Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы «ганаизации» государственного аппарата и армии, культурного строительства, социального обеспечения трудящихся

Задачи государственного строительства и развития экономики требовали ускорения процесса формирования национальных кадров. По сравнению с другими африканскими странами Гана находилась в выгодном положении, например, в области управления. Она располагала относительно большим числом квалифицированных и обученных специалистов, подготовленных еще в период деятельности правительства К. Нкрумы в 1951 — 1957 гг. Это в известной степени обеспечило «ганаизацию» государственного аппарата.

Уже в начале 1964 г. все министерства, секретариаты или департаменты возглавляли африканцы. В полиции 146 из 151 высших постов занимали офицеры-африканцы. Аналогичная картина наблюдалась в различных советах, корпорациях и других созданных государством организациях: из 60 таких организаций 45 возглавлялись африканцами. Африканцами были все 15 судей Верховного суда и суда высшей инстанции, 8 окружных и 8 районных судей. Неафриканцев на высших постах в гражданской службе, судебных органах, полиции осталось лишь 0,6% [126, № 17, 1964, с. 16].

Сложнее обстояло дело с заменой иностранцев там, где требовалась особая подготовка, которую еще не могла обеспечить Гана. В таких случаях приходилось пользоваться услугами иностранных специалистов.

Серьезно, например, стоял вопрос о «ганаизации» командного состава вооруженных сил, создание которых практически началось лишь в годы независимости. На первых порах англичане составляли почти 80% офицерского корпуса армии Ганы [176, № 2148, 1958, с. 410]. Пост начальника штаба вооруженных сил занимал британский генерал X. Т. Александер. О характере деятельности этих военнослужащих дают некоторое представление следующие факты [78].

X. Т. Александер рассказал в своей книге воспоминаний, как он пытался воспрепятствовать намерению президента ослабить зависимость Ганы от Англии в подготовке офицеров, чтобы создать в армии Ганы новую шкалу политических ценностей. Он старался восстановить против К. Нкрумы тех офицеров, которые прошли подготовку в английских военных училищах, — и в известной степени преуспел в этом [78, с. 147].

Естественно, такое положение не могло не внушать правительству беспокойства. Оно стало особенно серьезным в середине {206} 1961 г., когда органы безопасности убедились, что готовится антиправительственный заговор. Позже в «Белой книге» отмечалось: заговорщиков вдохновляло «широко распространенное убеждение в том, что офицеры Соединенного королевства, занимавшие командные посты в вооруженных силах, останутся „нейтральными" в случае каких-либо внутренних беспорядков» [234, с. 48 — 49].

В сентябре 1961 г. правительство Ганы уволило 70 английских офицеров, в том числе начальника штаба [160, 16.Х.1961, с. 4]. Некоторое число английских военнослужащих осталось в армии Ганы. Их статус определялся соглашением от 1 мая 1962 г. [176, № 2344, 1962, с. 478]. Это были не строевые офицеры, а инструкторы и технические специалисты. В начале 1962 г. Гана заключила соглашение с Канадой о направлении канадской военной миссии для обучения ганских военнослужащих. Правительство Ганы пыталось таким образом уменьшить свою зависимость от Англии [140, № 4, 1962, с. 136 — 137].

Правительство НПК понимало, что кардинально решить проблему национальных кадров можно лишь при условии создания в стране широкой системы народного образования. И оно делало большие усилия в этом направлении. Проводилась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1961 — 1965 гг. было введено обязательное начальное и неполное среднее образование. Образование — от начального до высшего — стало бесплатным. Резко увеличилось число учащихся средних школ, колледжей, профессионально-технических училищ. Были составлены новые программы обучения и учебники, в которых особое внимание уделялось изучению родной страны, технических и естественных дисциплин.

Университетский колледж в Легоне (филиал Лондонского университета) в 1961 г. стал Государственным университетом Ганы. В том же году на базе технологического колледжа в Кумаси был открыт второй университет с техническим уклоном. С декабря 1962 г. начал работать университетский колледж в Кейп-Косте. Закон 1961 г. обязал работников судебной системы, имевших английские дипломы, получать разрешение занимать должность в Гане от основанной в 1959 г. юридической школы Ганы. В начале 1963 г. созданный в 1958 г. Национальный исследовательский совет был реорганизован в Академию наук Ганы.

Заметные успехи были достигнуты в области культуры. Учреждаются союзы писателей, журналистов, других творческих работников. В 1960 г. начал издаваться журнал союза писателей «Огеяме». Возникла драматическая студия. Первые шаги делала национальная кинематография.

Задачи строительства новой жизни требовали дальнейшего развития средств массовой информации. Уже в 1957 г. было основано семь новых газет и журналов, в том числе ежедневная газета «Ганиен таймс». В том же году правительство учредило {207} государственное телеграфное агентство «Гана ньюз эйдженси» (ГНА), которое заключало договоры об обмене информацией с крупнейшими агентствами мира [233, с. 31].

Большую информативную роль играла радиослужба Ганы, преобразованная в 1962 г. в государственную радиовещательную корпорацию. К 1966 г. уже каждый седьмой-восьмой житель Ганы был радиослушателем [216, с. 26]. С середины 1965 г. Гана имела телевидение [216, с. 26].

Развитие образования, науки, культуры свидетельствовало об общем повышении жизненного уровня населения Ганы. Медицинская помощь стала бесплатной. Повысилась заработная плата рабочих и низкооплачиваемых служащих. Расширялось жилищное строительство для трудящихся. Были введены для всех работающих по найму гарантированные оплачиваемые отпуска (в том числе по беременности для работающих женщин), социальное страхование и пенсионное обеспечение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...