Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическая политика правительства. Курс на развитие общественных секторов экономики

В первые годы независимости правительство завершало строительство объектов, начатых до 1957 г., закладывая основы нового этапа экономического развития. Его деятельность до 1959 г. базировалась на двухлетнем «плане консолидации». Одновременно разрабатывался пятилетний план, реализация которого началась с 1 июля 1959 г. В основу обоих планов была положена методология капиталистического хозяйствования. По образному выражению Р. Гену, их можно было бы характеризовать как «программы правительственных расходов», или «списки закупок» [348, с. 8].

За год до окончания срока пятилетний план был заменен семилетним (1963/1964 — 1969/1970). Характеризуя последний, ганский экономист К. Эвуси указывал, что это был наиболее всеобъемлющий по сравнению с предыдущими планами, поскольку впервые выдвигал национальную программу развития как государственного сектора, так и частного [334, с. 34]. К. Эвуси отмечал, что семилетний план отразил критическое отношение к иностранному капиталу как к источнику финансирования [334, с. 42].

На разработку плана, его содержание решающее влияние оказала принятая в 1962 г. новая Программа НПК. «С принятием Программы НПК, — считает Р. Гену, — плановики впервые получили всеобъемлющее изложение целей партии. И, по существу, семилетний план представляет собой четкое и систематическое изложение целей партии в специальных категориях» [348, с. 61]. И тот, и другой документ мог родиться только после устранения от руководства обуржуазившихся лидеров «правого» крыла НПК.

На цели и содержание семилетнего плана оказал влияние {191} опыт социалистических стран. «Президент, ряд министров и высокопоставленных партийных работников, — пишет ганский исследователь Т. П. Омари, — в 1961 г. были с официальными визитами в Китае, Советском Союзе, других восточноевропейских странах. Естественно, на них произвели большое впечатление быстрые экономические успехи этих стран и они могли сравнивать, по возвращении в Гану, второй пятилетний план с планами развития этих стран… Поэтому было принято решение отказаться от него и разработать новый план, который обладал бы основными чертами планов социалистического развития» [416, с. 102].

Правительство НПК, признавая необходимость сосуществования в экономике пяти секторов — государственного, государственно-частного (совместно с иностранным капиталом), иностранного, кооперативного, мелкого национального частного предпринимательства, — основное внимание уделяло расширению и укреплению государственного и кооперативного.

Вскоре государственный и смешанный секторы стали ведущими во многих отраслях промышленности. Среди крупных предприятий, вступивших в строй в тот период, следует назвать сталелитейный завод и электростанцию на р. Вольта. К 1965 г. почти 20% урожая какао-бобов перерабатывалось на построенных государством местных фабриках.

Государственный сектор расширялся и в сельском хозяйстве страны. В 1963 г. на базе уже существовавших и вновь созданных государственных плантаций и экспериментальных станций была создана Корпорация государственных хозяйств (КГХ). Хозяйства корпорации выращивали продовольственные и технические культуры, разводили скот и птицу. Правительство считало, что госхозы станут опорными пунктами борьбы за подъем сельского хозяйства. В начале 60-х годов они были лишь дополнением к другим формам сельскохозяйственного производства.

Родственными госхозам были фермы подразделений организации Бригада строителей новой Ганы. В эту организацию принимались безработные, в первую очередь выпускники средних школ. В течение года члены Бригады обучались коллективному ведению хозяйства, а затем создавали кооперативы на свободных землях.

В 1964 г. хозяйства корпорации и «бригады» занимали площади размером в 154,4 тыс. га [187, с. 92].

При поддержке правительства расширялся и кооперативный сектор. Если до 1960 г. существовали лишь сбытовые и кредитные кооперативы, то в 60-е годы создаются также производственные. Наиболее распространенными среди последних были объединения крестьян для совместной обработки коллективного поля, урожай с которого сдавался в общий фонд. В некоторых кооперативах, где кроме общественного фонда существовало и распределение доходов, был принят уравнительный принцип. {192}

В 1963/64 г. общественный сектор (госхозы и кооперативы) произвел около 5% зерна, бананов, овощей, 3% продуктов животноводства и птицеводства, 18% табака. В нем было сосредоточено 100% промышленного производства каучука, грубых волокон, сахарного тростника, положено начало выращиванию хлопчатника.

Развитие государственного и кооперативного секторов в сельском хозяйстве оказало воздействие на формирование новых социальных отношений в деревне. Оно содействовало проведению целенаправленной политики правительства.

Десятки тысяч производителей прошли обучение на специальных курсах. На льготных условиях (нередко бесплатно) государство снабжало их инсектицидами, удобрениями, семенами и саженцами различных культур (особенно — новых для Ганы), помогало в расчистке земель. За свой счет строило ирригационные сооружения, колодцы.

В 1961 г. оно предоставило кооперативам монопольное право на скупку экспортной сельскохозяйственной продукции, тем самым избавив крестьян от эксплуатации со стороны посредников (среди которых было немало представителей деревенской верхушки).

В 1962 г. правительство резко сократило арендную плату, запретило сгон арендаторов с земли и ростовщическую деятельность.

В 1962 — 1963 гг. были приняты законы о земле, имевшие целью облегчить перевод деревни на некапиталистический путь развития и осуществить принцип «землю тем, кто ее обрабатывает». Под контроль властей ставились все сделки с землей. Вожди лишались права распоряжаться общинными землями. Превращаясь в простых хранителей некоторых старых традиций, они теряли власть над крестьянами.

В 1965 г. правительство запретило конфискацию имущества крестьян-должников и установило десятилетний мораторий на погашение ими задолженности. Таким крестьянам оказывалась специальная помощь.

В 1965 г. был создан сельскохозяйственный банк. Перед ним стояла задача давать кредиты госхозам, кооперативам и отдельным крестьянам.

Государство приобрело исключительное право предоставлять земельные концессии. Новые законы увеличили плату за концессии, ограничили размеры сдаваемых в концессию участков, урезали права концессионеров, одновременно расширив круг их обязательств.

Преобразования в деревне привели к росту производства. Так, сбор какао-бобов в 1964/65 г. превысил урожай 1958/59 г. более чем в 1,5 раза. Расширился ассортимент выращиваемых культур, многие отрасли обрабатывающей промышленности получили надежную сырьевую базу. Увеличились сборы продовольственных культур [187, с. 126]. {193}

Официально поле деятельности национального капитала ограничивалось мелкими предприятиями. Чтобы усилить контроль над частным сектором, правительство ввело лицензионный режим, который распространялся даже на мелких ремесленников и торговцев-разносчиков. Старатели — добытчики алмазов, действовавшие прежде самостоятельно, с 1965 г. стали работать на государственную горнодобывающую корпорацию. Власти сурово наказывали лиц, которые уклонялись от уплаты налогов, занимались контрабандой, торговали по ценам, выше установленных государством, спекулировали или укрывали товары.

Правительство помогало в организации кооперативов рыбаков, ремесленников, мелких торговцев, владельцев мелких предприятий в промышленности и сфере услуг. Всего таких кооперативов было 1165.

Проблема финансирования планов развития

Преобразования в области экономики и социальных отношений требовали больших капиталовложений. Обладая ограниченными внутренними ресурсами, правительство Ганы вынуждено было привлекать иностранный капитал. В начале 1960 г. К. Нкрума заявил: «Мы будем нуждаться в иностранных капиталовложениях» [144, 1960, № 26, с. 1]. В экономическом обзоре за 1962 г. говорилось, что успех плана развития будет зависеть «в большой степени от способности страны преодолеть трудности платежного баланса путем увеличения выручки от экспорта или путем привлечения иностранного капитала» [43, с. 27]. Из общей суммы капиталовложений в 1016 млн. ф. ст., предусматривавшихся семилетним планом, 340 млн. ф. предполагалось получить за границей в виде частных капиталовложений, займов помощи [44, с. 27, 277, 279].

Отношение правительства к иностранному капиталу было двойственным. Его сформулировал Нкрума: «Мы должны поощрять иностранные частные инвестиции, но в то же время необходимо внимательно следить, чтобы они направлялись в растущие важные секторы экономики, и не оставлять контроля над этими секторами в иностранных руках» [410, с. 227].

Необходимость привлекать частный иностранный капитал и в то же время ограничивать его влияние требовала от правительства проведения гибкой политики.

С одной стороны, оно создавало благоприятные условия для иностранных частных инвестиций. Уже в 1957/58 бюджетном году были понижены налоги, взимаемые с компаний, зарегистрированных в Гане. Положение компаний, действовавших в Гане, стало весьма выгодным по сравнению с их положением в других странах Африки. В начале 1958 г. правительство заключило соглашение с США, а позднее и с ФРГ об инвестиционных {194} гарантиях [176, 1958, № 2165, с. 979]. Закон 1963 г. об иностранных инвестициях распространялся уже на все капиталовложения вне зависимости от их национальной принадлежности. Он предусматривал снижение налогов и другие льготы инвеститорам, вкладывавшим капиталы в отрасли, развитию которых по семилетнему плану придавалось первостепенное значение. Закон гарантировал от национализации иностранные частные предприятия. Если же в исключительных случаях национализация произойдет, то правительство брало на себя обязательство выплатить владельцам справедливую компенсацию [56 — 10].

С другой стороны, правительство принимало меры, чтобы ограничить влияние иностранного частного капитала на экономическую и политическую жизнь страны. В новой программе указывалось: «Торговля и промышленность Ганы в значительной степени находятся в руках иностранных монополий. Партия полна решимости ликвидировать это наследие колониализма» [63, с. 10].

Законы, принятые после 1962 г., ограничивали прибыли иностранных компаний и право их вывоза за границу. Компании должны были выделять 10% своих прибылей на покупку государственных облигаций Ганы, а 60% — реинвестировать внутри страны. Таким образом, за границу они могли переводить в различные периоды от 30 до 40% прибылей [176, 1962, №2339, с. 859].

Меры правительства вызвали бурные протесты со стороны иностранных компаний [176, 1962, № 2346, с. 555]. Правительству пришлось отступить. Оно отменило принудительную реинвестицию прибылей и обязательное приобретение облигаций. Однако уже в 1963/64 г. оно увеличило подоходный налог и ввело дополнительный налог на переводимые за границу прибыли [176, 1963, № 2421, с. 1223]. «Чувство облегчения, — писал по этому поводу английский журнал „Майнинг джорнал", — последовавшее за отменой требования о реинвестиции 60% прибылей компаний в Гане, быстро пропало, так как фактически размеры подоходного налога поднялись и составили не менее чем 13 шиллингов на каждый фунт» [155, 1963, № 6689, с. 409].

Правительство Ганы не допускало создания смешанных компаний, принадлежавших ганскому частному и иностранному частному капиталу. Тем самым оно тормозило возникновение внутри страны социальных сил, которые могли стать проводниками иностранного влияния.

Государство заметно ослабило позиции иностранного капитала во внешней торговле Ганы. Оно взяло в свои руки вывоз основных товаров — алмазов, какао-бобов, другой сельскохозяйственной продукции (70% всего экспорта). Изменилось положение и в импортной торговле. До 1962 г. 4/s импорта контролировали иностранные компании. Поэтому в новой программе НПК специально подчеркивалась необходимость резко увеличить долю участия государства в импортной торговле {195} [63,с. 27]. Вскоре в руки Государственной торговой корпорации Ганы были переданы закупки за границей сахара, рыбных консервов, пищевой соли, спичек, некоторых других товаров первой необходимости [176, 1963, № 2425, с. 1333]. Только через нее шла торговля с социалистическими странами. Государственная рыболовная корпорация стала единственным импортером свежей и мороженой рыбы [176, 1963, № 2427, с. 1389]. Благодаря более строгой лицензионной политике и жесткой системе регистрации импортеров все импортные операции оказались под эффективным контролем государства [176, 1964, № 2357, с. 841].

Важные мероприятия правительство провело в области валютной политики, банковского и страхового дела. Оно ввело’ валютный контроль над всеми операциями со странами стерлинговой зоны, запретило свободный обмен ганского фунта на фунт стерлингов. Позднее привязанный к фунту стерлингов ганский фунт был заменен новой национальной денежной единицей — седи. Все активы в иностранной валюте и иностранных ценных бумагах перешли под контроль государственного Банка Ганы. Частные и государственные организации были обязаны хранить свои резервы в Банке Ганы, и не в иностранной, а в местной валюте. Для оплаты закупок за границей валюту можно было переводить только по специальному разрешению правительственных органов [56 — 8].

Иностранный капитал утратил свою монополию в области банковского и страхового дела. В 1957 г. были созданы два государственных банка — эмиссионный и коммерческий, а в начале 1963 г. — Национальный инвестиционный банк для финансирования развития промышленности, сельского хозяйства и торговли. Государственная страховая компания взяла в свои руки сначала страхование государственных учреждений, а вскоре — и страхование жизни, морских перевозок, урожая [176, 1962, № 2332, с. 163].

Под контроль государства был поставлен железнодорожный, морской, воздушный транспорт. Иностранный капитал утратил свои позиции в сфере рыболовства. Государственная рыболовная корпорация, владевшая большим рыболовецким флотом, становилась основным поставщиком рыбопродуктов [176, 1962, № 2376, с. 1400; 1963, № 2388, с. 279].

Но и там, где иностранному капиталу разрешалось действовать, правительство устанавливало свой контроль над ним.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...