Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность миссионеров на Золотом Берегу. Политика «африканизации» колониального аппарата

30 — 50-е годы XIX в. были периодом поисков форм колониального управления, а также пути экономического и политического развития Золотого Берега. Именно в это время здесь произошли постепенные перемены, которые обусловили изменение политической жизни на Золотом Берегу и в какой-то мере {46} предопределили ту роль лидера национально-освободительного движения, которую Гана станет играть в конце 50-х — начале 60-х годов XX в.

В 30-е годы XIX в. английские аболиционисты во главе с Т. Ф. Бакстоном призывали к развитию так называемой законной торговли с Африкой, подразумевая под этим вывоз из Африки сырья и ввоз в Африку готовых британских промышленных изделий. Только развитие законной торговли, говорили аболиционисты, может окончательно покончить с работорговлей [308].

Надо было найти замену работорговле, определить, вывоз каких товаров снова даст возможность получать большие прибыли, даст стимул для развития экономики Золотого Берега. Как и раньше, шел вывоз золота, несколько увеличился, но не надолго, экспорт слоновой кости. Были попытки создания плантаций хлопчатника и кофе. Шел постоянный вывоз ценной древесины, на которую всегда был спрос в Европе. Увеличивался вывоз пальмового масла, из которого в Европе делали мыло, свечи и др. [434].

В то время Золотой Берег имел в Европе репутацию гиблого для белого человека места. Западную Африку называли «могилой белого человека» из-за плохого климата. Действительно, смертность среди европейцев была очень высока [14]. Тогда еще не знали лекарств от желтой лихорадки, от малярии и других болезней. Политическая нестабильность также способствовала тому, что на Золотой Берег чиновники ехали неохотно. Считалось, что только в пределах форта европеец мог чувствовать себя в безопасности.

Не спешили сюда ехать и торговцы-европейцы. Им еще не было понятно, чем здесь торговать. Все это привело к тому, что английские и голландские колониальные власти решили провести «африканизацию» своего аппарата, чтобы сократить на Золотом Берегу число европейцев — чиновников, врачей, миссионеров. Некоторым африканцам была предоставлена возможность получить общее и специальное образование. Предполагалось также, что африканские чиновники, врачи, миссионеры, учителя скорее смогут найти язык с местными жителями и исподволь будут проводить в жизнь политику европейцев.

В деле учебы и образования африканцев значительную роль сыграла деятельность европейских миссионеров [325; 479].

Сведения о миссионерах на Золотом Берегу относятся ко времени появления здесь европейцев. Известно, что «первая попытка основать школу была предпринята португальцами в 1529 г.» [254, с. 41]. Португальцы писали, что за время их пребывания на Золотом Берегу было окрещено много местных жителей. Однако крещение оказалось чисто формальным, и, после того как португальцы ушли с Золотого Берега, здесь «не осталось даже следов католицизма» [325, с. 35].

В XVII в. попытки англичан и датчан открыть школы для {47} африканцев не увенчались успехом — один за другим умирали приехавшие из Европы учителя.

В XVIII в. на Золотом Берегу было открыто несколько школ, где мальчиков обучали чтению и письму. Четыре года просуществовала школа (1752 — 1756), которой руководил миссионер Т. Томпсон. У него учился Филипп Квакве, оставшийся в памяти ганцев как один из первых африканцев-просветителей. После завершения образования в Европе он возглавил школу Томпсона.

В XVIII в. Европа услышала имя первого африканского ученого с Золотого Берега — А. Амо. Он был родом из Аовин или Вассав. В качестве раба его привезли в Германию. Здесь он получил свободу и при крещении был назван Антон Вильгельм Амо. Он окончил Виттенбергский университет, получил степень доктора философии. Читал лекции в университетах Иены, Виттенберга, написал на латинском языке несколько книг [77; 79; 325, с. 66].

В 1787 г. в Лондоне была опубликована книга другого африканца, тоже бывшего раба, Оттобаха Кугоано, фанти по происхождению. Книга называлась «Мысли и чувства по поводу зловещей и безнравственной торговли людьми» [90].

В XIX в. миссионеры активизировали свою деятельность. Первая большая группа миссионеров Базельского миссионерского общества прибыла в Кристиансборг в 1828 г. [444]. В 1835 г. в Кейп-Косте появились миссионеры Веслеянского миссионерского общества методистов.

Насаждая христианство, стараясь воспитывать африканцев в духе христианского смирения и покорности, миссионеры внушали африканцам, что развитие Африки возможно только с помощью европейцев. Таким образом, миссионеры были проводниками европейского влияния на африканцев, облегчая, по сути дела, их колониальное порабощение. В то же время нельзя отрицать, что миссионеры вели большую просветительскую работу, что в основном благодаря их стараниям в XIX в. на Золотом Берегу было немало грамотных африканцев, которые могли потом продолжить образование в Сьерра-Леоне, в Англии.

В 20-е годы XIX в. работали (с перерывами) школы в Кейп-Косте, Прампраме, Дикскове, Аккре. К 1850 г. на Золотом Берегу функционировали 18 миссионерских школ и число учащихся превышало 1 тыс. [254, с. 41; 314, т. 3, с. 173].

В это время были сделаны первые переводы Библии на африканские языки. Так, в Кристиансборге перевели часть Библии на язык га.

В 1838 г. в Кейп-Кост приехал Т. Фримен, миссионер методистского общества, мулат [97, 98]. В составе английской миссии он дважды был в Кумаси, основал там миссионерскую станцию и школу [83].

Из миссионеров Базельского общества большую работу проводил {48} А. Рис. Он учил местные языки, стараясь всячески расширить миссионерскую работу, основал миссионерские станции в Акропонге, Аквапиме, Акиме, Кумаси.

К середине XIX в. среди африканцев появились учителя, священники, адвокаты, врачи, чиновники — шло формирование новой элиты [110, 254]. В дальнейшем именно из этого слоя стали складываться национальная буржуазия и национальная интеллигенция.

Первая газета на Золотом Берегу появилась в 1822 г. «Королевская газета Золотого Берега и коммерческая информация» («Royal Gold Coast Gazette and Commercial Intelligence») была учреждена губернатором. Она была рукописной и в количестве нескольких десятков экземпляров распространялась среди британских чиновников в Кейп-Косте [216, с. 103].

В 1857 г. появляется «Вестник Аккры» («Accra Herald»), который с 1859 г. стал называться «Западноафриканский вестник» («West African Herald»). Эта рукописная газета была первой национальной газетой Ганы, выходила она один-два раза в месяц в Кейп-Косте. Ее основатель — мулат Ч. Баннерман [216, с. 103; 254, с. 225], получивший образование в Англии. В 1859 г. газета переписывалась от руки в количестве 310 экз. и распространялась среди подписчиков, две трети которых были африканцами [216, с. 103; 254, с. 225].

В 1876 г. в Кейп-Косте начала выходить первая печатная национальная газета Ганы — «Время Золотого Берега» («The Gold Coast Times»). Ее основателем и редактором был Д. Брю, происходивший из широко известной на Золотом Берегу семьи предпринимателей — мулатов по происхождению, представители которой с XVIII в. получали образование в Англии [216, с. 104].

Обе газеты неоднократно критиковали на своих страницах деятельность колониальной администрации.

Из среды новой элиты выросли первые африканские идеологи, высокообразованные люди своего времени, которые впервые в истории Африки пытались от имени африканцев определить свое отношение к коренным проблемам истории и современности, — например, как преодолеть отставание Африки, как относиться к колониальной деятельности европейцев и пр. На Золотом Берегу в Аномабу работал более 20 лет Джеймс Хортон (Африканус), общественный деятель и писатель, имя которого до сих пор высоко чтут в Африке [100; 101; 102; 374]. По происхождению ибо, он получил образование в колледже Фура-Бей в Сьерра-Леоне и в Англии. Его общественно-публицистическая и политическая деятельность способствовала пробуждению национального сознания не только народов Золотого Берега, но и африканцев других стран.

Однако как Дж. Хортон, так и другие африканские идеологи того времени не понимали сущности колониальной политики европейцев. Они считали, что Африка не может развиваться {49} без помощи Европы, в частности, Золотой Берег — без помощи Великобритании, что только с помощью европейцев Африка сможет преодолеть свою отсталость и достичь уровня развития передовых государств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...