Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика военных властей в 1972 — 1979 гг.

Совет национального спасения, прийдя к власти 13 января 1972 г., внес серьезные коррективы во внешнеполитический курс Ганы. Он заявил, что, стремясь восстановить доброе имя Ганы в международных делах и авторитет, которым она пользовалась при К. Нкруме, будет проводить политику неприсоединения и позитивного нейтралитета, придерживаться принципов Устава Организации Объединенных Наций. Кардинальным принципом его внешнеполитического курса будет полное освобождение Африки от колониального господства [263, с. 4].

Особую активность СНС проявил в проведении африканской политики. Гана решительно отвергла политику «диалога» с расистами ЮАР и Южной Родезии, приветствовала вооруженную борьбу против расистских режимов, стала оказывать национально-освободительным движениям не только моральную и политическую поддержку, но и широкую материальную помощь. Ее правительство одним из первых признало Народную Республику Анголу. Оно разорвало отношения с Израилем (1973 г.) и решительно поддержало требования арабского народа Палестины о создании собственного государства.

По вопросам международной и европейской безопасности, мирного сосуществования, разоружения, нераспространения ядерного оружия и прекращения ядерных испытаний правительство Ганы занимало позиции, близкие или совпадающие с позицией Советского Союза и других социалистических стран. Например, в ООН оно поддержало предложения СССР о сокращении на 10% военных бюджетов постоянных членов Совета Безопасности, о созыве Всемирной конференции по разоружению н др.

Заинтересованность Ганы в разрядке напряженности непосредственно связывалась с надеждой на увеличение иностранной помощи. Делая акцент на неразумности огромных затрат на вооружения, она выступала с призывами сократить военные расходы и за счет этого увеличить помощь развивающимся странам [180, с. 56].

На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению Гана предложила создать в рамках ООН орган по координации всей деятельности, направленной на достижение всеобщего и полного разоружения. В Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН представитель Ганы выступал за {258} прагматический, поэтапный подход к разоружению с упором на те области, где успех наиболее вероятен. Гана голосовала за резолюцию о созыве Всемирной конференции по разоружению, о запрещении развертывания и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия. Она поддержала советские предложения о неразмещении ядерного оружия на территории тех государств, где нет его в настоящее время, о заключении международной конвенции об укреплении гарантий безопасности неядерных государств. Гана была в числе соавторов проекта резолюции, подтверждавшей статус Африки как зоны, свободной от ядерного оружия, и предусматривавшей меры, направленные на предотвращение производства этого оружия в ЮАР. Ганская делегация в ООН поддержала также резолюции о соблюдении безъядерного статуса Латинской Америки, о провозглашении Индийского океана зоной мира, высказалась за создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке.

Гана выступала за создание единого фронта развивающихся стран в борьбе за установление нового, справедливого мирового экономического порядка, за сокращение разрыва в уровне развития между развивающимися и «индустриальными» государствами. Правительство Ганы осудило планы создания «межафриканских вооруженных сил» под эгидой Запада. В качестве альтернативы оно вновь выдвинуло идею К. Нкрумы о сформировании «африканского верховного командования» или африканских вооруженных сил в рамках и под эгидой ОАЕ.

Правительство СНС отказалось от односторонней ориентации на Запад, которой придерживались режимы НСО и Бусиа, и взяло курс на развитие сотрудничества со всеми государствами, независимо от их социально-политического строя. Оно восстановило дипломатические отношения с ГДР и установило их с Кубой и КНДР. В то же время отношения СНС с западными странами переживали серьезные трудности.

Правительства Англии, США, Франции, других империалистических государств были недовольны мерами СНС по установлению контроля над иностранными компаниями, его отказом от выплаты внешних долгов, позицией Ганы по многим африканским и международным вопросам. Крайнее раздражение администрации США вызвал отказ ганского правительства принять в 1976 г. государственного секретаря Г. Киссинджера, совершавшего поездку по Африке с целью навязать американский план урегулирования проблемы Родезии [134, 7.VI.1976].

Уже в 1972 г. наметились позитивные сдвиги в ганско-советских отношениях.

В 1972 г. в СССР прибыла ганская правительственная делегация, которая провела переговоры по вопросам двусторонних отношений, в частности экономического сотрудничества [115, 28.VIII. 1972]. В 1973 г. в Гане работала группа советских специалистов, обследовавшая экономические объекты, строительство {259} которых было начато с помощью СССР при правительстве К. Нкрумы, но прекращено после переворота 1966 г. Специалисты разработали рекомендации относительно завершения строительства домостроительного комбината, завода по очистке золота, центра профтехобразования. На основе этих рекомендаций с советской помощью был достроен и пущен в ход домостроительный комбинат в Аккре. Советская сторона дала согласие на завершение и других объектов. Она также согласилась на проведение геологоразведочных работ и участие в мероприятиях по развитию сельского хозяйства [180, с. 58].

В октябре 1976 г. было подписано ганско-советское торговое соглашение. Вскоре Гана стала одним из крупных торговых партнеров СССР в Тропической Африке [180, с. 58]. Расширялось ганско-советское сотрудничество в области рыболовства. В течение нескольких лет в Гане работала большая группа специалистов из СССР. В 1976 г. возобновилось воздушное сообщение на линии Москва — Аккра, которое осуществляют самолеты «Аэрофлота». В июне 1978 г. было подписано соглашение о морском судоходстве [180, с. 58]. Начиная с 1973 г. большие группы ганских студентов стали выезжать в СССР на учебу. Советские вузы окончили сотни ганцев. В 1976 г. было продлено на новый пятилетний срок соглашение о культурном и научном сотрудничестве [180, с. 58 — 59]. В 1973 г. в Гане была создана Ассоциация выпускников советских вузов. Возобновилась деятельность Общества ганско-советской дружбы. В 1975 г. в Аккре был открыт советский культурный центр, в котором успешно работали курсы русского языка. Осуществлялся регулярный обмен выставками и художественными коллективами J180, с. 59].

После смещения Ачампонга 5 июля 1978 г. новое правительство во главе с генералом Акуффо подтвердило неизменность внешней политики Ганы. На практике во внешнеполитическом курсе государства в период пребывания этого правительства у власти наметился крен в сторону расширения сотрудничества с западными державами [180, с. 59].

Революционный совет вооруженных сил (РСВС) во главе с Дж. Ролингсом, пришедший к власти 4 июня 1979 г., подтвердил преемственность внешнеполитического курса Ганы. Из конкретных внешнеполитических шагов РСВС, правившего менее четырех месяцев, следует отметить признание фронта ПОЛИСАРИО и правительства Сахарской Арабской Демократической Республики в качестве законных представителей народа Западной Сахары. Выступление главы ганской делегации Дж. Ролингса на VI конференции неприсоединившихся стран в Гаване в сентябре 1979 г. свидетельствовало о стремлении военных придать внешней политике Ганы антиимпериалистическую направленность, а также укрепить связи с прогрессивными африканскими режимами. { 260}

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...