В какой стране живет современный дошкольник?
Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети знают горо- да, в которых они живут, и совершенно точно знают свою страну. Они имеют разнообразные и глубокие представления о своем городе, знают его особенности и даже недостатки. О России у детей более скромные представления, хотя дети неплохо ориентируются в своей стране, зна- ют, что она большая, что в ней живет много людей, что есть президент, другие города с другим климатом, морем, солнцем, есть люди, непо- хожие на русских людей по внешнему виду. В оценке людей других национальностей дети сориентированы на внешние признаки и характер деятельности, это в целом присущая детям стратегия оценки других. То- лерантность к национальностям у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. В целом отношение детей к своим городам можно охарактеризовать как типично созидательное, дети стремятся сделать свой город лучше, чище, красивее, приятнее, удобнее и совершеннее. Как современный ребенок ориентируется в мире? Выводы о представлениях детей по блоку «Я и мир вокруг меня» свя- заны с тем, что современному ребенку присущи разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к шести годам неплохо разбираться в окружающем мире, понимать его самобытность и разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе. Дети российских городов показывают хорошую ориентацию в мире материальных ценностей, значимыми для них становятся компьютер, игрушки, телефон и телевизор. В детской субкультуре наблюдается колоссальное разнообразие, сегодня она шире, чем традиционная классификация содержания субкультуры дошколь- ников, предложенная взрослыми. Существенно обновился «секретный мир» детства, его необходимо тщательнее и подробнее изучать, чтобы правильно интерпретировать и понимать.
Глава 2. Психологический портрет дошкольного детства Развитие психических процессов в дошкольном детстве Что такое социальная ситуация развития и зачем нужна ведущая деятельность? Развитие психических процессов в дошкольном детстве обусловлено рядом факторов. Согласно культурно-исторической концепции разви- тия Л. С. Выготского и его научной школы основным из них становится социальная ситуация развития ребенка. Под социальной ситуацией развития следует понимать форму значимых для ребенка отношений с окружающей его социальной действительностью на протяжении раз- ных возрастных периодов жизни. Социальная ситуация развития влечет за собой динамические изменения в психическом развитии ребенка, поскольку определяет формы и пути его развития, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповтори- мой социальной ситуацией развития, только изучив которую можно понять, как возникают и развиваются психологические возрастные новообразования ребенка. Внутри социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид детской деятельности.
Подчеркнем еще раз, что ведущая деятельность получает свое раз- витие в рамках конкретной социальной ситуации личностного станов- ления ребенка. Признаком перехода ребенка к новой ступени развития становится изменение вида ведущей детской деятельности, но вместе с тем новая ведущая деятельность не отменяет предшествующую, а позволяет ей усложняться и углубляться.
Таблица 2. Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов в дошкольном детстве
Продолжение 4 Таблица 2 (продолжение)
Продолжение 4
Таблица 2 (окончание)
В контексте ведущей деятельности происходит активное развитие всех психических функций ребенка, приводящее к их качественным изменениям. И именно эти изменения являются источником проти- воречий в системе отношений ребенка и взрослых и способами дея- тельности, поскольку новые возможности не соответствуют старой форме взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью и прежде всего людьми. Это несоответствие называется кризисом развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|