Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие методы используются в педагогическом исследовании?

Для дошкольной педагогики особый интерес представляет классифи- кация методов на основе исследовательской цели.

Методы теоретического анализа — метод сравнительно-историче- ского анализа, метод моделирования педагогических явлений, метод причинно-следственного анализа и др.

Методы сбора исследовательской информации — педагогическое наблюдение, методы педагогического опроса: беседа и анкетирование, метод анализа продуктов детской деятельности.

Методы обработки и анализа исследовательских данных — методы качественного и количественного анализа собранных данных.

Если методы теоретического анализа сходны при использовании в различных гуманитарных науках, то методы получения исследова- тельской информации в дошкольной педагогике имеют свое своеобразие. Методы изучения проявлений, интересов, потребностей и умений дошкольников дадут объективные результаты только в том случае, если исследователь сумеет установить хороший контакт с ребенком, заинтересовать его предлагаемым заданиями. Поэтому большинство из них имеют игровую оболочку, то есть предлагаются дошкольникам

в виде игр и игровых упражнений.

При выборе методов сбора информации в дошкольной педагогике важно учитывать доступность диагностических заданий для ребенка. Эта доступность будет определяться как возрастным, так индивидуаль- ным своеобразием дошкольника. Определяя систему методов исследо- вания, педагог должен понимать, какой цели с их помощью он хочет достичь, какую задачу решить. Каждый из используемых в дошкольной


педагогике методов сбора научной информации имеет свои достоинства и трудности организации. Поэтому, как правило, для решения каждой научной задачи используется комплекс методов.

Остановимся подробнее на некоторых методах сбора научной ин- формации.

Педагогическое наблюдение рассматривают как исходный метод исследования в дошкольной педагогике. Данный метод является неза- менимым при первичной ориентировке ученого в исследовательской проблеме. Поскольку метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в поведении ребенка, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явле- ния. Метод наблюдения позволяет описать поведенческую картину конкретного дошкольника, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях (М. Н. Полякова).

При всех своих достоинствах метод наблюдения достаточно трудо- емкий, он требует от исследователя достаточно много времени и сил на фиксацию результатов. Продуманная программа наблюдения и способов фиксирования данных (ведение дневника, заполнение таблиц, видеосъ- емка) обеспечивает сбор объективной информации и делает этот метод фактически универсальным для исследований в дошкольной педагогике. Метод естественного эксперимента (экспериментальных заданий) также широко используется в современной дошкольной педагогике. Он позволяет решить многие задачи, например выявить интересы дошколь- ников или их умение взаимодействовать в группе, проявить сочувствие

и помощь сверстникам и взрослым.

В отличие от наблюдения, при котором исследователь занимает достаточно пассивную позицию, педагогический эксперимент позво- ляет ему стимулировать разнообразные реакции ребенка или создавать специальные условия для их проявлений. Как правило, эксперименталь- ные ситуации не требуют длительного времени, полученные в ходе их проведения материалы легко поддаются качественному и количествен- ному анализу. Вместе с тем специально заданные экспериментальные ситуации (задания, которые предстоит выполнить; проблемы, которые надо разрешить) могут вызывать неуверенность, страх, смущение у тре- вожных, нерешительных детей и взрослых. Поэтому в педагогическом исследовании тщательно продумывается форма организации экспери- мента (игра, рассказ другу, создание рисунка на память) и мотивирова- ние испытуемых к участию в экспериментальной ситуации. Результаты, полученные в ходе эксперимента, дополняются в процессе организации наблюдения и беседы.


Из всех методов опроса (беседа, интервьюирование, анкетирование) в дошкольной педагогике чаще всего используется беседа. Беседа — это непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Беседа может проводиться как со взрослыми, педагогами и родителями, так и с дошкольниками. Достоинством беседы является то, что исследователь может учитывать эмоции, интонацию, пантомимику испытуемых, возникающие у них вопросы и суждения. Эти наблюдения дают дополнительный материал для понимания заинтересованности собеседников проблемой, их отношения к ней, осведомленности по той или иной теме, трудностей, которые возникают у педагогов, детей и родителей. Важным условием эффективного ис- пользования беседы для сбора данных является продуманный способ фиксирования информации — заполнение таблиц, схем, аудиозапись. Когда исследователю необходимо собрать информацию, характери- зующую представление и отношение к проблеме большого количества испытуемых (педагогов нескольких детских садов, учителей школы, родителей разных групп детского сада), используется анкетирование. В дошкольной педагогике анкетирование, как правило, применяется в процессе изучения педагогических условий, определяющих развитие детей, — компетентность воспитателей, заинтересованность родителей. В ходе составления анкет используются вопросы разного типа: от- крытые, где респондент может высказать свою точку зрения; закрытые (с «веером ответов»), в которых нужно выбрать подходящий ответ из имеющихся, и полузакрытые, где можно выбрать ответ из имеющихся

или предложить свой.

В настоящее время исследовательский аппарат дошкольной педаго- гики значительно пополнился за счет методов, традиционно применяв- шихся в возрастной психологии, социологии. В дошкольную педагогику прочно вошли социометрические методики, метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, различные виды тестирования, праксиметрия (изучение продуктов детской деятельности — рисунков, рассказов де- тей; изучение, анализ документации образовательного процесса и пр.). В исследованиях по дошкольной педагогике широко используются разные виды тестирования: проективные тесты, личностные тесты, тесты деятельности (ситуационные тесты), тесты достижений. Тестирование — это метод выполнения испытуемым стандартизированных заданий, по результатам выполнения которых судят о его психологических или лич- ностных характеристиках, знаниях, умениях, интересах и способностях. Результаты тестов хорошо поддаются количественной обработке, имеют высокую степень достоверности, но не дают возможности увидеть все стороны педагогического явления. Многие тесты (личностные,  проек-


тивные) требуют особых умений для точной интерпретации результатов. Поэтому в дошкольной педагогике тестирование, как правило, исполь- зуется как дополняющий метод в сочетании с наблюдением и беседой. Для того чтобы на основе полученных результатов исследования можно было установить связи и закономерности, используются методы обработки и анализа исследовательских данных — методы качественного

и количественного анализа.

В дошкольной педагогике наиболее часто применяются следующие

методы количественного анализа данных.

Регистрация — выявление определенного качества у явлений дан- ного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество социально уверенных и социально неуверенных детей в каждой экспериментальной  группе).

Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных пока- зателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составления ранжированного списка старших дошкольников в зависи- мости от количества полученных ими выборов со стороны сверстников). Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых пока- зателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка

(или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.

Однако методы количественного анализа часто не дают возможности увидеть ребенка в многообразии его проявлений, понять особенности современного дошкольника. Поэтому сегодня в дошкольной педагоги- ке все больше исследований строится на преобладании качественной интерпретации полученных данных. Для этого используются методы составления характеристик и монографических портретов детей, метод классификации (выделение на основе общих признаков типологий, характеризующих особенности дошкольников в различных видах де- ятельности) и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...