Как развивалась дошкольная педагогика в России?
В России в 60–70 годы XIX века дошкольная педагогика начала разви- ваться под значительным влиянием педагогической системы Ф. Фрёбе- ля, которая вскоре была существенно преобразована отечественными педагогами на основе идей К. Д. Ушинского о народности воспитания, его развивающей направленности. В первых детских садах значительное место уделялось развитию речи детей, ознакомлению с устным народным творчеством, использованию народных игр и песен, родиноведению (Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Е. И. Конради). Были определены задачи умственного, нравственного, физического развития ребенка. Начало XX века характеризовалось преобладанием концепций свободного воспитания детей (К. Н. Вентцель, М. Х. Свентицкая, Л. К. Шлегер), реконструкцией метода М. Монтессори (Ю. И. Фаусек). В отечественной дошкольной педагогике особое место принадле- жит наследию Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1943), которой были разработаны теория и методика обучения детей родному языку, математике, знакомства с природой. Ведущее место в педагогической теории и практике Е. И. Тихеевой занимала идея использования дет- ской деятельности для развития ребенка, так называемой «игры-тру- да». Была обоснована необходимость собственной активности ребенка в процессе обучения и воспитания через использование экспериментов, элементарных опытов, игр, труда. Е. И. Тихеевой создана одна из первых концепций предметной развивающей среды детского сада. В 1920-х — начале 1930-х годов для дошкольной педагогики нашей страны было характерно наличие разнообразных педагогических теорий и систем (М. Монтессори, Ф. Фрёбель, Е. И. Тихеева, использование в детских садах идей О. Декроли и Д. Дьюи), их сравнение и анализ эффективности применения. В этот же период появились установки, основанные на марксистско-ленинском учении: о значении воспитания у детей коллективизма, усилении идей трудового воспитания, необхо-
димости коммунистического воспитания в детском саду. К 1936 году в связи с усилением в государстве тоталитаризма произошел отказ от разработки разнообразных педагогических теорий, было запрещено использование зарубежных педагогических систем как противоречащих идеалам коммунистического воспитания детей. К концу 30-х годов ХХ века сложились основные положения совет- ской дошкольной педагогики, которые оставались общепризнанными до середины 80-х годов: о ведущей роли воспитателя в формировании личности ребенка, об идейной направленности дошкольного воспи- тания, о связи воспитания с общественной жизнью и семьей, об учете в педагогическом процессе возрастных психофизиологических осо- бенностей ребенка, о программности и плановости педагогического процесса детского сада. Период 40–80-х годов ХХ века знаменуется фундаментальными исследованиями разных научных направлений дошкольной педагогики: эстетического воспитания и обучения детей родному языку (Е. А. Фле- рина), умственного и сенсорного воспитания детей (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова), детской игры (Д. Б. Эль- конин, А. П. Усова и др.), обучения (А. П. Усова), художественно- эстетического и музыкального воспитания детей (Н. А. Ветлугина). Досконально были изучены вопросы развития и воспитания детей раннего возраста (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. И. Радина и др.). В 70-е годы разработана теория амплификации детского развития (А. В. Запорожец) и проведены многие другие исследования, которые являются основой современной дошкольной педагогики. Значительные исследования в области дошкольной педагогики про- водились в этот период в Ленинграде (ЛГПИ им. А. И. Герцена): в обла- сти формирования математических представлений у детей (А. М. Леу- шина), формирования систематизированных представлений о явлениях природы (П. Г. Саморукова), формирования у детей системных знаний о социальной действительности (В. И. Логинова), воспитания у де- тей дружеских отношений и основ гуманности (Т. И. Бабаева) и др. Исследования, проведенные во второй половине ХХ века, сущест- венно обогатили теорию дошкольной педагогики, позволили уточнить содержание образовательной программы детского сада, дали представ- ление о новых методах воспитания и обучения детей (например, методах
моделирования, экспериментирования и др.). Социальная ситуация в России конца XX века послужила ката- лизатором педагогических инициатив в отечественном образовании. Активный инновационный педагогический поиск, новые ценности об- разования, переосмысление зарубежного опыта привели к смене образо- вательной парадигмы. Совершился переход от авторитарной педагогики и учебно-дисциплинарной образовательной модели к педагогике, цен- трированной на человеке, обращенной к проблемам личности. Термин «личностно-ориентированное образование» был принят и получил как теоретическую, так и практическую поддержку в педагогической науке и дошкольной педагогике в частности. Следует отметить, что современная дошкольная педагогика нахо- дится в развитии, ее теоретические концептуальные основы еще окон- чательно не сложились. Конец XX века и начало нового столетия были отмечены появлением ряда серьезных теоретических исследований в области педагогики дошкольного детства (Т. И. Бабаева, С. А. Коз- лова, Р. М. Чумичева, М. В. Крулехт, М. В. Корепанова, Т. В. Фуряева, Е. Н. Герасимова и др.) и широкого спектра прикладных исследований, которые позволяют выявить основные тенденции и проблемы развития отечественной дошкольной педагогики. Теоретические основы дошкольной педагогики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|