Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные показатели: обязательные 4 глава

Южноафриканский тест анализа рисунков (SAPAT) предназначен для детей от 5 до 13 лет. Материалы теста включают 12 картин, на которых действуют не только обык­новенные люди, но и короли и королевы, гномы, эльфы и феи, а также очеловеченные животные. Оправданность та­кого построения теста вызывает сомнения, хотя авторы теста П.Нел и А.Пелсер исходили из данных опроса детей.

Имеются сведения о версиях ТАТ, разработанных для американских индейцев, жителей Кубы, индийцев, японцев, китайцев, конголезцев и др. (см. Semeonoff', I976, с.138—139; Kornadi, Zumkley, 1982, с.318). Семенофф в своей книге под­робно разбирает методологические проблемы, связанные с использованием ТАТ в разных культурах (Semeonoff, 1976, с 136-141).


2.4.3. Варианты ТАТ для решения разных

ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ

Профессиональный апперцептивный тест (VAT) вклю­чает в себя 8 таблиц в мужском варианте и 10 — в женском в: изображением ситуаций профессиональной деятельнос- щ. Схема обработки предполагает выявление индикаторов Метивов и установок, релевантных пяти профессиональ­ным сферам. Тест имеет удовлетворительные психометри­ческие характеристики.

Т.ест групповой проекции (TGP) включает в себя 5 таб-Q и предназначен для оценки групповой динамики. Чле-Кы группы должны совместно составлять рассказы по ■Жиратам. Достоинства этого теста неочевидны и не имеют либо эмпирического подтверждения. семейных установок Л.Джексон (TFA) предназна- ШШявя детей от 6 до 12 лет. Варианты для мальчиков и МвбНЕк: полностью различны и включают в себя по 7 таб-|ЙМ в изображениями критических семейных ситуаций. Шм&внретация результатов довольно свободная, сколько-иЙЯудь формализованная система обработки отсутствует, щШ). как ег данные по валидности и надежности. ЩШвдщкатор семейных отношений (FRI) разработан в: семейной психиатрии. Набор состоит из 40 таблиц,: их отбор в конкретной ситуации обследования за-■ только от пола обследуемого, но и от структуры ■;;,Дрвцг(сьщ/дочъ, сын и дочь). Цель методики — получить гасти более полное описание отношений в се-; изображения не натуралистичны, а схематизированы. 1в по надежности и валидности недостаточны; одна-; по поводу теста в целом расходятся. яый апперцептивный метод (SAM) включает 22 i с изображениями типичных школьных ситуаций и ачев для школьных психологов. Данные по надеж-кяащщности отсутствуют, что вызывает сомнения в

:теста перед другими методиками1. ^апперцептнввыятест (ЕАТ> отличается огпре-! тем; что в нем использованы натуралистические



История и подходы к обоснованию


модификации ТАТ


 


                           
 
   
   
       
 
       
 
 
   
     
       
 
 
 
 
   
 


претация основана в большей мере на интуиции. Много­значность материала выше, чем в ТАТ, однако ограничен­ность материала для анализа одним рассказом сужает возможности теста. Эмпирических подтверждений его на­дежности и валидности нет, равно как и каких-либо нор­мативных данных. В то же время имеется целый ряд косвенных подтверждений валидности теста (Kornadt, Zumktey, 1982, с.323-324).

Рисуночный тест "Блэкн" (ВРТ) Дж.Блума является единственной тематической апперцептивной техникой, разработанной строго в соответствии с определенной тео­рией — в данном случае с психоаналитической теорией психосексуального развития, — предназначенной как для взрослых, так и для детей. Материал представляет собой 12 картин, изображающих сцены из жизни Блэки — черной собаки неопределенного пола — и его семейства: папыг мамы и не то брата, не то сестры. Каждая из ситуаций, изображенных на картинах, соответствует одной из кате­горий теории психосексуального развития: оральный эро­тизм, интенсивность Эдиповского конфликта, страх кастрации, идеальное Я и т.п. После предъявления карти­ны обследуемый должен ответить на вопросы по поводу изображенной ситуации, которые носят довольно конк­ретный характер. В заключение все картины классифици- i руются по признаку "нравится—не нравится". Система <■ обработки результатов достаточно строго формализована и; позволяет определить степень выраженности тех или иных \ параметров психосексуального развития. ВРТ был популярен \ в 50-е — 60-е годы, хотя в качестве исследовательской ме- \ тодики он принес больше пользы, чем в качестве инструмента клинической диагностики. Есть мнение, что полученные результаты подтверждают теорию стадий пси­хосексуального развития. Но в целом данные о надежности и валидности ВРТ противоречивы. Основная критика свя­зана с допущением Блума, что испытуемые обоего пола смогут с равной эффективностью идентифицироваться с главным героем. Это допущение оказалось неверным — Блэки в подавляющем большинстве случаев приписывался


пол вне зависимости от пола испытуемых. Вместе децем и теория психосексуального развития в большей мере £1риложима к мужчинам, чем к женщинам, поэтому ВРТ щеядао считать сравнительно хорошей методикой для муж-доёй выборки.

«,-■.. Тест "Черноланка" (PN) Л.Кормана менее известен, чем "Блэки", хотя обладает некоторыми преимуществами Главное действующее лицо — поросенок, в числе персонажей — разные животные и люди, причем по сравнению с ВРТ менее антропоморфизиро-Тест включает в себя 17 картин и предназначен для 1(0|рдедования детей. Задача заключается в том, чтобы выб-: >.из -всего набора понравившиеся картины, расположить tj произвольном порядке и составить один общий рас-, Хотя PN рассматривают как вариант ВРТ (Semeonoff,; Kornadt, Zumkley, 1982), с этим трудно безоговороч-таситься, поскольку процедуры весьма заметно раз-ся в том и другом случае.

объектных отношений (ОПТ) Х.Филипсона ^исходит из положений психоанализа, в частности, о гкяадывающихся в первые годы жизни бессознатель-ектных привязанностей. Эти объектные отношения,;«огут быть фрустрированными и вытесненными в чьное, накладываются на осознаваемый накоп-[ и переработанный человеком опыт межличност-1еиий и влияют на поведение и межличностные [ уже взрослого человека. Методика состоит из гсерий по 4 картины в каждой, изображающих соответ-иедного, двух, трех и группу людей. Между собой! различаются характером изображений: размытые серии Д, контрастные черно-белые и черно-се-: в серии В и цветные изображения в серии С. предъявления и общему подходу к обработ- \ ORT близка к ТАТ Мюррея. Существуют -статистические нормы. Известно несколько, -подтвердивших диагностические возможнос-Г,(РДнако связь техники с ее концептуальным обо-ем — теорией объектных отношений — остается



История и подходы к обоснованию


Варианты и модификации ТАТ



 


                       
 
   
     
 
     
 
   
   
 
   
 
 


фотографии, причем круг охваченных тем несколько уже. В то же время нет никаких данных, позволяющих сравнить его с SAM или другими тестами.

Тест школьной тревоги (SAT) включает в себя 10 таб­лиц, охватывающих пять возможных классов тревоги в школьных ситуациях. Подбор картин делался на основе экс­пертных оценок. Автор теста Е.Хусляйн положительно оце­нивает его надежность и валидность, однако необходимы дополнительные подтверждения.

2.4.4. Варианты ТАТ для измерения отдельных

мотивов

В данном разделе речь идет о наиболее стандартизиро­ванных вариантах ТАТ, разработанных в русле интеракци-онистской парадигмы и предназначенных для измерения выраженности отдельных мотивационных диспозиций. Как уже упоминалось выше, эта группа методов обладает суще­ственно более высокими показателями валидности и на­дежности по сравнению как с ТАТ Мюррея, так и со всеми другими его модификациями.

ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеландз является первой и наиболее известной из мето­дик этой группы. Материал теста включает в себя четыре слайда, изображающих ситуации, связанные с тематикой достижения. Два из них заимствованы из ТАТ Мюррея, два созданы дополнительно. Методика может предъявляться в групповом режиме. Испытуемые должны написать по каждой картине рассказ, ответив в нем на четыре вопроса: 1) Что происходит на картине, кто изображенные на ней люди? 2) Что привело к этой ситуации? 3) Каковы мысли, жела­ния людей, изображенных на картине? 4) Что произойдет потом? Рассказы анализируются с точки зрения присут­ствия в них признаков темы достижения. В число этих при­знаков входят потребность достижения, позитивные и негативные целевые ожидания (антиципации), инструмен­тальная активность, направленная на достижение цели, внутренние и внешние препятствия, внешняя поддержка,


позитивные и негативные эмоциональные состояния, воз­никающие вследствие успеха или неудачи, общая тема до-0ижения. За каждый из этих признаков засчитывается по в$ному баллу; сумма баллов определяет общую выражен-цость потребности в достижении. С помощью этой методи­ку, не претендующей на статус теста, было получено много |йинообразных результатов, которые подтверждают ее бо-гатые возможности и психометрическую обоснованность (см. ^кхаузен, 1986; McClelland, 1987).

\<f, ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхау- Эдва отличается от варианта Д.Мак-Клеланда тем, что Ц^Хекхаузен теоретически и экспериментально разделил в.активации достижения две независимые тенденции: на-■§|3¥ДУ на успех и боязнь неудачи. Методика Х.Хекхаузена {Щйючает в себя 6 картин; инструкция носит более нейт-й характер. Для каждой из двух мотивационных тен- выделена своя система диагностически значимых й, которые частично совпадают с категориями Д.Мак-Клеланда (см. Хеюсаузен, 1986, с.269). ^^Известны также формализованные версии ТАТ для ди-||ip>GTHKH мотивации власти (Д.Уинтер), аффилиации 1Асон) и некоторых других. У нас в стране была н схема для диагностики альтруистических уста- личности на основе стандартного ТАТ (Ким, 1984).

^ 2.4.5. Методики, родственные ТАТ $^1ест четырех картин Ван Леннепа (FRT) разрабатывал- 'Щр то же время, что и ТАТ, независимо от него. Тестовый риал представляет собой четыре цветных многознач­ен картины, отображающих "экзистенциальные" соци-! ситуации: "со-бытие с другим человеком", "личное "социальное одиночество", "со-бытие с людьми в группе". Задача состоит в том, чтобы изображения в любой последовательности и рассказ, охватывающий все четыре ситуации. При._ выделяются формальные и содержательные при-1,,фиксируемые в специальном формуляре. Их интер-


S2


История и подходы к обоснованию


Варианты и модификации ТАТ



 


             
 
   
   
 
 
 
   


недостаточно убедительной. Н.Уилкинсоном разрабатыва­ется детская версия методики — CORT; в процессе этой разработки были внесены существенные изменения и в строение методики, и в способ подсчета результатов; пред­полагается, что эти изменения могут быть использованы и для усовершенствования базовой методики ORT, и даже для обработки данных ТАТ (Semeonoff, 1976, с. 150).

Проективные рисунки Р.Пикфорда (РРР). Методика предназначена для детей от 5 до 15 лет как вспомогатель­ный инструмент при психодинамически ориентирован­ной терапии. Она представляет собой 120 штриховых рисунков размером с почтовую открытку, на которых изображены детские фигуры — одна или несколько. Лица не прорисованы, но пол в большинстве случаев доста­точно отчетлив; неясности сведены к минимуму. Все кар­тины можно разбить на 15 классов ситуаций: отношения одного ребенка с отцом, отношения нескольких детей с отцом, отношение к младенцу, одиночество, отношения с дикими, опасными или фантастическими животными и т.д. Предполагается использовать их на протяжении цикла психотерапевтических сессий по шесть раз; ребен­ку предлагается придумать по каждой из них рассказ без каких-либо ограничений; интерпретация также не под­чинена каким-либо формальным правилам. Предполага­ется, что психотерапевт или школьный психолог сможет получить с помощью проективных рисунков существен­ную для него информацию; сама же техника самодоста­точной не является.

Можно ограничиться упоминанием еще нескольких методик, сохраняющих элементы сходства с ТАТ, однако сходства здесь меньше, чем различия. В их числе тест упо­рядочивания рисунков Томкинса и Хорна, групповой про­ективный личностный тест Кессела и Кана, "Палочные фигурки" Форреста и Ли, рисуночный тест фрустрации Розенцвейга и тест руки Бриклина, Пиотровского и Ваг­нера. Последние две методики являются наиболее извест­ными и обоснованными из перечисленных и обычно рассматриваются вне связи с ТАТ.


Х.-Й. Корнадт и Х.Цумкли, подытоживая обзор вари­антов и модификаций ТАТ, отмечают, что большинство из них не оправдали возлагавшихся на них ожиданий. Опыт работы позволяет решительно отвергнуть положение об идентификации обследуемого с похожим на него персона­жем как об условии личностной проекции. Напротив, под­черкивается решающая роль такого момента как ■цашическая определенность картин, их способность ак­тивизировать определенные мотивы, что подтверждается, ^частности, убедительными преимуществами вариантов

Г, сконструированных для диагностики отдельных мо-

if.'

(Kornadt, Zumkley, 1982, с.330-331).


■56


ПЮВВДЕНИЕ ОБСЛЦДОВАНИЯ


.Описание и структура стимульного материала



 


           
   
 
 
 
   

Молодая женщина, сидящая на фаю ди­ вана, оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту.____________

Характеризует отношения между сверст­ никами, социальные контакты, отношения с референтной группой, иногда гомосексу- / альные тенденции или страхи, социальные > предубеждения.___________________ ь j>

картины фиксирует ее порядковое место в наборе. При составлении таблицы 1 мы частично воспользовались анало­гичными описаниями Л.Беллака (Bellak, 1986) и Е.Т.Со­коловой (1980).

Таблица 1 Сгимульный материал ТАТ

 

Кодовое обозна­чение таблицы Описание изображения Типичные темы и признаки, проявляющиеся а рассказе
  Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку. Отношение к родителям, соотношение ав­тономии и подчинения внешним требова­ниям, мотивация достижения и ее фруст­рация, символически выраженные сексу­альные конфликты.
  Цереаенская сцена:на переднем плане де­вушка с книгой, на заднем — мужчина работает в поле, жен­щина постарше смот­рит на него. Семейные отношения, конфликты с се­мейным окружением в контексте проблемы автономии-подчинения. Любовный тре­угольник. Конфликт стремления к личност­ному росту и консервативной среды. Жен­щина на заднем плане часто воспринима­ется как беременная, что провоцирует со­ответствующую тематику. Мускулистая фи­гура мужчины может провоцировать гомо­сексуальные реакции, Полоропевые сте­реотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечест­венной историей и с профессиональным самоутверждением.
ЭВМ На полу рядом с ку­шеткой — скорчив­шаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьаер. Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексу­альных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрес­сии, суицидальных намерений.
3GF Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо. Депрессивные чувства.
  Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стре­мится вырваться. Широкий спектр чувств и проблем в ин­тимной сфере: темы автономии и невер­ности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на зад­нем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на сте­не, провоцирует сюжеты, связанные с рев­ностью, любовным треугольником, кон­фликтами в сфере сексуальности.

ЭВМ


Женщина средних лет заглядывает через по­луоткрытую дверь в старомодно обстав­ленную комнату.

Седой мужчина смот­рит на молодого муж­чину, который смотрит в пространств о.

Женщина сидит на ку­шетке рядом с девоч­кой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону.

Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечет-кая сцена хирургиче­ ской опера ции

Молодая женщина си­дит, опершись на руку, И смотрит в простран­ство.

1етверо мужчин в лежат Эоовалку на траве.

женщина с |алом и сумочкой «смотрит из-за на другую на-■ вдетую жен щи-' моложе, бегу-пош

Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза.


Выявляет спектр чувств, связанных с об­разом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз.

Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец—дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуа­лизировать достаточно разные варианты отношений между полами.

Выявляет отношения отец—сын и произ­водные от них отношения к авторитетам мужского пола.

Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) к будущему ма­ теринству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в расскаэ бывает встав­ лен сюжет сказки, которую мать рассказы­ вает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наибо- ________ лее информативной.

Эффективно актуализирует темы, связан­ные с агрессией и честолюбием. Неузна­вание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии.

Может выявлять мечты о будущем или те­кущий эмоциональный фон. Беллак счита­ет все рассказы по этой таблице поверх­ностными, заредкими исключениями.

Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт матери с дочерью. Может выяв­лять депрессивные и суицидальные тен­денции, подозрительность и скрытую аг­рессивность, вплоть до паранойи.

Широкий спектр чувств и проблем в отно­шениях мать—сын.


Описание и структура стимульного материала



 


3. Проведение обследования с помощью ТАТ

В этой главе речь пойдет о правилах работы с ТАТ в его классическом, клиническом варианте. Квалифициро­ванное проведение, обработка и интерпретация результа­тов ТАТ — это в равной мере сложная технология, которой можно обучиться, и искусство, способности к которому зависят от индивидуальных особенностей и от практичес­кого опыта психодиагноста. Из этого следует, что ни одно­го лишь педантичного следования инструкциям, ни одной хорошей интуиции без знания технических деталей недо­статочно для эффективной работы с ТАТ. Необходимо со­единение и того, и другого. Считается, что для овладения умением работы с Тематическим апперцептивным тестом | необходимо иметь опыт проведения обработки и интер­претации результатов порядка 100 обследований. Следова­ние инструкциям, приводимым в данной главе, является хоть и недостаточным, но необходимым условием успеш­ной работы с ТАТ. Большое внимание условиям и прави­лам проведения обследования было уделено, помимо руководства Г.Мюррея (Murray, 1943), также в работах Д.Рапапорта {Rapapori, Gill, Schafer, 1946), лекциях М.З.Ду-каревич(1989).

3.1. Описание и структура стимульного материала

Полный комплект ТАТ включает в себя 31 таблицу, одна из которых — чистое белое поле. Все остальные таблицы содержат черно-белые изображения с той или иной степе­нью неопределенности, причем во многих случаях неопре­деленность касается не только смысла ситуации, но и того,


чгго, собственно, изображено. ТАТ, выполненный ти--шэграфским способом, печатается на белом бристольском «аргоне; при работе с перефотографированным ТАТ необ­ходимо помнить, что подходящие изображения могут по­дучиться только на матовой фотобумаге; важно соответствие оригиналу размеров таблиц, размещения на них изо-кений и полей (у разных таблиц поля имеют разную аирину), яркости (насыщенности) и контрастности (раз-зсти) изображений. Важно, чтобы при копировании кения не стали ни более размытыми, ни более чет-ни более темными, ни более светлыми.

э, предъявляемый для обследования, включает 20 \; их выбор определяется полом и возрастом обсле-). ТАТ можно применять, начиная с 14 лет, однако [работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц г несколько отличаться от обычного набора для ра-с людьми старше 18 лет — из него исключаются и ся другими таблицы, наиболее прямо актуализи-те темы агрессии и секса. Различение "мужских" и картин восходит к понятию идентификации, эое опирался Мюррей, считавший, что сходство емого с персонажем картины (рассказа) по полу, и другим параметрам является условием эффек-i гфоекции. Хотя это положение не нашло экспери-юго подтверждения, разделение сохранилось. у, типично мужские или женские ситуации 1 типичные для мужчин либо женщин тенденции (в терминах объяснительной гД.Мак-Клеланда — Дж.Аткинсона), а также лучше 1 типичные для мужчин, либо для женщин ле отношения (в терминах деятельностно-смыс-юй модели). В таблице 1 дано краткое!>*сех картин. Символами ВМ обозначены карти-ie при работе с мужчинами от 14 лет, сим-Е-— с девушками и женщинами от 14 лет, ■BG — с подростками от 14 до 18 лет обоего мужчинами и женщинами старше 18 лет. годятся для всех обследуемых. Номер



Проведение обследования


Влияние ситуации обследования на результаты



 


       
 
   
 

Чистая белая таблица.
Обнаженный мужчина взбирается или слус- кается по канату.
Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже, сталкивая ее с лест- ______ ницы._____
Смутное изображение хижины, занесенной снегом.
10 Голова женщины на плече мужчины. Отношения между мужчиной «женщиной, иногда скрытая враждебность к партнеру (если в рассказе тема расставания). Вос­приятие двух мужчин на «артине заставля­ет предположить гомосексуальные тен­денции.
  Дорога, идущая по ущелью между скала­ми. На дороге — неяс­ные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона. Актуализирует инфантильные и примитив­ные страхи, тревоги, страх нападения, об­щий эмоциональный фон.
12Ы Молодой человек ле­жит на кушетке с за­крытыми тазами, над ним склонился пожи­лой мужчина, его рука протянута к лицу ле-' жащего. Отношение к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексу­альные страхи, отношение к психотера­певту.
12F Портрет молодой женщины, за ней по­жилая женщина в платке со странной гримасой. Отношения к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь.
12BG Лодка, привязанная к берегу реки в леси­стом окружении. Лю­дей нет. Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.
13MF Молодой человек сто­ит, закрыв пицо рука­ми, за ним на кровати полуобнаженная жен­ская фигура. Эффективно выявляет сексуальные про­блемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии {у женщин), чувства вины (у мужчин).
13В Мальчик сидит на по­роге хижины. Во многом аналогична таблице 1, хотя ме­нее эффективна.
13G Девочка поднимается по ступенькам. Белпак считает эту таблицу мало полез­ной, как и остальные чисто подростковые таблицы ТАТ.
  Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема. беллак считает, что фигура может воспри­ ниматься и как женская, что говорит о по­ ловой идентичности обследуемых, однако наш опыт не подтверждает этого — фигу­ ра однозначно воспринимается как муж­ ская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенден­ ции, общефилософские и эстетические наклонности. ______________
  Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил. Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.__

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...