Факторы, влияющие на прибыль от продаж:
1. изменение объема продаж В (прямое влияние); 2. изменение себестоимости С (обратное влияние); 3. изменение уровня управленческих и коммерческих расходов Рк, Ру (обратное влияние). Факторный анализ прибыли проводят исходя из порядка ее формирования. Влияние изменения затрат на прибыль оценивается непосредственно по «Отчету о прибылях и убытках», влияние факторов, определяющих изменение самих затрат по данным управленческого учета. При анализе накладных расходов требуется оценка исполнения смет управленческих и коммерческих расходов. Величина управленческих и коммерческих расходов планируется без учета объема производства товаров (работ, услуг). По отдельным статьям определяется экономия или перерасход путем сравнения фактических затрат с затратами, предусмотренными по смете. Причиной отклонения может быть неоправданный перерасход сметы, либо ее некачественное составление. Последовательность анализа прибыли: 1-й этап. Изучение реализации продукции и объема выручки: 1. основные источники получения выручки, их структура (форма № 2, пояснительная записка к годовому отчету). Структура выручкианализируется по видам реализуемой продукции, структурным и территориальным подразделениям. 2. стабильность источников получения выручки. Стабильность источников выручкиоценивается горизонтальным анализом структуры выручки по показателям: 2.1. чувствительность спроса различных видов продукции, в том числе по филиалам и удаленным территориальным подразделениям; 2.2. способность приспособления к изменениям спроса путем введения новых видов продукции и услуг (структурные сдвиги); 2.3. степень зависимости от основных покупателей (заказчиков);
2.4. степень концентрации продукции и зависимости от одной отрасли; 2.5. степень зависимости от небольшого числа ведущих продавцов. 2-й этап. Изучение уровня и динамики себестоимости продукции. 3-й этап. Изучение состава и структуры финансового результата организации – проверка пропорциональности темпов роста прибыли. 4-й этап. Оценка конечного финансового результата — прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Основные направления повышения суммы прибыли
АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ Рентабельность ─ относительный показатель, характеризующий степень прибыльности (процент прибыли, маржа), доходности, выгодности деятельности предприятия, для оценки которой прибыль сопоставляется с выручкой, затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность − это доля прибыли относительно стоимости работ, активов или капитала предприятия, принимаемых за 100%. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, различных направлений его деятельности, инвестиционной политики и ценообразования. Виды рентабельности: 1. прибыль сопоставляется с выручкой от продаж (стр. 010, ф. 2); 2. прибыль сопоставляетсясо стоимостной оценки ресурса (стр. 300, стр. 490, стр. 120 ф. 1) или затрат (стр. 020, 030, 040 ф. 2). Наиболее важными показателями рентабельности являются: рентабельность продаж, совокупного капитала, собственного капитала (табл. 4.3).
Показатели рентабельности характеризуют различные сферы деятельности предприятия: производственную деятельность, оборот и капитал. В зависимости от целей и задач оценки, а также особенностей производства эти показатели могут быть дополнены и рядом других. Значение рентабельности продаж для различных отраслей, масштабов производства и уровней технологии могут намного различаться, поэтому более показательной является динамика изменения рентабельности продаж. Снижение рентабельности продаж может быть вызвано ростом затрат на производство и реализацию продукции, а также падением общего объема продаж. Для выяснения причин снижения рентабельности продаж проводится анализ себестоимости и маркетинговый анализ рынка. Однако высокое значение рентабельности продаж по сравнению со среднеотраслевыми показателями может иметь также и негативные последствия для предприятия из-за высоких налоговых выплат. Рентабельность активов, как один из синтетических показателей, показывает, сколько прибыли приходится на рубль активов предприятия: Ракт = Ппрод / Аакт.ср., где Аакт.ср. – среднегодовая стоимость активов. Для оценки влияния различных составляющих и факторов можно преобразовать формулу:
Таблица 4.3 Расчет рентабельности
Этот показатель должен быть одним из основных рабочих инструментов руководителя в управлении предприятием, так как он объединяет рентабельность от продаж и деловую активность – набор показателей, описывающих различные стороны работы предприятия. Анализируя данное соотношение можно определить степень влияния каждого элемента, выделить элементы, оказывающие наиболее сильное негативное влияние и сосредоточить на них внимание. Рентабельность собственного капитала характеризует, в какой доле собственный капитал увеличивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, и может быть использована для выплаты дивидендов и прироста активов организации. Темпы роста рентабельности собственного капитала должны быть выше темпов роста рентабельности активов, что будет осуществляться только в том случае, если для финансирования активов привлекались заемные средства по цене ниже рентабельности активов. При больших объемах продаж уменьшение периода оборота дебиторской задолженности или оборота запасов даже на 2—3 дня может повысить рентабельность активов. Факторы, влияющие на рентабельность продаж: 1. себестоимость; 2. выручка (структура проданной продукции, средние цены реализации); 3. коммерческие расходы; 4. управленческие расходы. Снижение рентабельности продаж относительно валовой рентабельности отражает опережающий рост управленческих и коммерческих расходов.
Снижение бухгалтерской рентабельности относительно рентабельности продаж отражает ухудшение результатов прочей деятельности. Если при росте всех видов прибыли показатели рентабельности снижаются, то это свидетельствует о снижении эффективности, как основной деятельности, так и прочих хозяйственных операций. По результатам анализа рентабельности деятельности организации составляется заключение, в котором отражаются: 1. оценка эффективности деятельности организации; 2. выработка рекомендаций по устранению отрицательных факторов, влияющих на эффективность деятельности организации и прозрачность информации о финансовых результатах; 3. составление прогноза. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. В основе концепции маржинального анализа лежит деление совокупных затрат на постоянную часть, которая не меняется при изменении физического объема продукции, и переменную часть, изменяющуюся с изменением объемов. Абсолютная величина переменных расходов — сырье, основные материалы, топливо, заработная плата основных производственных рабочих и другие ресурсы, не всегда изменяется прямо пропорционально, так как увеличение объемов производства может обеспечиваться и за счет повышения производительности труда, лучшего использования производственных фондов, снижения материалоемкости продукции. Удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными при изменении объема. Постоянные расходы — общехозяйственные расходы, амортизация зданий и оборудования, арендная плата за землю, производственные помещения и оборудование, повременная заработная плата, оклады административно-управленческого персонала. Расходы на управление остаются, даже если продукция не выпускается. Удельные постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются с увеличением объема производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|