Содержательные показатели: обязательные 16 глава
он этого не замечает......... Ну и вот. Что же его привело сюда, что же было перед этим......... Было что. Можно подумать все, что угодно, что было. Скорее всего, он только что перед этим что оптимистичный, он, скорее всего сентиментальный, потому что мысли какие-то его посещают постоянно ночью, стоит у столба, это раз, во-вторых, он, вдобавок ко всему, домой не торопится, о чем то мечтает, может быть, стихи даже.. пишет, сочиняет. Может, он сейчас стоит да стихи сочиняет, кто его знает. Потому что.. уже странно, что в ночь стоит у столба, и не знает... домой не торопится, под таким глубоким впечатлением, потому что он человек глубоко впечатлительный, и даже не замечает, что произошла вспышка, до того он это.. задумавшийся. Думает о своей девушке,... которая уже дома, которая так же.. она такая же сентиментальная, сидит у окна и думает о нем, они думают друг о
ч 1 --:<-:^ %ч*ь&.& 74 Проведение обследования Отказы и уходы и их преодоление
можность как-то их стимулировать, преодолеть скованность. Следует лишний раз подчеркнуть, что от рассказов не требуется никаких выдающихся достоинств, что все с этим нормально справляются вне зависимости от каких-то особых способностей или интеллектуального уровня, активно использовать поощрения. При инертности мыслительных процессов обследуемого допустимо (на первых нескольких таблицах) стимулировать его конкретными вопросами: "Что здесь происходит? Как это могло случиться? Чем, по-Ва-шему, это кончится? Что он/она чувствует в этой ситуации? Что он/она об этом думает?"
В отличие от отказов, уходы представляют собой формы поведения обследуемого, частично соответствующие инструкции, но в каких-то принципиальных моментах эту инструкцию нарушающие. Различают четыре основных типа уходов: описательный, формальный, подменяющий и разветвленный (Практикум..., 1972). Описательный вариант. Обследуемый описывает изображение — либо в общих чертах, либо подробно, со всеми деталями, и останавливается, будучи неспособен увидеть за картиной какую-либо историю. В этом случае рассказ может принять следующий вид (таблица 1): "Маленький мальчик сидит за столом. На столе перед ним лежит скрипка. Мальчик в светлой рубашке. Он опирается на руки... Вот у него плечи... Вот... это грани скрипки.,, Струны вот они... Сзади все темный фон... Больше я ничего не знаю." В этом случае необходимо подчеркнуть, что в самом изображении и нельзя ничего увидеть, в нем больше ничего и нет, нужно сочинить рассказ такой, какой захочет сам обследуемый. Он — автор, он — хозяин сюжета, он может вообразить то, что ему больше нравится или подходит, и сочинить именно рассказ. Формальный вариант. В этом случае обследуемый составляет формальную схему рассказа, соответствующую инструкции, но не наполненную конкретным содержанием. Пример: "Мальчик сидит со своей скрипкой. Что к этому привело? Он учится играть на скрипке. Дальше будет... то, что он опять будет играть. Он думает о том, что будет иг- рать..." и т.д. Д.Рапапорт считает, что если подобная схематичность обусловлена бедностью или инертностью воображения, можно помочь расшевелить его конкретными вопросами типа: "Почему же он сейчас не играет?" "Как случилось, что он стал учиться музыке?" и т.п. Если же это лишь сознательная форма защиты достаточно интеллектуально развитого обследуемого, и она повторяется на нескольких таблицах подряд, то продолжение обследования не имеет смысла. Существуют некоторые формальные критерии информативности. Так, Г.Мюррей считает не подлежащими оценке и интерпретации рассказы объемом менее 140 слов. Эта цифра, однако, завышена. По данным Д.Ра-папорта, средний объем рассказов при работе с клиническим контингентом обычно лишь порядка ста слов; тем не менее они часто содержат достаточно диагностической информации. Аналогичным образом, при обследовании американских индейцев также были получены краткие, однако информативные протоколы (Tomkt'ns, 1947, с.25). Психолог должен решать сам, исходя из конкретного материала, имеет ли смысл продолжение работы с обследуемым, избравшим формальную стратегию ухода.
Подменяющий вариант. В этом случае обследуемый вместо сочинения собственного рассказа воспроизводит ассоциативно связанное с изображением содержание книги, кинофильма, радиопостановки или реальных исторических событий. Например: "Это похоже на кадр из кинофильма "Концерт Бетховена". Там тоже герой фильма — мальчик-музыкант. Ему сказали, что он будет участвовать в конкурсе и, если займет первое место, поедет в Москву. Тогда..." и т.д., пересказывается содержание фильма. Если, как в данном примере, произведение названо или узнано психологом, то следует сказать: "Это сочинено другим (другими), а меня интересует, что Вы сами сочините". Если источник не назван, то от эрудиции психолога зависит, будет ли подмена обнаружена. При ее обнаружении реакция должна быть такой же: "Это Брэдбери сочинил, а теперь Вы сами". Подмена может и остаться незамеченной. Анализируя подмененные сюжеты, следует помнмть, что, Анализ конкретного случая зафиксирован. В подавляющем большинстве рассказов при- j сутствуют переуточнения числового характера (век, причем ■ часто локализация сюжета в том или ином столетии вступает в противоречие с некоторыми деталями, возраст, временные; интервалы). В этом, возможно, проявляются обсессивно-ком- I пульсивные тенденции, а также вытесненная тревожность и | тщательно скрываемая неуверенность в себе. На поверхност- | ном же уровне И. демонстрирует высокую самооценку (оценочные комментарии, склонность поучать).
Вторая привлекающая внимание особенность — это счастливые концовки практически всех рассказов (на единственном исключении — рассказе 13 — мы остановимся ниже). При этом счастливые концовки часто нелогичны, притянуты за уши. Преодолеть трудности и победить зло или оказывается крайне легко (9, 16-3), или антагонист героев сам перевоспитывается (12), или зло самоуничтожается (14, 16-1), иногда с Божьей помощью (11), или серьезных проблем нет вообще (8, 16-2, 19, 20). Рассказы часто носят сказочный характер, как и, по всей видимости, картина мира И. Наконец, третья особенность — это привлечение в сюжеты, особенно начиная с рассказа 10, абстрактных социально-политических, исторических и религиозно-философских "концепций", переплетающихся между собой, начиная с исторической судьбы и психологических добродетелей еврейской нации (к которой И. сама не принадлежит) и кончая новым пришествием Девы Марии и сусальным вариантом Страшного суда. Если учесть время проведения исследования (1990), налицо любопытный вариант влияния вызванного перестройкой информационного взрыва и мировоззренческого плюрализма на незрелое и плохо структурированное сознание. Перед нами эклектичная мифология, сплетенная из плохо переваренных обрывков разнородных сведений и мировоззренческих идей. 5.4.2. Особенности работы И. с различными картинами Первая серия (рассказы 1—10) оказалась в целом более продуктивной, чем вторая. Во второй серии, во-первых, Днализ и интерпретация результатов теста 211 слишком большой процент картин, не содержащих конф-■ ликтных моментов, а И. практически никогда не дает конфликтный сюжет там, где это не мотивировано самим 'Изображением (поэтому сюжеты 7, S, 10, 16-2, 17, 19, 20 | бесконфликтны), а во-вторых, слишком много возможно-|стей для абстрактных рассуждений, о которых говорилось ^е. И. этими возможностями активно воспользовалась (10 11, 15, 16-1, 16-2, 16-3). Наиболее резко выпадает из всего строя рассказов И. рас- 13. Во-первых, там концовка трагична, причем не толь- для женщины, которая покончила с собой на момент |:яачала рассказа, но и для обоих ее возлюбленных-мужчин, ршгорые не найдут больше в своей жизни счастья и "в лич-!'Ной жизни у обоих все будет плачевно". Такого рода концовка Цне встречается больше ни в одном рассказе. Во-вторых, это рдинственный рассказ, в котором И. совершает уход по типу вдмены, о чем сразу же сообщает: это сюжет романа "Ма-внькая хозяйка большого дома" Джека Лондона. Однако связь s сюжетом романа отнюдь не обусловлена однозначно самой артиной: на ней изображен лишь один мужчина помимо эй женщины, И. же сама достроила эту картину до джек-эндоновского треугольника. Сопоставление рассказа с са-текстом романа (Лондон, 1956) позволяет увидеть, что аряду со сходством в главном, есть и заметные различия. В H, героиня Лондона, хоть и находилась в ситуации, еда все всё знают, и знают, что остальные знают, тем не lee, покончила с собой, инсценировав несчастный слу-i, чтобы избежать, насколько это возможно, делегирова-[ обоим мужчинам чувства вины; в рассказе же И. женщина iaer с собой открыто, оставив записку. Парадоксальный И. в конце рассказа: "она решила покончить жизнь эийством, чтобы...ей и ее мужу, и ее любовнику не больно, потому что ни муж ни любовник не могли бы гзтого простить, если бы она любила двух сразу" (!). Моти-эвка: я накажу себя, чтобы им не было больно. На самом ; очевидно, что наказаны все трое, и это подтверждается №вкой рассказа: оба мужчины будут несчастливы. Кста-в романе Дж.Лондона такого определенного прогноза
ТЛ Анализ конкретного случая .Анализ и интерпретация результатов теста
дальнейшей судьбы мужчин нет. Своеобразным образом решив свою проблему, наказав себя за грех (при этом И. прямым текстом осуждает самоубийство), героиня И. оставляет мужчин вместе с их проблемами, ставшими теперь неразрешимыми, и с их многократно усиленной болью. За что такое наказание? Вероятно, за секс. Само изображение провоцирует тематику секса, но отнюдь не провоцирует тему измены и греховности; последнее относится к смыслам, привносимым самой И., несмотря на уход в литературный сюжет. Это хорошо согласуется с полным отсутствием сексуальной тематики во всех остальных рассказах и с выявленной при помощи ТЮФ напряженности сексуальной проблематики. Таким образом, из рассказа 13 достаточно отчетливо вытекает смысл секса для И.: это что-то греховное, опасное, чреватое трагедией больше, чем что-либо иное в жизни, и заслуживающее наказания. Характерно, что только в этом рассказе И. использует слово "любовник"; во всех остальных достаточно многочисленных интимных сюжетах ни разу не встречается это слово или более или менее однозначные намеки на возможность сексуальных отношении между возлюбленными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|