Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На каких подходах основана педагогика Реджио Эмилия?

В рамках данного подхода используются идеи итальянских авторов С. Спаджиари, В. Веки, Дж. Родари. Система Реджио Эмилия продол- жила развитие идей позитивистско-атропологической теории М. Мон- тессори, использует элементы психологической теории стадиального развития интеллекта в процессе активного взаимодействия с окружаю- щим Ж. Пиаже, когнитивной теории учения как исследования, открытия Дж. Брунера, психологической теории Л. С. Выготского и многих дру-


гих. Это яркий пример открытой теории, учитывающей опыт прошлого и настоящего, сочетающей итальянский и зарубежный опыт воспитания детей, имеющей выраженный прикладной характер.

Широкую международную известность подход Реджио Эмилия получил в 80-е годы ХХ века. С целью международного обмена опытом между педагогами и исследователями в 1994 году был создан Фонд

«Дети Реджио». Преподавание основ педагогики Реджио Эмилия осу- ществляется в Германии, Италии, Финляндии, Швеции, США и других странах. Вместе с тем широкое ее внедрение в практику сопровождается неизменными трудностями, которые связаны с особенностями про- фессионального сознания воспитателей, особенностями структурной организации систем раннего образования детей в разных странах и др.

В чем особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия?

Педагогика Реджио Эмилия развивает идею уникальности, непреходя- щей ценности детства. Особое внимание обращается на уникальность языков, кодов, с помощью которых ребенок общается с окружающим миром и строит себя. Благодаря разнообразным кодам происходит когнитивное, художественно-образное, социальное освоение мира ре- бенком. Особенность детства подчеркивается особым отношением ко времени, растянутостью и неспешностью детской жизни, возможностью посмотреть на прошлый опыт новым взглядом.

Ребенок рассматривается как компетентное существо, имеющее свой богатый внутренний мир, свою культуру. Но для реализации своей внутренней энергии и исследовательского отношения к миру ребенок нуждается в активном взаимодействии со средой, уважительном и до- верительном отношении взрослого.

В качестве важнейших средств идентификации рассматривается, во-первых, организация коммуникативных ситуаций в малой и боль- шой группах (говорение, слушание, понимание себя и других). Во- вторых, специальное введение детей в мир многочисленных средств коммуникации (например, рисунков, чертежей, коллажей, скульптуры и др.), использование разных материалов (глины, проволоки, бумаги, бросового материала), конструирование, владение собственным телом (движения, мимика, жесты). В-третьих, в качестве незаменимого сред- ства обретения персональной идентичности выступает зеркало, которое создает эффекты отражения, умножения, смены перспективы и пр.). Как самостоятельное средство активного взаимодействия с социальной и предметной средой выступает экспериментирование с разными ро- лями в рамках театрализованной деятельности, переодевания, участия в разных играх и пр.


Вторая базовая идея педагогики Реджио Эмилия связана со свободной самостоятельной деятельностью детей. Используются разнообразные игры: строительные, отобразительные, познавательные. Так, в познава- тельных играх предполагается свободное экспериментирование с мате- риалами и физическими явлениями (светом, тенью, цветом). Дети очень много рисуют, используя разные материалы. Творчество и фантазия максимально развиваются в детском саду.

Наиболее адекватной формой преодоления традиционного разделе- ния между свободной игрой и целенаправленным занятием выступает проектная деятельность. Источниками проектной деятельности вы- ступают практические проблемы (сломался стол), детские потребности и интересы, темы, предлагаемые педагогами.

Особое место принадлежит предметно-пространственной среде жизни детей в детском саду. Пространство, понимаемое как «особый воспитатель», должно удовлетворять потребности детей в тепле, тиши- не, стимулировать разнообразную деятельность, потребность в общении и сотрудничестве. Особое внимание уделяется эстетичности и уюту среды детского сада. Среда включает текущую и итоговую докумен- тацию проектов в виде фотоматериалов, настенных газет, альбомов, фильмов, картин и продуктов детской  деятельности.

Педагог выполняет в педагогическом процессе как наблюдательно- фиксирующую функцию, в рамках которой он осуществляет докумен- тирование достижений детей, так и функцию активного сопровождения детей путем предоставления им разнообразных временных, простран- ственных, предметных, интеллектуальных ресурсов, стимулирования коммуникации, совместной рефлексии, планирования, оформления результатов деятельности.

Дух кооперации, соединение индивидуальных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обучения, разнообразные типы отношений с окружающим миром и внутри детского сада составляют суть педагогики Реджио Эмилия.

Современный этап — период интереса к авторским моделям педаго- гики детства, общим для которых является гуманизация и обогащение процесса проживания детьми дошкольного периода детства.


 

Р аздел 3

Педагогический процесс

 

в дошкольном образовательном учреждении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...