Анализ экономических результатов деятельности предприятия
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ Основными экономическими показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются объем реализованнойпродукции, доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса. Объем реализованной продукции (работ, услуг), определяющий размер прибыли, уровень рентабельности и деловой активности, является основным экономическим результа том финансово-хозяйственной деятельности предприятия и источником поступления денежных средств. Реализованной продукцией считается готовая продукция (выполненные работы и услуги), отпущенная потребителям, в оплату которой в полном объеме поступили средства на счет поставщика. Выручка от реализации (доход) представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию или оказанные услуги. Объем реализованной продукции, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от конкурентоспособности, спроса на продукцию и финансовой стратегии, т.е. характеризуют все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Характер экономического роста определяет соотношение между динамикой выручки и затрат: интенсивный или экстенсивный. Интенсивный тип экономического роста — превышение темпов роста продукции над темпами роста затрат или ресурсов, может быть фондоемким или фондосберегающим. Показатели выручки, себестоимости и результата деятельности предприятия (прибыли или убытка) содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», который составляется нарастающим итогом с начала года за отчетный период и аналогичный период предыдущего года. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
Применение термина «деловая активность» в отечественной экономической литературе началось сравнительно недавно, и его значение еще не устоялось. В анализе финансово-хозяйственной деятельности деловая активность определяется системой количественных и качественных критериев, характеризующих оборачиваемость средств и источников финансирования предприятия. Качественные критерии определяются емкостью рынков продаж (внутренних и внешних), деловой репутацией предприятия, его конкурентоспособностью, наличием постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг). Количественные критерии деловой активности: 1. Абсолютные показатели: а) объем продаж готовой продукции, товаров, работ, услуг (оборот); б) прибыль; в) величина авансированного капитала (активов). 2. Относительные показатели: а) динамика дебиторской и кредиторской задолженности; б) оборачиваемость (общая и управления активами). Чем быстрее средства, вложенные в активы, превращаются в денежные средства, т.е. быстрее кругооборот капитала, тем больше продукции реализует предприятие при одной и той же сумме капитала, тем более высокой будет деловая активность предприятия. На длительность пребывания средств в обороте оказывают влияние внешние и внутренние факторы: Внешние — отраслевая принадлежность, сфера деятельности, инфляция и характер хозяйственных связей с партнерами; Внутренние — эффективность стратегии управления активами, ценовая политика и методы оценки товарно-материальных ценностей и запасов. Наиболее распространенные в аналитической работе коэффициенты деловой активности (табл. 4.1) подразделяются на коэффициенты оборачиваемости и оборачиваемость (продолжительность оборота), при расчете которых «средние, среднегодовые»показатели бухгалтерского баланса определяются по формуле средней арифметической:
А ср = (А нач + А кон) / 2, где А нач , А кон и А ср — величина актива (пассива) на начало и конец анализируемого периода и средняя соответственно. Показатели оборачиваемости: 1. Коэффициенты оборачиваемости характеризуют скорость оборота — количество оборотов, которое делают средства, капитал организации или их составляющие за анализируемый период; коб = В / А ср , где В – выручка, А ср – средняя величина актива, капитала предприятия. 2. Оборачиваемость характеризует период оборота — средний срок, за который денежные средства, вложенные в активы предприятия и хозяйственную деятельность, возвращаются. О = Т / коб, где О – продолжительность одного оборота в днях; Т – длительность анализируемого периода в днях; коб – коэффициент оборачиваемости актива в оборотах. Средняя оборачиваемость активов (пассивов) зависит: 1. от изменения структуры – соотношения составляющих; 2. от скорости перехода каждой составляющей из одной стадии производственно-коммерческого цикла в другую. Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность управления оборотными средствами, является продолжительность финансового цикла − время, в течение которого денежные средства вовлечены в оборот. Расчет и оценка финансового цикла ФЦ в днях: ФЦ = ОЗ + ОДЗ − ОКЗ где ОЗ − оборачиваемость запасов Д6; ОДЗ − оборачиваемость дебиторской задолженности Д9; ОКЗ − оборачиваемость кредиторской задолженности Д11. Операционный цикл − общее время, в течение которого финансовые средства находятся в запасах и дебиторской задолженности (ОЗ + ОДЗ). Удлинение финансового цикла (увеличение продолжительности оборота) требует пополнения собственного оборотного капитала, привлечения кредитов банка или других источников. Каждое предприятие стремится максимально, но без ущерба производству сократить финансовый цикл. Это ведет к росту прибыли, так как сокращение периода обращения уменьшает потребность во внешних источниках финансирования, снижая себестоимость продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|