Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление колониальной экономики

На рубеже столетий кончилось создание колонии на Золотом Берегу и подошел к концу империалистический раздел Африки. Теперь, когда были захвачены территории, которые являлись для метрополий потенциальными источниками сырья, было необходимо направить развитие колоний по такому пути, чтобы получить от них максимальные выгоды.

Что давала и что могла дать Великобритании колония Золотой Берег?

Уже говорилось о том, что с самого начала появления на Золотом Берегу европейцев отсюда стали вывозить золото. Потом наступило время работорговли и Золотой Берег стал одним из районов интенсивного вывоза невольников. Кончилась работорговля. Несмотря на то что на Золотом Берегу в то время было очень неспокойно, все же предпринимались попытки начать выращивание каких-либо сельскохозяйственных культур, которые заинтересовали бы африканцев и были нужны метрополии. Миссионеры пытались привлечь внимание африканцев к выращиванию хлопчатника, кофе. Однако заметных результатов достигнуто не было.

С 30-х годов XIX в. в Англии возрос спрос на товары, при изготовлении которых требовалось пальмовое масло. Больше всего пальмового масла вывозили из района так называемых масляных рек в дельте Нигера, но постепенно рос вывоз пальмового масла и ядер пальмовых орехов (пальмисты) с Золотого Берега. В 1840 г. пальмовое масло заняло третье место в экспорте с Золотого Берега, уступив золоту и слоновой кости. К 1880 г. продукты масличной пальмы возглавляли таблицу экспорта колонии [6, т. 62, с. 24 — 27, 40; 298, с. 91].

В эти же годы стал быстро расти вывоз каучука с Золотого {63} Берега [6, т. 62, с. 30, 32, 40, 41; 22, № 136, с. 17]. Он начался в 1883 г., а к 1890 г. вывезли уже 1320 т каучука, т. е. Золотой Берег вышел на третье место среди мировых производителей каучука [6, т. 62, с. 40; 420, с. 45]. В 1898 г. писали, что расцвет или упадок Золотого Берега зависит от пальмового масла и каучука.

Но в эти же годы колониальные власти стали вводить в Золотом Берегу культуру какао [6, т. 62, с. 28 — 30; 239, с. 45 — 46]. В ботаническом саду недалеко от Аккры крестьян обучали уходу за деревьями какао. На ботанических станциях ставили опыты по акклиматизации различных сортов, привезенных из других стран [22, № 488, с. 9 — 20].

Почему именно на какао остановился выбор англичан?

В Золотом Береге англичанам не удалось провести экспроприацию земель, как это сделали колонизаторы в Бельгийском Конго и в Камеруне. В связи с этим здесь не могло развиваться плантационное хозяйство. Природные условия не позволяли сделать Золотой Берег и переселенческой колонией типа Кении. Англичане пошли по другому пути — по пути подчинения традиционной африканской экономики интересам своей колониальной политики, по пути формирования прослойки фермеров-африканцев.

Первая партия какао-бобов с Золотого Берега, около 50 кг, была вывезена в Европу в начале 80-х годов [6, т. 62, с. 40; 300, с. 22]. Англия в те годы ввозила около 10 тыс. т какао-бобов в год. Главным производителем какао была Латинская Америка. Поэтому первые же положительные опыты по выращиванию какао в «своей» колонии сразу привлекли внимание англичан. После того как выяснилось, что Золотой Берег по климатическим условиям подходит для этой культуры, колониальные власти начали насаждать и поощрять разведение деревьев какао. Африканцы охотно их сажали — в первые годы они получали от продажи какао-бобов значительную прибыль. Экономическая политика Англии на Золотом Берегу — «это прежде всего и главным образом превращение Золотого Берега в огромную плантацию какао» [239, с. 50].

Разведением деревьев какао занимались производители типа мелких фермеров. С течением времени в их среде началось расслоение. Одни постепенно богатели, расширяли свои участки, получали возможность нанять работников. Другие обходились использованием труда членов своей семьи, обрабатывали один и тот же участок. Третьи были вынуждены оставлять свои участки, не имея далее возможности обрабатывать их, нанимались работниками к другим фермерам. В сельском хозяйстве появились наемные работники, а земля постепенно — это был долгий и сложный процесс — становилась фактической собственностью того, кто ее обрабатывал.

Первые удачные посадки деревьев какао были в Аквапим, затем в Кробо, Шаи и соседних районах — по направлению к {64} Акиму. К 1911 г. какао уже культивировали в Ашанти, в Центральной и Западной провинциях колонии. Общая площадь посадки деревьев какао в это время достигла 600 тыс. акров [459, с. 37, 53]. Одновременно уменьшалась площадь под другими культурами, менее выгодными в то время для производителей. Районы посадки деревьев какао в основном совпадали с районом распространения масличной пальмы. Заинтересованные в увеличении производства какао-бобов крестьяне не только забросили сбор плодов пальмы, но в некоторых местах начали вырубать пальмы, освобождая участки под деревья какао. Вывоз продуктов масличной пальмы достиг максимума в 1900 г., а затем начал резко падать. Основным поставщиком пальмового масла осталась Нигерия, где колониальные власти поощряли развитие масличной пальмы.

Что касается каучука, то в начале XX в. в Золотом Береге надо было переходить к созданию плантаций каучуконосов, так как к этому времени дикорастущие каучуковые деревья были истощены. Однако Золотой Берег уже становился страной монокультуры — какао. Разделение труда в британской колониальной империи привело к тому, что ни в одной африканской колонии сбор каучука не получил широкого развития. Поставщиками каучука стали азиатские колонии Англии — Цейлон и Малайя.

В 1891, 1901 и 1911 гг. в Золотом Береге прошли три первые переписи населения. Вряд ли они были очень точными, но определенное представление о количестве населения Золотого Берега они дают [459, с. 29, 38, 55].

Так, в 1891 г. население всей колонии Золотой Берег составляло 1650 тыс. человек; из них: собственно Золотого Берега — 907 тыс., Ашанти — 314 тыс., Северных территорий — 429 тыс., человек.

В 1901 г. население колонии — 1800 тыс. человек; из них: собственно Золотого Берега — 990 тыс., Ашанти — 342 тыс., Северных территорий — 468 тыс. человек.

В 1911 г. население колонии — приблизительно 2 млн. человек; из них: собственно Золотого Берега — 1064 тыс., Ашанти — 392 тыс., Северных территорий — 544 тыс. человек.

За эти же годы коренным образом изменился состав экспорта из Золотого Берега [459, с. 29, 30, 47, 48, 67, 68]. В 1891 г. вывоз продуктов масличной пальмы и каучука составлял 3Д всего экспорта с Золотого Берега. Какао-бобы в этом году, если их и вывозили в небольшом количестве, официально еще не считались статьей экспорта. За 10 лет какао-бобы вытеснили и пальмовое масло, и каучук, в 1911 г. вывоз их составил 46% экспорта и продолжал расти: в 1895 г. — 13 т, 1905 г. — 5 тыс. т, 1911 г. — 40 тыс. т [385, с. 34]. Экспорт продуктов масличной пальмы упал с 44% в 1891 г. до 9% в 1911 г. Одновременно значительно вырос вывоз золота — с 14% экспорта в 1891 г. до 30% в 1911 г. {65}

До 70-х годов XIX в. вся добыча золота находилась в руках африканцев. В 1878 г. французский предприниматель начал разработку золота в Таркве (Ашанти), которая до сих пор является центром золотодобывающей промышленности Ганы. Доставка оборудования в Таркву была сопряжена с огромными трудностями. Сначала использовали носильщиков, чтобы добраться до р. Анкобры, а там 30 км вверх по реке везли оборудование в небольших лодках.

В 1891 г. в Таркве действовали шесть приисков [385, с. 25; 459, с. 25]. В этом году с Золотого Берега было вывезено 24 476 унций золота, из которых лишь 8659 унций было добыто в рудниках, а остальные — выручены при торговле с африканцами [459, с. 29].

В 1895 г. началась добыча золота в Обуаси (Ашанти) и была создана золотодобывающая компания «Ашанти голд филдс корпорейшн». В эти годы после проведения геологической разведки колониальная администрация сообщила в своем отчете, что золотые месторождения Золотого Берега не должны уступать по богатству месторождениям Трансвааля в Южной Африке, где в то время добывалось очень много золота. Это заявление привело к буму и золотой лихорадке. Создавались многочисленные золотодобывающие компании [375, с. 56]. Однако разведка золота была связана с различными трудностями, добыча его оказалась не так велика, как предполагали, и многие компании закрылись.

В 1898 г. началась прокладка первой в Гане железной дороги — от порта Секонди к золотым месторождениям Тарквы. Через три года линия достигла Тарквы, а в 1909 г. — Кумаси.

В последние годы XIX — первые годы XX в. добыча золота резко упала. По всей вероятности, это было связано с восстанием ашанти и англо-ашантийской войной. В 1901 г. было вывезено 6163 унции золота [459, с. 47]. В 1911 г. добыча золота достигла уже 280 060 унций [459, с. 62].

В начале XX в. в Золотом Береге не существовало других отраслей горнодобывающей промышленности. Шли поиски алмазов и бокситов, но добыча их началась после первой мировой войны. В 1914 г. в Нсуте нашли марганцевую руду, ее стали разрабатывать во время войны.

Золотые рудники, шахты в тех местах, где искали марганец и бокситы, требовали дешевой рабочей силы. Только при наличии дешевых, почти даровых рабочих рук можно было получить прибыли, устраивавшие колонизаторов. Конец XIX — первые годы XX в., когда в Золотом Береге в связи с развитием горной промышленности и строительством первых железных дорог появился довольно широкий и устойчивый спрос на рабочую силу, можно считать временем начала формирования рабочего класса [239, с. 97]. Поскольку в Золотом Береге не было земельных экспроприаций, там не было и обезземеленных крестьян, готовых идти на заработки на рудники и шахты. Поэтому {66} вначале рабочих ввозили из других африканских стран. В 1905 г. в Золотом Береге работали по контрактам (не только на шахтах) 500 йоруба из Нигерии, 1200 менде, темне и ваи из Сьерра-Леоне, 2 тыс. кру и басса из Либерии. Но важно было заставить работать на шахтах местное население. Началась вербовка рабочей силы. При этом, как обычно, использовались самые гнусные методы: спаивание, прямое насилие, обман и т. д. Вербовщиками, как правило, выступали представители местных традиционных властей, все еще имевших значительную власть над своими подданными. За каждого доставленного рабочего вербовщикам платили. В 1899 г. в Северных территориях были завербованы первые 69 человек, в 1900 г. их число увеличилось до 163, в 1901 г. — до 282 [22, № 357, с. 10 — 11]. В последующие годы Северные территории стали основным поставщиком рабочей силы, особенно для работы на плантациях какао.

Превращение колоний в аграрно-сырьевые придатки метрополии подразумевало превращение страны в поставщика сельскохозяйственного сырья (в данном случае какао-бобов) и минерального сырья. Британские колониальные власти не были заинтересованы в развитии в Золотом Береге, так же как и в других колониях, обрабатывающей промышленности. Поэтому минеральное сырье не обрабатывалось на месте, его отправляли на заводы метрополии. Сохранились, но на низком кустарном уровне, традиционное ювелирное производство, ткачество, гончарное ремесло.

Интересы Великобритании требовали, чтобы все готовые промышленные изделия шли в колонии из метрополии. Во времена работорговли из Европы в Африку поступали главным образом ткани, спиртные напитки, оружие, табак. В XIX — начале XX в. в обмен на какао-бобы, золото, каучук, пальмовое масло африканцы по-прежнему получали из Англии ткани, спиртные напитки, табак. С установлением колониального господства Золотой Берег начинает ввозить — и чем дальше, тем больше — продовольствие.

Формирование колониальной экономики приводило к тому, что крестьяне были вынуждены бросать традиционные занятия и переходить к возделыванию тех культур, которые насаждались властями, или отправляться на работу в города, на предприятия горной промышленности. Когда для развития одной отрасли хозяйства тормозится развитие других отраслей, производящих продукты питания, в колониях появляется хронический недостаток продовольствия. В колониях империалистических держав время от времени наступал такой недостаток продовольствия, что приводило к голоду (самый страшный пример — неоднократный голод в Индии). Данное положение относится ко всем колониям, где традиционная экономика была насильственно разрушена и приспособлена к нуждам метрополии. В то же время ввоз продовольствия в эти страны, где до {67} установления колониального гнета не было недостатка в еде, становится постоянной и весьма выгодной для империалистов статьей импорта.

Территория современной Ганы отличается отсутствием хороших естественных путей сообщения. Основные реки страны — Вольта, Анкобра, Тано — судоходны на небольшом протяжении и только для мелких суденышек. Дороги, по которым шли товары в мирное время и двигались армии в военное, представляли собой неширокие тропы, проложенные в зарослях. Во время сезона дождей они становились непроходимыми.

Колониальная администрация Золотого Берега, как и всех других колоний, с самого начала пыталась заставить местное население следить за состоянием дорог, прокладывать новые, наводить переправы через реки. Несмотря на систему штрафов, африканцы упорно отказывались от дорожных работ [385, с. 25 — 30], понимая, что от состояния дорог во многом зависит присутствие англичан в данном районе. Хорошие дороги были нужны колонизаторам не только для перевозок различных товаров, но и для быстрейшей переброски войск в случае восстания африканцев.

Уже с 80-х годов XIX в. разрабатывался, например, план перестройки нескольких дорог от Аксима к Таркве [6, т. 61]. В первые десятилетия XX в. старые дороги-тропы были превращены в дороги, по которым мог пройти современный транспорт, прокладывались новые дороги. Так, в 1895 г. началось строительство дороги Солтпонд — Ода и др. Строились дороги в Ашанти и Северных территориях: Кумаси — Еджи, Еджи — Салага — Гамбага, Тамале — Салага — Еджи и др. [298, с. 97 — 98].

В 1907 г. колониальные власти объявили об отмене всех караванных пошлин на дорогах между собственно Золотым Берегом и Ашанти. Вскоре было сделано то же самое между Ашанти и Северными территориями [385, с. 33].

Первая железная дорога, как говорилось выше, была построена от океанского порта Секонди к золотым рудникам Тарквы и далее — к Кумаси. А в 1909 г. было начато строительство железной дороги от Аккры на Кумаси, но в связи с войной строительство затянулось.

Первая телеграфная линия была протянута во время англо-ашантийской войны в 1874 г. Провод тянули вслед за английскими войсками. Так появилась телеграфная линия Кейп-Кост — Кумаси. В 1886 г. вошел в действие подводный телеграфный кабель Аккра — Ливерпуль. Линия Кейп-Кост — Аккра была открыта в 1887 г., а через несколько лет телеграфная линия соединила города и населенные пункты побережья Аксим — Секонди — Элмина — Кейп-Кост — Солтпонд — Виннеба — Аккра — Ада — Кета — Ломе. В 1907 г. был проведен телеграф в Тамале и Ва [385, с. 31 — 32]. Шло расширение почтовой службы. Английские власти постепенно осваивали колонию. {68} Наряду с разведкой полезных ископаемых, прокладкой дорог шло определение границ и проводилась картографическая съемка, которая была нужна как для экономических, так и для военных целей. В 1906 г. была издана первая карта колонии Золотой Берег [385, с. 30].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...