Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курс на обеспечение экономической самостоятельности страны. Особенности «ганаизации» экономической жизни

Стремясь подвести материальную базу под свои экономические начинания, СНС выступил инициатором кампании «прокормим себя сами». Подчеркивалась необходимость увеличения производства традиционных продовольственных культур — кассавы, риса, бананов, проса, кукурузы, овощей, чтобы сократить импорт продуктов питания, который ложился тяжелым бременем на торговый и платежный балансы. Например, в 1970 г. ввоз продовольствия и сырья для пищевой промышленности составил 20,8% общей суммы импорта [142, № 2, 1972].

СНС считал также, что наряду с производством какао-бобов необходимо создать в сельском хозяйстве также новый {247} производящий сектор, который обеспечивал бы потребности национальной промышленности в сырье. Для осуществления этих задач СНС предполагал провести аграрную реформу [263, с. 134].

В области промышленного развития намеченная стратегия властей состояла в том, чтобы содействовать созданию и расширению предприятий, которые могли бы работать на местном сырье и не зависеть от его импорта. Поэтому наряду с программой «прокормим себя сами» была выдвинута программа «обеспечим сырьем нашу промышленность». Чтобы обеспечить реализацию своих планов, власти предоставили производителям кредиты, удобрения, проводили необходимые организационные мероприятия.

Большую роль военное правительство отводило кооперативам [263, с. 338]. При этом оно считало необходимым выработать новую концепцию кооперативного движения на основе традиционных методов взаимопомощи, которая позволит крестьянам совместными усилиями вести хозяйство на базе крупномасштабных ферм [263, с. 57]. Правительство наметило воссоздать существовавшие при К. Нкруме сельскохозяйственные госхозы и «рабочие бригады» — государственную организацию по строительству дорог и мостов, созданию поселенческих ферм.

Вскоре СНС выдвинул еще одну задачу — «овладеть командными высотами в экономике». Путь к этому он видел в отходе от экономики «свободного рынка», в введении эффективного планирования при распределении и использовании ресурсов [263, с. 31]. Было учреждено даже специальное министерство экономического планирования, которое на основе директив СНС [53] разработало пятилетний план 1975 — 1979 гг. [46]. Цель правительства, говорили военные, — создание независимой экономики, рост и развитие которой являются средством удовлетворения социальных нужд народа. Переход командных высот в руки народа необходим для того, чтобы прибыли, созданные трудом ганских трудящихся, оставались в стране, вкладывались в дальнейшее развитие ее экономики, а не переводились за границу. Надо построить такую экономику, утверждали они, в которой будет устранена всякая эксплуатация [263, с. 33 — 34].

Задача овладения командными экономическими высотами стала трактоваться некоторыми ганскими кругами как намерение СНС возвратиться к «социалистическим» мероприятиям эпохи Нкрумы. Деловой мир Ганы был напуган подобной перспективой. Газета «Эко» с тревогой спрашивала: «Является ли социализм тем, что СНС хочет предписать нации? Считает ли он, что наши экономические несчастья не будут разрешены никакими другими путями?» [136, 12.111.1972]. Эти вопросы газета ставила, несмотря на заверения комиссара транспорта и связи Д. С. Амену, что СНС будет поощрять частную инициативу [146, 9.II.1972J. {248}

Существовало также мнение, что овладение командными высотами в экономике преследует цель вытеснить из Ганы иностранный капитал. В конце апреля Ачампонг заявил в интервью газете «Ганиэн таймс», что вопрос о национализации иностранной собственности не стоит в данный момент в повестке дня [146, 28.IV.1972]. Однако уже в середине 1972 г. в английской прессе появились сообщения, что правительство Ганы серьезно ставит вопрос об увеличении своего участия в крупных иностранных предприятиях [141, 11.VI.1972]. 6 декабря 1972 г. было объявлено, что в руки государства перейдут 55% акций иностранных горнодобывающих компаний, которые получат компенсацию [157, 9.XII.1972]. Эта мера особенно затронула интересы английских компаний «Ашанти голдфилдз» и «Консолидейтид африкен селекшн траст». Большинство мест в совете управляющих этих компаний было зарезервировано за представителями Ганы [138, 8.ХП.1972]. В 1973 г. такие же меры были приняты в отношении иностранных компаний, занятых добычей марганца и бокситов, лесоразработками.

Признавая, что широкие слои общественности выступают за полную национализацию иностранных компаний, СНС указывал, что не пошел на это потому, что считает участие иностранного капитала на начальном этапе индустриализации не только желательным, но и неизбежным. В отношении предприятий, входящих в жизненно важные для Ганы отрасли,""Ьн намерен проводить политику не национализации, а партнерства [263, с. 222 — 223].

Эта линия СНС, получившая название «политики участия», стала основой его отношений с иностранным капиталом. Ее юридической базой стали документ «Инвестиционная политика правительства» (январь 1973 г.), декреты «Об инвестиционной политике 1975 г.» [51 — 3] и «О развитии ганских предприятий» [51 — 4]. По декрету об инвестиционной политике в 1975 — 1976 гг. 50% акций большинства крупных иностранных торгово-промышленных и страховых компаний, а также банков, не затронутых мерами 1972 — 1973 гг., выкупались и переходили в руки ганцев (государства и национального частного капитала в различных пропорциях).

В результате всех этих мер удельный вес иностранного (прежде всего английского) капитала в ганской экономике значительно сократился. Соответственно расширились возможности ганского государства для установления действительного контроля над народным хозяйством.

Национальному частному капиталу военное правительство предоставляло равные права с государственным и кооперативным секторами. Оно особо подчеркивало желательность равновесия между общественными и частными секторами экономики, чтобы ни один из этих «взаимодополняющих» секторов не доминировал над другим. В декабре 1972 г. на встрече с представителями ганских деловых кругов глава государства заявил: {249} «Когда я говорю о господстве ганцев в экономике нашей страны, я не имею в виду исключительное господство либо государства, либо ганского частного капитала. Я имею в виду то, что я назвал бы великой демократической экономической коалицией между правительством, частным бизнесом, рабочими и крестьянами, которая оказывает коллективное влияние на руководство экономикой» [263, с. 333 — 334].

Действуя на основе этих установок, правительство осуществило в 1975 — 1977 гг. меры, направленные на укрепление ганского частного сектора. Эти меры получили название «ганаизации экономики». Ряд отраслей был зарезервирован исключительно за ганским капиталом. Многие иностранные предприятия путем выкупа полностью или частично перешли к ганским предпринимателям. Государство оказывало последним всемерную и разнообразную помощь.

Таким образом, в течение первых лет пребывания у власти военное правительство, в основном эмпирическим путем, выработало программу, в которой, пожалуй, единственным четким моментом была постановка стратегической задачи — ликвидировать иностранное господство в экономике, уменьшить зависимость страны от внешних факторов. Она также определила роли основных сил в решении поставленной задачи — государства, иностранного капитала и внешней экономической помощи, местного капитала, кооперативного сектора. В целом программа борьбы за экономическую независимость, намеченная СНС, носила национально-буржуазный характер, так как предусматривала сохранение и развитие основных элементов капиталистической экономики. Правительство старательно избегало употреблять термин «социализм». Не осуждая капитализм вообще, оно критиковало наиболее отрицательные элементы «стихийного», или «рыночного» капитализма. Правительство противопоставило последнему концепцию регулируемого, направляемого сверху национального капитализма. На каком-то этапе эта концепция отвечала интересам страны и имела определенную антиимпериалистическую направленность.

Однако в процессе реализации программа подверглась серьезной деформации под воздействием как объективных экономических трудностей, так и причин конъюнктурного внутриполитического характера. В первые два года пребывания СНС у власти внешняя экономическая помощь действительно не играла значительной роли в развитии экономики Ганы. В 1972 и 1973 гг. она получила соответственно 37,75 и 41,77 млн. долл., включая помощь по линии ООН. Однако низкий уровень внешней помощи объясняется не тем, что ганское правительство ограничивало ее приток, а нежеланием иностранных кредиторов идти на риск, после того как правительство Ганы отказалось платить старые долги. Когда же в марте 1974 г. оно подписало соглашения с западными кредиторами об урегулировании проблем долгов, объем иностранной помощи значительно возрос: {250} в 1974 г. Гана получила 81 млн. долл., а в 1975 г. — уже 179,3 млн. К началу 1978 г. были заключены соглашения о долгосрочной экономической помощи на общую сумму около 630 млн. долл. Напомним, что накануне прихода военных к власти все долги Ганы — среднесрочные и долгосрочные — достигали 525 млн. долл. [180, с. 32].

Вопреки обещаниям принимать внешнюю помощь только в крайних ситуациях и на самых льготных условиях военное правительство заключило ряд соглашений на весьма тяжелых условиях. В 1975 г. оно получило заем от МБРР на сумму 65 млн. долл. под высокие проценты — 8,5% годовых.

Подобная эволюция объясняется не только объективными экономическими трудностями Ганы, но и отсутствием у военного правительства решимости отстаивать принятый ранее курс. Это же можно сказать относительно политики «захвата командных высот экономики». Во-первых, правительство не выполнило свое же требование о переходе под государственный контроль части акций всех без исключения иностранных компаний. Во-вторых, контроль, выразившийся в выкупе 55% акций, был формальным, поскольку фактическое управление иностранными компаниями оставалось в руках иностранцев. К замене иностранных специалистов и администраторов ганским персоналом так и не приступили. Поэтому роль государства в этих компаниях свелась к получению доли прибылей.

Более того, быстро заменив лозунг «овладеть командными высотами в экономике» термином «политика участия», правительство со временем все больше стало делать крен в сторону партнерства с иностранным капиталом. Правительство добилось лишь частичных результатов в политике по перестройке отраслевой структуры экономики, изменению монокультурного характера сельского хозяйства. Поскольку эти задачи являются долговременными, решить их за несколько лет было практически невозможно. Кроме того, суровая засуха 1976 — 1978 гг. поставила сельское хозяйство и всю экономику страны в крайне тяжелое положение. Она свела на нет многие начинания правительства. Все же благодаря усилиям властей (выделение земли, предоставление банковских займов, техники, гибридных семян, строительство ирригационных сооружений) в Северной области удалось создать комплекс крупных и средних частных хозяйств по выращиванию риса и кукурузы. Кроме того, правительственные ограничения на ввоз промышленного сырья заставили иностранные компании пойти на создание в различных районах страны плантаций технических культур (хлопчатник, масличная пальма, каучуконосы и др.), чтобы снабжать сырьем предприятия.

Помимо объективных причин, воспрепятствовавших проведению в жизнь планов правительства, главную негативную роль все же сыграла его неспособность выполнить обещание о проведении аграрной реформы. Опасаясь потерять поддержку {251} вождей, военный режим не только не решился изменить существующую архаичную систему землепользования, но даже высказал пожелание отменить законодательство, которое объявило государственными земли Северной и Верхней областей, и вернуть их вождям.

Столь же непоследовательным было правительство в отношении государственного сектора экономики. Участие государства в иностранных компаниях внешне привело к расширению госсектора. Оно даже создало Корпус национальной реконструкции, который организовал около 380 поселенческих ферм, своеобразных госхозов. Однако в 1975 г. в директивах к пятилетнему плану развития правительство недвусмысленно говорило о своем намерении постепенно преобразовать государственные корпорации и предприятия в сферах производства и обслуживания в акционерные общества [53, с. 17].

Не менее противоречивой была политика властей и в отношении кооперативов. В 1976 г., например, началась кампания по созданию производственных кооперативов, основанных’ на принципе ннобоа — общинной взаимопомощи. Однако вскоре эта кампания прекратилась. Хотя во многих деревнях кооперативы были созданы, их социальный и экономический статус оставался неопределенным. Иногда они напоминали акционерные общества, иногда были простыми фермами, принадлежавшими вождям, на которых работали члены деревенской общины, иногда представляли собой товарищества по совместной обработке земли. Во всяком случае, нового кооперативного сектора не возникло, и стержнем развития страны, как обещало правительство, кооперативы не стали.

В конечном итоге главным результатом вмешательства правительства в экономику стало быстрое развитие ганского частнокапиталистического сектора, которое нашло свое выражение в политике «ганаизации». Предусматривалось, что под контроль национальной буржуазии перейдет 40% капитала средних по размерам иностранных предприятий в горнодобывающей и лесообрабатывающей промышленности, в производстве продовольственных и промышленных товаров первой необходимости, в строительстве. До 50% возрастала ее доля в иностранных предприятиях таких отраслей, как оптовая торговля, универсальные магазины, обслуживание и ремонт автомобилей, тракторов и механического оборудования, производство алкогольных напитков, обуви, мебели, цемента, лов и переработка рыбы. Розничная торговля, операции с недвижимой собственностью, автомобильные перевозки, производство ряда текстильных изделий, товаров из натуральной и искусственной кожи становились сферами исключительной деятельности ганского капитала.

Правительство также ввело протекционистский режим, запрещавший ввоз в страну некоторых товаров, производимых местной промышленностью, отменило налог на принадлежавшие {252} ганцам акции торгово-промышленных предприятий, снизило ставки подоходного налога на прибыли ганских бизнесменов, оказало финансовую помощь предпринимателям, желающим выкупить иностранные предприятия, разработало и осуществляло программу предоставления местному бизнесу льготных банковских займов, гарантированных государством. Все эти меры правительства вели к перераспределению позиций в экономике в пользу национального капитала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...