Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики?
Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста: — потребность в эмоциональном контакте с окружающими (воспи- тателем, детьми), в любви и доброжелательности; — потребность в активном познании и информационном обмене; — потребность в разнообразной деятельности по интересам и само- стоятельности; — потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми и свер- стниками; — потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников. Культурологический подход позволяет рассмотреть сущность сов- ременного дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и его культурного развития. Культурологический подход основывается на признании самоценно- сти дошкольного детства как этапа вхождения ребенка в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности, ее психического и фи- зического здоровья. Ребенок-дошкольник при этом рассматривается прежде всего с позиции его активности и субъектных свойств, то есть в культурологическом подходе проявляется отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию в рамках доступного опыта. Следует подчеркнуть, что самоценность дошкольного периода детст- ва, его значение для усвоения универсалий человеческого опыта и вхо- ждения ребенка в культуру социума убедительно доказаны (В. В. Аб- раменкова, Р. С. Буре, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Т. Кудрявцев, М. В. Осорина). Дошкольное детство представляет собой особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.
С позиции культурологического подхода дошкольное образование определяется как культурно-ориентированный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество детей и взрослых. Воспитатель выступает в роли проводника и посред- ника между ребенком и культурой. Глубоко осознавая особенности дошкольного возраста, воспитатель способен ввести ребенка в мир культуры, оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей. Современный детский сад позиционируется как целостное, куль- турно-образовательное пространство, в котором целенаправленно и творчески воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят социализация и индивидуализация ребенка, формируются первичные ценностные ориентации. Условием культурного развития дошкольника выступает содержательное взаимодействие всех субъектов дошкольного образования. В современной дошкольной педагогике со всей определенностью ставится проблема формирования детско-взро- слого сообщества как совместного бытия взрослых и детей, для кото- рого характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание детей и взрослых. Диалог и сотрудничество становятся способом жиз- недеятельности и саморазвития субъектов образования в дошкольном образовательном учреждении. Реализация идей культурологического подхода находит отражение в содержании дошкольного образования. Культурный опыт, прио- бретаемый ребенком, включает в себя культуру здоровья, культуру чувств и отношений, культуру познания и культуру деятельности, что в совокупности образует культурный потенциал развития, единство морфофункционального и социального. Выражением его являются положительная «Я»-концепция дошкольника (как гармоничное ощу- щение единства «Я» физического, «Я» реального, «Я» социального и потенциального, будущего «Я») и становление первооснов личностной культуры, проявляющейся в культурном отношении ребенка к миру.
Приобщаясь к культуре, дошкольник вступает во взаимодействие с ведущими сферами бытия: предметным, рукотворным миром, искус- ством, художественной литературой, музыкой, социальным миром, природой и миром собственного «Я» (внутренний, личностный мир ребенка). В каждой сфере бытия дошкольник осваивает: — наиболее характерные объекты культуры; — разнообразные способы и средства их познания (наблюдение, срав- нение, анализ, умение пользоваться сенсорными эталонами, схемами, планами, моделями, приемами замещения, кодирования); — практические, деятельностные умения (универсальные умения построения деятельности, процессуальные и контрольно-оценочные умения, имеющие свои особенности в зависимости от вида детской деятельности); — творческие умения, позволяющие ребенку свободно и разнообраз- но воплощать свои замыслы; — коммуникативные умения, связанные с осуществлением общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; — эмоционально-ценностные ориентации (ценности этические и эстетические, ценности сотрудничества и познания, ценности личного достоинства и самоуважения). Таким образом, доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в объектном, творческо-деятельностном и ценностном выражении. Главное состоит в том, чтобы сделать это содержание есте- ственной частью личного опыта дошкольников, отвечающим детским интересам, потребностям, особенностям познавательного и эмоциональ- ного развития в дошкольном детстве. Задача дошкольной педагогики состоит в разработке теории обеспечения целостности культурного опыта ребенка на основе принципа интеграции его компонентов и еди- ного подхода к его обогащению. Единство культурологического и субъектно-деятельностного под- ходов позволяет раскрыть механизмы освоения дошкольников куль- турного опыта. В детском саду освоение дошкольниками культуры идет двумя возможными каналами: под руководством воспитателя и путем самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. Хотелось бы в связи с этим напомнить известные слова М. С. Кагана об источниках культурного детского опыта: «Культура детства двухслойна. Один слой — культурные формы, создаваемые взрослым для ребенка, второй — формы его собственной деятельности. Творчество взрослых позволяет ребенку приобщаться к достижениям истории культуры, осваивать их и таким образом, через процессы распредмечивания, становиться современным культурным человеком. Самодеятельность ребенка служит развитию его творческих способностей в доступных каждому этапу детства видах деятельности. Системообразующей си-
лой, обеспечивающей своеобразие и целостность культуры детства, является игра»1. Проблема развития активности, самостоятельности и самодеятельно- сти ребенка в настоящее время выходит на одно из первых мест и явля- ется выражением субъектно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике. Его сущность в создании эффективных педагогических условий для развития дошкольника как субъекта познания, общения и деятельности. Только при этом идет активное присвоение ребенком культуры. Полученные научные данные свидетельствуют о том, что субъектная позиция ребенка в деятельности, общении, познании становится систе- мообразующим компонентом его целостного развития и личностной готовности к школьному обучению (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, М. В. Крулехт, О. В. Солнцева и др.). Сущность развивающего процесса дошкольного образования состоит в том, что личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в детских видах деятельности, в процессе решения усложняющихся задач осваивал доступные средства познания, общения и деятельности, позволяющие ему проявить самостоятельность, творчество, в полной мере реализовать позицию субъекта и отношение к миру. Психолого-педагогическая теория амплификации детского разви- тия была создана в конце 70-х годов ХХ века Александром Владими- ровичем Запорожцем.
Непреходящими для дошкольного детства новообразованиями в раз- витии познавательной сферы А. В. Запорожец считал наглядно-образное мышление; в развитии эмоциональной сферы — социальные чувства (эмпатия, сопереживание, любовь к близким). Эти качества важны не только в жизни детей, но и в жизни взрослых. Недостаточное развитие наглядно-образного мышления приводит к отвлеченности интеллекта от реальной действительности, неблагополучие эмоциональной сферы чревато затруднениями в установлении социальных контактов. Согласно этой концепции оптимальные педагогические условия для развития личности ребенка создаются не путем форсированного 1 Каган М. С. Ребенок и культура // Философия детства. Международная конференция «Ребенок в современном мире». — СПб., 1993. сверхраннего обучения, преждевременного превращения дошколь- ника в школьника, а путем максимального обогащения содержания и способов осуществления специфически детских видов деятельности (игровой, практической, изобразительной, продуктивной, общения и др.). Это создает предпосылки для возникновения таких свойств лич- ности, которые составляют «золотой фонд» зрелой личности (развитие творческого воображения, социальных чувств ребенка, способности к децентрации и пр.). Развивающий эффект достигается, когда деятельность остается подлинно детской самостоятельной. Например, сюжетно-ролевая игра не должна использоваться для обучения детей конкретным знаниям и умениям — эти функции выполняет дидактическая игра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|