Условия применения маржинального анализа:
1. деление затрат на переменные и постоянные; 2. постоянные и переменные затраты можно измерить точно; 3. переменные затраты и выручка имеют линейную зависимость от объема производства и реализации; 4. переменные затраты и цены не меняются в течение периода планирования; 5. постоянные затраты не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции; 6. структура продукции не меняется в течение планового периода; 7. объем продаж и объем производства приблизительно равны. Если одно или более из допущений отсутствует, применение маржинального анализа может привести к ошибкам и необоснованным решениям. Возможности маржинального анализа (анализа безубыточности): 1. более точно определять влияние факторов на изменение суммы прибыли, управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; 2. определять критический уровень объема продаж (порог рентабельности), постоянных затрат, цены при которых прибыль будет равна нулю; 3. рассчитывать объем продаж для получения заданной величины прибыли; 4. обосновывать наиболее оптимальные варианты управленческих решений, производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей с целью минимизации затрат и увеличения прибыли. Для получения прибыли выручка любого коммерческого предприятия должна покрывать общие затраты (сумму переменных и постоянных затрат).
где В — выручка от реализации продукции; Зоб — общие затраты; Зпер — переменные затраты; Зпост — постоянные затраты; П — прибыль. Маржинальная прибыль (маржинальный доход) предприятия МП (МД) — это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами или сумма постоянных затрат и прибыли:
МП = В – Зпер, П = МП – Зпост МП = Зпост + П. Маржинальная прибыль (маржинальный доход) на единицу продукции УМП — это разность между ценой изделия Ц и переменными затратами на единицу изделия (удельными переменными затратами УЗ пер): Удельная маржинальная прибыль УМП = Цед – УЗпер Традиционная методика факторного анализа прибыли предполагает использование следующей модели формирования прибыли: П = V (Цед – Сед), где V — физический объем продаж; Цед — цена реализации единицы изделия; Сед — себестоимость единицы изделия (удельная себестоимость). В маржинальном анализе используется другая модель: П = V (Цед –УЗпер) – Зпост В экономической литературе выделяют системы учета затрат: 1. полных затрат; 2. нормативных затрат («стандарт-костинг»); 3. переменных затрат («директ-костинг»). В российской практике наиболее распространено применение системы учета полных затрат, которая основывается на классификации затрат по способу отнесения на себестоимость (прямые и косвенные). Прямые расходы относятся на конкретный вид продукции экономически обоснованным способом. Общая сумма косвенных затрат распределяется пропорционально выбранным коэффициентам распределения. Система «стандарт-костинг» – нормативных (стандартных) затрат основывается на принципе учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них. Как правило, нормативные затраты определяются по статьям расходов: 1. основные сырье и материалы; 2. оплата труда основных производственных рабочих; 3. накладные расходы. На основе детального анализа причин отклонений от нормативных показателей разрабатываются управленческие решения по устранению этих причин, в частности, уточнение самих стандартов.
Система учета затрат «директ-костинг», согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции. Анализ позволяет найти точку равновесия (точку безубыточности), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Продажи ниже точки безубыточности влекут для предприятия потери. В российской практике классификация затрат «директ-костинг» мало распространена и существует распространенная ошибка в отношении этого метода. В настоящее время предприятиям разрешено общехозяйственные расходы, накопленные на бухгалтерском счете № 26, списывать на счет учета производственных затрат № 20 и учета реализации продукции счет № 90. При такой организации учета в «Отчете о прибылях и убытках» сумма общехозяйственных расходов отражается отдельно по строке «Управленческие расходы», а по строке «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» показывается сумма затрат на производство без учета последних. При исчислении стоимости единицы продукции по полной производственной стоимости все затраты (прямые и косвенные) отражаются по строке "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». При этом показатель в строке «Управленческие расходы» отсутствует. Коммерческие же расходы относятся на счет № 44 и также отражаются в форме № 2 отдельной строкой. Принятая в организации методика списания общехозяйственных расходов обязательно отражается в ее учетной политике для целей бухгалтерского учета. Именно этот вариант учета (Д 90/2 К 26) в российской практике стали называть методом «директ-костинг». Но это не совсем точно, так как на счета № 26 и № 44 могут попадать затраты, которые являются смешенными, т. е. в соответствии с методикой маржинального анализа не являются строго постоянными. Метод отнесения общехозяйственных расходов на счета реализации без их распределения на стоимость продукции правильнее называть методом учета по усеченной (сокращенной) себестоимости, а не методом «директ-костинг».
Главный недостаток системы учета переменных затрат («директ-костинг») — отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции. В первую очередь метод переменных затрат предназначен для расчета минимальной цены единицы продукции. Если использовать этот метод для проведения политики сниженных цен для достижения привилегированного положения на рынке, то в случае демпинга (политики сниженных цен) возникает вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет в зону убытков. Основные преимущества маржинального анализа: 1. установление взаимосвязи между объемом производства, величиной затрат и прибылью; 2. определение точки безубыточности, т. е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка; 3. возможность применения более гибкой системы ценообразования и установление нижней цены единицы продукции, что особенно эффективно при неполной загрузке производственных мощностей и уменьшает затоваривание продукции на складе; 4. упрощение расчета себестоимости по сравнению с системой учета полных затрат, поскольку отсутствует процедура распределения постоянных расходов по видам продукции; 5. возможность составления оптимальной производственной программы и плана сбыта продукции; 6. возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, что позволяет планировать цены и скидки на определенный объем продаж. Норма маржинальной прибыли (дохода) Нмп (коэффициент покрытия, маржинальная рентабельность) – отношение маржинальной прибыли (дохода) к сумме выручки от реализации, как правило, рассчитывается в процентах: Нмп = МП / В, %. Как правило, специалисты по управленческому учету предпочитают работать с показателем нормы маржинальной прибыли, а не с самой маржинальной прибылью, что особенно удобно, когда предприятие выпускает разнородную продукцию. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая. Располагая данными о норме маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую прибыль предприятия при увеличении объема производства или продаж.
Под критической точкой понимается такой объем продаж, при котором все затраты равны выручке от реализации, а предприятие не имеет прибыли, но и не несет убытков. Эту точку также называют: точкой безубыточности; «мертвой» точкой; точкой равновесия; порога рентабельности; окупаемости затрат. Методы нахождения точки безубыточности: 1. графический метод; 2. аналитический метод (метод маржинальной прибыли).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|