Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Организация анализа и диагностики деятельности предприятия основана на теории управления и корпоративного контроля. Система анализа включает субъекты, объекты, взаимоотношения между ними, инфраструктуру, обеспечивающую информационные, технические и функциональные условия. На каждом предприятии за анализ и диагностику производственной, технической или коммерческой деятельности отвечает соответствующий отдел (табл. 2.1).

Таблица 2.1  

Организационная структура анализа и диагностики финансово-
 хозяйственной деятельности предприятия

Вид деятельности Название отделов Содержание анализа и диагностики
Производственная Производственный, технологический Проверка соответствия производственно-технологических операций принятым стандартам
Коммерческая Снабжения, сбыта, торговый, коммер­ческий, маркетинга Оценка результативности торгово-коммерческих, снабженческо-сбытовых операций
Информационная Информационно-аналитический Оценка оперативности и достоверности информа­ционно-аналитических потоков
Административно-хозяйственная Финансовый, управления собст­венностью, плано­во-экономический, ценных бумаг, кад­ров, мониторинга, менеджмента Проверка эффективности системы управления фи­нансово-хозяйственной деятельностью
Техническая Технический, контрольно-измерительных прибо­ров и оборудования Проверка и диагностика технического состояния используемого оборудования, машин, механиз­мов, приборов

 

Работа каждого отдела регламентируется положением и должностными инструкциями, которые содержат описание его целей, задач, функций и детализацию обязанностей каждого сотрудника по операциям.

Например, к обязанностям работников финансового отдела предприятия относятся:

1. анализ реализации финансовой политики предприятия, финансовых планов и прогнозов, смет, финансовых разделов бизнес-планов;

2. изучение, составление и использование финансовой информации, документации;

3. диагностика организации финансовой работы, финансового механизма и финансового менеджмента;

4. анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

5. изучение взаимоотношений с бюджетом (расчеты с бюджетом, сборы, обязательные платежи, льготы и штрафы);

6. анализ формирования и использования фондов (общехозяйственного и целевого, специального назначения), прибыли, основных и оборотных средств;

7. диагностика организации наличных и безналичных расчетов, ведения кассового хозяйства;

8. анализ и диагностика финансовой устойчивости;

9. анализ эффективности кредитования, валютных операций;

10. диагностика банкротства;

11. финансовый контроль.

Основой анализа и диагностики служит мониторинг,т. е. постоянный, систематический контроль состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ причинно-следственных связей ее результатов с определенными группами факторов, диагностика тенденций и закономерностей.

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Этапы организации аналитической работы:

1. Определение цели и задач.

2. Подбор необходимой информации.

3. Разработка программы (плана), в которой ставится четкая задача в отношении объектов и характера анализа.

4. Установление последовательности выполнения.

5. Выбор и обоснование методов проведения.

6. Проведение анализа путем изучения, обобщения, группировки и сравнения исходных данных; выявление связей, закономерностей, противоречий.

7. Обобщение результатов анализа.

8. Подготовка выводов по основным направлениям.

9. Оформление отчета (заключения) по итогам анализа.

Технология анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности включает: организацию информационной системы, документирование, документооборот, процедуры анализа.

Процедура — это четко установленная последовательность действий, операция — конкретное действие, элементарное или наиболее простое с точки зрения органа управления.

Например, подготовка этапа анализа – это процедура, а исполнение этапа — операция. Система аналитических операций складывается в определенную процедуру.

Процедуры при проведении анализа и оценки потенциала предприятия:

1. аналитическая структуризация анализируемого объекта (состав, структура, свойства, отношения);

2. группировка и классификация элементов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

3. изучение количественных и качественных характеристик элементов;

4. изучение видов связеймежду элементами;

5. количественная и качественная оценка резервов;

6. установление критерия эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

7. оценка факторов, влияющих на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

8. обобщение аналитических данных, сравнение однородных показателей, выявление связей, закономерностей, противоречий; 

9. оценка результатов анализа.

Группировка – метод деления сово­купности показателей (объектов) на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Аналитические группировки используют для опреде­ления наличия, направления и формы связи между изуча­емыми показателями.

Простые группировки позволяют изучить взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по одному избран­ному аналитиком признаку.

Комбинированные группировки исследуют сложные связи, для чего совокупность данных делится на группы по одному признаку, а затем внутри каждой группы — по другому признаку.

Материалы анализа оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчетов, заключений, обзоров, которые являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2.3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

                    Содержание программы:

1. объект анализа (структура, процесс, технология, операция, процедура);

2. субъект анализа (ответственные лица и испол­нители);

3. период, за который выполняется анализ;

4. цель, задачи анализа и диагностики;

5. формы, методы, техника анализа и диагностики;

6.   оформление результатов анализа (отчет, заключение, описательная характери­стика, расчет экономической эффективности);

7.   кому докладываются (куда направляются) результаты анали­за и как они должны быть использованы.

Структура программы АФХД:

  Введение – определяется цель, задачи, методы анализа и диагностики, описывается специфика объекта.

  Аналитическая часть содержит анализ и диагностику:

1. тех­нического, финансового состояния;

2. эффективности производствен­ной, коммерческой, инвестиционной деятельности, социального развития коллектива;

3. состояния и использования основных фон­дов, трудовых ресурсов;

4. затрат на производство и реализацию про­дукции;

5. инвестиционного, научно-технического, трудового, про­изводственного потенциала.

Заключение содержит основные выво­ды по фактическому состоянию объекта на определенную дату и конкретные предложения по улучшению данного состояния.

Программа разрабатывается по каждому объекту, исполнение контролируется его руководи­телем.

2.4. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Управление, элементом которого является анализ и диагности­ка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в общем случае является непрерывной процедурой в системе с обратной связью.

Информация является главным элементом управления предприятием. Анализ начинается с исходной информации и завершается поступлением информации о результатах анализа в управляющий орган, где сравнивается с желательным вариантом развитии, принимаются решения, оформляются распоряжения. Информация об изменении процесса по результатам управляющего воздействия вновь поступает в систему управления.

Внутренняя информация

1. Учетная информация — формализованные критерии сбора и обобщения, подвергающиеся контролю государственных и регулирующих органов.

2. Внеучетная информация — акты различных проверок, докладные, служебные и пояснительные записки.

Внешняя информация

1. Нормативно-правовая база — законодательство.

2. Рыночные показатели — ресурсов, сбыта, финансов.

3. Справочная информация — внешние нормативы, цены, конкуренты.

4. Информация СМИ — годовые отчеты, сведения, рейтинги.

Для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета, контроля, используют различные технические средства логического и механического преобразова­ния информации:

1. автоматизированные системы обработки данных на базе быстродействующих ЭВМ большой мощности;

2. центры обработки информа­ции;

3. все вычислительные работы, проводимые в процессе управления малыми организациями.

Информационная база АФХД основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации.

Организационное нормирование (регламентирование) — это система норм, правил, инструкций, регламентов, служащих базой для проектирования и управления производственными процессами, включающая нормативы:

1. номенклатурно-классификационные и технико-экономические (на материалы, покупные детали, инструменты);

2. организационно-технические (стандарты, нормали, условия и маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка);

3. организационно-структурные (схемы подчинения и управления, структуры, штатные расписания, нормативы численности работников, нормы времени, положения об отделах, функционально-должностные инструкции);

4. оперативно-календарные, регламентирующие производственные процессы (размеры партий, заделы, продолжительность циклов);

5. административно-организационные (правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок, внутреннего распорядка, отпусков).

Задачи организационного нормирования заключаются в определении расчетным путем:

1. объема работы для решения задачи, поставленной перед исполнителем;

2. длительности операций и процедур;

3. потребности работников в средствах и предметах труда.

На основании полученных данных составляют организационный план, конкретизирующий, что необходимо выполнить, на каком участке, в какие сроки, с какими затратами.

Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на различных уровнях:

1. на уровне предприятия – директором или его заместителями);

2. государственного комитета, министерства, ведомства – начальником управления, заместителем министра или министром;

3. центральных органов управления – Правительством РФ.

Требования к организационному нормированию (регламентированию):

1. сочетание материального и морального стимулирования с эффективными санкциями за нарушение норм (правил);

2. учет последних данных науки и прогрессивного опыта;

3. оптимальность – чрезмерно жесткие и слишком расплывчатые нормативы оказывают дестимулирующее влияние;

4. поощрение инициативы исполнителей – не должны быть слишком подробны;

5. укрепление личной ответственности.

Классификация исходных  данных АФХД:

1.Общие сведения о предприятии.

2.Информацияосистеме управления технико-экономической деятельностью предприятия:

а) вид и структура управляющей системы;

б) процессы управления;

в) оргтехника.

3. Специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатах;

4. Информация об экономической деятельности предприятия.

5. Данные о финансовых результатах.

6. Информация о трудовых ресурсах и социальном развитии предприятия.

7. Сведения об общей эффективности технико-экономической деятельности предприятия (материалы специальных исследований).

Исходные материалы для анализа оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам.

Проблемами формирования исходной информации для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

1. отсутствие полного объема необходимой информации;

2. невозможность проверки достоверности имеющейся информации;

3. недостаточная детализация нужной информации для выполнения сравнительного анализа по отдельным направлениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...