Раздел 5. Проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения 376
Глава 14. Педагогическая диагностика достижений детей дошкольного возраста и мониторинг образовательного процесса в детском саду.......................................................... 376 14.1. Педагогическая диагностика достижений детей дошкольного возраста 376 14.2. Мониторинг образовательного процесса в детском саду.................................................................... 385 Глава 15. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.......................... 389 15.1. Основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении..................... 389 15.2. Проектное комплексно-тематическое планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении........................................... 398 Глава 16. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.......................... 401 16.1. Проектирование предметно-развивающей среды группы детского сада......................................................... 401 16.2. Проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения 407 Глава 17. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами............................................................................. 413 17.1. Корпоративная культура взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении...................... 413 17.2. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с культурным пространством города........................................................ 418 17.3. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой 423 Глава 18. Проектирование взаимодействия дошкольного учреждения с семьей 424 18.1. Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста........................................................ 424
18.2. Технологии проектирования взаимодействия дошкольного учреждения с семьей 427 Глава 19. Ребенок на пороге школы…...................................... 434 19.1. Готовность ребенка к школьному обучению................ 434 19.2. Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду..................................... 439 Приложения............................................................................... 449 Приложение 1. Проблемные вопросы для самодиагностики и диагностики......................................................................... 449 Модуль 1. Дошкольная педагогика..................................... 449 Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста 450 Приложение 2. Банк контрольно-измерительных материалов. Индивидуальные задания 454 Модуль 1. Дошкольная педагогика..................................... 454 Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста 455 Приложение 3. Задания для подгруппы студентов.................. 457 Модуль 1. Дошкольная педагогика..................................... 457 Модуль 2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста 458 Приложение 4. Итоговая аттестация....................................... 459 Оцениваемые компетенции............................................... 459 Литература................................................................................. 462 Нормативные документы........................................................ 462 Стратегические документы..................................................... 462 Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования 462 Учебные, учебно-методические пособия, монографии............. 463
Введение Уважаемые коллеги! У вас в руках учебник, посвященный вопросам дошкольной педа- гогики и методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это не первый и, конечно же, не последний учебник, посвященный проблемам развития и воспитания растущего человека в самый важный период его становления, который определяет характер всей его после-
дующей жизнедеятельности, — период дошкольного детства! Дошкольное детство — уникальный, самоценный период станов- ления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопрово- ждения и условий. Дошкольное детство — целостный феномен, основа, определяю- щая развитие человека на протяжении всей его жизни. Мир детей, мир детства традиционно привлекает внимание ученых и практиков, исследующих закономерности развития и становления ребенка, разра- батывающих подходы к его воспитанию. Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность. Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах, потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфлик- тах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности и творчестве в доступных видах деятельности. Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуаль- ный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобра- зуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто отражение — это активная работа чувства и ума, осмысление мощного информационного потока, переживание всего того, что он видит и слы- шит вокруг себя. Помочь ребенку открыть мир для себя и себя — миру призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию — педагог! Современный этап может быть охарактеризован как время инно- ваций и перемен, модернизации отечественного образования и его интеграции в мировое образовательное пространство. Это период бы- строй смены условий и требований системы, время гибких, адаптивных, инициативных и творческих педагогов. Вузы России перешли на уровневую модель подготовки специа- листов для системы образования — бакалавров и магистров, реализуя новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Это, несомненно, инновационный этап в развитии высшего профес- сионального педагогического образования в нашей стране.
Профессиональная деятельность современного педагога дошкольно- го образования — деятельность, ориентированная на целостное развитие и воспитание ребенка в педагогическом процессе, — требует особого, нового качества подготовки педагога. Инновационность данной системы подготовки определяется: ¨ во-первых, обеспечением условий непрерывности образования, возможности построения профессиональной карьеры на основе получения образовательных степеней — бакалавра и магистра; ¨ во-вторых, обеспечением единства целевого, содержательного и тех- нологического компонентов образовательного процесса, ориентиро- ванных на качество подготовки, показателем которого становится профессиональная компетентность будущего педагога. Компетентностный подход к анализу профессиональной деятель- ности и в целом образованности человека становится ведущим в сов- ременной социальной системе. Замысел нашего учебника основан на логике компетентностного подхода, предполагающего формирование у будущих педагогов педа- гогической компетентности как готовности к решению ведущих групп задач профессиональной деятельности: диагностических, проектиро- вочных, задач самообразования, задач взаимодействия с субъектами педагогического процесса. Нам кажется, что круг читателей нашего учебника может быть широк. Конечно, чтение потребует от вас начальной педагогической обра- зованности, а главное — желания размышлять над вопросами, которые поднимаются на страницах учебника. При этом наш читатель — тот: ¨ кому интересны проблемы развития и воспитания ребенка дошколь- ного возраста; ¨ кто хотел бы помогать растущему человеку открывать мир вокруг себя; ¨ кто помогает другому освоить такую непростую, но прекрасную профессию педагога! Нам кажется, что качественная новизна предлагаемого учебника определяется следующими причинами. Во-первых, это ориентация или даже центрация на самоценности периода детства в развитии человека, на уникальности детской культуры и субкультуры. В связи с этим в основу учебника положена разрабо- танная авторами концепция развития ребенка как субъекта детской деятельности и поведения, впервые даются характеристики ценностных ориентаций, интересов, размышлений современного дошкольника — ребенка XXI века.
Во-вторых, это признание того, что современный детский сад — это уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях модернизации дошкольного образования, принятия Федеральных государственных требований к условиям реализации основной обще- образовательной программы дошкольного образования, вариативности программ и типов дошкольных учреждений все острее встает необходи- мость решения проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, средств и способов организации его воспитания, обучения, образования. На страницах учебника мы попытались раз- работать подход к организации целостного развития детей в условиях педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Наш учебник базируется на следующих принципах. Принцип фундаментальности. Именно этот принцип определил логику изложения материала и подчинил ее логике развития педа- гогической науки на современном этапе. Поэтому вам предлагается многоаспектный анализ разных (философских, психологических, педагогических, методических) основ процесса воспитания, обучения, образования детей дошкольного возраста. Принцип гуманизации. Мы хотим сориентировать наших читателей в поликонцептуальном пространстве современного научно-педагоги- ческого знания, сопоставить различные теории, концепции, системы. Поэтому мы отвергаем догматический подход изложения точки зрения авторов как единственно верный и приглашаем вас к дискуссии. Принцип активизации индивидуального личностно-профессионального потенциала читателя и права на самообразование. Наше пособие вы- полняет не только информационную, но и образовательную функцию, что позволяет осуществлять самодиагностику и диагностику качества образовательных результатов в процессе выполнения разного рода заданий, тестов, ответов на вопросы. Учебник построен по модульному принципу и включает два модуля. 1. Дошкольная педагогика (8 кредитов), в котором раскрываются тео- ретические основы дошкольной педагогики, вопросы организации системы дошкольного образования в России и за рубежом, подходы к организации воспитания и обучения ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
2. Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста (12 кредитов). Здесь рассматриваются целевые, содержательные и технологические аспекты физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития и воспитания детей; методические вопросы проектирования педа- гогического процесса. Проблемные вопросы, интегративные задания позволят студентам и преподавателям осуществлять контроль и самоконтроль качества профессиональной подготовки. Содержание учебника ориентировано на формирование следующих компетенций студентов бакалавриата по направлению подготовки «Пе- дагогическое образование»: ¨ готов использовать методы физического воспитания и самовоспи- тания для повышения адаптационных резервов организма и укре- пления здоровья (ОК-5); ¨ способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); ¨ владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); ¨ способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6); ¨ способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); ¨ готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитатель- ного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); ¨ способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспи- танников (ПК-6); ¨ готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7). Авторы учебника — преподаватели кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического уни- верситета им. А. И. Герцена, старейшей в России кафедры по подготовке специалистов для системы дошкольного образования. Сотрудники кафедры являются разработчиками ГОС и Основных образовательных программ 2-го поколения (направление — «Педагоги- ка», профили дошкольного образования), ФГОС и Основных образо- вательных программ по направлению «Педагогическое образование». Преподаватели кафедры — авторы программно-методического ком- плекса «Детство», программы дошкольного образования, соответст- вующей Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Нам хотелось бы выразить огромную благодарность и признатель- ность нашим учителям, без которых был бы невозможен наш учебник. Главы учебника написаны следующими авторами. 1. Акулова О. В., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 2. Глава 13). 2. Бабаева Т. И., кандидат педагогических наук, профессор (Модуль 1. Глава 3: параграф 3.2; Глава 7. Модуль 2. Глава 4. Глава 19). 3. Березина Т. А., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 1. Глава 3: параграф 3.3. Модуль 2. Глава 18). 4. Вербенец А. М., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 1. Глава 9: параграф 9.1. Модуль 2. Глава 11. Глава 15. Глава 17: параг- рафы 17.2, 17.3). 5. Гогоберидзе А. Г., доктор педагогических наук, профессор (Введе- ние. Модуль 1. Глава 1: параграфы 1.1, 1.2, 1.3. Глава 3: параграф 3.4. Глава 6: параграфы 6.1, 6.3. Модуль 2. Глава 12). 6. Грядкина Т. С., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 2. Глава 1). 7. Деркунская В. А., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 1. Глава 1: параграф 1.1. Глава 2: параграфы 2.1, 2.2. Глава 6: параграф 6.3. Глава 9: параграф 9.2. Модуль 2. Глава 2. Глава 3. Глава 12). 8. Ивченко Т. А., ассистент (Модуль 2. Глава 10). 9. Михайлова З. А., кандидат педагогических наук, профессор (Мо- дуль 2. Глава 9). 10. Никонова Н. О., старший преподаватель (Модуль 2. Глава 10). 11. Новицкая В. А., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 2. Глава 17). 12. Полякова М. Н., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 2. Глава 8. Глава 9. Глава 14. Глава 16). 13. Римашевская Л. С., кандидат педагогических наук, доцент (Мо- дуль 2. Глава 6. Глава 10). 14. Солнцева О. В., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 1. Глава 3: параграфы 3.1, 3.2. Глава 4: параграфы 4.1, 4.2, 4.3. Глава 5. Глава 8. Глава 9: параграф 9.1. Модуль 2. Глава 5. Глава 15). 15. Сомкова О. Н., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 1. Глава 9: параграфы 9.1, 9.2. Модуль 2. Глава 7. Глава 15). 16. Таратухина М. С., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 1. Глава 4: параграфы 4.1, 4.4.). 17. Яфизова Р. И., кандидат педагогических наук, доцент (Модуль 1. Глава 6: параграф 6.2). Открывая первые страницы нашего учебника, помните, что: ¨ педагогика — это наука воспитания человека человеком! ¨ педагогика — это искусство понимания и помощи, взаимодействия и доверия, сотрудничества и сотворчества! Мы надеемся, что изучение нашего учебника поможет вам прибли- зиться к разгадке тайны воспитания, обучения и образования растущего человека дошкольного возраста. Желаем вам успеха!
М одуль 1 Дошкольная педагогика Р аздел 1 Теоретические основы дошкольной педагогики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|