В чем особенности антропософской педагогики детства?
Р. Штайнер считал, что ребенок развивается семилетними циклами. В детском саду проходят первые семь лет жизни. Человек рождается трижды, в разных возрастах: физически — при появлении на свет, этерически — при смене зубов, астрально — при половом созревании. Одно из самых важных направлений развития ребенка в первые семь лет — физическое совершенствование, которое позволяет накопить этерические силы для будущего этерического рождения. Ребенку важно предоставить здоровое, радостное и спокойное окружение, где он сможет развивать свои задатки. Взрослые играют роль образца, ребенок подражает им. Окружение ребенка — это питание, материалы, прикасающиеся к коже, краски, форма игрушек. Человек считается прочно связанным со всем Божественным творе- нием, из которого он получает импульсы для своего духовного развития. Большинство вальдорфских детских садов придерживаются христи- анского направления, отмечают праздники христианского календаря. На каких принципах основан педагогический процесс вальдорфского детского сада? Принцип ритмичности и повторяемости основан на чередовании при- вычных для детей ситуаций, которые пронизывают день, неделю и год. В течение дня чередуются свободная и организованная виды деятельнос- ти детей. Повторяемость в течение недели связана с преобладающим ви- дом деятельности. Например, в понедельник дети рисуют акварельными красками или лепят из воска; во вторник делают кукол, вяжут или ткут; в среду предлагается особый, синтетический вид искусства — эвритмия. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно цели- тельным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи. В четверг воспитатель привлекает внимание к музыкальным инструментам (металлофону, колокольчикам, детской арфе и др.); в пятницу дети занимаются уборкой помещения или физической культурой.
Повторяемость в течение года проявляется в праздниках, связанных с сезонными явлениями и христианским календарем: День Святого Ми- хаила, Праздник фонариков, Рождество, Пасха, Троица и др. Подготовка к празднику начинается за три недели и включает выучивание новых сказок, стихов, песен, хороводов и игр. Дети готовят внешние атрибуты праздника: мастерят, украшают, стряпают. В процессе подготовки они вникают в смысл предстоящего праздника, переживают различные образы и явления мира. Принцип ритуальности хорошо прослеживается на примере сказки. Воспитатель спокойно, без драматизации рассказывает детям народную сказку, повторяя ее день за днем в течение недели. На следующей неделе ее обыгрывают при помощи природных материалов, а на третьей неделе осуществляется игра в сказку — ее постановка. Принцип свободной творческой игры проявляется в том, что игра развивает детскую фантазию, поэтому в ней не должно быть никакого принуждения со стороны взрослых. В игре отражаются впечатления обыденной жизни и художественные образы. Педагогический процесс вальдорфского детского сада основан так- же на принципах активной деятельности воспитателя как образца для подражания; художественно-образном характере детской деятельности; событийности, имеющей нравственную направленность. В чем особенности предметно-развивающей среды вальдорфского детского сада? Особое внимание в вальдорфском детском саду уделяется предметной пространственной среде. Критерии прекрасного в архитектуре детского сада основываются на природных формах, стремлении избегать прямых и острых углов. Украшения интерьера, игрушки и оборудование изготав- ливаются только из природных материалов: дерева, минералов, плодов, ракушек. Дети играют простыми куклами из шерсти. Простая игрушка дает ребенку возможность образовывать, преобразовывать и заканчивать незаконченное в фантазии. Природные украшения в группе меняются по мере приближения осени или весны, соответствуют сезону.
В целом событийно-ритмическая и художественно-эстетическая среда жизни детей в вальдорфском детском саду благотворно влияет на их развитие. Неслучайно в вальдорфский детский сад часто приводят детей, имеющих проблемы в общении, в эмоционально-волевой сфере. Педагогика Марии Монтессори Мария Монтессори (1870–1952) была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины, и одной из первых носительниц ученой степени доктора наук. Первая «школа Монтессори» была откры- та ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты ею и ее последо- вателями. М. Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась на занятия с нормальными детьми. В 1909 году М. Монтессори провела первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей, и издала свою первую книгу «Метод научной педагогики». С 1910 по 1952 год она регулярно проводила международные учебные курсы для педаго- гов в разных странах. С 1929 года активно действует Международная Монтессори-ассоциация (AMI — Association Montessori Internationale), имеющая филиалы в Германии, Швеции, Дании и других странах. На сегодняшний день существует более 5 тысяч детских садов, придержи- вающихся метода М. Монтессори, которые открыты в разных странах Европы, Азии, США и России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|