Финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Организация анализа и диагностики деятельности предприятия основана на теории управления и корпоративного контроля. Система анализа включает субъекты, объекты, взаимоотношения между ними, инфраструктуру, обеспечивающую информационные, технические и функциональные условия. На каждом предприятии за анализ и диагностику производственной, технической или коммерческой деятельности отвечает соответствующий отдел (табл. 2.1). Таблица 2.1 Организационная структура анализа и диагностики финансово-
Работа каждого отдела регламентируется положением и должностными инструкциями, которые содержат описание его целей, задач, функций и детализацию обязанностей каждого сотрудника по операциям.
Например, к обязанностям работников финансового отдела предприятия относятся: 1. анализ реализации финансовой политики предприятия, финансовых планов и прогнозов, смет, финансовых разделов бизнес-планов; 2. изучение, составление и использование финансовой информации, документации; 3. диагностика организации финансовой работы, финансового механизма и финансового менеджмента; 4. анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия; 5. изучение взаимоотношений с бюджетом (расчеты с бюджетом, сборы, обязательные платежи, льготы и штрафы); 6. анализ формирования и использования фондов (общехозяйственного и целевого, специального назначения), прибыли, основных и оборотных средств; 7. диагностика организации наличных и безналичных расчетов, ведения кассового хозяйства; 8. анализ и диагностика финансовой устойчивости; 9. анализ эффективности кредитования, валютных операций; 10. диагностика банкротства; 11. финансовый контроль. Основой анализа и диагностики служит мониторинг,т. е. постоянный, систематический контроль состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализ причинно-следственных связей ее результатов с определенными группами факторов, диагностика тенденций и закономерностей. 2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ Этапы организации аналитической работы: 1. Определение цели и задач. 2. Подбор необходимой информации. 3. Разработка программы (плана), в которой ставится четкая задача в отношении объектов и характера анализа. 4. Установление последовательности выполнения. 5. Выбор и обоснование методов проведения. 6. Проведение анализа путем изучения, обобщения, группировки и сравнения исходных данных; выявление связей, закономерностей, противоречий.
7. Обобщение результатов анализа. 8. Подготовка выводов по основным направлениям. 9. Оформление отчета (заключения) по итогам анализа. Технология анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности включает: организацию информационной системы, документирование, документооборот, процедуры анализа. Процедура — это четко установленная последовательность действий, операция — конкретное действие, элементарное или наиболее простое с точки зрения органа управления. Например, подготовка этапа анализа – это процедура, а исполнение этапа — операция. Система аналитических операций складывается в определенную процедуру. Процедуры при проведении анализа и оценки потенциала предприятия: 1. аналитическая структуризация анализируемого объекта (состав, структура, свойства, отношения); 2. группировка и классификация элементов финансово-хозяйственной деятельности предприятия; 3. изучение количественных и качественных характеристик элементов; 4. изучение видов связеймежду элементами; 5. количественная и качественная оценка резервов; 6. установление критерия эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия; 7. оценка факторов, влияющих на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия; 8. обобщение аналитических данных, сравнение однородных показателей, выявление связей, закономерностей, противоречий; 9. оценка результатов анализа. Группировка – метод деления совокупности показателей (объектов) на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Аналитические группировки используют для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. Простые группировки позволяют изучить взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по одному избранному аналитиком признаку. Комбинированные группировки исследуют сложные связи, для чего совокупность данных делится на группы по одному признаку, а затем внутри каждой группы — по другому признаку. Материалы анализа оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок, аналитических справок, отчетов, заключений, обзоров, которые являются исходными данными для планирования, проектирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Содержание программы: 1. объект анализа (структура, процесс, технология, операция, процедура); 2. субъект анализа (ответственные лица и исполнители); 3. период, за который выполняется анализ; 4. цель, задачи анализа и диагностики; 5. формы, методы, техника анализа и диагностики; 6. оформление результатов анализа (отчет, заключение, описательная характеристика, расчет экономической эффективности); 7. кому докладываются (куда направляются) результаты анализа и как они должны быть использованы. Структура программы АФХД: Введение – определяется цель, задачи, методы анализа и диагностики, описывается специфика объекта. Аналитическая часть содержит анализ и диагностику: 1. технического, финансового состояния; 2. эффективности производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности, социального развития коллектива; 3. состояния и использования основных фондов, трудовых ресурсов; 4. затрат на производство и реализацию продукции; 5. инвестиционного, научно-технического, трудового, производственного потенциала. Заключение содержит основные выводы по фактическому состоянию объекта на определенную дату и конкретные предложения по улучшению данного состояния. Программа разрабатывается по каждому объекту, исполнение контролируется его руководителем. 2.4. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Управление, элементом которого является анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в общем случае является непрерывной процедурой в системе с обратной связью. Информация является главным элементом управления предприятием. Анализ начинается с исходной информации и завершается поступлением информации о результатах анализа в управляющий орган, где сравнивается с желательным вариантом развитии, принимаются решения, оформляются распоряжения. Информация об изменении процесса по результатам управляющего воздействия вновь поступает в систему управления.
Внутренняя информация 1. Учетная информация — формализованные критерии сбора и обобщения, подвергающиеся контролю государственных и регулирующих органов. 2. Внеучетная информация — акты различных проверок, докладные, служебные и пояснительные записки. Внешняя информация 1. Нормативно-правовая база — законодательство. 2. Рыночные показатели — ресурсов, сбыта, финансов. 3. Справочная информация — внешние нормативы, цены, конкуренты. 4. Информация СМИ — годовые отчеты, сведения, рейтинги. Для сбора, переработки, хранения и передачи информации, необходимой для оперативного принятия решений, учета, контроля, используют различные технические средства логического и механического преобразования информации: 1. автоматизированные системы обработки данных на базе быстродействующих ЭВМ большой мощности; 2. центры обработки информации; 3. все вычислительные работы, проводимые в процессе управления малыми организациями. Информационная база АФХД основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации. Организационное нормирование (регламентирование) — это система норм, правил, инструкций, регламентов, служащих базой для проектирования и управления производственными процессами, включающая нормативы: 1. номенклатурно-классификационные и технико-экономические (на материалы, покупные детали, инструменты); 2. организационно-технические (стандарты, нормали, условия и маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка); 3. организационно-структурные (схемы подчинения и управления, структуры, штатные расписания, нормативы численности работников, нормы времени, положения об отделах, функционально-должностные инструкции); 4. оперативно-календарные, регламентирующие производственные процессы (размеры партий, заделы, продолжительность циклов); 5. административно-организационные (правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок, внутреннего распорядка, отпусков). Задачи организационного нормирования заключаются в определении расчетным путем: 1. объема работы для решения задачи, поставленной перед исполнителем; 2. длительности операций и процедур; 3. потребности работников в средствах и предметах труда. На основании полученных данных составляют организационный план, конкретизирующий, что необходимо выполнить, на каком участке, в какие сроки, с какими затратами.
Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на различных уровнях: 1. на уровне предприятия – директором или его заместителями); 2. государственного комитета, министерства, ведомства – начальником управления, заместителем министра или министром; 3. центральных органов управления – Правительством РФ. Требования к организационному нормированию (регламентированию): 1. сочетание материального и морального стимулирования с эффективными санкциями за нарушение норм (правил); 2. учет последних данных науки и прогрессивного опыта; 3. оптимальность – чрезмерно жесткие и слишком расплывчатые нормативы оказывают дестимулирующее влияние; 4. поощрение инициативы исполнителей – не должны быть слишком подробны; 5. укрепление личной ответственности. Классификация исходных данных АФХД: 1.Общие сведения о предприятии. 2.Информацияосистеме управления технико-экономической деятельностью предприятия: а) вид и структура управляющей системы; б) процессы управления; в) оргтехника. 3. Специальные сведения о технологии производственного процесса и основных производственных результатах; 4. Информация об экономической деятельности предприятия. 5. Данные о финансовых результатах. 6. Информация о трудовых ресурсах и социальном развитии предприятия. 7. Сведения об общей эффективности технико-экономической деятельности предприятия (материалы специальных исследований). Исходные материалы для анализа оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам. Проблемами формирования исходной информации для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются: 1. отсутствие полного объема необходимой информации; 2. невозможность проверки достоверности имеющейся информации; 3. недостаточная детализация нужной информации для выполнения сравнительного анализа по отдельным направлениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|