Что представляет собой доинституциональный период развития дошкольной педагогики?
Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До зарождения письменности они имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц и поговорок. Особое место занимают колыбельные, потешки, прибаутки как форма материнского воспитания и выражения любви к ребенку, магического заговора на его здоровье. Особенности отношения родителей к детям, ценности воспитания нашли отражение в сказках, мифах и легендах. Истоки теоретического осмысления вопросов воспитания детей заложены в трудах античных философов. Исходный вопрос философ- ско-педагогического мировоззрения Платона (ученика Сократа) звучит так: «Можно ли научить добродетели?», отсюда и утверждение, что «воспитание — то, что ведет к добродетели, заставляя человека страстно стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать». Платон считал, что в дошкольном возрасте закладывается основа последующего развития, поэтому до 3 лет детей надо ограждать от страданий, чтобы нрав их был веселым, до 6 лет — доставлять детям как можно больше удовольствий, но при необходимо- сти наказывать. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Благодаря играм ребенок приобретает разнообразные знания; сказки отбираются так, чтобы формировать у детей благочестие. Целенаправленное обучение начинается с 7 лет. Аристотель и Квинтиллиан полагают, что способность к образова- нию дана человеку от рождения. Дать образование может только тот, кто знает приемы и особенности развития ребенка. Аристотель определяет высшее благо человека как счастье (эвдемония), которое реализуется через «дельность» человека — разумную деятельность. Он выделяет возраст до 7 лет как период, когда ребенок воспитывается дома. Вос- питание должно восполнить то, чего недостает от природы. До 5 лет не должно быть никакого обучения, только игры, движения, строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений, ограждение от непри- стойного. Специальным людям — «педономам» — поручается цензура детских сказок. В возрасте от 5 до 7 лет дети должны присутствовать на уроках по предметам, которые им предстоит изучать в дальнейшем, —
гимнастика, грамматика, музыка и рисование. Все, что приобретает человек в процессе воспитания, должно слу- жить нравственному самосовершенствованию — это один из важнейших педагогических выводов Античности. Дальнейшее развитие дошкольной педагогики происходит в русле становления идей необходимости воспитания и развития детей для подготовки к обучению в школе. Становление теории и практики школь- ного обучения поднимает вопрос о подготовленности детей к школе. Возникает проблема, чему и как обучать детей до школы. Ян Амос Коменский (1592–1670) наметил единую структуру об- разования. Образование должно начинаться в материнской школе, продолжаться в народной, латинской и в университете. Он разработал содержание образования на каждой из ступеней. В работе «Материнская школа» (1632) Коменский раскрыл соотношение физического и нравст- венного воспитания детей, взаимосвязь умственного воспитания и речи, роль активной деятельности и игр в воспитании ребенка. Рассматривал мать как первого учителя своего ребенка. Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) считал, что обучение должно развивать ребенка, то есть быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Кроме того, воспитание должно быть природосообразным, то есть соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания — воз- буждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения — чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента: слово, число и форму. Песталоцци считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.
На протяжении XV–XVIII веков развитие теоретических идей дошкольной педагогики осуществлялось в связи со становлением гума- нистического понимания природы ребенка и описывалось в романах и трактатах. Так, Жан-Жак Руссо (1712–1778) призывал принимать детство как особенный, чрезвычайно значимый период жизни человека: «Люди! Будьте человечны! Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам…» Им создана теория естественного воспитания, в ос- нове которой лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка, и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообразности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека — способность воспринимать мир через ощущения, которые дают представления о предметах, и любовь к себе. До 2 лет наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта (эмпирически). При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия. Произведения Э. Ротердамского, Ф. Рабле, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо и других были результатом гуманистической образованности их авто- ров, плодом просветительской деятельности, а не результатом научных исследований. Их появление повлияло на становление институциональ- ных форм дошкольного образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|