Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные показатели: обязательные 1 глава

УДК 159.9.072 ББК 88 Л 478


   
 
 
 

ISBN 5-89357-160-6

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор

Е.Т.Соколова,

кандидат психологических наук Е.Е.Насиновская

Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 3-е изд. - М.: Смысл, 2004. — 254 с.

Книга представляет собой первое отечественное полное руководство по работе с одной из наиболее сложных и интересных психодиагностических методик. В ней излагается история разработки ТАТ, дается теоретическое обоснование, обзор родственных методов, подробные инструкции по работе с испытуемым, развернутая схема интерпретации, описание и анализ конкретного случая. Адресуется практическим психологам.

Издание осущест&гено при участии издательства «Речь».

© Д.А.Леонтьев, 1998. © Издательство "Смысл" оформление, 1998.


От АВТОРА

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — одна из наиболее популярных и богатых по своим возможностям, но в то же время и одна из наиболее сложных в проведении и обработке психодиагностических методик, используемых в мировой практике. По суммарному количеству посвящен­ных ему работ ТАТ в 70-е годы занимал третье место, усту­пая лишь тесту Роршаха и MMPI, а по числу текущих публикаций четвертое, пропустив вперед еще и шкалу лич­ностных предпочтений Эдвардса {Euros, 1970, c.XXFV). Чет­вертое место он занимает и по частоте использования в качестве психодиагностического инструмента (Klopfer, Taulbee, 1976), а среди проективных методов — второе, уступая лишь тесту Роршаха (Bellak, 1986).

В нашей стране ТАТ приобрел известность и популяр­ность с конца 60-х — начала 70-х годов, когда утратил свою силу более чем тридцатилетний запрет на психологическое тестирование и активизировалось проникновение профес­сионалов-психологов в клинику. К сожалению, вплоть до сегодняшнего дня отсутствуют полноценные методические руководства по этой методике на русском языке. Если не считать небольших по объему публикаций, посвященных либо вопросам теоретического обоснования, либо частным аспектам работы с ТАТ, можно назвать лишь три серьез­ных источника: книгу В.Г.Норакидзе (1975), в которой ТАТ анализируется и описывается как исследовательская методи­ка, учебное пособие В.Э.Ренъге (1979), в котором в ограни­ченном объеме дано авторское теоретическое обоснование и сравнительно полная, но мало развернутая схема интер­претации результатов, и монографию Е.Т.Соколовой (1980), в которой излагается история создания методики, ее пол­ное теоретическое обоснование и представлены некоторые из существующих подходов к обработке и интерпретации результатов. На практике многие пользуются также размно-


Тематический апперцептивный тест


женными машинописными переводами фрагментов работ Г.Мюррея, Д.Рапапорта, С.Томкинса, А.Хартмана и других, однако и среди них нет ни одного, который мог бы вы­полнять роль сравнительно полного практического руко­водства. Данное пособие является первой попыткой систематического и подробного изложения технологии ра­боты с Тематическим апперцептивным тестом на русском языке.

Эта задача оформилась в ходе становления и развития раздела "Психодиагностика" общего практикума по пси­хологии на факультете психологии МГУ в 1980-е годы. ТАТ входил в инструментарий еще старого практикума в 70-е годы (см. Практикум, 1972), однако тогда обучение работе с этой методикой проводилось не на систематической, а скорее на интуитивной основе. После выделения в прак­тикуме раздела "Психодиагностика" в начале 80-х годов обучение этой методике стало приобретать более система­тический характер. Роль отсутствовавших учебных пособий выполняли и выполняют сейчас вводные лекционные цик­лы, проводившиеся в начале соответствующего семестра. Данная книга, в частности ее методическая часть, написа­на на основе упомянутых лекционных циклов, читавшихся автором в разные годы. Помимо общей панорамы взглядов и дискуссий по поводу этой методики и подробного ее те­оретического и эмпирического обоснования в пособии да­ется детальное руководство по проведению исследования и развернутые указания по интерпретации результатов, приведен пример обработки и интерпретации конкретного случая, а также изложены некоторые признаки, имеющие дифференциально-диагностическую ценность.

Автор считает своим долгом выразить благодарность М.З.Дукаревич, во многом способствовавшей повышению его квалификации при работе с ТАТ, И.М.Карлинской, стимулировавшей написание данного пособия, и Н.А.Му­равьевой, взявшей на себя труд по первой перепечатке книги.


1. Общая характеристика методики ТАТ

1.1. Сущность и назначение ТАТ

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представ­ляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотогра­фическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуе­мому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сю­жетных рассказов на основе изображенной на каждой таб­лице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже).

Первоначально ТАТ задумывался как методика для ис­следования воображения. По мере его применения, одна­ко, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тен­денций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношений к миру, черт характера, типичных форм пове­дения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психоло­гической защиты и др. На основании данных ТАТ можно делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений, хотя ставить клинический диагноз на основании одних толь­ко данных ТАТ, как впрочем и любого другого психо­логического теста, нельзя. С методикой нельзя работать "вслепую", без предварительной биографической (анам­нестической) информации об обследуемом. Наиболее плодотворным оказывается применение ТАТ в клинике по-


 

б

Общая характеристика

граничных состояний. При этом его целесообразно исполь­зовать в одной батарее с тестом Роршаха или MMPI, кото­рые позволяют получить информацию, дополняющую данные ТАТ. Так, информация, извлекаемая из ТАТ, как правило, позволяет более глубоко и содержательно интер­претировать структуру профиля MMPI, природу и про­исхождение тех или иных пиков.

Хотя ТАТ предоставляет возможность получения исклю­чительно глубоких и обширных сведений о личности, он никоим образом не дает гарантии получения этих сведе­ний в каждом конкретном случае. Объем и глубина получае­мой информации зависит от склада личности обследуемого и, в наибольшей степени, от квалификации психодиагнос­та,, причем недостаток квалификации сказывается не толь­ко на этапе интерпретации результатов, но и во время проведения исследования. Неумелая работа, неудачное вза­имодействие с обследуемым часто вызывает у него силь­ные защитные реакции и — в лучшем случае — в несколько раз снижает информативность результатов.

В рядовых ситуациях сравнительно массового психо­диагностического обследования ТАТ, как правило, не оп­равдывает затраченных усшшй. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой диф­ференциальной диагностики, а также в ситуациях макси­мальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его ре­комендуют использовать на начальных этапах индиви­дуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапев­тической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом кон­тексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском). Л.Беллак считает ТАТ весьма полезным для установления контакта терапевта с клиентом и формирования у после­днего адекватной психотерапевтической установки (Bellak, 1986, с.158—159). В частности, использование рассказов ТАТ как материала для обсуждения может успешно преодолеть


W1-'-------------------

возможные затруднения клиента в коммуникации и обсуж­дении своих проблем, свободном ассоциировании и др.

В числе противопоказаний к использованию ТАТ, как и других психологических тестов, называют (1) острый психоз или состояние острой тревоги; (2) трудность в ус­тановлении контактов; (3) вероятность того, что клиент сочтет применение тестов суррогатом, отсутствием инте­реса со стороны терапевта; (4) вероятность того, что кли­ент сочтет это проявлением некомпетентности терапевта; (5) специфический страх и избегание ситуаций испытания: любого рода; (6) вероятность того, что тестовый материал стимулирует проявление чрезмерного проблемного ма­териала на слишком ранней стадии; (7) специфические противопоказания, связанные с конкретной динамикой психотерапевтического' процесса в данный момент и тре­бующие отложить тестирование на потом {Meyer, I951). Л.Беллак, однако, ссылаясь на свой опыт работы е паци­ентами, переживающими острые состояния, отмечает, что первое из перечисленных противопоказаний не носит аб­солютного характера; решение о допустимости и целесо­образности тестирования должно приниматься в каждом индивидуальном случае с учетом всех факторов (Bellak,

1986, с.168).

Помимо психодиагностических задач, ТАТ использует­ся также в исследовательских целях как инструмент фикса­ции тех или иных личностных переменных (чаще всего мотивов).

1.2. Достоинства и нвдостатки ТАТ

Главное достоинство ТАТ — богатство, глубина и раз­нообразие получаемой с его помощью диагностической информации. "К тому же, схемы интерпретации, обычно используемые на практике, в том числе и схему, приводи­мую в данном пособии, можно дополнять новыми пока­зателями в зависимости от задач, которые ставит себе психодиагност. Возможность совмещать различные интер-претативные схемы или улучшать и дополнять их на основа-


 

 

Общая характеристика

нии собственного опыта работы с методикой, возможность

обрабатывать одни и те же протоколы многократно по раз­ным схемам, независимость процедуры обработки резуль­татов от процедуры проведения обследования — еще одно существенное достоинство методики.

Основным недостатком ТАТ является прежде всего тру­доемкость как процедуры проведения обследования, так и обработки и анализа результатов. Общее время обследова­ния психически здорового испытуемого редко бывает мень­ше двух часов. Почти столько же времени занимает полная обработка полученных результатов. При этом, как уже от­мечалось, предъявляются высокие требования к квалифи­кации психодиагноста, от которой решающим образом зависит, удастся ли получить информацию, пригодную для психодиагностической интерпретации. Если этот недоста­ток носит чисто технический характер, то другие недостат­ки, отмечавшиеся разными критиками, ставят на первый взгляд под сомнение вообще возможность использования ТАТ как психодиагностического инструмента: он не опи­рается на целостную теорию, тестовый материал не стро­ился в достаточной мере систематично, он не оценивался по общепринятым правилам, и, наконец, правомерность предлагаемых схем интерпретации является по меньшей мере проблематичной. Однако авторы посвященной ТАТ главы в "Психологической энциклопедии" Х.Й.Корнадт и Х.Цумкли отмечают: "Парадоксальным образом, пожалуй, именно эти недостатки способствовали широкому рас­пространению ТАТ и других тематических апперцептив­ных методов" (Komadt, Zumkley, 1982, с.260). В следующей главе будут приведены и рассмотрены основные споры вокруг вопроса о теоретической и эмпирической обосно­ванности ТАТ.

1.3. Место ТАТ в системе методов

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ТАТ принадлежит к классу проективных психодиагнос­тических методов, В отличие от широко распространенных


Место ТАТ в системе методов =>

опросников, позволяющих количественно оценивать по набору готовых шкал результат любого индивида на фоне популяции в целом, проективные методы позволяют по­лучить своеобразный "оттиск" внутреннего состояния об­следуемого, который затем подвергается качественному анализу и интерпретации,

Стимульный материал ТАТ отличается двумя особен­ностями: во-первых, относительной полнотой охвата всех сфер отношений с миром, личного опыта, и, во-вторых, неопределенностью, потенциальной неоднозначностью понимания и интерпретации изображенных ситуаций. В ос­нове всех схем интерпретации ТАТ лежит идея о том, что общая направленность и конкретные детали понимания испытуемым тех или иных ситуаций, отразившегося в его рассказах по соответствующим таблицам, позволяют сде­лать заключение о его личностных чертах, мотивах и дис­позициях, обусловивших именно такую, а не какую-либо иную интерпретацию. Д.Рапапорт сравнивает отличие ТАТ от других диагностических методик с отличием свободного разговора, перескакивающего с предмета на предмет, от деловой беседы, посвященной выяснению сугубо конкрет­ных вопросов. "Чем менее ограничен для него (человека. — Д.Л.) сектор выбора содержания его мышления, чем он шире, тем более очевидной и демонстративной становится его внутренняя организация, сила и направление моти­вации, основные интересы, потребности, позиция, т.е. строй личности" (Rapaport, Gill, Schafer, 1946, с.399). В проек­тивных методиках часто используются и количественные показатели, однако они, как правило, выполняют вспо­могательную функцию (см. подробнее Соколова, 1980),

Согласно другой классификации (McClelland, 1981), ТАТ относится к классу оперантных методов — методов, осно­ванных на анализе свободной (в рамках инструкции) вер­бальной, графической или какой-либо иной продукции обследуемого. Противоположность оперантным методам представляют собой методы респондентные, в которых об­следуемый лишь осуществляет выбор одной из нескольких предложенных альтернатив. Креспондентным методам отно-



Общая характеристика


 


сятся опросники, методы ранжирования (например, мето­дика изучения ценностных ориентации), методы шка­лирования (например, семантический дифференциал) и другие. К классу респондентных относятся и некоторые проективные методы (тест Сонди и Люшера). Автор этой классификации Д. Мак-Клелланд считает, что именно опе-рантные методы дают о личности наиболее надежные и устойчивые сведения.

Более дробная общепринятая классификация проектив­ных методик (Соктоев, 1980) относит ТАТ к группе мето­дик интерпретации, в которых перед обследуемым стоит задача дать свою интерпретацию предложенным ситуаци­ям. Наконец, можно выделить еще более узкую группу ме­тодик тематической апперцепции, включающую, помимо собственно ТАТ, его аналоги и модификации для разных возрастных, этнокультурных и социальных групп, а также модификации для направленной и более точной диагнос­тики отдельных мотивационных тенденций (подробнее о& этом ем. раздел 2.4).

Понятием апперцепции в психологии традиционно обо­значается влияние на восприятие прошлого опыта и лич­ностных особенностей. Понятие темы, давшее название тесту, является одним из центральных понятий теории лич­ности F-Мюррея, на базе которой был создан ТАТ. К исто­рии создания и обоснования ТАТ как пеиходиагноегическ{^г методики мы и переходим.


2. История создания и основные подходы к обоснованию тат

2.1. Создание ТАТ и его развитие в русле

ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов. Однако его пре­дыстория восходит к началу нашего столетия. В 1907 году Х.Бриттен давал группе испытуемых — юношам и девушкам в возрасте от 13 до 20 лет — составить рассказы по 9 картинам. Рассказы затем анализировались по следующей схеме: исполь­зование имен, названий животных, рассказ от первого лица, использование деталей, оценка качества воображения, цель­ности, длины рассказов, их объяснительная сила по отно­шению к картинке, введение религиозных, моральных и социальных элементов. По ряду показателей были выявлены существенные половые различия. Год спустя аналогичный прием был использован У.Либби для изучения соотношения между воображением и чувствами у школьников разных воз­растов; воображение старших школьников оказалось при этом более "субъективным". Затем последовал перерыв, и метод был открыт вновь лишь в 1932 году Л.Шварцем. Работая с несовершеннолетними правонарушителями, он создал "ри­суночный тест социальных ситуаций" с целью облегчить кон­такт при клинической беседе. Тест включал в себя 8 картин с изображениями типичных ситуаций из жизни несовершен­нолетних правонарушителей. Обследуемый должен был опи­сать ситуацию, мысли или слова центрального персонажа. Затем ему предлагалось ответить, что бы он сам сказал или сделал на этом месте. Это позволяло сравнительно быстро развернуть беседу и получить требуемую клиническую ин-


 

 

История и подходы к обоснованию

формацию. Тест Шварца также не получил широкого рас­пространения.

Тематический апперцептивный тест был впервые опи­сан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году (Morgan, Murray, 1935). В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарак­теризовать личность обследуемого благодаря тому, что за­дача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазиро­вать без видимых ограничений и способствовала ослабле­нию механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и ин­терпретации ТАТ получил несколько позже, в моногра­фии "Исследование личности" Г.Мюррея с сотрудниками (Murray, 1938). Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году (Murray, 1943).

Теория личности Г.Мюррея нашла отражение в русско­язычных источниках (см. Соколова, 1980, с.71—76; Хекхау-зеи, 1986, т.1, с.109—112), поэтому мы остановимся лишь на некоторых ее моментах, проявившихся, в частности, в разработанном им подходе к обоснованию и интерпрета­ции результатов ТАТ.

Генри Мюррея "точнее всего было бы охарактеризо­вать по своей профессиональной подготовке как психоди-намически ориентированного психиатра, который никогда не высказывал полной приверженности какой-либо школе в психоанализе или других психологических течениях" (Semeonoff, I976, с. 103). В 1927 году он получил докторскую степень по биохимии, после чего поступил в Гарвардский университет преподавать клиническую психологию. Там он и прошел психоаналитическую подготовку.

Теория Мюррея, по его собственному признанию, ге­нетически связана с теориями З.Фрейда, У.Мак-Дауголла и К.Левина. У Фрейда Мюррей заимствовал представления о подсознательной динамике психических процессов, о трехчленной структуре личности (Оно, Я и Сверх-Я) и о механизмах психологической защиты; у Мак-Дауголла —


Развитие в русле проективной методологии 13

динамические представления о конечном наборе базовых влечений человека, то или иное сочетание которых лежит в основе всех человеческих проявлений; у Левина — пред­ставления о силах внешнего окружения и актуальной пси­хологической ситуации, воздействующих на индивида и также определяющих его поведение.

Центральным понятием теории Мюррея является по­нятие потребности (need), которое он ввел в психологи­ческий лексикон вместо употреблявшихся ранее понятий влечения и инстинкта. Мюррей критикует понятие врож­денного инстинкта, указывая, что, во-первых, неясно, идет ли речь о врожденной потребности, то есть побуждении, или же о врожденных формах поведения, то есть дейст­виях, направленных на удовлетворение потребностей; во вторых, если говорить об инстинкте, необходимы дока­зательства врожденного характера соответствующего по­ведения или влечения, которые в большинстве случаев представить очень не просто {Murray, 1938, с.74). Поэтому, вводя понятие потребности, Мюррей исходит из неоспо­римого фундаментального факта взаимодействия любого организма с окружающей средой и определяет потребность как элемент этого взаимодействия. Другой элемент взаимо­действия — пресс. Это давление или влияние, оказываемое на организм силами внешнего окружения, которое может быть как позитивным (способствовать реализации потреб­ности), так и негативным (препятствовать ей). Комбина­ция определенной потребности с определенным видом пресса образует тему — молярную единицу поведения, опи­сываемого в терминах взаимодействия со средой. Мюррей определяет тему как динамическую структуру единичного эпизода такого взаимодействия (там же, с.42). Таким об­разом, жизнь человека можно описать как последователь­ность эпизодов, каждый из которых характеризуется своей

темой.

Потребность Мюррей определяет как "потенциальную возможность или готовность организма реагировать опре­деленным образом при данных условиях" {там же, с.61). При этом под потребностью одновременно понимается и


 

 

Истерия и подходы к обоснованию

актуально действующее побуждение, и устойчивая тенден­ция личности, проявляющаяся при соответствующих усло­виях. Мюррей уделяет много места классификациям потребностей по различным основаниям, описаниям кон­кретных видов потребностей. В теоретическом плане наибо­лее значимо различение первичных (висцерогенных) и вторичных (психогенных) потребностей; первые, в отли­чие от вторых, связаны с процессами, определенным об­разом локализованными в организме. В практическом плане наиболее существенно разделение потребностей явных (объективированных в тех нлн иных формах деятельности) и скрытых (не объективированных подобным образом), между которыми имеется целый спектр промежуточных форм (таи лег, сЛ 11—112). Мюррей предполагает, что раз­ные виды потребностей различаются яо степени от­крытости, вследствие чего нельзя ожидать соответствия потребностей, проявляемых человеком во внешнем пове­дении, и диагностируемых с помощью ТАТ. Это, однако, является достоинством, а не недостатком ТАТ, ибо более глубинные, латентные потребности человека, проявляю­щиеся в нем, позволяют дать более полную характеристи­ку личности. Учет же степени внешней объективированности тех или иных потребностей дает возможность спрогнозиро­вать и картину реального поведения.

Категории потребности, пресса и темы явились цент­ральными для разработанной Мюрреем схемы интерпре­тации рассказов ТАТ. Стимульный материал ТАТ был постепенно подобран так, чтобы охватить все темы, соот­ветствующие перечню потребностей, предложенных Мюр­реем (см. Соколова, 1980, с.156—159; Хекхаузен, 198б,с.1Н). Предполагалось, что каждая таблица актуализирует у об­следуемого одну или несколько потребностей и позволяет тем самым вскрыть соответствующую тему (Соколова, 1980, с. 160—166), а также выявить тематические структуры бес­сознательного. "Использовался следующий метод анализа и заключений: прочитывался отдельно каждый рассказ об­следуемого и затем делалась попытка найти объединяю­щую тем/' (Murray, 1938, с.534). По мере совершенствования


Развитие в русле проективной методологии 15

теста было выявлено, что инструкция фантазировать дает лучшие результаты, чем задача угадать подоплеку событий, а также что диагностическая ценность результатов во мно­гом зависит от присутствия на изображениях хотя бы од­ного персонажа, с которым обследуемый мог бы себя идентифицировать (с учетом его пола и возраста). Поэтому в окончательном варианте интерпретативной схемы Мюр-рея (Murray, 1943) важное место заняла категория иденти­фикации с персонажем (персонажами) рассказа. Основные категории анализа, используемые в этой схеме, таковы: 1. Особенности идентификации; 2. Потребности (какие и насколько интенсивно проявляются); 3. Прессы (какие и насколько интенсивно); 4. Исход взаимодействия; 5. Тема; 6. Интересы и чувства рассказчика, проявляющиеся в осо­бенностях рассказа.

Уже первые публикации по ТАТ послужили толчком для разработки рядом авторов, в основном близких к груп­пе Мюррея, новых интерпретативных схем. Интерпретатив-ная схема Мюррея была несовершенна. Е.Т.Соколова указывает на недостаточную обоснованность теоретичес­ких допущений, взятых за основу, в частности, положений о прямой идентификации обследуемого с персонажем его рассказа и о чисто проективном, свободном характере фан­тазирования в ходе сочинения рассказа (Соколова, 1980, с.84-85).

Л.Беллак называет более прагматические соображения, а именно, что клиницистам было сложно усвоить понятие потребности в Мюрреевском понимании, и что для пол­ной обработки протокола ТАТ (20 рассказов) по этой схе­ме требовалось от четырех до пяти часов (Bellak, 1975, с.60). Разработка новых интерпретативных схем преследовала цель, во-первых, сделать работу с тестом максимально удоб­ной в условиях практической работы психолога в клинике, н, во-вторых, привести категориальную сетку в соответ­ствие с теоретическими взглядами автора той или иной схемы, с его представлениями о том, какие личностные переменные являются наиболее важными, а какие второ­степенными. Л.Беллак в третьем издании своего руководст-



 


c?p

 

'IS

fllsl

о а о сак

О СО

I 3 s

*g§o^

««о о в Ч о <л

I


 

История и подходы к обоснованию

5. Часто рассказы отражают стереотипные и поверхнос­
тные отношения, которые лишь скрывают специфические
личностные характеристики.

6. Рассказы могут отражать мысли обследуемого по по­
воду реальных людей из его окружения, воплощенные в
виде поступков тех или иных персонажей.

7. Чем больше разброс и несогласованность мотивов в
одном рассказе, тем сильнее нерешительность и тревога
обследуемого, его неудовлетворенность собой и фрустри-
рованность нерешенными проблемами.

8. Вероятность того, что определенная тема в рассказах
ТАТ соответствует реальному поведению обследуемого тем
больше, чем чаще эта тема фигурирует в протоколах, чем
больше согласованность в отношении этой темы (отсутст­
вие противоречий) и чем сильнее ее эмоциональный ак­
компанемент.

9. Целесообразно применение при анализе ТАТ фор­
мальных правил, общих для разных проективных тестов,
позволяющих определить конфликтные зоны личности
обследуемого (паузы, опускание деталей, изменение сти­
ля и т.п.).

Правила З.Пиотровского, хотя и не представляют со­бой целостной схемы обработки и анализа данных в стро­гом смысле слова, содержат очень ценные указания для клинической интерпретации результатов.

Практически все остальные интерпретативные схемы, разработанные позднее в русле проективной методологии, представляют собой вариации на тему Мюррея, Рапапорта, Томкинса и Уайетта. Они различаются между собой скорее акцентами, относительной значимостью тех или иных ка­тегорий и, за немногими исключениями, не содержат ка­ких-либо принципиально новых элементов. Например, Л.Ирон берет за основу средние статистические значения ряда количественных показателей и анализирует отклоне­ния от них. МЛрнольд и Р.Файн придают особое значение отражению в рассказах межличностных отношений, уста­новок и чувств. Р.К.Уайт анализирует ТАТ через призму позитивных и негативных ценностей, определяя степень

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...