Глава 4. Система дошкольного образования Российской Федерации: состояние и перспективы развития
Система дошкольного образования в нормативных документах Что представляет собой система образования в Российской Федерации? Согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» (от 10.07.1992) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих: — преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; — сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; — органов, осуществляющих управление в сфере образования, и под- ведомственных им учреждений и организаций; — объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Что представляет собой система дошкольного образования в Российской Федерации? Система дошкольного образования: — представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи; — решает задачи охраны и укрепления здоровья детей; — реализует спектр образовательных программ (основных и допол- нительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями родителей воспитанников (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов); — предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздорови- тельных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка; — создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ; — взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
— встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность); — развивается в условиях социального партнерства; — учитывает региональные особенности развития образования. Какое место занимает дошкольное образование в системе образования Российской Федерации? Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании»: 1) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте; 2)для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений; 3) отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Какие учреждения называются образовательными? Образовательным является учреждение, осуществляющее образова- тельный процесс, то есть реализующее одну или несколько образова- тельных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Дошкольное образовательное учреждение является типом образова- тельного учреждения (Закон РФ «Об образовании»). Соответственно, особенности функционирования дошкольных образовательных учре- ждений раскрываются в Типовом положении о дошкольном образова- тельном учреждении (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 № 2562; далее — Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении). Какие особенности функционирования дошкольных образовательных учреждений раскрываются в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении?
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образо- вательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. Согласно Типовому положению о ДОУ дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы до- школьного образования, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Как в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения? Основные задачи ДОУ следующие: — охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; — обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; — воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гра- жданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окру- жающей природе, Родине, семье; — осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; — взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения пол- ноценного развития детей; — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и раз- вития детей. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реаби- литацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий. Какие виды дошкольных образовательных учреждений определены
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|