Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на прибыль от продаж:

1. изменение объема продаж В (прямое влияние);

2. изменение себестоимости С (обратное влияние);

3. изменение уровня управленческих и коммерческих расходов Рк, Ру  

(обратное влияние).

Факторный анализ прибыли проводят исходя из порядка ее формирования.

Влияние изме­нения затрат на прибыль оценивается непосредствен­но по «Отчету о прибылях и убытках», влияние факторов, определяющих изменение самих затрат по данным управленческого учета.

При анализе накладных расходов требуется оценка ис­полнения смет управленческих и коммерческих расходов. Величина управлен­ческих и коммерческих расходов планируется без учета объема производства товаров (работ, услуг). По отдельным статьям определяется экономия или перерасход путем сравнения фактических затрат с затратами, предусмотрен­ными по смете. Причиной отклонения может быть неоправданный перерасход сметы, либо ее некачествен­ное составление.

Последовательность анализа прибыли:

1-й этап. Изучение реализации продукции и объема выручки:

1. основные источники получения выручки, их структура (форма № 2, пояснительная записка к годовому отчету).

Структура выручкианализируется по видам реа­лизуемой продукции, структурным и тер­риториальным подразделениям.

2. стабильность источников получения выручки.

Стабильность источников выручкиоценивается горизонтальным анализом структуры выручки по показателям:

2.1. чувствительность спроса различных видов продук­ции, в том числе по филиалам и удаленным территориальным подразделениям;

2.2. способность приспособления к измене­ниям спроса путем введения новых видов продукции и услуг (структурные сдвиги);

2.3. степень зависимости от основных покупателей (заказчиков);

2.4. степень концентрации продукции и зависимости от одной отрасли;

2.5. степень зависимости от небольшого числа ведущих продавцов.

2-й этап. Изучение уровня и динамики себестоимости продукции.

3-й этап. Изучение состава и структуры финансового результата организации – проверка пропор­циональности темпов роста прибыли.

4-й этап. Оценка конечного финансового результата — прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

Основные направления повышения суммы прибыли

Увеличение объема реализации продукции Повышение цен Снижение себестоимости продукции
Продажа в кредит Повышение качества продукции Более полное использование производственной мощности предприятия
Послепродажное гарантийное обслуживание Поиск более выгодных товарных рынков

За счет роста производительности труда, экономии сырья, материалов, топлива, энергии, сокращения непроизводительных

расходов, потерь и брака

Использование системы скидок при оплате Сокращение сроков поставки, выполнения работ

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Рентабельность ─ относительный показатель, характеризующий степень прибыльности (процент прибыли, маржа), доходности, выгодности деятельности предприятия, для оценки которой прибыль сопоставляется с выручкой, затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность − это доля прибыли относительно стоимости работ, активов или капитала предприятия, принимаемых за 100%.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность ра­боты предприятия в целом, различных направлений его дея­тельности, инвестиционной политики и ценообразования.

Виды рентабель­ности:

1. прибыль сопоставляется с выручкой от продаж (стр. 010, ф. 2);

2. прибыль сопоставляетсясо стоимостной оценки ресурса (стр. 300, стр. 490, стр. 120 ф. 1) или затрат (стр. 020, 030, 040 ф. 2).

Наиболее важными показателями рентабельности являются: рентабельность продаж, совокупного капитала, собственного капитала (табл. 4.3).

  Показатели рентабельности характеризуют различные сферы деятельности предприятия: производственную деятельность, оборот и капитал. В зависимости от целей и задач оценки, а также особенностей производства эти показатели могут быть дополнены и рядом дру­гих.

Значение рентабельности продаж для различных отраслей, масштабов производства и уровней технологии могут намного различаться, поэтому более показательной является динамика изме­нения рентабельности продаж.

Снижение рентабельности продаж может быть вызвано ростом затрат на производство и реализацию продукции, а также падением общего объема продаж. Для выяснения причин сни­жения рентабельности продаж проводится анализ себестоимости и маркетинговый анализ рынка.

Однако высокое значение рентабельности продаж по сравнению со среднеотраслевыми показателями может иметь также и нега­тивные последствия для предприятия из-за высоких налоговых выплат.

Рентабельность активов, как один из синтетических показателей, показывает, сколько прибыли приходится на рубль активов предприятия:

Ракт = Ппрод / Аакт.ср.,

где Аакт.ср. – среднегодовая стоимость активов.

Для оценки влияния различных составляющих и факторов мож­но преобразовать формулу:

Таблица 4.3

Расчет рентабельности

Наименование показателя

Способ расчета

Пояснение
Валовая  рентабельность Р1 = Пвал / В = Прибыль валовая / Выручка, % Р1 = 029 / 010 Характеризует эффективность производственной деятельности
Рентабельность продаж Р2 = Ппрод / В = Прибыль от продаж / Выручка, % Р2 = 050 / 010 Характеризует эффективность производственной, коммерческой и управленческой деятельности
Рентабельность реализованной продукции (затратоотдача) Р3 = Ппрод / С = Прибыль от продаж / Затраты на производство и реализацию продукции, % Р3 = 050 / (020+030+040) Показывает сколько прибыли от продаж приходится на один рубль полных затрат
Бухгалтерская рентабельность Р4 = Пнал / В = Прибыль от продаж / Выручка, % Р4 = 140 / 010 Характеризует Р2 и эффективность результатов от прочей хозяйственной деятельности
Чистая рентабельность Р5 = Пчист / В = Чистая прибыль /  Выручка, % Р5 = 190 / 010 Характеризует Р4 и эффективность использования прав по налогообложению
Экономическая рентабельность (совокупного капитала) Р6 =Чистая прибыль / Средняя стоимость имущества, % Р6 = 190 ф.№ 2 / 300 ф.№ 1 Характеризует эффективность использования всего имущества
Рентабельность собственного  капитала Р7 =Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала, % Р6 = 190 ф.№ 2 / 490 ф.№ 1 Данный показатель и его динамика влияет на уровень котировки акций

А ─ высокий уровень > 20%; В ─ средний уровень − (15 – 20)%;

 С ─ низкий уровень < 15% (некредитоспособные предприятия).

 

Этот показатель должен быть одним из основных рабочих инструментов руководителя в управлении предприятием, так как он объединяет рентабельность от продаж и деловую активность – набор показателей, описывающих различные стороны работы предприятия. Анализируя данное соотношение можно определить степень влияния каждого элемента, выделить элементы, оказывающие наиболее сильное негативное влияние и сосредоточить на них внимание.

Рентабельность собственного капитала характеризует, в какой доле собственный капитал увеличивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, и может быть использована для выплаты дивидендов и прироста активов организации.

Темпы роста рентабельности собственного капитала должны быть выше темпов роста рентабельности активов, что будет осуществляться только в том случае, если для финансирования активов привлекались заемные средства по цене ниже рентабельности активов.

При больших объемах продаж уменьшение периода оборота дебиторской задолженности или оборота запасов даже на 2—3 дня может повысить рентабельность активов.

Факторы, влияющие на рентабельность продаж:

1. себестоимость;

2. выручка (структура проданной про­дукции, средние цены реализации);

3. коммерческие расходы;

4. управленческие расходы.

Снижение рентабельности продаж относительно валовой рентабельности отражает опережающий рост управленческих и коммерческих расхо­дов.

Снижение бухгалтерской рентабельности относительно ‍рентабельности продаж отражает ухудшение результатов прочей деятельности.

Если при росте всех видов прибыли показатели рентабельности снижаются, то это свидетельствует о снижении эффективности, как основной деятельности, так и прочих хозяйственных операций.

По результатам анализа рентабельности дея­тельности организации составляется заключение, в котором отражаются:

1. оценка эффективности деятельности организации;

2. выработка рекомендаций по устранению отрицательных факторов, влияющих на эффективность деятельности организации и прозрачность информации о финансовых результатах;

3. составление прогноза.

МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

В основе концепции маржинального анализа лежит деление совокупных затрат на постоян­ную часть, которая не меняется при изменении физического объема продукции, и переменную часть, изменяю­щуюся с изменением объемов.

Абсолютная величина переменных расходов — сырье, основные материалы, топливо, заработная плата основных производственных рабочих и другие ресурсы, не всегда изменяется прямо пропорционально, так как увеличение объемов производства может обеспечиваться и за счет повыше­ния производительности труда, лучшего использования производственных фондов, снижения материалоемкости продукции.

Удельные переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются не­изменными при изменении объема.

Постоянные расходы — общехозяйственные расходы, амортизация зданий и оборудования, арендная плата за землю, производственные помещения и оборудование, повременная заработная плата, оклады администра­тивно-управленческого персонала. Расходы на управление остаются, даже если продукция не выпускается.

Удельные постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются с увеличением объема производства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...