Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные показатели: обязательные 8 глава


■t



Обработка и интерпретация


Симптомологалеский анализ



 


                   
   
 
   
 
 
   
 
 
   

 

личности, как отношение_д ичности к соб ственной жизни, форма одс анизации ею жизни (см. Лбулъханова-Славская, 1983). Нами были введены два ведущих параметра, описы­вающих это отношение: осозн анность и^ активностьжизнен -нойдюзишш (Леонтьев, \WT). Осознанность характеризует степень рефлексивного выделения себя л ично стью из по­тока своей^шзни, осо^шшя^Шсош^^низ-СШ^о'.'^Я''' и

объективно разворачивающегося.жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует людей, для кото­рых их "Я" слито, неотделимо от того, что с ними реально происходит. "Осознание жизни превращает ее в подлинное бытие. Отсутствие осознания оставляет ее всего лишь суще­ствованием" (Зинченко, 1991, с.35). Активность жизненной позиции в нашем понимании характеризует спо собн ость личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность?пассивной позицией не в состоя-ншГвЪздействовать на свою ^обстаеннукГжизнь, оналлы-вет по _течению, подчиня ясь щ щаку ^соб ытий. Хотя оба параметра жизненной позиции в какой-то мере коррели- руют, они все же достаточно независимы друг от друга. Их попарные сочетани я^ дают ч етыре идеальных типа жизнен- ной позиции.'1 ^^тае га|ая^озиция характеризуется осоз- ^^б^^" человек осознает течение

своей жизни, способен ст ать по отн ошен ию к ней в актив­
ную позицию и управлять^юО^ггул^и^ ш^по зиция ха­
рактеризуется активностью_^^отеутствиемосознанности;
такой челбвёк"стрёмится~управлять своей жизнью, не бу­
дучи в состоянии ее хорошо осмыслить, управление им
своей жизнью принимает характер^сартичнь1Х^импудьсив-
ных1ре^швий1Ктопгнёний, не связанных единой логикой
и жизненной целью.(~С ГОерцатёЖная^ иозиция характеризу­
ется осознатг[н^стъю_.и_отсугствием активности; осознавая
события^своей^жизни как; нечто, отдельное.от.своего "Я",
такой человек, однако7не в состоянии на них^юздейство-
вать по причине либо убежденности в невозможности это
сделать (внешний локус""контроля), либо невротической
неуверенности в себе, своих силах и возможностях. ^

С тельная^ позиция — это отсутствие осознанности и актив-


ности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего, что проис­ходит, как неизбежного и неконтролируемого.

Четыре описанных типа жизненной позиции находят свое косвенное обоснование в других исследованиях. В част­ности, С.Кирилловой (курсовая работа, 1991) было показа­но соответствие каждого из этих типов одному из идеальных типов переживания по Ф.Е.Василюку (1984): творческому, реалистическому, ценностному и гедонистическому, со­ответственно. В.И.Ковалев (1988), исследуя личностные особенности организации времени жизни, выделил четы­ре типа отношения к времени жизни, которые также более чем хорошо согласуются с нашей типологией жизненных позиций: созидательно-преобразующее отношение, функ­ционально-действенное отношение, созерцательное отно­шение и обыденное отношение.

Четыре теоретически выделенных типа жизненной по­зиции хорошо согласуются и с традиционной категорией позиции как диагностического показателя рассказов ТАТ, наполняя его новым содержанием. Позиция героя и, в ряде случаев, других персонажей, оценивается по приведенным выше критериям. В соответствующей графе таблицы указы­вается тип жизненной позиции героя рассказа. Если пози­цию удается идентифицировать у двух персонажей и более, то оба типа позиции, если они разные, записываются че­рез запятую; если два персонажа проявляют одинаковую позицию, она записывается только один раз. Встречается, хотя и редко, ситуация, когда позиция персонажа меняет­ся по ходу рассказа; это изменение записывается через стрелку (стр. -» имп.).

По всему протоколу в целом можно подсчитать показа­тели осознанности и активности жизненной позиции об­следуемого. Первый вычисляется как суммарное количество действенных и созерцательных позиций, деленное на чис­ло рассказов, в которых позиция героя определена. Второй вычисляется как суммарное количество действенных и им­пульсивных позиций, деленное на число рассказов, в ко­торых позиция героя определена. В некоторых рассказах

5 Д. Леонтьев



Обработка и интерпретация


Симптомологический анализ



 


4.3. Конструкты. Это понятие является центральным по­
нятием теории личностных конструктов Дж.Келли (Kelly, 1955;
см. также Франселла, Баннистер, 1987; Леонтьев, 1990tf). Оно
обозначает субъективные осознанные или неосознанные оце­
ночные шкалы, которыми человек пользуется для характе­
ристики и оценки других людей, вещей, явлений и т.д.
Конструкты говорят нам о том, что важнее всего для обсле­
дуемого в людях, вещах и др., что выступает для него на
первый план, и тем самым дают богатую информацию о смыс­
лах и ценностях обследуемого. Конструкты формулируются
как в виде эпитетов ("хорошенькая девушка", "злые глаза",
"неряшливая обстановка", "разочаровавшийся в жизни че­
ловек", "спокойная атмосфера"), так и в виде более слож­
ных словесных конструкций ("девушка из хорошей семьи",
"мужчина несоветского облика", "квартира, производящая
впечатление холостяцкой"). В соответствующую графу табли­
цы выписываются прежде всего конструкты, использован­
ные обследуемым для характеристики персонажей. Отдельно
можно выписать и конструкты, используемые для характе­
ристики неодушевленных предметов и явлений, если интер­
претатору они представляются существенными.

4.4. Упоменание физических состоянвй. В этой графе
фиксируются все упоминания о самочувствии, физичес­
ком состоянии, болезнях персонажей типа: "устал", "дро­
жат ноги", "давно пошаливало сердце", "перехватило
дыхание" и т.п. В том случае, если описание какого-то со­
стояния появляется на протяжении всего обследования
более одного раза, то это, как правило, связано с соответ­
ствующими соматическими ощущениями самого обследу­
емого. Например, в одном рассказе у персонажа от волнения
перехватило дыхание, в другом герой открыл окно, чтобы
подышать свежим воздухом, в третьем муж задушил не­
верную жену. Здесь можно достаточно уверенно делать вы­
вод, что у обследуемого проблемы с дыханием. Это же
относится и к таким психоэмоциональным состояниям, как
взволнованность, тревожность, усталость, замедленность
и т.п., которые также следует указывать в этой графе и


интерпретировать как знаки соответствующих состояний самого обследуемого.

/'' 4.5. Особые темы. К особым темам относятся: смерть, 'тяжёлая болезнь, увечья, преступления, вооруженные конфликты, война, убийство, самоубийство, психическое заболевание. Каждую тему такого рода необходимо фикси­ровать в этой графе. Сравнительно большое количество осо­бых тем (4—5 и больше) — весьма неблагоприятный показатель с точки зрения душевного здоровья обследуе­мого. Некоторые из особых тем, в частности самоубийство, должны настораживать даже при единичном появлении.

4.6. Генерализации. Эта категория относится к той же группе показателей, однако генерализации, там, где они есть, целесообразно записывать не в общую таблицу, а на отдельный листок, поскольку речь идет о целых фразах. Генерализации — это обобщающие суждения, которые обследуемый вставляет в текст. В отличие от справочных комментариев, генерализации сообщают не о каких-то объективных фактах, а о житейских обобщениях, хотя для самого обследуемого они могут выступать и часто выступа­ют как объективная истина. Вот примеры: "Сидит маль­чик, перед ним лежит скрипка, он смотрит на нее с тоской. Он не хочет на ней играть, но родители его заставляют. Родители никогда не понимают своих детей, заставляют их делать то, что им не хочется, а потом удивляются, что дети растут не такими" (1). "Молодая девушка стоит и плачет, у нее какое-то горе. А может быть и не горе, так, мелкая неприятность. Девушки, знаете, они вообще любят все ус­ложнять" (3 FG). Последние фразы в том и другом примере относятся к категории генерализаций, поскольку они, во-первых, представляют собой обобщенные высказывания о родителях вообще и о девушках вообще, и, во-вторых, субъективные, хотя авторам этих высказываний они тако­выми не кажутся.

Генерализации представляют собой структурные эле­менты мировоззрения обследуемого. Мировоззрение мы



Обработка и интерпретация


Симптомологический анализ



 


- ■""-,;)■-■.


позицию героя, возможно, идентифицировать не удастся. Интересно также посмотреть зависимость преобладающих типов позиции от темы.

3.8. Исход конфликта. В эту графу заносится исход каж­
дого из выделенных в рассказе конфликтов. Конфликт мо­
жет быть успешно разрешен, исчезнуть сам собой в связи с
изменением ситуации, может быть найдено временное,
компромиссное решение, снижающее остроту конфликта,
но не устраняющее его, конфликт может так и остаться
неразрешенным или же может возникнуть лишь перспек­
тива его разрешения. Разрешение конфликта может быть
окончательным или лишь относительным, а также может
иметь место лишь в мыслях персонажа. Характер исхода за­
носится в таблицу.

3.9. Исход рассказа. Эта категория не совпадает с пре­
дыдущей, поскольку, во-первых, конфликт может разре­
шиться, но рассказ еще будет продолжаться, во-вторых,
рассказ может окончиться, а конфликт остаться нераз­
решенным, и, в третьих, конфликтов может быть несколь­
ко, каждый со своим исходом, а исход рассказа только
один. В згой графе записывается, на чем обследуемый закон­
чил рассказ — разрешение конфликта, перспектива буду­
щего, ожидание неприятностей, неопределенность и т.п.

ЗЛО. Истоки сюжета. В эту графу заносится источник сю­жета каждого из рассказов по результатам опроса обследуемого после завершения работы с тестом (см. главу 3). В качестве источника может выступать фантазия, собственный опыт, рас­сказы знакомых, книги, газеты, кинофильмы и т.п.

4.2.4. Содержательные показатели:

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ

Если основные содержательные показатели описывают структуру и динамику сюжета, то факультативные содер­жательные показатели, присутствующие не в каждом рас-


сказе и даже (большинство) не в каждом протоколе, пред­ставляют собой отдельные содержательные элементы, ко­торыми обследуемый "аранжирует" сюжет и в которых его личностные структуры проецируются довольно непосред­ственным образом.

4.1. Символы. Употребление символов встречается не­
часто и фиксируется в том случае, если прямым текстом
сказано, что одно олицетворяет (символизирует) другое. В
таблице это отмечается. Большое количество символов ха­
рактеризует некоторые формы патологии мыслительных
процессов, если оно не обусловлено профессиональной
принадлежностью обследуемого. Конкретные символы мож­
но трактовать в традициях аналитической психологии, со­
блюдая при этом осторожность в выводах.

4.2. Оценки, котор ые получают в рассказе те или ин ые
формы _ поведе ния, поступк и, вещи, понятия, характери-
зукд^и^ёщличностных ценностей оВслёдуёмого. Личнсь
етные ценностогТр^яМяТагсяТсакнепосредственно, в виде
формулирования определенных идеалов, представлений о
должном, желательном, хорошем, а также антиидеалов,
так и опосредованно, через оценки персонажей, их дейст­
вий и т.д., которые всегда ориентированы на определен­
ную точку отсчета, критерий оценивания, в роли которого
выступает та или иная личностная ценность. В этой графе
учитываются не только оценки, выраженные в форме оце­
ночных комментариев (см. § 4.2^, но и непосредственно
включенные в ткань рассказа-Шяпримср, если в рассказе
говорится^.что.для мальчикаважно не огюрчатьродителей,
и поэтому он прилежно занимается музыкой (1), то из этого
можно сделать вывод о ценности семейных отношений. Если
говорится, что он настолько увлечен волшебным миром
музыки, что не видит ничего вокруг, то сама музыка выс­
тупает как ценность. Наконец, если говорится, что он не
любит, когда его* заставляют делать то, что он не хочет,
это указывает на ценность автономии, независимости.



Проведение обследования


Инструкция



 


случае не ставить его "над" обследуемым. При работе с обследуемым противоположного пола важно избегать бес­сознательного кокетства, стимулирования сексуального ин­тереса. Все эти нежелательные влияния, как отмечалось в начале этой главы, способны заметно исказить результаты.

3.5. Инструкция

Работа с ТАТ начинается с предъявления инструкции. Обследуемый удобно сидит, настроившись работать по меньшей мере час-полтора, несколько таблиц (не более 3—4) лежат наготове изображением вниз. Инструкция со­стоит из двух частей. Первая часть инструкции должна за­читываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого. Текст пер­вой части инструкции:

буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на кар­тину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом расска­зике упомянуть. Вы скажете, что, по-Вашему, это за ситуа­ция, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем ска­жете, что будет после этой ситуации, в будущем по отноше­нию к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассужде­ния, воспоминания, мысли, решения".

Эту часть инструкции нельзя изменять (за исключени­ем формы обращения к обследуемому — на "вы" или на "ты", — которая зависит от конкретных отношений между ним и психологом). М.З.Дукаревич, которой принадлежит этот вариант инструкции, комментирует его следующим образом. Формула "отталкиваясь от нее" важна в связи с тем, что наша система школьного образования приучает нас сочинять рассказы по картинкам, здесь же задание прин­ципиально иное — не расшифровывать то, что заложено в


изображении, а, отталкиваясь от него, вообразить нечто. Слово "рассказик" намеренно употребляется с уменьши­тельным суффиксом, чтобы снять ассоциации с рассказом как литературной формой и тем самым принизить значи­мость задания, ослабить внутреннюю напряженность, ко­торая может возникать у обследуемого. С этой же целью дается синонимический ряд "рассказик, сюжет, историю". В зависимости от своих индивидуальных особенностей об­следуемый может связать смысл задания с любым из этих трех слов, что избавляет от риска неправильного понима­ния смысла задания, возможного в том случае, если огра­ничиться любым одним обозначением.

Инструкция содержит выделение пяти моментов, ко­торые должны присутствовать в рассказах: 1) момент (на­стоящее), 2) прошлое, 3) будущее, 4) чувства, 5) мысли. Многословность инструкции и большое число связующих и разделительных оборотов служат цели четко разграни­чить эти 5 моментов, избежав при этом нумерации; "во-первых, во-вторых и т.п." Инструкция предполагает возможность свободно варьировать порядок изложения. Каждый из этих пяти моментов также задан в виде сино­нимического ряда, допускающего широкий спектр инди­видуальных интерпретаций и тем самым способствующего проекции на содержание рассказов индивидуального обра­за мира и индивидуальных способов переработки инфор­мации. Так, например, ряд "до этого момента, в прошлом по отношению к нему, раньше" открывает возможность говорить как о непосредственном прошлом, измеряемом часами или минутами, так и об отдаленном, даже истори­ческом прошлом. То же относится к будущему и остальным пунктам инструкции. Например, одному ничего не гово­рит слово "эмоции", зато понятно слово "чувства", для другого слово "чувства" относится к чему-то возвышенно­му, зато слово "переживания" вполне употребительно, для третьего же слово "переживания" обязательно означает что-то конфликтное, болезненное, а вот слово "эмоции" бо­лее нейтрально. Разные слова имеют для разных людей разный личностный смысл. Употребление синонимических



Обработка и интерпретация : Синдромологический анализ



 


порядку их расположения в таблице. Сначала подсчитывается встречаемость тех или иных сфер в рассказах обследуемого, потребности, проявляющиеся в рамках каждой из этих сфер, какие часто повторяются цели, средства, конфликты, ка­кая позиция, какие характерны исходы. Комплекс этих ха­рактеристик дает информацию о содержательных аспектах личности обследуемого, о ее смысловой сфере. При этом следует помнить, что, как отмечал Г.Мюррей, атрибуты героев рассказов (потребности, эмоциональные состояния, чувства) могут отражать довольно разные тенденции лич­ности обследуемого, в частности, (1) действия, которые он совершал; (2) действия, которые он хотел совершить; (3) неосознанные желания, проявляющиеся лишь в фанта­зиях и сновидениях; (4) актуальные желания и, наконец, (5) предвосхищаемое будущее — действия, которые ему, возможно, придется совершить не по своей воле. При этом все пять разновидностей личностных тенденций могут отра­жаться в рассказах как в буквальной, так и в символичес­кой форме. Аналогичным образом, в форме присутствующих в рассказах преград или прессов отражаются — так же бук­вально или же символически — (1) ситуации, с которыми обследуемый сталкивался; (2) ситуации, с которыми он сталкивался в воображении или во сне (страхи и надежды); (3) актуальная ситуация обследования и (4) ситуации, которые обследуемый предвосхищает, желает или опасает­ся (Murray, 1943). Обобщение и анализ содержательных ха­рактеристик рассказов позволяет перейти к следующему шагу синдромологического анализа — к выделению инва­риантных элементов и структур.

X\_3*-BHfl£fleHHejfflBai!SKunjibjxj^ Целью

этого этапа является вызетение_у1я:вияив^х^отаошений к определедны м кл ассамлюдей, предме тов и ситуации, а также устрйчи^ухтактик поведения персонажей в'схожих обстоятельствах. Инвадшйггность отношений, событийных структур и др. означает не тождественность их, а^общую психологическую гшяоплеку. Символизации врассказах лич­ностных смыслов обследуемого заземляет их на конкрет­ных образах; движение же от образа к смыслу в процессе


интерпретации требует, напротив, абстрагирования от кон­кретного образа и умения увидеть за ним обобщенный смысл, который может быть выражен как этим образом, так и другим, на первый взгляд совершенно на него не похожим. Например, убийство в одном_р_ассказе и болезнь в другом могуг_одинаково отражать агрессивные чувства'по отношению к опрей^ЁШ^!^

^р^^ду_, служанка_ и шк отцая_:у_чи1ельниц.а могут выступать раз-.личными ипостасями фигурыматери^тленение персонажа и помещение его в т юр^м ^^может _метаф_ дриче" с1ш выражать ^ощущение бессилия и то же ощущение может выражаться, например, описанием заведомо безнадежной схватки лю­дей с гигантским драконом или ожидания космической ка-:тастрофы. Еще пример единой инвариантной структуры рассказа, воплощенной в разных сюжетах, позаимствуем у Н.СРозова(1981):

"В космосе произошла катастрофа, и корабль возвра­щается на Землю.

Динозавр идет на охоту, терпит поражение от сопер­ника, и ползет в свою пещеру зализывать раны.

Женщина, поссорившись с мужем, идет домой к ма^,
тери." ~

Важнуто^шфо£мащцож)жнополучить, обоб щив обра -ЗЫ мужчи н и nfiparjt jjggmmm, образь^ МОЛОДЫХ^!J)6jDa3bi пожилых людей, а также более дробные группы персона­жей по всем рассказам, если исходить изтцкщтопожения-О том, что пepcoнaжиJIO_м^ньш£^мe^e^e^кoiГi>киx4lacaca-зов воплощают черты самог о обсле дуемого или значимых лиц из его йфу^К£|щяГОсобое внимание при этом следует уделить персонажам, отсутствующим на картинах ТАТ и введенных в рассказы дополнительно.

Выделение инвариантных элементов и структур позво­ляет проникнуть за содержание рассказов и выделить их обобщенные логические конструкции, проследив зависи­мость исходов от сферы, целей, средств, позиции и образа действий персонажей.

\J&. Выде ление обобщенных лoгичecкI|XJSЩ)yктyp. С.Том-кинс предложил использовать для'выделения обобщенных



Обработка и интерпретация


Синдромологаческий анализ



 


       
   
 

 

':ii i


понимаем как компонент образа мира, содержащий пред- ставления об общих свойствах, связях и закономерностях, присущих объектам и явлениям действительности, их взаи­моотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей. Мировоззрение выполняет функ­цию ориентировки в окружающей действительности, ее субъективного структурирования, упорядочивания, и од­новременно функцию самосознания человека как предста­вителя родовой общности. Формулируя мировоззренческие представления, человек высказывает их как бы не от свое­го имени, а выражая общечеловеческую позицию, всеоб­щую закономерность, вытекающую из сущности человека или мирового порядка вещей. Вместе с тем мировоззре­ние, как и образ мира в целом, отражает явления действи­тельности прежде всего не в их объективных, а в смысловых связях — связях, характеризующих их отношение к жизни данного конкретного человека. Мировоззрение, таким об­разом, пропитано смыслом, и в мировоззренческих сужде­ниях — генерализациях — проецируется смысловая сфера личности, ее самые глубинные компоненты. При этом со­держание мировоззрения в меньшей степени подвержено искажающему влиянию психологических защит, чем, ска­жем, содержание Я-концепции, поскольку защита обес­печивается уже самой формой, которую те или иные смысловые ориентации приобретают, будучи сформулиро­ваны в виде квазиобъективных мировоззренческих сужде­ний. Поэтому генерализации там, где они встречаются, представляют собой материал чрезвычайно высокой проек­тивной ценности, очень много говорящий об образе мира обследуемого.

На этом мы завершаем изложение отдельных диагнос­тических показателей и переходим к правилам и алгорит­мам синдромологического анализа.

4.3. Синдромологический анализ

Строго говоря, про алгоритмы синдромологического анализа можно говорить лишь условно, поскольку на этой


стадии обработки и интерпретации данных работа психо­лога приобретает индивидуально-специфический характер, который очень сильно зависит от конкретного случая и требует в большей мере искусства, чем знания правил. В большинстве руководств по ТАТ указания по анализу целостной структуры протоколов носят фрагментарный характер, ограничиваясь отдельными эвристическими при­емами и рекомендациями. Тем не менее, можно указать на некоторую общую последовательность действий, которые предпринимает психолог, переходя к этому заключитель­ному этапу работы. При этом мы будем опираться в первую очередь на алгоритм, намеченный в работе В.Э.Ренъге (1979, с.56—58) и на интерпретативную схему, разработанную Н.С.Роз0вым-(1981).

Предлагаемая в этом параграфе процедура синдромо­логического анализа не является обязательной или единст­венно приемлемой; вместе с тем она позволяет наилучшим образом раскрыть все те возможности, которые предостав­ляет психологу Тематический апперцептивный тест.

1. Обобщевне и анализ формальных (структурных) по­казателей. Обобщение всей их совокупности и интерпрета­ция по предложенным выше схемам позволяет, во-первых, составить представление об экспрессивно-инструменталь­ном плане личности или, проще говоря, о характере^об-

следуемого, увидеть характерные для него спос с тестовым материалом, индивидуально-стилевые особен­ности составления рассказов, через которые всегда пре­ломляется любое значимое содержание. Это, в свою очередь, даст возможность отделить в рассказах то, что обусловлено общими индивидуально-стилевыми особенностями обсле­дуемого от того, в чем находят отражение его смысловые структуры. Во-вторых, рассмотрение динамики многих фор­мальных (структурных) показателей от рассказа к рассказу дает возможность определить наиболее значимые для об­следуемого сюжеты или темы, сделав их объектом более пристального внимания.

2. Обобщение и оценка содержательных показателей. Обобщение и оценка содержательных показателей идет по



Обработка и интерпретация ■■ Синдромологический анализ



 


структур рассказовxoj3GjgOH3jBecj™iejipjiBMa логического: вывода, исходя из представления о том, что интерпрета-цшГТАТ должна опираться на ту же методологию, что и вся наука. В частности, он привлек для этого правила логи- '■ ческого вывода, сформулированные Дж.Ст.Миллем (не [ ограничившись при этом ими одними). Приведем система­тизированные С.Томкинсом правила анализа логической структуры рассказов ТАТ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...