Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие подходы к услугам в сфере раннего образования существуют в Европе?

Дошкольное образование во всех странах Европы имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда


они идут в школу. Оно осуществляется главным образом в детских садах, куда дети могут ходить по желанию родителей. Дошкольная под- готовка в течение одного года перед школой обязательна и проводится в подготовительных группах в детских садах или подготовительных классах в школе, где дети обучаются по специальным образовательным программам.

Существуют различные подходы к услугам в сфере воспитания и ухода за детьми младшего возраста в зависимости от возрастной группы, ограничений на пользование услугами, размера родительских расходов, ведомственной подчиненности, социального охвата, а также в зависимости от того, какому аспекту уделяется относительно большее внимание: уходу или обучению. В странах Европейского Союза суще- ствуют разные типы предоставления услуг и финансирования сектора дошкольного воспитания и образования.

Один из подходов, практикуемых в Западной Европе, — это дет- ские сады, такие как, например, во Франции, где всем детям с 3–4 лет (иногда — с 2 лет) до школьного возраста предоставляется возможность бесплатно участвовать в образовательном процессе. Эти учреждения открыты для детей весь день, с утра до вечера, пока их родители на работе. Тем не менее такая модель зачастую подразумевает недельные перерывы в работе и закрытие на праздники, что может противоречить запросам семьи с двумя работающими родителями. Эта модель базиру- ется на школьной системе, поэтому классы здесь довольно большие — до 30 детей. Младшие дети, как правило, могут получать уход в частных детских учреждениях, которые зачастую субсидируются через раз- личные налоговые или денежно-наличные схемы, или же они могут содержаться в государственных  яслях.

Другой подход представляет собой двойную модель, типичную для Британии, где дети родителей среднего и высшего класса в возрасте от 3 до 5 лет могут посещать образовательные детские сады неполного дня, входящие в систему Министерства образования. Детские сады непол- ного дня обычно открыты только утром или после обеда. Данная форма услуг, как правило, не требует оплаты и, следовательно, не является сдерживающим фактором для семьи с точки зрения чистого дохода. Тем не менее, учитывая то, что эта услуга предоставляется в течение неполного дня, данный подход не очень способствует женской занято- сти. Органы социального обеспечения предоставляют уход за детьми в течение полного дня, но только по определенным обоснованиям для семей, имеющих социальные проблемы. Государственная система ухода за детьми раннего возраста отсутствует, и семьи вынуждены искать ре- шение этой проблемы самостоятельно, часто прибегая к услугам дорогих


частных яслей или родственников, при этом официальный контроль их деятельности может отсутствовать.

Скандинавская модель заключается в предоставлении ухода за детьми от рождения до 6 лет в течение полного дня, осуществляемого при зна- чительном субсидировании Министерством социального обеспечения или Министерством образования. Изначально задача заключалась в том, чтобы обеспечивать присмотр за детьми работающих родителей, одна- ко по мере осознания того, что система воспитания и ухода за детьми младшего возраста способствует их дальнейшему развитию, возникла идея добиться всеобщего охвата. Во всех скандинавских странах се- годня гарантируется уход за детьми в течение полного дня начиная с годовалого возраста. В Скандинавии услуги для детей с рождения и до 6 лет подведомственны одному министерству, предоставляются в основном муниципалитетами и финансируются за счет государства, муниципалитетов и небольших взносов родителей. В Скандинавии дети старше 1 года уже могут посещать дошкольные учреждения. Равный доступ к образованию и воспитанию, в том числе и для детей с особыми потребностями, обеспечивается на местном уровне (квоты и свободные места для «особых детей», низкая плата). Государство обеспечивает качество воспитания и образования, инспектируя и оценивая деятель- ность дошкольных учреждений, местные власти помогают родителям и персоналу педагогическими консультациями. Важно, что родители могут выбирать из услуг, предоставляемых некоммерческим (третьим) сектором, который финансируется муниципалитетами. В результате уровень занятости женщин в Северной Европе чрезвычайно высок. Традиционно большое внимание уделяется услугам как в сфере ухода за детьми, так и в сфере их воспитания, адаптированным для различных возрастных групп, при этом упор делается скорее на психологическое и социальное развитие, чем на формальное обучение. Родители платят за услуги в соответствии с уровнем доходов семьи, причем семьи с низким уровнем доходов от оплаты освобождены. Существует также система скидок за братьев и сестер, что снижает относительную стоимость услуг для многодетных семей. Практически все дети в возрасте от 3 до 6 лет посещают заведения дневного ухода, тогда как большинство детей меньшего возраста находятся под присмотром специально обученных семейных дневных нянь, работа которых регулярно инспектируется местными властями. До недавних пор группы самого младшего возраста состояли из 10–12 детей, а более старшего — из 15–20 воспитанников, однако с началом предоставления гарантий на получение дневного ухода была поставлена задача добиться максимального охвата, что привело к увеличению размеров групп.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...