Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просвещение в Золотом Береге в конце XIX — начале XX в.

В конце XIX — начале XX в. в Золотом Береге жили и работали публицисты, писатели, оказавшие большое влияние на развитие общественной мысли. Это были Дж. Менса Сарба, С. Атто Ахума, Дж. Кейсли Хейфорд, К. Рейндорф, Ч. Баннерман и др. И. И. Потехин называет их «блестящей плеядой».

В Золотом Береге в это время издавалось несколько газет, причем критика властей на страницах африканской прессы стала повседневным явлением. Так, в газете «Независимый Золотой Берег» («Gold Coast Independent»), которую в 1891 г. издавал Дж. Менса Сарба, помещалась информация о всей Западной Африке, критиковались колониальные власти. Действия колониальной администрации Золотого Берега назывались «возмутительными» [259; 269, с. 23 — 25].

Борьба ОЗПАЗБ против земельных законов была поддержана газетой «Аборигены Золотого Берега» («Gold Coast Aborigines»), которая была печатным органом общества. Редактором газеты был С. Атто Ахума. Эта газета была первым в Золотом Береге органом определенной политической организации. Юна рассказывала о деятельности ОЗПАЗБ, разъясняла антиафриканскую направленность земельного законодательства, помещала тексты петиций протеста. В феврале 1902 г. газета следующим образом сформулировала свою программу в области просвещения: «Нам нужны образованные фанти, а не европеизированные туземцы. Мы хотим, чтобы образование помогло становлению африканских идей, развитию и становлению обычаев, обрядов и институтов» [254, с. 226; 385, с. 360].

В Золотом Береге школы были при миссионерских станциях. Они давали только начала грамоты. Деятельность миссионеров фактически ограничивалась лишь собственно Золотым Берегом. В Ашанти после высылки Премпе I до 1900 г. были открыты 16 миссионерских станций, однако во время последней англо-ашантийской войны все они были разрушены и не восстанавливались. Лишь к 1912 г. открылись государственные школы в Кумаси, Тамале, Суньяни и Гамбаге. В 1914 г. открыли женскую школу в Кумаси. В Северных территориях пытался •основать миссионерские станции католический орден «Белые ютцы». Ордену удалось открыть католическую школу в Навронго. В начале XX в. несколько мальчиков из Северных территорий были посланы учиться в Кейп-Кост [385, с. 79].

В то же время желание учиться у африканцев было огромным. Основатели Конфедерации фанти писали, что хотят добиться не только единства фанти, но и того, чтобы для всех детей конфедерации были построены хорошие школьные здания и приглашены квалифицированные педагоги [285, с. 8].

В 1876 г. в Кейп-Косте миссионеры открыли среднюю школу «Мфантсипим», из которой вышли многие будущие общественные {74} деятели Ганы. Однако одной этой школы было явно недостаточно. Число африканцев, которые хотели продолжать учебу после окончания начальной школы, росло с каждым годом. В 1904 г. по инициативе Дж. Менса Сарбы, одного из выпускников «Мфантсипим», была образована Корпорация по развитию школьного дела среди фанти [285, с. 10]. На следующий год Корпорация открыла в Кейп-Косте школу, названную тоже «Мфантсипим», которая вскоре слилась со школой, открытой в. 1876 г. Слово «Мфантсипим» основатели школы перевели как «душа народа». Девизом учеников было «Думай и смотри в. будущее» [285, с. 10]. Затем появилась средняя школа в Аккре. В 1911 г. в «Мфантсипим» учился 91 ученик, а в 1914 г. в Аккре — 237 мальчиков и 48 девочек [385, с. 91].

Высшего образования учебные заведения колонии не давали. Поэтому состоятельные родители посылали своих детей учиться в Европу, позднее в Америку. Так, в 1902 г. на медицинском факультете Эдинбургского университета было семь студентов из Западной Африки, среди них один — из Золотого Берега [239, с. 123].

Получил образование в Англии Дж. Фергюсон, фанти по происхождению. Он был инженером-топографом, геологом, занимался разведкой полезных ископаемых, принимал участие в составлении первой карты Золотого Берега. {75}

Колониальная администрация была против создания средних школ. Хотя колония нуждалась в клерках, в грамотных рабочих, в начале XX в. лишь семь школ принадлежало администрации. Колонизаторы предпочитали, чтобы африканцы обучались в миссионерских школах, где им прививали уважение к властям и христианское смирение.

В начале XX в. в Золотом Береге, по сравнению с другими английскими колониями в Африке, было много не просто грамотных людей, но людей, хорошо образованных. Писатели и публицисты, клерки, священники, учителя — все они составляли молодую, растущую национальную интеллигенцию Золотого Берега. Некоторые из них — африканцы или мулаты по происхождению — по широте своих знаний могли быть поставлены в один ряд с выдающимися людьми своего времени. Представители Золотого Берега вышли на международную арену: в 1900 г. в I Панафриканской конференции участвовал адвокат А. Ф. Рибейра, в 1911 г. — в работе Всемирного расового конгресса в Лондоне участвовали Дж. Менса Сарба и оманхене Амону [254, с. 230, 232].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...