Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом детских видов деятельности?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Большинство философских и психологических словарей определяют, что субъект — это источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Субъект от лат. subjectus — лежащий в основе.

Субъект предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится (В. А. Даль).

Субъект — 1) В логике подлежащее суждение, то есть предмет, о котором что-либо говорится или мыслится; в психологии субъект — активное са- мосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. 2) Субъект в грамматике то же, что подлежащее (Ф. А, Брокгауз и И. А. Ефрон).

Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, сво- бодное, развивающееся существо (В. А. Петровский).

Субъект — индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект.

 

В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта — носителя активности как потребности в  деятельности.

И хотя обращение к интерпретации детских проявлений с точки зрения субъектности не вызывает споров и противоречий, зачастую декларативное применение этого подхода приводит к схоластическому

«вымыванию» ценности и потенциальных возможностей реализации идей развития ребенка как субъекта и в научных исследованиях, и в пра- ктике дошкольного образования. Это свидетельствует о необходимости более глубокого, концептуального анализа и понимания сущности и смысла субъектного подхода в дошкольной педагогике.

Истоки понимания феномена детской субъектности, несомненно, имеют психологические основания.


С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошколь- ном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному пове- дению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.

Модель развития ребенка как субъекта поведения, по Л. С. Выготско- му, осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы — механизмы развития ребенка как субъекта поведения следующие:

— в раннем возрасте — восприятие;

— в дошкольном возрасте — память;

— к концу дошкольного детства (7 лет) — мышление. Продолжатели идей Л. С. Выготского, его ученики А. Н. Леонтьев,

А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею. Акценты в исследовании ребенка как субъекта деятельности начинают приобретать личностные смыслы деятельности, ее мотивы, строение и формирование предметного действия (ориентировочная и исполни- тельная часть).

С позиции Д. Б. Эльконина развитие ребенка как субъекта деятель- ности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятель- ности к операционально-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психи- ческой деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте — это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-й год жизни: ребенок — субъект эмоционального общения; 2-й год жизни: ребенок — субъект предметной деятельности;

3-й год жизни: ребенок — субъект самостоятельной деятельности; 3–5 лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой де- ятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект

понимания и освоения смыслов человеческих действий; 5 лет: ребенок — субъект общественной деятельности;

6–7 лет: ребенок — субъект переживания внутренней жизни и об- учения (познания).


В теории развития субъектности в онтогенезе (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Л. М. Кларина) субъектность рассматривается как специ- фическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать жизненный путь, быть автором, хозяином, организатором своей судьбы. Детско-взрослая событийная общность представляет со- бой такое совместное бытие взрослых и детей (бытие не рядом, а именно вместе), для которого характерны содействие, сотворчество, сопережи- вание, учет и принятие интересов и склонностей, особенностей каждого, его желаний, прав и обязанностей.

Теория развития субъективной реальности в онтогенезе определяет категориальный статус возраста в психологии и педагогике с точки зрения развития субъективной реальности; интегральную периодиза- цию развития человеческой субъективности на всем жизненном пути; основные ступени развития субъективной реальности в онтогенезе и психолого-педагогические условия развития субъектной позиции ребенка.

Философско-психологические идеи А. В. Брушлинского и Д. И. Фель- дштейна определяют детство как субъект отношений современного общества и как субъект социокультурного процесса в целом.

Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде все- го, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются ини- циативы, то есть желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъек- та, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Качества, характеризующие человека как субъекта деятельнос- ти: ценностное отношение; интерес; избирательная направленность; инициативность; свобода выбора; самостоятельность; автономность; творчество.

Исследования второй половины XX века утвердительно ответили на вопрос: правомерно ли рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения?

Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной про- блемы. В фундаментальных теоретических работах (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимова) и многочисленных диссертациях (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, М. Н. Полякова и др.) доказано, что ребенок в дошколь- ном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится


субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художест- венной). Проявления ребенка как субъекта деятельности  связаны:

— с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

— процессами эмоционально-положительной направленности в об- щении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру, или мотивационно-потребностная сфера ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Бо- жович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.). Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентифи- кация, сравнение «Я» и «Другого Я», происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.

Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственно- практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъ- ектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформля- ющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предо- пределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...