Курс на дальнейшее поощрение национального частного капитала
Главной проблемой, которую новое правительство унаследовало от НСО, была проблема экономического развития страны. Оно объявило о своем намерении следовать курсу «экономики свободного рынка», т. е. курсу, который проводил до него НСО. «Главной целью экономической политики правительства, — заявил министр торговли, промышленности и туризма Кварши, — является поощрение частной предпринимательской инициативы (как иностранной, так и ганской)… Однако в намерения правительства не входит, чтобы поощрение иностранных капиталовложений привело к сохранению навсегда иностранного контроля над экономикой страны… Политика правительства состоит в том, чтобы гарантировать ганским предприятиям максимальную помощь». Министр особо подчеркнул, что правительство поддерживает декрет НСО № 323 о поощрении ганского частного предпринимательства и всеми мерами будет •способствовать тому, чтобы «обеспечить эффективный переход к ганским гражданам предприятий, относящихся к зарезервированному (в соответствии с декретом НСО № 323. — В. А.) сектору» [132, 2.II.1970]. Правительство начало с оказания помощи государственным служащим, выразившим желание стать также фермерами. Оно создало для этого специальный кредитный фонд в размере 500 млн. новых седи [176, 5.1Х.1970]. Правительство мотивировало свои меры стремлением обеспечить промышленность необходимым количеством сырья. Это решение примечательно в нескольких отношениях. С одной стороны, оно подтверждало (хотя и не прямо) правильность мер правительства К. Нкрумы по созданию специализированных (в то время государственных) сельскохозяйственных предприятий для обеспечения промышленности сырьем. Тем самым признавался необъективный, предвзятый характер критики в его адрес по поводу якобы «бесхозяйственного» ведения дел в экономике. С другой стороны, возвращение к политике диверсификации сельского хозяйства на базе специализированных (на этот раз частных) предприятий подчеркивало различие в классовой, социальной основе правительств К. Нкрумы и К. Бусиа.
Руководствуясь законами «свободного рынка», правительство сделало следующий логический шаг — на этот раз в области внешней торговли. Оно пошло на дальнейшую ее «либерализацию». Теперь закупки большинства товаров можно было производить по открытой «генеральной лицензии». Призванная удовлетворять местный спрос за счет иностранных товаров, эта мера в условиях валютного контроля со стороны государства открыла перед чиновниками широкие возможности для злоупотреблений как в личных интересах (получение взяток за {234} разрешение перевода валюты за границу для оплаты закупленных товаров), так и в интересах правящей партии (отказ в соответствующем разрешении торговцам — сторонникам оппозиционных партий). Перед правительством встала проблема: как финансировать свои экономические мероприятия. Продолжать курс на «ганаизацию» частного сектора значило ставить под вопрос такой источник, как приток иностранного частного капитала. Заключать новые иностранные государственные займы было трудна и опасно, поскольку страна была крайне обременена прошлыми долгами. Западные страны-кредиторы неохотно шли на пересмотр условий погашения этих долгов. Правительство надеялось выправить положение за счет поступлений от экспорта какао-бобов. Но эти надежды не оправдались, так как цены на какао-бобы к 1971 г. по сравнению с 1969 г. упали более чем вдвое — с 472,5 ф. ст. до 211,2 ф. ст. за 1 т [127, 1972, январь, с. 2]. Переход от политики строгого ограничения импорта к политике «генеральных лицензий» закрывал важный источник накоплений.
В таких условиях правительство могло рассчитывать лишь на собственные ресурсы. Бюджет на 1970/71 г. предусматривал дополнительные таможенные пошлины. Это привело к резкому увеличению цен на промышленное оборудование, промтовары и продовольствие, что вызвало недовольство не только трудящихся, но и предпринимателей. Правительству пришлось снять дополнительное обложение на некоторые товары. Несмотря на трудности, правительству все же удалось мобилизовать средства и добиться некоторого оживления экономической жизни. Наблюдался заметный рост обрабатывающей промышленности. Развернулись работы по расширению сети электро- и водоснабжения (особенно в сельских районах), расширились масштабы жилищного и дорожного строительства. Принудительное выселение африканцев, не имевших ганского гражданства, несколько сократило безработицу. Однако экономическое положение страны оставалось тяжелым. По-прежнему сохранялась большая армия безработных — около 600 тыс. из 2,5 млн. трудоспособных [146, 31.V.1971]. Увеличение заработной платы не поспевало за ростом цен. Сельское хозяйство не приносило средств, необходимых для: развития экономики, внешняя помощь со стороны западных держав была явно недостаточной. Сдержанность в отношениях с социалистическими странами лишала Гану возможности в полной мере воспользоваться преимуществами международного разделения труда и сотрудничества. Даже относительные успехи были достигнуты «в кредит». Сильно возросла задолженность по торговым кредитам [168, 28.VIII.1971]. Темпы экономического роста Ганы в период правления правительства К. Бусиа были скромными — примерно 3,4 — 4,0% в год. Это объясняется структурными слабостями {235} экономики: во-первых, неспособностью аккумулировать средства (особенно в иностранной валюте), необходимые для финансирования импортных компонентов инвестиций; во-вторых, недостатком предпринимательского умения [422, с. 52], — т. е. теми слабостями, которые пытался ликвидировать К. Нкрума. В такой обстановке обострилась политическая борьба, которая вскрыла не только объективные слабости правительства К. Бусиа как продукта определенной социальной системы, но и его субъективные пороки, порожденные той конкретной средой, в которой ему приходилось действовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|