Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание Верховного военного совета — конституционное оформление армии в качестве политического института. Захват власти Революционным советом вооруженных сил 4 июня 1979 г.

Социальные процессы в обществе не могли не отразиться на самом СНС. В Совет входили люди с различными политическими убеждениями и взглядами, нередко расплывчатыми и неоформленными. Одни из них продолжали верить в «идеалы» переворота 1972 г., другие пользовались властью, чтобы получить «свою долю» материальных и престижных благ. Чем четче становилась социальная политика СНС, тем резче проявлялись расхождения во взглядах его членов на эту политику. Обострялась также борьба и за личное влияние.

Сначала это выражалось в тех или иных перестановках в правительстве, в устранении отдельных лиц из состава СНС. Но 9 октября 1975 г. осуществляется изменение конституционного характера: был создан Верховный военный совет (ВВС), который взял на себя роль высшего законодательного и административного органа. В состав ВВС вошли И. Ачампонг (председатель), начальник генерального штаба, командующие сухопутными силами, ВВС, ВМФ, а также командующий пограничными войсками, генеральный инспектор полиции. Специальным декретом [51 — 2] был создан новый СНС (правительство), в состав которого были включены члены ВВС, комиссары, ответственные за министерства, а также командиры первой и второй пехотных бригад. Председатель ВВС одновременно возглавлял и Совет Национального спасения. {254}

Большая перестановка затронула аппарат правительственных и областных комиссаров. Сменились, например, комиссары пяти министерств и всех девяти областей. В результате реорганизаций и перестановок позиции Ачампонга значительно укрепились. Если в прежнем СНС Ачампонг был «первым среди равных», то теперь почти все остальные члены этого органа низводились на ступень ниже него и его коллег по ВВС.

Создание ВВС было примечательно еще в одном отношении. Прежние НСО и СНС представляли собой органы государственной власти, состоявшие из отдельных личностей (организаторов и исполнителей переворотов 1966 и 1972 гг.), которые лишь опирались на армию и полицию. Учреждение ВВС, состоявшего из главы государства и командующих видами вооруженных сил, означало конституирование армии как правящего института. Это был новый подход армии к своей роли в политической жизни Ганы, прямое ее вовлечение в эту жизнь.

Политические преобразования происходили на фоне негативных процессов в экономической жизни Ганы. Начиная с 1975 г. положение ее экономики быстро ухудшалось. Способствовали этому как причины субъективного (неумение военных компетентно руководить хозяйством), так и объективного (резкий рост расходов на импорт нефтепродуктов, жестокая засуха) характера. Сокращение валютных поступлений и вызванный им дефицит импортного сырья и запасных частей привели к тому, что производственные мощности в промышленности в 1976 — 1978 гг. были загружены всего лишь на 20^30%. Резко увеличивалась безработица. Возникла острая нехватка продовольствия, промышленных товаров первой необходимости. К 1978 г. цены по сравнению с 1972 г. выросли в 7 — 8 раз. Северным районам угрожал голод. Процветали контрабанда, спекуляция, другие экономические преступления.

Экономические неурядицы позволили противникам военного правительства, главным образом сторонникам К. Бусиа, активизироваться. Они стали требовать возврата к гражданскому правлению. Помимо широкой агитации среди населения они прибегли к актам саботажа: устраивали диверсии на предприятиях, выводили из строя систему энерго- и водоснабжения. В 1977 г. оппозиция развернула открытую борьбу против режима. Несмотря на запрет политической деятельности, возникло несколько оппозиционных организаций. Наиболее крупной было Движение за свободу и справедливость, которое возглавляли отставной генерал А. Африфа и К. Гбедема. Противники режима организовали ряд антиправительственных выступлений, сопровождавшихся столкновениями с полицией и войсками. В мае — июле 1977 г. борьба приобрела характер политического кризиса.

Военное правительство было вынуждено пойти на уступки. Оно объявило программу перехода к гражданскому правлению, которая предусматривала проведение референдума, разработку {255} конституции, выборы и передачу в июле 1979 г. власти гражданскому правительству. Не желая сдавать позиций, военные выдвинули идею «правительства единства» [55, с. 41]. Такое правительство предполагалось создать па непартийной основе, из представителей различных слоев и групп населения, а также армии и полиции. Авторы идеи утверждали, что «правительство единства» поможет избежать межпартийной борьбы, социальных коллизий, трайбалистской напряженности.

Однако главная цель создания «правительства единства» заключалась в том, чтобы армия удержала в своих руках государственную власть, хотя в несколько завуалированной форме. Сам Ачампонг намеревался выдвинуть свою кандидатуру на пост президента.

30 марта 1978 г. состоялся референдум относительно будущей формы правления. Военным при помощи неприкрытого давления и фальсификации с трудом удалось получить одобрение идеи «правительства единства». «За» проголосовали 1,1 млн. человек, «против» — 900 тыс. [154, 1.IX. 1978, с. 3]. Итоги референдума показали, с одной стороны, шаткость позиций военного режима, а с другой — силу его противников. Это подтвердили репрессивные акции военных властей. После референдума они распустили оппозиционные организации, а их лидеров арестовали [177, 1980, июнь, с. 226]. Однако они не смогли подавить ширившегося движения за восстановление демократических форм управления, тем более что экономические трудности страны приобретали характер кризиса. Ощущалась острая нехватка потребительских товаров. По сравнению с 1973 г. стоимость жизни возросла более чем на 600%. К середине 1978 г. уже половина промышленных предприятий не могла работать из-за нехватки запасных частей. Перевод седи на плавающий курс вызвал его девальвацию на 14,8% [177, 1980, июнь, с. 227].

Военные больше не могли сдерживать недовольство населения. Чтобы предотвратить беспорядки, они решили пожертвовать председателем ВВС и СНС. 5 июля 1978 г. в результате «дворцового» переворота Ачампонг был смещен с поста главы государства и заменен генералом Ф. Акуффо. Однако в поисках выхода из экономических и политических трудностей новые руководители проявили еще более консервативный подход. Они обратились к Западу за срочной экономической помощью. По рекомендации Международного валютного фонда была проведена новая девальвация седи [154, 1.IX. 1978, с. 10]. Был разработан бюджет «жесткой экономии».

Эти меры сделали положение народных масс невыносимым. По стране прокатилась волна забастовочной борьбы, которую возглавил Конгресс профсоюзов Ганы. Правительство Акуффо ответило усилением репрессий: оно ввело чрезвычайное положение. Тем не менее в январе 1979 г. ему пришлось пойти на разрешение деятельности политических партий. Оно заявило об отказе от своего плана создания правительства «национального {256} единства», а также подтвердило сроки проведения всеобщих выборов и возврата к гражданскому правлению (1 июля 1979 г.) [177, 1980, июнь, с. 228].

После отмены запрета на политическую деятельность в Гане возникло несколько партий, развернулась предвыборная борьба. Противоборство шло между двумя политическими направлениями. Левые силы в основном сосредоточились в Народной национальной партии (ННП). Она выступала под лозунгами Нкрумы. Однако в ее рядах объединились не только его верные сторонники, но и «попутчики», которые хотели бы использовать популярность первого президента для достижения собственных политических целей. Консервативные силы концентрировались главным образом в двух партиях, объединявших сторонников бывшего премьер-министра Бусиа, — Народном фронте (НФ) и Объединенном национальном конвенте (ОНК). Некоторым влиянием пользовались также Конгресс действия (КД), Социал-демократический фронт (СДФ) и Третья сила (ТС). Ни одна из них не имела четкой предвыборной программы. Обещания, которые они давали, были рассчитаны прежде всего на завоевание сиюминутной популярности у избирателей.

Правительство Акуффо пыталось достичь соглашения с руководителями НФ и ОНк. Оно обещало этим партиям свою поддержку в обмен на судебный «иммунитет» лидеров военного режима после перехода к гражданскому правлению. Однако «упорядоченная» передача власти военными консерваторами консерваторам гражданским не состоялась.

4 июня 1979 г. группа младших офицеров и солдат совершила военный переворот. Власть перешла в руки Революционного совета вооруженных сил (РСВС) во главе с капитаном Дж. Ролингсом. РСВС заявил, что он передаст власть гражданскому правительству после парламентских и президентских выборов, что единственной его целью является чистка, а точнее, — наказание лиц, виновных в доведении экономики до катастрофического положения и в злоупотреблении властью. По приговору суда некоторые бывшие руководители военных режимов (Ачампонг, Акуффо, Африфа и др.) были казнены. Многие высокопоставленные военные, бывшие министры, крупные чиновники были осуждены на длительные сроки каторжных работ с конфискацией незаконно приобретенного имущества. Компании, владельцы которых нарушали закон, были национализированы. Власти взыскали сотни миллионов седи с лиц, уклонявшихся от уплаты налогов, конфисковали крупные запасы товаров, находившихся на тайных складах спекулянтов.

Чистку военных широко поддержали народные массы. Важную роль стали играть комитеты и группы бдительности, созданные по инициативе прогрессивных молодежных организаций и поддержанные радикальным крылом РСВС. В состав комитетов и групп входили представители армии, профсоюзов, молодежного крыла ННП, других объединений молодежи. {257 }

Хотя чистка и не изменила социально-экономических основ ганского общества, не улучшила общего состояния национальной экономики, она способствовала созданию в стране нового социально-политического климата, подрыву сил реакции и их деморализации, ослаблению влияния правых партий, повышению политической активности народных масс, укреплению позиций прогрессивных сил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...