Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые африканские общественные и политические организации

Первые же годы британского правления показали, что англичане не намерены считаться с африканцами — ни с их обычаями, ни с культурой, ни с какими-либо политическими или экономическими требованиями. Если в середине XIX в. англичане использовали в своих западноафриканских колониях африканцев, получивших образование, то в последней четверти XIX в. обстановка изменилась. Среди европейских колониальных кругов росли расистские настроения. Идея «африканизации» была уже пройденным этапом. По целому ряду причин — медицинских, политических, экономических — жизнь европейцев в Западной Африке стала менее опасной, и название Гвинейского побережья «могила белого человека» уходило в. прошлое.

Создание же колоний подразумевало превращение африканских земель в сырьевой придаток Европы, а африканцев — в безгласных колониальных рабов. К этим годам относится заявление руководителя Африканского отдела «Форин Оффис» о том, что «образованные африканцы являются причиной всех беспорядков в Золотом Береге в последние годы», что такие люди, как Д. Брю, Ч. Баннерман и другие, — «проклятие Золотого Берега».

Стала усиливаться дискриминация африканцев.

Именно тогда «образованные африканцы» попытались, насколько это было возможно, выступить с протестом против колониальной политики.

После 1874 г. африканцы начали добиваться расширения представительства местного населения в Законодательном совете. Лишь к 1887 г. удалось преодолеть сопротивление колониальных властей. Среди новых членов Законодательного совета был, например, Джон Сарба (отец Дж. Менса Сарбы), общественный деятель, богатый купец, который неоднократно жертвовал большие суммы на развитие школьного образования в Золотом Береге.

В 1898 г. в Кейп-Косте было основано Национальное политическое общество фанти [254, с. 221; 385, с. 150]. По словам Дж. Менса Сарбы, видного общественного деятеля Золотого Берега, основатели общества были встревожены «деморализующим влиянием Европы и полны решимости отстоять свою национальную самобытность» [443, с. XVIII]. По просьбе общества {69} Менса Сарба написал об обычном праве у фанти серию газетных статей, которые позднее составили основу его книги [442].

 

Хотя некоторые общественные деятели Золотого Берега говорили, что Национальное политическое общество фанти поставило своей целью прекратить вмешательство в национальные дела фанти, все же члены общества занимались не политическими проблемами, а, как бы мы сказали сейчас, вопросами традиционной культуры. Они изучали культуру фанти, собирали поговорки, записывали песни, ратовали за ношение национальной одежды, призывали не забывать родного языка, музыки, устных преданий. Цели общества нашли живой отклик в среде интеллигенции Золотого Берега [385, с. 150].

Национальное политическое общество фанти просуществовало несколько лет, а затем на его основе было создано Общество защиты прав аборигенов Золотого Берега (ОЗПАЗБ) [385, тл. IX, с. 150].

Основателями ОЗПАЗБ были оманхене, купцы и местные африканские адвокаты. Среди основателей общества были такие видные фигуры ганской истории, как Дж. Кейсли Хейфорд, {70} де Графт Джонсон и Дж. Менса Сарба. Первым президентом общества был избран Якоб Вильсон Сей [239, с. 130].

В английской литературе утверждается, что создание ОЗПАЗБ связано исключительно с борьбой вокруг земельного вопроса (см. ниже). Однако ганские авторы — де Графт Джонсон, Буду Аква — считают, что общество возникло на базе более широких национальных идей, выдвинутых Конфедерацией фанти и Национальным политическим обществом фанти [239,. с. 130].

Первая программа ОЗПАЗБ была принята в 1907 г., затем пересмотрена в 1922 г. В ее преамбуле цели общества определялись так: а) всегда — причем конституционными методами и средствами — защищать древние обычаи аборигенов Золотого Берега и их право на свободное владение землей предков; б) способствовать развитию и упрочению единства цели и действий среди всех аборигенов Золотого Берега; в) внушать членам общества понимание важности лояльного сотрудничества с британским правительством, добиваться того, чтобы члены общества правильно понимали суть отношений между Золотым {71} Берегом и Великобританией, существующих между нашими странами уже более четырех столетий; г) поощрять стремление подрастающего поколения к познанию нашего прошлого, законов, обычаев и традиционных институтов нашей страны; содействовать делу национального образования, уделяя особое внимание сельскохозяйственному, научному и производственному обучению; особенно поощрять развитие в стране промышленности; д) быть посредником в отношениях между правительством и народом, стремиться к их взаимопониманию; е) любыми законными средствами защищать интересы аборигенов Золотого Берега [67, с. 1].

«Общество защиты прав аборигенов Золотого Берега, — писал И. И. Потехин, — никогда не было антиимпериалистической организацией. На протяжении всей своей более чем полувековой истории оно никогда не выдвигало требования о ликвидации колониального режима. Это была организация феодальной оппозиции колониальным властям, организация сотрудничества с империализмом» [239, с. 131].

Дальнейшие исследования советских ученых позволили несколько по-другому взглянуть на цель общества. Так, М. Ю. Френкель утверждает, что в основу деятельности ОЗПАЗБ легли идеи Дж. Хортона и других лидеров новой элиты, которые стремились к тому, чтобы облегчить развитие капитализма в Золотом Береге, ускорить образование нации.

В то время среди африканцев только новая элита обладала необходимыми знаниями (и находилась уже в некоторой оппозиции к властям), чтобы вступить в политическую борьбу с колонизаторами. Вместе с тем в XIX в. новая элита еще не могла пренебречь авторитетом вождей в традиционном обществе и их финансовой мощью. Отсюда союз между новой и традиционной элитой, в котором обе стороны были в равной мере заинтересованы [254, с. 224].

Не следует преувеличивать значение ОЗПАЗБ. У него не было четкой политической программы, оно не выдвигало лозунга о независимости, оно никогда не было массовым. В 1907 г. Конституцию общества подписали 26 человек. Но все же это была первая политическая организация, созданная африканцами Золотого Берега, которая доказала, что «африканцы, если они действуют организованно и целенаправленно, в силах добиться существенных уступок от колонизаторов» [254, с. 225].

Что же удалось сделать ОЗПАЗБ?

Выше говорилось, что образование общества связывали с борьбой вокруг земельного вопроса. Действительно, сразу же после создания ОЗПАЗБ выступило в защиту прав африканцев на землю [375, с. 37 — 41].

В 1884 г. в Законодательный совет Золотого Берега был внесен проект закона, по которому оманхене и вожди лишались права распоряжаться землей. Это право должно было перейти в руки британских колониальных властей. Благодаря противодействию {72} африканцев закон принят не был. В 1897 г. английские власти разработали новый проект закона, который, несмотря на противодействие африканцев, был утвержден Законодательным советом Золотого Берега под названием Земельного закона 1897 г.

После создания ОЗПАЗБ в Лондон была отправлена делегация во главе с президентом общества с целью протеста против Земельного закона 1897 г. Делегация была принята министром по делам колоний Дж. Чемберленом, и ей удалось добиться отмены закона. Возможно, Чемберлен опасался беспорядков в Золотом Береге в случае отказа английского правительства. В это время в английских колониях в Африке было очень неспокойно: шла война в Южной Африке, в Сьерра-Леоне вспыхнуло восстание, вызванное введением налога на хижины. Делегаты дали понять Чемберлену, что в случае его отрицательного ответа могут начаться волнения и в Золотом Береге. Англичане предпочли временно отступить.

Таким образом, право распоряжаться землей осталось в руках оманхене. В других колониях представители английских промышленных компаний по вопросам, связанным, например-, с концессиями, продажей земель, обращались к губернатору, который своей властью предоставлял компании земли для разработок. В Золотом Береге руководство европейских компаний, представители отдельных крупных предпринимателей были вынуждены вести переговоры непосредственно с африканцами.

Оманхене, как правило, соглашались сдавать земли на концессии, разрешали за определенную плату вести, например, изыскательские работы на землях своих оманов, но такой порядок сделал невозможным крупные экспроприации земель в Золотом Береге. Не добившись изъятия земель у африканцев на этот раз, английские власти в 1910 г. внесли в Законодательный совет проект закона о лесах, о создании лесных заповедников под предлогом необходимости сохранения и охраны лесов. Проект был составлен так, что в случае его принятия в руках колониальных властей оказались бы громадные лесные территории. ОЗПАЗБ в течение нескольких лет боролось против принятия этого закона. И несмотря на то что Законодательный совет Золотого Берега принял закон, ОЗПАЗБ, отправив делегацию в Лондон, добилось того, что закон о лесных заповедниках не был введен в действие [385, гл. 9, с. 362, 371].

При содействии ОЗПАЗБ проходила также кампания, требовавшая пересмотра состава Законодательного и Исполнительного советов колонии с целью увеличения числа членов-африканцев. Это требование было частично удовлетворено: в 1901 г. число африканских представителей в Законодательном совете (в Исполнительном совете африканцев не было) было увеличено с одного до четырех, но они, как и раньше, назначались губернатором, а не избирались [239, с. 132; 385, гл. XI, с. 455 — 456]. {73}

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...