Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическое лицо Совета национального спасения

Новый режим с удивительной последовательностью, вплоть до деталей, повторял действия НСО после переворота 1966 г. [51 — 1]. Он приостановил действие конституции, упразднил пост президента, запретил политические партии, распустил Национальную ассамблею, подверг аресту бывших министров и функционеров правящей партии. Как и в 1966 г., областную администрацию возглавили высшие офицеры.

Верховная власть была сосредоточена в руках Совета национального спасения (СНС). СНС решил управлять страной посредством декретов. В конце января 1972 г. он назначил исполнительный совет в составе 13 комиссаров, которые возглавили различные министерства. В этом органе только пост генерального прокурора занимало гражданское лицо. Огромные полномочия сконцентрировал в своих руках руководитель переворота, полковник Игнатиус Кути Ачампонг, который был одновременно председателем СНС и главой государства. В исполнительном совете он занимал посты председателя, министров обороны, финансов и экономики.

Военные, захватывая власть, выдвигали те же мотивы, что и верхушка армии и полиции в 1966 г. Они обвиняли свергнутую администрацию в коррупции, плохом управлении, нарушении законности, обещали устранить эти пороки.

Многие зарубежные наблюдатели ставили вопросы: не был ли переворот 13 января 1972 г. повторением переворота 24 февраля 1966 г., не является ли Совет национального спасения вторым изданием Национального совета освобождения? Отвечая на эти вопросы, некоторые из них причины переворотов 1966 г. и 1972 г. пытались объяснить личными качествами К. Нкрумы и К. Бусиа, стремлением их к единовластию [176, 28.1.1972, с. 86].

Такой подход к оценке событий 13 января 1972 г., конечно, неверен. Нельзя ставить знак равенства между целями и действиями НСО и СНС. Первый отстранил от власти революционно-демократические силы, которые боролись против империализма, {245} колониализма и неоколониализма, против подготовки новой мировой войны, за развитие Ганы по некапиталистическому пути, за единство Африки, за расширение сотрудничества Ганы с миром социализма. Второй положил конец правлению прозападного режима, который внутри страны открыто защищал интересы имущих классов. Режим НСО был антиподом режиму К. Нкрумы. Опасения, что СНС станет антиподом правительству Бусиа, вызвали сетования на Западе. «Трагично, что ему (правительству Бусиа. — В. А.) не дали возможности выжить», — писал журнал «Вест Африка» [176, 28.1.1972, с. 86].

Члены Совета были кадровыми военными. В политику они пришли, будто бы стремясь «спасти нацию» от «неспособной» правительства. Их возмущали коррупция в государственном аппарате, нарушения правительством Бусиа некоторых положений конституции. Не последнее место среди причин их недовольства занимали межэтнические противоречия, влияние традиций и обычаев на ганское общество. Военная верхушка также обижалась, что правительство лишило армейских офицеров многих льгот, которыми они пользовались еще при К. Нкруме [134, 14.1.1972].

Стремление устранить «неспособное» правительство объединило офицеров с различными (подчас расплывчатыми) политическими взглядами. Их единства хватило, чтобы выступить против правительства. Когда же встал вопрос о принятии позитивной программы дальнейших действий, начались осложнения. Членам СНС потребовался год, чтобы выработать и обнародовать «Хартию спасения» [50; 52]. И все же этот документ носил явно декларативный характер. Частые перемещения в СНС и исполнительном совете также свидетельствовали о разногласиях в высших эшелонах власти.

Отсутствие четкости и единства взглядов у членов СНС сказалось на внутриполитических мерах нового правительства. При режиме СНС сторонники К. Нкрумы получили относительную свободу действий. Когда бывший президент умер в изгнании, Совет официально признал его заслуги перед народом Ганы и всей Африкой [146, 21.VIII. 1975]. Прах К. Нкрумы был перевезен в Гану и торжественно захоронен.

Влияние левых сил стало расти. Им разрешили создать ооъединение — Социалистическое общество, которое официально носило просветительский характер. Но одновременно, стремясь умиротворить консервативных деятелей внутри СНС, руководство Совета решило освободить большую группу функционеров запрещенной Партии прогресса.

Двойственность СНС проявлялась и в его отношении к рабочему движению. Выступив в защиту интересов трудящихся и получив их поддержку, Совет вместе с тем некоторое время препятствовал воссозданию КПГ и сохранял в рабочем движении состояние раскола.

В области экономики СНС наметил и реализовал ряд {246} мероприятий, направленных на улучшение положения основной массы населения. Он отменил систему «генеральных лицензий», что дало возможность резко сократить ввоз товаров из-за границы. В результате торговый баланс Ганы стал сводиться с положительным сальдо, а это позволило укрепить материальную базу других мероприятий правительства.

В начале февраля 1972 г. СНС объявил о частичном аннулировании девальвации, проведенной прежним правительством, установив новый курс седи по отношению к американскому доллару 1:0,78. До девальвации это соотношение было 1:0,98, а после девальвации 1:0,43. Ревальвация ганской валюты способствовала некоторому замедлению темпов роста цен и несколько облегчила материальное положение трудящихся. Минимум зарплаты, увеличенный с 0,75 до 1 седи в день правительством Бусиа, был сохранен. Также сохранилась, увеличенная закупочная цена (с 8 до 10 седи за мешок, 27 кг) на какао-бобы. Был отменен десятипроцентный «налог на развитие».

СНС начал борьбу против спекулянтов. Обнаруженные при ревизии частных складов и магазинов незарегистрированные товары или товары, продававшиеся по завышенным ценам, немедленно конфисковывались и пускались в продажу.

В феврале 1972 г. СНС в одностороннем порядке аннулировал часть долгов прежних правительств (около 100 млн. долл.), а остальные обещал выплатить на условиях Международной ассоциации развития (10 лет отсрочки начала погашения, погашение в течение 40 лет, 0,75% годовых), но с оговоркой: иностранные кредиторы должны доказать, что при заключении соглашений не было допущено нарушений законности, что объекты, на которые они давали средства, являлись «экономически и технически обоснованными и жизнеспособными». СНС также заявил, что Гана примет внешнюю экономическую помощь лишь в крайних случаях и на льготных условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...