Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В какой стране живет современный дошкольник?

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети знают горо- да, в которых они живут, и совершенно точно знают свою страну. Они имеют разнообразные и глубокие представления о своем городе, знают его особенности и даже недостатки. О России у детей более скромные представления, хотя дети неплохо ориентируются в своей стране, зна- ют, что она большая, что в ней живет много людей, что есть президент, другие города с другим климатом, морем, солнцем, есть люди, непо- хожие на русских людей по внешнему виду. В оценке людей других национальностей дети сориентированы на внешние признаки и характер деятельности, это в целом присущая детям стратегия оценки других. То- лерантность к национальностям у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. В целом отношение детей к своим городам можно охарактеризовать как типично созидательное, дети стремятся сделать свой город лучше, чище, красивее, приятнее, удобнее и совершеннее.


Как современный ребенок ориентируется в мире?

Выводы о представлениях детей по блоку «Я и мир вокруг меня» свя- заны с тем, что современному ребенку присущи разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к шести годам неплохо разбираться в окружающем мире, понимать его самобытность и разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе. Дети российских городов показывают хорошую ориентацию в мире материальных ценностей, значимыми для них становятся компьютер, игрушки, телефон и телевизор. В детской субкультуре наблюдается колоссальное разнообразие, сегодня она шире, чем традиционная классификация содержания субкультуры дошколь- ников, предложенная взрослыми. Существенно обновился «секретный мир» детства, его необходимо тщательнее и подробнее изучать, чтобы правильно интерпретировать и понимать.

 

Глава 2. Психологический портрет дошкольного детства

Развитие психических процессов в дошкольном детстве

Что такое социальная ситуация развития и зачем нужна ведущая деятельность?

Развитие психических процессов в дошкольном детстве обусловлено рядом факторов. Согласно культурно-исторической концепции разви- тия Л. С. Выготского и его научной школы основным из них становится социальная ситуация развития ребенка. Под социальной ситуацией развития следует понимать форму значимых для ребенка отношений с окружающей его социальной действительностью на протяжении раз- ных возрастных периодов жизни. Социальная ситуация развития влечет за собой динамические изменения в психическом развитии ребенка, поскольку определяет формы и пути его развития, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповтори- мой социальной ситуацией развития, только изучив которую можно понять, как возникают и развиваются психологические возрастные новообразования ребенка.

Внутри социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид детской деятельности.


 

 

Подчеркнем еще раз, что ведущая деятельность получает свое раз- витие в рамках конкретной социальной ситуации личностного станов- ления ребенка.

Признаком перехода ребенка к новой ступени развития становится изменение вида ведущей детской деятельности, но вместе с тем новая ведущая деятельность не отменяет предшествующую, а позволяет ей усложняться и углубляться.

Таблица 2. Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов в дошкольном детстве

Возрастной период Естественная социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Психические новообразования
От рожде- ния до года Взрослый ухажи- вает и общается с ребенком, удов- летворяет и вместе с тем контролирует его потребности. Тесная связь жизни ребенка с деятель- ностью взрослого, жизнеобеспечиваю- щая зависимость от взрослых Непосред- ственное эмоциональ- ное общение ребенка со взрослыми Потребность в об- щении; хватание как основа мануаль- ных и предметных действий; физиче- ская самостоятель- ность (овладение ходьбой); овладение речью (звукоподра- жанием)
От 1 года до 3 лет Взаимодействие со взрослыми и сверстниками обусловлено эмоци- ональной импуль- сивностью ребенка, быстрым переходом от одного эмоцио- нального состояния Предметно- манипу- лятивная деятельность Опыт освоения предметного мира и простейших ма- нипуляций с пред- метами; развитие наглядно-действен- ного мышления; возникновение новых социальных

Продолжение 4


Таблица 2 (продолжение)

Возрастной период Естественная социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Психические новообразования
  к другому и инди- видуализмом. Появление конкрет- ных страхов. Зарождение по- требности в при- знании и уважении. Начинает перестра- иваться социальная позиция ребенка по отношению к людям, к автори- тету матери и отца. Ребенок ищет свое место в простран- стве социальных отношений. Доминирует сов- местная деятель- ность со взрослым, при этом возникает интерес к детям, к общению с ними   мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, дейст- вовать с ними как взрослые; образо- вание системы «Я» и развитие потреб- ности действовать самому
От 3 до 5,5 лет Появление кру- га элементарных обязанностей. Изменение харак- тера взаимодейст- вия со взрослыми: самостоятельное выполнение просьб и указаний взро- слого, переход к самостоятельной деятельности. Интерес к миру взрослых, их дея- тельности и взаимо- отношениям. Игровая деятельность (сюжетно-ро- левая игра) Освоение социаль- ных ролей и связей, социальных отно- шений; развитие наглядно-образного мышления; разви- тие способности к замещению и про- странственному моделированию; развитие познава- тельных интересов; развитие произ- вольности в эмо- циональной сфере; появление новых

Возрастной период Естественная социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Психические новообразования
  Возникновение взаимоотношений со сверстниками, об- разование «детского сообщества». Возра- стающее осознание образа «Я» и значе- ния своих поступ- ков. Ориентация на положительное подкрепление и под- держку со стороны взрослых   социальных моти- вов — заниматься общественно значи- мой и общественно оцененной деятель- ностью
От 5,5 до 7 лет Самосознание и представле- ния о целостной картине мира все больше сближают детей друг с дру- гом, зарождается самобытная детская субкультура. Для ребенка важна не только оцен- ка взрослого, но и признание в груп- пе сверстников, личная успешность и достижения. Ориентация на самопрезентацию «Я» и высокий результат в пред- почитаемых видах деятельности. Углубление и систе- матизация познава- тельных интересов. Игровая и продуктив- ная полидея- тельность; переход к учебной деятельности Опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и са- мооценка, самосоз- нание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и поня- тийного мышления; соподчинение мо- тивов деятельности и начало формиро- вания индивидуаль- ной мотивационной сферы; компетен- тность; освоение новой социальной позиции

Продолжение 4


Таблица 2 (окончание)

Возрастной период Естественная социальная ситуация развития Ведущий вид деятельности Психические новообразования
  Возникновение ин- тереса к будущему обучению в школе, осознание необхо- димости учебной деятельности, ценности образова- ния и в связи с этим будущих жизнен- ных перспектив    

В контексте ведущей деятельности происходит активное развитие всех психических функций ребенка, приводящее к их качественным изменениям. И именно эти изменения являются источником проти- воречий в системе отношений ребенка и взрослых и способами дея- тельности, поскольку новые возможности не соответствуют старой форме взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью и прежде всего людьми. Это несоответствие называется кризисом развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...