В чем особенности институционального этапа развития дошкольной педагогики?
Появление первых дошкольных учреждений было обусловлено не- обходимостью включения женщины в производство. На протяжении XVIII века в Европе открываются учреждения по уходу и присмотру за маленькими детьми. Возникают вопросы: как воспитывать детей, чему можно научить, как подготовить к школе? Постепенно из учреждений ухода и присмотра за детьми они превращаются в место, где осуществ- ляется первоначальное развитие ребенка — появляется необходимость научного педагогического знания о развитии ребенка в условиях педа- гогического процесса дошкольного учреждения. Важным событием для развития дошкольной педагогики стало от- крытие в Германии в 1837 году «Учреждения для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков» Фридриха Фрёбеля (1782–1852), в 1840 году он дал учреждению название «детский сад». Учреждение просуществовало семь лет и было закрыто из-за недостат- ка средств. Ф. Фрёбелем впервые был разработан целостный, научно обоснованный и методически оснащенный педагогический процесс детского сада. В детском саду Ф. Фрёбеля впервые была создана целостная система дошкольного образования, методически разработанная, оснащенная пособиями. Наибольшую известность имеют «дары Фрёбеля» — это дидактический материал, состоящий из шести «даров». Первый «дар» — цветные мячики (цвета радуги и белый) — помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» — шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилин- дра одинаковы) — знакомит с геометрическими телами. Остальные 4 «дара» — куб, деленный на мелкие части (кубики, 4- и 3-гранные призмы), — дают представление о целом и части, знакомят с геометриче- скими формами, способствуют развитию конструирования. Ф. Фрёбель считал «дары» средством всестороннего развития детей — развития вос- приятий, речи и мышления, движений, эстетических чувств, получения первоначальных знаний (особенно математических). Заимствованная у И. Г. Песталоцци идея «даров» окутана Ф. Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок подводится к пониманию един- ства и многообразия мира, к его основе — божественному началу.
Мяч — первая игрушка — выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего. Куб — символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части). Впоследствии система работы с «дарами» критиковалась в связи с религиозно-мистическим пониманием природы ребенка, некоторой искусственностью «даров Фрёбеля» и ограничением детской свободы. Тем не менее именно идеи Ф. Фрёбеля стали основополагающими для развития дошкольной педагогики в последующие десятилетия. Дальнейшее развитие дошкольной педагогики связано с появлением разнообразных институциональных форм дошкольного образования и различных педагогических концепций. В противоположность «немецко- му методу» Полина Кергомар (1838–1925) разработала «французский метод», создав учреждение «Материнская школа». Авторитарному воспитанию она противопоставляла воспитание, основанное на по- нимании, которое не заглушало бы в детях естественной потребности к самостоятельности. По мере их взросления следует, считала П. Кер- гомар, пояснять детям, почему можно или нужно делать так, а не иначе. «Под влиянием убийственной дисциплины, — писала она, — ребенок растет без индивидуальности». Воспитатель должен удовлетворять разумные потребности детей, проявлять уважение к личности каждого из них. Лучшей формой ознакомления детей с окружающим миром она считала «предметные уроки». Это самые важные уроки, говорила она, так как с ними «связано знакомство с родным языком и развитие всех чувств». Эти уроки должны удовлетворять потребность ребенка самому потрогать, ощупать, попробовать, понюхать; эти уроки, с точки зрения П. Кергомар, должны сменяться и переплетаться между собой. Методика предметного урока требует такого построения, которое вызывало бы у ребенка потребность узнать то, что хочет сообщить ему воспитатель. В конце XIX — начале XX века под воздействием социальных ус- ловий, научных достижений в разных областях знаний, прежде всего в естествознании, произошел отказ от концепций жесткого управления воспитанием ребенка, на первый план вышло биологизаторское поло- жение о спонтанном развитии способностей ребенка. Роль педагога заключалась в создании комплекса упражнений и подготовке матери- альной среды для саморазвития и самовоспитания ребенка. Особенно ярко эти идеи проявились в педагогических системах Марии Монтес- сори (1870–1952) и Овида Декроли (1871–1932). В концепции Джона Дьюи (1859–1952) на первое место вышло развитие практических умений и навыков детей. В воспитании дошкольников впервые был использован «метод проектов», основанный на самостоятельном позна-
нии детьми окружающего мира путем решения проблемных ситуаций, освоения игровых и трудовых навыков, коллективного взаимодействия. На зарубежную дошкольную педагогику ХХ века значительное влияние оказали различные течения в психологии (бихевиоризм, психосоциальная теория Л. Кольберга, Э. Эриксона, гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу)). Полемика была сосредоточена вокруг проблем допустимости формального обучения дошкольников, воспитательного значения и ценности игры, соотношения когнитивных, эмоциональных и социальных целей в развитии ребенка. Современная зарубежная дошкольная педагогика вариативно развивается в русле развивающего, проектного и конструктивистского подходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|