Содержательные показатели: обязательные 8 глава
■t Обработка и интерпретация Симптомологалеский анализ
личности, как отношение_д ичности к соб ственной жизни, форма одс анизации ею жизни (см. Лбулъханова-Славская, 1983). Нами были введены два ведущих параметра, описывающих это отношение: осозн анность и^ активностьжизнен -нойдюзишш (Леонтьев, \WT). Осознанность характеризует степень рефлексивного выделения себя л ично стью из потока своей^шзни, осо^шшя^Шсош^^низ-СШ^о'.'^Я''' и объективно разворачивающегося.жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует людей, для которых их "Я" слито, неотделимо от того, что с ними реально происходит. "Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь существованием" (Зинченко, 1991, с.35). Активность жизненной позиции в нашем понимании характеризует спо собн ость личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность?пассивной позицией не в состоя-ншГвЪздействовать на свою ^обстаеннукГжизнь, оналлы-вет по _течению, подчиня ясь щ щаку ^соб ытий. Хотя оба параметра жизненной позиции в какой-то мере коррели- руют, они все же достаточно независимы друг от друга. Их попарные сочетани я^ дают ч етыре идеальных типа жизнен- ной позиции.'1 ^^тае га|ая^озиция характеризуется осоз- ^^б^^" человек осознает течение своей жизни, способен ст ать по отн ошен ию к ней в актив
С тельная^ позиция — это отсутствие осознанности и актив- ности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего, что происходит, как неизбежного и неконтролируемого. Четыре описанных типа жизненной позиции находят свое косвенное обоснование в других исследованиях. В частности, С.Кирилловой (курсовая работа, 1991) было показано соответствие каждого из этих типов одному из идеальных типов переживания по Ф.Е.Василюку (1984): творческому, реалистическому, ценностному и гедонистическому, соответственно. В.И.Ковалев (1988), исследуя личностные особенности организации времени жизни, выделил четыре типа отношения к времени жизни, которые также более чем хорошо согласуются с нашей типологией жизненных позиций: созидательно-преобразующее отношение, функционально-действенное отношение, созерцательное отношение и обыденное отношение. Четыре теоретически выделенных типа жизненной позиции хорошо согласуются и с традиционной категорией позиции как диагностического показателя рассказов ТАТ, наполняя его новым содержанием. Позиция героя и, в ряде случаев, других персонажей, оценивается по приведенным выше критериям. В соответствующей графе таблицы указывается тип жизненной позиции героя рассказа. Если позицию удается идентифицировать у двух персонажей и более, то оба типа позиции, если они разные, записываются через запятую; если два персонажа проявляют одинаковую позицию, она записывается только один раз. Встречается, хотя и редко, ситуация, когда позиция персонажа меняется по ходу рассказа; это изменение записывается через стрелку (стр. -» имп.).
По всему протоколу в целом можно подсчитать показатели осознанности и активности жизненной позиции обследуемого. Первый вычисляется как суммарное количество действенных и созерцательных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена. Второй вычисляется как суммарное количество действенных и импульсивных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена. В некоторых рассказах 5 Д. Леонтьев Обработка и интерпретация Симптомологический анализ
4.3. Конструкты. Это понятие является центральным по 4.4. Упоменание физических состоянвй. В этой графе
интерпретировать как знаки соответствующих состояний самого обследуемого. /'' 4.5. Особые темы. К особым темам относятся: смерть, 'тяжёлая болезнь, увечья, преступления, вооруженные конфликты, война, убийство, самоубийство, психическое заболевание. Каждую тему такого рода необходимо фиксировать в этой графе. Сравнительно большое количество особых тем (4—5 и больше) — весьма неблагоприятный показатель с точки зрения душевного здоровья обследуемого. Некоторые из особых тем, в частности самоубийство, должны настораживать даже при единичном появлении. 4.6. Генерализации. Эта категория относится к той же группе показателей, однако генерализации, там, где они есть, целесообразно записывать не в общую таблицу, а на отдельный листок, поскольку речь идет о целых фразах. Генерализации — это обобщающие суждения, которые обследуемый вставляет в текст. В отличие от справочных комментариев, генерализации сообщают не о каких-то объективных фактах, а о житейских обобщениях, хотя для самого обследуемого они могут выступать и часто выступают как объективная истина. Вот примеры: "Сидит мальчик, перед ним лежит скрипка, он смотрит на нее с тоской. Он не хочет на ней играть, но родители его заставляют. Родители никогда не понимают своих детей, заставляют их делать то, что им не хочется, а потом удивляются, что дети растут не такими" (1). "Молодая девушка стоит и плачет, у нее какое-то горе. А может быть и не горе, так, мелкая неприятность. Девушки, знаете, они вообще любят все усложнять" (3 FG). Последние фразы в том и другом примере относятся к категории генерализаций, поскольку они, во-первых, представляют собой обобщенные высказывания о родителях вообще и о девушках вообще, и, во-вторых, субъективные, хотя авторам этих высказываний они таковыми не кажутся.
Генерализации представляют собой структурные элементы мировоззрения обследуемого. Мировоззрение мы Обработка и интерпретация Симптомологический анализ
- ■""-,;)■-■. позицию героя, возможно, идентифицировать не удастся. Интересно также посмотреть зависимость преобладающих типов позиции от темы. 3.8. Исход конфликта. В эту графу заносится исход каж 3.9. Исход рассказа. Эта категория не совпадает с пре ЗЛО. Истоки сюжета. В эту графу заносится источник сюжета каждого из рассказов по результатам опроса обследуемого после завершения работы с тестом (см. главу 3). В качестве источника может выступать фантазия, собственный опыт, рассказы знакомых, книги, газеты, кинофильмы и т.п. 4.2.4. Содержательные показатели: ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ Если основные содержательные показатели описывают структуру и динамику сюжета, то факультативные содержательные показатели, присутствующие не в каждом рас- сказе и даже (большинство) не в каждом протоколе, представляют собой отдельные содержательные элементы, которыми обследуемый "аранжирует" сюжет и в которых его личностные структуры проецируются довольно непосредственным образом.
4.1. Символы. Употребление символов встречается не 4.2. Оценки, котор ые получают в рассказе те или ин ые Проведение обследования Инструкция
случае не ставить его "над" обследуемым. При работе с обследуемым противоположного пола важно избегать бессознательного кокетства, стимулирования сексуального интереса. Все эти нежелательные влияния, как отмечалось в начале этой главы, способны заметно исказить результаты. 3.5. Инструкция Работа с ТАТ начинается с предъявления инструкции. Обследуемый удобно сидит, настроившись работать по меньшей мере час-полтора, несколько таблиц (не более 3—4) лежат наготове изображением вниз. Инструкция состоит из двух частей. Первая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого. Текст первой части инструкции: "Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения". Эту часть инструкции нельзя изменять (за исключением формы обращения к обследуемому — на "вы" или на "ты", — которая зависит от конкретных отношений между ним и психологом). М.З.Дукаревич, которой принадлежит этот вариант инструкции, комментирует его следующим образом. Формула "отталкиваясь от нее" важна в связи с тем, что наша система школьного образования приучает нас сочинять рассказы по картинкам, здесь же задание принципиально иное — не расшифровывать то, что заложено в изображении, а, отталкиваясь от него, вообразить нечто. Слово "рассказик" намеренно употребляется с уменьшительным суффиксом, чтобы снять ассоциации с рассказом как литературной формой и тем самым принизить значимость задания, ослабить внутреннюю напряженность, которая может возникать у обследуемого. С этой же целью дается синонимический ряд "рассказик, сюжет, историю". В зависимости от своих индивидуальных особенностей обследуемый может связать смысл задания с любым из этих трех слов, что избавляет от риска неправильного понимания смысла задания, возможного в том случае, если ограничиться любым одним обозначением. Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах: 1) момент (настоящее), 2) прошлое, 3) будущее, 4) чувства, 5) мысли. Многословность инструкции и большое число связующих и разделительных оборотов служат цели четко разграничить эти 5 моментов, избежав при этом нумерации; "во-первых, во-вторых и т.п." Инструкция предполагает возможность свободно варьировать порядок изложения. Каждый из этих пяти моментов также задан в виде синонимического ряда, допускающего широкий спектр индивидуальных интерпретаций и тем самым способствующего проекции на содержание рассказов индивидуального образа мира и индивидуальных способов переработки информации. Так, например, ряд "до этого момента, в прошлом по отношению к нему, раньше" открывает возможность говорить как о непосредственном прошлом, измеряемом часами или минутами, так и об отдаленном, даже историческом прошлом. То же относится к будущему и остальным пунктам инструкции. Например, одному ничего не говорит слово "эмоции", зато понятно слово "чувства", для другого слово "чувства" относится к чему-то возвышенному, зато слово "переживания" вполне употребительно, для третьего же слово "переживания" обязательно означает что-то конфликтное, болезненное, а вот слово "эмоции" более нейтрально. Разные слова имеют для разных людей разный личностный смысл. Употребление синонимических Обработка и интерпретация : Синдромологический анализ
порядку их расположения в таблице. Сначала подсчитывается встречаемость тех или иных сфер в рассказах обследуемого, потребности, проявляющиеся в рамках каждой из этих сфер, какие часто повторяются цели, средства, конфликты, какая позиция, какие характерны исходы. Комплекс этих характеристик дает информацию о содержательных аспектах личности обследуемого, о ее смысловой сфере. При этом следует помнить, что, как отмечал Г.Мюррей, атрибуты героев рассказов (потребности, эмоциональные состояния, чувства) могут отражать довольно разные тенденции личности обследуемого, в частности, (1) действия, которые он совершал; (2) действия, которые он хотел совершить; (3) неосознанные желания, проявляющиеся лишь в фантазиях и сновидениях; (4) актуальные желания и, наконец, (5) предвосхищаемое будущее — действия, которые ему, возможно, придется совершить не по своей воле. При этом все пять разновидностей личностных тенденций могут отражаться в рассказах как в буквальной, так и в символической форме. Аналогичным образом, в форме присутствующих в рассказах преград или прессов отражаются — так же буквально или же символически — (1) ситуации, с которыми обследуемый сталкивался; (2) ситуации, с которыми он сталкивался в воображении или во сне (страхи и надежды); (3) актуальная ситуация обследования и (4) ситуации, которые обследуемый предвосхищает, желает или опасается (Murray, 1943). Обобщение и анализ содержательных характеристик рассказов позволяет перейти к следующему шагу синдромологического анализа — к выделению инвариантных элементов и структур. X\_3*-BHfl£fleHHejfflBai!SKunjibjxj^ Целью этого этапа является вызетение_у1я:вияив^х^отаошений к определедны м кл ассамлюдей, предме тов и ситуации, а также устрйчи^ухтактик поведения персонажей в'схожих обстоятельствах. Инвадшйггность отношений, событийных структур и др. означает не тождественность их, а^общую психологическую гшяоплеку. Символизации врассказах личностных смыслов обследуемого заземляет их на конкретных образах; движение же от образа к смыслу в процессе интерпретации требует, напротив, абстрагирования от конкретного образа и умения увидеть за ним обобщенный смысл, который может быть выражен как этим образом, так и другим, на первый взгляд совершенно на него не похожим. Например, убийство в одном_р_ассказе и болезнь в другом могуг_одинаково отражать агрессивные чувства'по отношению к опрей^ЁШ^!^ ^р^^ду_, служанка_ и шк отцая_:у_чи1ельниц.а могут выступать раз-.личными ипостасями фигурыматери^тленение персонажа и помещение его в т юр^м ^^может _метаф_ дриче" с1ш выражать ^ощущение бессилия и то же ощущение может выражаться, например, описанием заведомо безнадежной схватки людей с гигантским драконом или ожидания космической ка-:тастрофы. Еще пример единой инвариантной структуры рассказа, воплощенной в разных сюжетах, позаимствуем у Н.СРозова(1981): "В космосе произошла катастрофа, и корабль возвращается на Землю. Динозавр идет на охоту, терпит поражение от соперника, и ползет в свою пещеру зализывать раны. Женщина, поссорившись с мужем, идет домой к ма^, Важнуто^шфо£мащцож)жнополучить, обоб щив обра -ЗЫ мужчи н и nfiparjt jjggmmm, образь^ МОЛОДЫХ^!J)6jDa3bi пожилых людей, а также более дробные группы персонажей по всем рассказам, если исходить изтцкщтопожения-О том, что пepcoнaжиJIO_м^ньш£^мe^e^e^кoiГi>киx4lacaca-зов воплощают черты самог о обсле дуемого или значимых лиц из его йфу^К£|щяГОсобое внимание при этом следует уделить персонажам, отсутствующим на картинах ТАТ и введенных в рассказы дополнительно. Выделение инвариантных элементов и структур позволяет проникнуть за содержание рассказов и выделить их обобщенные логические конструкции, проследив зависимость исходов от сферы, целей, средств, позиции и образа действий персонажей. \J&. Выде ление обобщенных лoгичecкI|XJSЩ)yктyp. С.Том-кинс предложил использовать для'выделения обобщенных Обработка и интерпретация Синдромологаческий анализ
':ii i понимаем как компонент образа мира, содержащий пред- ставления об общих свойствах, связях и закономерностях, присущих объектам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей. Мировоззрение выполняет функцию ориентировки в окружающей действительности, ее субъективного структурирования, упорядочивания, и одновременно функцию самосознания человека как представителя родовой общности. Формулируя мировоззренческие представления, человек высказывает их как бы не от своего имени, а выражая общечеловеческую позицию, всеобщую закономерность, вытекающую из сущности человека или мирового порядка вещей. Вместе с тем мировоззрение, как и образ мира в целом, отражает явления действительности прежде всего не в их объективных, а в смысловых связях — связях, характеризующих их отношение к жизни данного конкретного человека. Мировоззрение, таким образом, пропитано смыслом, и в мировоззренческих суждениях — генерализациях — проецируется смысловая сфера личности, ее самые глубинные компоненты. При этом содержание мировоззрения в меньшей степени подвержено искажающему влиянию психологических защит, чем, скажем, содержание Я-концепции, поскольку защита обеспечивается уже самой формой, которую те или иные смысловые ориентации приобретают, будучи сформулированы в виде квазиобъективных мировоззренческих суждений. Поэтому генерализации там, где они встречаются, представляют собой материал чрезвычайно высокой проективной ценности, очень много говорящий об образе мира обследуемого. На этом мы завершаем изложение отдельных диагностических показателей и переходим к правилам и алгоритмам синдромологического анализа. 4.3. Синдромологический анализ Строго говоря, про алгоритмы синдромологического анализа можно говорить лишь условно, поскольку на этой стадии обработки и интерпретации данных работа психолога приобретает индивидуально-специфический характер, который очень сильно зависит от конкретного случая и требует в большей мере искусства, чем знания правил. В большинстве руководств по ТАТ указания по анализу целостной структуры протоколов носят фрагментарный характер, ограничиваясь отдельными эвристическими приемами и рекомендациями. Тем не менее, можно указать на некоторую общую последовательность действий, которые предпринимает психолог, переходя к этому заключительному этапу работы. При этом мы будем опираться в первую очередь на алгоритм, намеченный в работе В.Э.Ренъге (1979, с.56—58) и на интерпретативную схему, разработанную Н.С.Роз0вым-(1981). Предлагаемая в этом параграфе процедура синдромологического анализа не является обязательной или единственно приемлемой; вместе с тем она позволяет наилучшим образом раскрыть все те возможности, которые предоставляет психологу Тематический апперцептивный тест. 1. Обобщевне и анализ формальных (структурных) показателей. Обобщение всей их совокупности и интерпретация по предложенным выше схемам позволяет, во-первых, составить представление об экспрессивно-инструментальном плане личности или, проще говоря, о характере^об- следуемого, увидеть характерные для него спос с тестовым материалом, индивидуально-стилевые особенности составления рассказов, через которые всегда преломляется любое значимое содержание. Это, в свою очередь, даст возможность отделить в рассказах то, что обусловлено общими индивидуально-стилевыми особенностями обследуемого от того, в чем находят отражение его смысловые структуры. Во-вторых, рассмотрение динамики многих формальных (структурных) показателей от рассказа к рассказу дает возможность определить наиболее значимые для обследуемого сюжеты или темы, сделав их объектом более пристального внимания. 2. Обобщение и оценка содержательных показателей. Обобщение и оценка содержательных показателей идет по Обработка и интерпретация ■■ Синдромологический анализ
структур рассказовxoj3GjgOH3jBecj™iejipjiBMa логического: вывода, исходя из представления о том, что интерпрета-цшГТАТ должна опираться на ту же методологию, что и вся наука. В частности, он привлек для этого правила логи- '■ ческого вывода, сформулированные Дж.Ст.Миллем (не [ ограничившись при этом ими одними). Приведем систематизированные С.Томкинсом правила анализа логической структуры рассказов ТАТ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|