумму баллов. В результате получаем упорядочивание признаков по значимости для каждого эксперта. Расчет значимости признаков для каждого из пяти экспертов в рассматриваемом нами примере показан в табл. 5. Для каждого эксперта формируется таблица, в которой по строкам представлены номера карточек, а по столбцам буквенные обозначения выявленных признаков. Оценки признаков из каждой карточки переносятся в соответствующие столбцы таблицы. Подсчитывается сумма баллов для каждого признака. Значимость признака, набравшего максимальное число баллов, принимается за единицу, оценки значимости остальных признаков определяются как отношение набранной ими суммы баллов к максимальной. Так, например, для первого эксперта признак А получает максимальную сумму баллов – 280. Значимость этого признака принимается равной единице. Соответственно значимость признаков
Таблица 5 Расчет значимости признаков 1-й эксперт
2-й эксперт
3-й эксперт
4-й эксперт
5-й эксперт
В результате получаем ряд признаков, упорядоченный по значимости для 1-го эксперта:
Аналогично обрабатываются оценки остальных экспертов.
(3) Шаг 3 второго этапа – определение общего для всех экспертов приоритета признаков. Составляется сводная таблица значимости признаков по всем экспертам (табл. 6).
Таблица 6 Сводная таблица признаков по всем экспертам
Для определения общего приоритета признаков необходимо выделить признак, значимость которого в таблице 6 получила больше всего единиц. Такой признак будем называть ведущим. В нашем примере ведущим будет признак Б – «важность», имеющий максимальную значимость у 2-го, 3-го и 5-го экспертов. Далее строится таблица 7, в которой по строкам перечислены признаки, а по столбцам – результат отношения оценки значимости ведущего признака (Б) ко всем остальным. Например, по 1-му эксперту получаем отношения:
Аналогичным образом определяются отношения значимости ведущего признака Б к значимости всех остальных признаков по другим экспертам.
Таблица 7
Далее на основании полученных данных определяют среднее значение приоритета сравниваемых признаков. Так для признака А среднее значение отношения признака по всем экспертам следующее:
Таким же образом определяются средние значения приоритета Для определения общего приоритета признаков необходимо выявить значения отношений ведущего признака ко всем остальным признакам. За ведущий признак в табл. 7 (графа 8) принимается признак с минимальной значимостью. Может сложиться, что по результатам отношений ведущего признака ко всем остальным, среднее значение приоритета какого-нибудь признака будет меньше единицы. В таком случае этот признак и будет являться ведущим при определении значимости общего приоритета признаков. В нашем примере ведущим признаком остается признак Б. Определяем отношение значимости этого признака ко всем остальным:
В итоге получается окончательная шкала, которая в интервале от единицы до нуля отражает значимость выбранных экспертами признаков (табл. 8).
Таблица 8 Оценки значимости признаков эффективности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|