Содержательные показатели: обязательные 4 глава
Южноафриканский тест анализа рисунков (SAPAT) предназначен для детей от 5 до 13 лет. Материалы теста включают 12 картин, на которых действуют не только обыкновенные люди, но и короли и королевы, гномы, эльфы и феи, а также очеловеченные животные. Оправданность такого построения теста вызывает сомнения, хотя авторы теста П.Нел и А.Пелсер исходили из данных опроса детей. Имеются сведения о версиях ТАТ, разработанных для американских индейцев, жителей Кубы, индийцев, японцев, китайцев, конголезцев и др. (см. Semeonoff', I976, с.138—139; Kornadi, Zumkley, 1982, с.318). Семенофф в своей книге подробно разбирает методологические проблемы, связанные с использованием ТАТ в разных культурах (Semeonoff, 1976, с 136-141). 2.4.3. Варианты ТАТ для решения разных ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ Профессиональный апперцептивный тест (VAT) включает в себя 8 таблиц в мужском варианте и 10 — в женском в: изображением ситуаций профессиональной деятельнос- щ. Схема обработки предполагает выявление индикаторов Метивов и установок, релевантных пяти профессиональным сферам. Тест имеет удовлетворительные психометрические характеристики. Т.ест групповой проекции (TGP) включает в себя 5 таб-Q и предназначен для оценки групповой динамики. Чле-Кы группы должны совместно составлять рассказы по ■Жиратам. Достоинства этого теста неочевидны и не имеют либо эмпирического подтверждения. семейных установок Л.Джексон (TFA) предназна- ШШявя детей от 6 до 12 лет. Варианты для мальчиков и МвбНЕк: полностью различны и включают в себя по 7 таб-|ЙМ в изображениями критических семейных ситуаций. Шм&внретация результатов довольно свободная, сколько-иЙЯудь формализованная система обработки отсутствует, щШ). как ег данные по валидности и надежности. ЩШвдщкатор семейных отношений (FRI) разработан в: семейной психиатрии. Набор состоит из 40 таблиц,: их отбор в конкретной ситуации обследования за-■ только от пола обследуемого, но и от структуры ■;;,Дрвцг(сьщ/дочъ, сын и дочь). Цель методики — получить гасти более полное описание отношений в се-; изображения не натуралистичны, а схематизированы. 1в по надежности и валидности недостаточны; одна-; по поводу теста в целом расходятся. яый апперцептивный метод (SAM) включает 22 i с изображениями типичных школьных ситуаций и ачев для школьных психологов. Данные по надеж-кяащщности отсутствуют, что вызывает сомнения в
:теста перед другими методиками1. ^апперцептнввыятест (ЕАТ> отличается огпре-! тем; что в нем использованы натуралистические История и подходы к обоснованию модификации ТАТ
претация основана в большей мере на интуиции. Многозначность материала выше, чем в ТАТ, однако ограниченность материала для анализа одним рассказом сужает возможности теста. Эмпирических подтверждений его надежности и валидности нет, равно как и каких-либо нормативных данных. В то же время имеется целый ряд косвенных подтверждений валидности теста (Kornadt, Zumktey, 1982, с.323-324). Рисуночный тест "Блэкн" (ВРТ) Дж.Блума является единственной тематической апперцептивной техникой, разработанной строго в соответствии с определенной теорией — в данном случае с психоаналитической теорией психосексуального развития, — предназначенной как для взрослых, так и для детей. Материал представляет собой 12 картин, изображающих сцены из жизни Блэки — черной собаки неопределенного пола — и его семейства: папыг мамы и не то брата, не то сестры. Каждая из ситуаций, изображенных на картинах, соответствует одной из категорий теории психосексуального развития: оральный эротизм, интенсивность Эдиповского конфликта, страх кастрации, идеальное Я и т.п. После предъявления картины обследуемый должен ответить на вопросы по поводу изображенной ситуации, которые носят довольно конкретный характер. В заключение все картины классифици- i руются по признаку "нравится—не нравится". Система <■ обработки результатов достаточно строго формализована и; позволяет определить степень выраженности тех или иных \ параметров психосексуального развития. ВРТ был популярен \ в 50-е — 60-е годы, хотя в качестве исследовательской ме- \ тодики он принес больше пользы, чем в качестве инструмента клинической диагностики. Есть мнение, что полученные результаты подтверждают теорию стадий психосексуального развития. Но в целом данные о надежности и валидности ВРТ противоречивы. Основная критика связана с допущением Блума, что испытуемые обоего пола смогут с равной эффективностью идентифицироваться с главным героем. Это допущение оказалось неверным — Блэки в подавляющем большинстве случаев приписывался
пол вне зависимости от пола испытуемых. Вместе децем и теория психосексуального развития в большей мере £1риложима к мужчинам, чем к женщинам, поэтому ВРТ щеядао считать сравнительно хорошей методикой для муж-доёй выборки. «,-■.. Тест "Черноланка" (PN) Л.Кормана менее известен, чем "Блэки", хотя обладает некоторыми преимуществами Главное действующее лицо — поросенок, в числе персонажей — разные животные и люди, причем по сравнению с ВРТ менее антропоморфизиро-Тест включает в себя 17 картин и предназначен для 1(0|рдедования детей. Задача заключается в том, чтобы выб-: >.из -всего набора понравившиеся картины, расположить tj произвольном порядке и составить один общий рас-, Хотя PN рассматривают как вариант ВРТ (Semeonoff,; Kornadt, Zumkley, 1982), с этим трудно безоговороч-таситься, поскольку процедуры весьма заметно раз-ся в том и другом случае. объектных отношений (ОПТ) Х.Филипсона ^исходит из положений психоанализа, в частности, о гкяадывающихся в первые годы жизни бессознатель-ектных привязанностей. Эти объектные отношения,;«огут быть фрустрированными и вытесненными в чьное, накладываются на осознаваемый накоп-[ и переработанный человеком опыт межличност-1еиий и влияют на поведение и межличностные [ уже взрослого человека. Методика состоит из гсерий по 4 картины в каждой, изображающих соответ-иедного, двух, трех и группу людей. Между собой! различаются характером изображений: размытые серии Д, контрастные черно-белые и черно-се-: в серии В и цветные изображения в серии С. предъявления и общему подходу к обработ- \ ORT близка к ТАТ Мюррея. Существуют -статистические нормы. Известно несколько, -подтвердивших диагностические возможнос-Г,(РДнако связь техники с ее концептуальным обо-ем — теорией объектных отношений — остается
История и подходы к обоснованию Варианты и модификации ТАТ
фотографии, причем круг охваченных тем несколько уже. В то же время нет никаких данных, позволяющих сравнить его с SAM или другими тестами. Тест школьной тревоги (SAT) включает в себя 10 таблиц, охватывающих пять возможных классов тревоги в школьных ситуациях. Подбор картин делался на основе экспертных оценок. Автор теста Е.Хусляйн положительно оценивает его надежность и валидность, однако необходимы дополнительные подтверждения. 2.4.4. Варианты ТАТ для измерения отдельных мотивов В данном разделе речь идет о наиболее стандартизированных вариантах ТАТ, разработанных в русле интеракци-онистской парадигмы и предназначенных для измерения выраженности отдельных мотивационных диспозиций. Как уже упоминалось выше, эта группа методов обладает существенно более высокими показателями валидности и надежности по сравнению как с ТАТ Мюррея, так и со всеми другими его модификациями. ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеландз является первой и наиболее известной из методик этой группы. Материал теста включает в себя четыре слайда, изображающих ситуации, связанные с тематикой достижения. Два из них заимствованы из ТАТ Мюррея, два созданы дополнительно. Методика может предъявляться в групповом режиме. Испытуемые должны написать по каждой картине рассказ, ответив в нем на четыре вопроса: 1) Что происходит на картине, кто изображенные на ней люди? 2) Что привело к этой ситуации? 3) Каковы мысли, желания людей, изображенных на картине? 4) Что произойдет потом? Рассказы анализируются с точки зрения присутствия в них признаков темы достижения. В число этих признаков входят потребность достижения, позитивные и негативные целевые ожидания (антиципации), инструментальная активность, направленная на достижение цели, внутренние и внешние препятствия, внешняя поддержка,
позитивные и негативные эмоциональные состояния, возникающие вследствие успеха или неудачи, общая тема до-0ижения. За каждый из этих признаков засчитывается по в$ному баллу; сумма баллов определяет общую выражен-цость потребности в достижении. С помощью этой методику, не претендующей на статус теста, было получено много |йинообразных результатов, которые подтверждают ее бо-гатые возможности и психометрическую обоснованность (см. ^кхаузен, 1986; McClelland, 1987). \<f, ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхау- Эдва отличается от варианта Д.Мак-Клеланда тем, что Ц^Хекхаузен теоретически и экспериментально разделил в.активации достижения две независимые тенденции: на-■§|3¥ДУ на успех и боязнь неудачи. Методика Х.Хекхаузена {Щйючает в себя 6 картин; инструкция носит более нейт-й характер. Для каждой из двух мотивационных тен- выделена своя система диагностически значимых й, которые частично совпадают с категориями Д.Мак-Клеланда (см. Хеюсаузен, 1986, с.269). ^^Известны также формализованные версии ТАТ для ди-||ip>GTHKH мотивации власти (Д.Уинтер), аффилиации 1Асон) и некоторых других. У нас в стране была н схема для диагностики альтруистических уста- личности на основе стандартного ТАТ (Ким, 1984). ^ 2.4.5. Методики, родственные ТАТ $^1ест четырех картин Ван Леннепа (FRT) разрабатывал- 'Щр то же время, что и ТАТ, независимо от него. Тестовый риал представляет собой четыре цветных многозначен картины, отображающих "экзистенциальные" соци-! ситуации: "со-бытие с другим человеком", "личное "социальное одиночество", "со-бытие с людьми в группе". Задача состоит в том, чтобы изображения в любой последовательности и рассказ, охватывающий все четыре ситуации. При._;Т выделяются формальные и содержательные при-1,,фиксируемые в специальном формуляре. Их интер-
S2 История и подходы к обоснованию Варианты и модификации ТАТ
недостаточно убедительной. Н.Уилкинсоном разрабатывается детская версия методики — CORT; в процессе этой разработки были внесены существенные изменения и в строение методики, и в способ подсчета результатов; предполагается, что эти изменения могут быть использованы и для усовершенствования базовой методики ORT, и даже для обработки данных ТАТ (Semeonoff, 1976, с. 150). Проективные рисунки Р.Пикфорда (РРР). Методика предназначена для детей от 5 до 15 лет как вспомогательный инструмент при психодинамически ориентированной терапии. Она представляет собой 120 штриховых рисунков размером с почтовую открытку, на которых изображены детские фигуры — одна или несколько. Лица не прорисованы, но пол в большинстве случаев достаточно отчетлив; неясности сведены к минимуму. Все картины можно разбить на 15 классов ситуаций: отношения одного ребенка с отцом, отношения нескольких детей с отцом, отношение к младенцу, одиночество, отношения с дикими, опасными или фантастическими животными и т.д. Предполагается использовать их на протяжении цикла психотерапевтических сессий по шесть раз; ребенку предлагается придумать по каждой из них рассказ без каких-либо ограничений; интерпретация также не подчинена каким-либо формальным правилам. Предполагается, что психотерапевт или школьный психолог сможет получить с помощью проективных рисунков существенную для него информацию; сама же техника самодостаточной не является. Можно ограничиться упоминанием еще нескольких методик, сохраняющих элементы сходства с ТАТ, однако сходства здесь меньше, чем различия. В их числе тест упорядочивания рисунков Томкинса и Хорна, групповой проективный личностный тест Кессела и Кана, "Палочные фигурки" Форреста и Ли, рисуночный тест фрустрации Розенцвейга и тест руки Бриклина, Пиотровского и Вагнера. Последние две методики являются наиболее известными и обоснованными из перечисленных и обычно рассматриваются вне связи с ТАТ. Х.-Й. Корнадт и Х.Цумкли, подытоживая обзор вариантов и модификаций ТАТ, отмечают, что большинство из них не оправдали возлагавшихся на них ожиданий. Опыт работы позволяет решительно отвергнуть положение об идентификации обследуемого с похожим на него персонажем как об условии личностной проекции. Напротив, подчеркивается решающая роль такого момента как ■цашическая определенность картин, их способность активизировать определенные мотивы, что подтверждается, ^частности, убедительными преимуществами вариантов Г, сконструированных для диагностики отдельных мо-
?в (Kornadt, Zumkley, 1982, с.330-331). ■56 ПЮВВДЕНИЕ ОБСЛЦДОВАНИЯ .Описание и структура стимульного материала
картины фиксирует ее порядковое место в наборе. При составлении таблицы 1 мы частично воспользовались аналогичными описаниями Л.Беллака (Bellak, 1986) и Е.Т.Соколовой (1980). Таблица 1 Сгимульный материал ТАТ
ЭВМ Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату.
Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза. Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз.
Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать—сын. Описание и структура стимульного материала
3. Проведение обследования с помощью ТАТ В этой главе речь пойдет о правилах работы с ТАТ в его классическом, клиническом варианте. Квалифицированное проведение, обработка и интерпретация результатов ТАТ — это в равной мере сложная технология, которой можно обучиться, и искусство, способности к которому зависят от индивидуальных особенностей и от практического опыта психодиагноста. Из этого следует, что ни одного лишь педантичного следования инструкциям, ни одной хорошей интуиции без знания технических деталей недостаточно для эффективной работы с ТАТ. Необходимо соединение и того, и другого. Считается, что для овладения умением работы с Тематическим апперцептивным тестом | необходимо иметь опыт проведения обработки и интерпретации результатов порядка 100 обследований. Следование инструкциям, приводимым в данной главе, является хоть и недостаточным, но необходимым условием успешной работы с ТАТ. Большое внимание условиям и правилам проведения обследования было уделено, помимо руководства Г.Мюррея (Murray, 1943), также в работах Д.Рапапорта {Rapapori, Gill, Schafer, 1946), лекциях М.З.Ду-каревич(1989). 3.1. Описание и структура стимульного материала Полный комплект ТАТ включает в себя 31 таблицу, одна из которых — чистое белое поле. Все остальные таблицы содержат черно-белые изображения с той или иной степенью неопределенности, причем во многих случаях неопределенность касается не только смысла ситуации, но и того, чгго, собственно, изображено. ТАТ, выполненный ти--шэграфским способом, печатается на белом бристольском «аргоне; при работе с перефотографированным ТАТ необходимо помнить, что подходящие изображения могут подучиться только на матовой фотобумаге; важно соответствие оригиналу размеров таблиц, размещения на них изо-кений и полей (у разных таблиц поля имеют разную аирину), яркости (насыщенности) и контрастности (раз-зсти) изображений. Важно, чтобы при копировании кения не стали ни более размытыми, ни более чет-ни более темными, ни более светлыми. э, предъявляемый для обследования, включает 20 \; их выбор определяется полом и возрастом обсле-). ТАТ можно применять, начиная с 14 лет, однако [работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц г несколько отличаться от обычного набора для ра-с людьми старше 18 лет — из него исключаются и ся другими таблицы, наиболее прямо актуализи-те темы агрессии и секса. Различение "мужских" и картин восходит к понятию идентификации, эое опирался Мюррей, считавший, что сходство емого с персонажем картины (рассказа) по полу, и другим параметрам является условием эффек-i гфоекции. Хотя это положение не нашло экспери-юго подтверждения, разделение сохранилось. у, типично мужские или женские ситуации 1 типичные для мужчин либо женщин тенденции (в терминах объяснительной гД.Мак-Клеланда — Дж.Аткинсона), а также лучше 1 типичные для мужчин, либо для женщин ле отношения (в терминах деятельностно-смыс-юй модели). В таблице 1 дано краткое!>*сех картин. Символами ВМ обозначены карти-ie при работе с мужчинами от 14 лет, сим-Е-— с девушками и женщинами от 14 лет, ■BG — с подростками от 14 до 18 лет обоего мужчинами и женщинами старше 18 лет. годятся для всех обследуемых. Номер Проведение обследования Влияние ситуации обследования на результаты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|