Содержательные показатели: обязательные 3 глава
Исходя из этой модели, Мак-Клеланд в конце сороковых годов начал большую работу по созданию методик для измерения отдельных мотивов на основе ТАТ. Эта работа была построена, как писал Мак-Клеланд с соавторами в 194? году, "на естественном допущении об управляемости воображаемого поведения теми же основными принципами, что и всякого другого... Если считать, что принципы, управляющие воображаемым поведением, ничем не отличаются от принципов, управляющих практическим действием... то используемый в данном случае метод оказывается более тонким и гибким средством обоснования и распространения этих принципов, чем обычный метод изучения практических действий" (цит. по: Хекхаузен, 1986, с.264). Вместе с тем серьезную критику Мак-Клеланда вызвала нечеткость разведения разных потребностей между собой, необязательность некоторых признаков, которые Мгоррей лкяючил в определение потребностей (McClelland, 1987,. Для четкой диагностики выраженности отдельных озиций, "предъявлявшиеся картинки долж- были тематически соответствовать определенным мо- стимулируя у их интерпретатора соответствующие жотвацяонные состояния, которые могли проявляться в (дознании и толковании картинок. Чтобы создать у испы-.здкэдвромотивационное состояние, тематически связанное Ж еееяфоизведенной на картинке ситуацией, испытуемого яфосияи составить по предъявленной картинке разверну-лдлй рассказ, для чего ему было необходимо полностью пе-фежлючмться на изображенную ситуацию, обдумать, что в я$й-происходит и может произойти дальше, представить, 4 <чем думают и что чувствуют изображенные лица и т.д. врассказах разных испытуемых по содержательно оди- картинкам мотивационная тематика проявляется образом, то при прочих равных условиях это судить о различиях в соответствующем мотиве" н, 1386, с.259).
анд разработал, исходя из этих положений, ;?■■■■ ■ ; 2.3.2. Дальнейшее теоретическое развитие подход был развит дальше в работах ряда других, В частности, согласно ДжАткинсону (Atkinson, История и подходы к обоснованию 1958), картина ТАТ, изображающая определенную социальную ситуацию, содержит определенные ключевые признаки (cues), вызывающие ожидания удовлетворения того или иного мотива. Эти ожидания заключаются во взвешивании позитивных и негативных последствий соответствующего мотива и ситуации действия. Возникающая на этой основе ситуативная мотивация порождает в рассказах ТАТ описание воображаемых обстоятельств, вызывающих чувство удовлетворения либо фрустрации. Мотивы, проявляющиеся в рассказах, согласно Аткинсону, не отличаются от мотивов, действующих в аналогичных реальных ситуациях. Для того, чтобы по продукции фантазии можно было определить силу мотива, необходимо, во-первых, чтобы сама ситуация обследования не актуализировала определенный мотив и, во-вторых, чтобы набор картин тематически соответствовал различным аспектам проявления изучаемого мотива. Индивидуальной спецификой обладает не только степень выраженности мотива, но и его предметная организация; разные картины будут, соответственно, вызывать ожидания разной силы и разного содержания, поэтому лишь суммируя результаты по нескольким картинам, можно нивелировать эти различия.
Взгляды Аткинсона получили дальнейшее развитие и уточнение в теории мотивационной активации Р.Фукса (см. Fuchs, 1976). Р. Фукс отвечает на вопрос, который у Аткинсона оставался неясным — каким образом признаки, содержавшиеся в картинах ТАТ, вызывают определенные ожидания. Фукс экспериментально показал, что наподобие условного рефлекса существует также процесс условного активирования эмоций через ассоциированное с этими эмоциями предметное содержание. Активирующая функция стимулов является механизмом их генерализации. Что касается, в частности, ТАТ, то некоторые детали картин выступают такого рода стимулами, активирующими связанные с ними эмоции, причем этот процесс находится вне сознательного контроля. Активированное ощущение значимости первоначально когнитивно не интегрировано с ситуацией, однако оно вызывает ожидания, связанные ^^^стеракционистско-деятельносгньш подход 37 со значимостью соответствующих стимулов и определяющие интерпретацию ситуации. Лишь затем происходит реинтеграция сложной мотивационной системы в терминах МЕдк^Клеланда. Готовность к рассказыванию историй облегчает этот процесс реинтеграции. При этом, однако, конкурирующие мотивы, связанные с активированной эмоцией цЯЯ же с ситуацией обследования, могут породить доволь-ню сложные процессы: вытеснение, символизацию и др. Конечный результат предсказать при этом практически Ц$£рЗМОЖНО. ..j,- Новый виток теоретического обоснования был предложен Дж.Аткинсоном в его работах 70-х годов (напр., Atkinson, Birch, 1970). Аткинсон исходит из того, что организм существует в непрерывном потоке активности; основная возникающая при этом проблема заключается в О&ьяснении перехода от одной активности к другой, их связи. Поэтому Аткинсон вводит представление о силах, уййиичивающих или ослабляющих тенденции действовать ЖТОИ или ином направлении. Смену одной деятельности другой Аткинсон объясняет изменением соотношения сил раданяных мотивационных тенденций. Для ТАТ это означает* чгопоскольку с течением времени паттерн актуали-зицвванных мотивов изменяется, в разных картинах может отражаться разная констелляция мотивов и лри оценке Р$ШёиЧных картин получаются различные значения силы иотнвационных тенденций вне зависимости от специфики картин. Отсюда следует, что ТАТ может рассматриваться как надежный инструмент измерения силы мотивов, несмотря на низкую внутреннюю согласованность. -;Из изложенного видно, что теории Д.Мак-Клеланда, Лфукса, Дж.Аткинсона и некоторых других, не упомяну-так в этом обзоре авторов, представляют собой подробное и;тлубокое обоснование диагностической ценности ТАТ. ТАТ оказывается уникальным по своим возможностям диагностическим средством, в частности, благодаря тому, что о»позволяет анализировать когнитивные процессы, имеющие место при работе с воображаемыми ситуациями, та- оценивание ситуации, планирование действия,
История и подходы к обоснованию ^нтеракционисгско-деятельностный подход
каузальную атрибуцию, ожидание успеха и др. В качестве подтверждения валидности и надежности ТАТ в новом теоретическом контексте предлагается рассматривать прежде всего ситуативную валидность и доказательства возможности влияния на мотивы с помощью специальных тренин-говых программ (Kornadt, Zumkley, 1982, с.271). С интеракционистско-деятельностными концепциями Д.Мак-Клеланда, ДжАткинсона, Х.Хекхаузена, Р.Фукса и др. хорошо согласуется деятельностно-смысловая теория мотивации, разрабатываемая в русле деятельностного подхода е психологии и породившая уже несколько оригинальных попыток теоретического обоснования ТАТ (Реньге, 1979; Соколова, 1980, 1991; Леонтьев, 1989й). 2.3.3. Деятельностно-смысловой подход к обоснованию тат Предлагаемое здесь теоретическое обоснование ТАТ исходит из понятии жизненных отношений, связывающих человека с объектами, явлениями и событиями его жизненного мира, жизненного смысла различных объектов, явлений и событий, характеризующих их место и роль в жизни данного конкретного человека, и смысловых структур личности, представляющих собой превращенную форму жизненных отношений (Леонтьев, 1988а, 19896, 1990а). Жизненный смысл, который объективно имеет для человека какой-либо объект, явление или ситуация, преломляется в структуре личности в превращенной (М.К.Мамардашви-ли) форме различных структур, которые, имея одно и то же смысловое содержание, функционально различаются и занимают разное место в системе смысловой регуляции человеческой деятельности. По функциональному основанию выделяются шесть видов смысловых структур: личностный смысл — составляющая сознания, репрезентирующая в образе объектов и явлений их жизненный смысл для субъекта; смысловая установка — элемент исполнительных структур деятельности, обнаруживающийся в эффектах стабилизации деятельности, преградных, отклоняющих и дез-
организующих влияниях на ее протекание; мотив деятельно-&жи — системное качество, приобретаемое предметом деятельности и придающее ему способность в конкретной ситуации инициировать, побуждать и направлять деятельность; смысловая диспозиция — устойчивое отношение к объектам и явлениям действительности; смысловой конструкт — кате-пяасшьная шкала, используемая при восприятии, оценке, (гптертлизации и классификации объектов и явлений по их месту и роли в жизни субъекта; личностная ценность — при-сккэтая в ходе социализации идеальная модель должного, служащая, наряду с потребностями, источником смыслооб-разования (см. Леонтьев, 1988а, б, в, 19905, в). Некоторые из этих структур являются ситуативными (личностный смысл, смысловая установка, мотив), другие устойчивыми (смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личностная ценность); Некоторые проявляют себя на уровне процессов переработки построения образа мира (личностный смысл, смыс-[ жоиструкт), другие преимущественно на уровне прак-взаимодействия с миром (мотив, смысловая Смысловые структуры личности и связи между 1 смысловую сферу личности, основное назначе-н функция которой — регуляция жизнедеятельности в соответствии с логикой жизненной необходимости задаваемой системой его отношений с миром (Леонтьев, ЬШб, 1990с). *: Классическая теория проекции объясняет диагностическую ценность ТАТ тем, что в основе процессов вообра- поведения лежат одни и те же глубинные i, особенности проявления которых в том и дру-
гом плане различаются лишь спецификой психологических защит (рис. 1,а). i (93«гаераищонизм обосновывает ее тем, что процессы иЫйрйжения и реального поведения порождаются одним и тем же мотивом, различные проявления которого в том случае обусловлены лишь различием ситуаций (рис.1,6). ^''йеягельностно-смысловой подход объясняет ее тем, что ЩфШвош воображения и реальное поведение регулируют- История и подходы к обоснованию ;;1<1нтеракционистско-деятельностный подход
ся одними и теми же жизненными отношениями субъекта, проявляющимися, правда, в различных превращенных формах (рис.1, в). в) с позиций деятельностно-смыслового подхода Рис. 1. Схемы теоретического обоснования ТАТ -: Проективный подход предполагает цепь умозаключений от продукции воображения к глубинным личностным структурам и от них к реальному поведению; интеракцио--иизм — от воображения к интенсивности мотивации и от -нее к прогнозу реального поведения; деятельностно-смыс- ловой подход — от воображения к жизненным отношени-. ям и жизненным смыслам и от них к регуляции реального доведения. Согласно деятельностно-смыеловому подходу, то, что . Возникающая на основе образа мира в конкретной авуации система апперцептивных ожиданий влияет на «задержание восприятий и представлений, порождая иллю-зддо и ошибки восприятия, а также определяя характер вое-Д1риятия неоднозначных стимулов таким образом, чтобы воспринимаемое или представляемое содержа- соответствовало целостному образу мира, структури-5рующим его смысловым структурам и вытекающим из него -итерпретациям, атрибуциям и прогнозам относительно -дайрой ситуации, а также актуальным смысловым уста-оюэдам (Леонтьев, 19886). "Психический образ действительности не просто находится в отношении подобия с Непринимаемым объектом, главная его особенность со-ЖЧИхв том, что он является "сколком" целостной, субъек-^шно-охрашенной и пристрастной "картины мира — в Дрисугствии Я"" (Соколова, 1991, с.37). Зная особенности ^оецриятия человеком тех или иных сторон действительности или же односторонней интерпретации им объектив--#S "неоднозначных событий и ситуаций и приписывая ■Щшишу этих особенностей или интерпретаций сложив-
История и подходы к обоснованию шемуся у него устойчивому образу мира, можно "вычислить" жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предсказать реальное поведение его в подобных обстоятельствах, которое внешне может не совпадать с поступками героев его рассказов. Этим и обусловлена диагностическая ценность Тематического апперцептивного теста. Деятельностно-смысловой подход, как уже отмечалось, не противостоит интеракционистской объяснительной модели, а, напротив, хорошо с ней согласуется. Так, отмечено, что из теорий ДжАткинсона и Р.Фукса следует положение о том, что образы, в наибольшей мере отвечающие отношениям личности обследуемого, легче всего актуализируют мотивы {Kornadt, Zumkiey, 1982, с.279—280). Вместе с тем эти подходы различаются по акцентам. Если интерак-ционистские модели значительно дальше продвинулись в формализованном описании, измерении и моделировании отдельных мотивационных систем (см. McClelland, 1987), то деятельностно-смысловой подход способен дать более дифференцированное описание динамики смысловых процессов одновременно как в плане общих закономерностей их протекания, так и в плане переживаний внутреннего мира субъекта, совместить объяснительный и понимающий подход, номотетическое и идеографическое описание {см. Леонтьев, 19896). Характерно, что анализируя направление развития интеракционизма в сторону его превращения в то, что они называют деятельностной теорией, основанной на идее интенциональности, Х.-Й.Корнадт и Х.Цумк-ли подчеркивают (ссылаясь, в частности, на Р.Фукса), что согласно этой парадигме человек не только действует в ситуации и соразмерно ситуации, но он вносит в любую ситуацию свои собственные субъективные интерпретации, оценки, мотивы и т.д. Тем самым в число важнейших детерминант действия входят, наряду с мотивами, в частности, когнитивные схемы и намерения, от которых зависит, как интерпретируется данная ситуация и в соответствие какому мотиву она ставится (Kornadt, Zumkiey, 1982, с.ЗЗЗ—334). Из этого следует, в частности, то, что традиционное тре- |6перакционистско-деятельностньш подход 43 : объективности применительно к диагностическим ; теряет смысл. Действительно, зачем формально унифицировать стимульный материал и ситуацию проведение, если они все равно имеют для разных испытуемых разный смысл? Напротив, следует предоставить испытуемым возможность эксплицировать присущие им когнитив-т н- структуры, стили мышления, паттерны реагирования,./также мотивы, оценки и т.п. — все то, что реально уча-во взаимодействии индивида с ситуацией. Именно ' является наиболее подходящей для этого методикой, вгйсрывающей "возможность выстроить индивидуальные ййассы ситуаций и связанных с ними деятельностей, и увя-зШ& их с личностными характеристиками названного типа" фат же, с.334). При этом, однако, необходима разработка Й^йнципиалъно новых исследовательских процедур, свя-ЯЦшая с некоторым движением назад от уже созданных Лйжостандартизированных версий ТАТ, обладающих хо-психометрическими свойствами. Традиционная l становится неприемлемой, так же как и тра-ДНЩмонная теория проекции. Тематический апперцептив-ЙЙ№*гест, казавшийся сомнительным с точки зрения как J, так и другого подходов, содержит, однако, бога-[ для методической реализации новой ин-ЯЙ(ёЙционистско-д.еятельностной парадигмы. Варианты и модификации ТАТ уже отмечалось, о ТАТ можно говорить по мень-шере вдвух значениях. В узком значении — это конкрет- "■ диагностическая техника, разработанная Г.Мюрреем, «троком значении — это метод личностной диагностики, йоалощением которого является не только тест Мюр- не и целый ряд его вариантов и модификаций, позднее, как правило, для более частных и гностических или исследовательских задач. Посвя-t книгу в основном методике Г.Мюррея, мы счи-*М»«»ваобходимым дать краткий обзор других вариантов и "Иярфикащнй ТАТ. Поскольку уже в 60-е годы их наечиты- История и подходы к обоснованию 'Варианты и модификации ТАТ
валось более 60, сколько-нибудь полный обзор вряд ли возможен и мы ограничимся лишь наиболее известными, взяв за основу обзоры методик, данные в работе Х.-Й. Кор-надта и Х.Цумкли (Komadt, Zumkley, 1982, с.313—330) и в книге Б.Семеноффа {Semeonoff, 1976, с.123—160). 2.4.1. Варианты ТАТ для разных возрастных групп Наиболее известной методикой из этой группы является Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака {Bellak, 1986). Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антро-поморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтенных в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н). Сравнительные исследования не обнаружили существенных различий между результатами по "звериной" и "человеческой" формам теста. Замена звериных фигур человеческими снижает степень неоднозначности изображений. Сам Беллак считает высокую степень неопределенности безусловным плюсом, однако некоторыми авторами это мнение оспаривается. Для обработки Детского апперцептивного теста Беллак использует те же основные категории, что и при обработке ТАТ, подчеркивая, что там, где это возможно, тест должен даваться не как тест, а как игра. Мичиганский рисуночный тест (МРТ) предназначен для детей 8—14 лет. Он состоит из 16 таблиц, изображающих реалистические ситуации (одна таблица — чистое белое поле). Как и в ТАТ Мюррея, часть таблиц МРТ (8) предъявляется обследуемым обоего пола, а часть различна для мальчиков и девочек (по 4). Основной предмет диагностики — девять проблемных областей, такие как конфликты в семье, в школе, конфликты с авторитетами, проблемы агрессии и т.п. В отличие от ТАТ, картины МРТ более реалистичны и не содержат чрезмерной неопределенности. Индекс напряженности, высчитываемый по результатам *еста, значимо различается у нормально адаптированных и дезадаптированных детей. Как и CAT, MPT обладает доста-'ЗДчно хорошими психометрическими характеристиками, Жйя он не считается в достаточной мере объективным. ■■-■ Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST) был гййдан в 1948 году и предназначен для тестирования подрос- *КоВ от 12 до 18 лет; первоначально разрабатывался в иссле-йаьательских целях. Включает 20 таблиц с изображениями ■р&евантных ситуаций. Обработка результатов опирается на вданку сравнительной частоты разных тем. Этот тест не полу-1Ч(ЙМцирокого применения. Сами изображения выглядят явно т; отсутствуют данные о каких-либо преимуще-с теста Саймондса перед ТАТ Мюррея. Дж.Каганом выс-иось мнение о том, что оптимальным для обследования эв был бы смешанный тест, включающий в себя «ЯИШьные картины из ТАТ Мюррея, МРТ и SPST. для пожилого возраста. В семидесятые годы предприняты попытки создать версии ТАТ для по-людей: геронтологический апперцептивный тест Уолка и Уолка и апперцептивный тест для старше-аста (SAT) Л.Беллака и С.Беллак. Оба эти теста в не оправдали ожиданий; оказалось, что изображе-чых людей на картинках не повышает их диагнос-ценности. ^Варианты ТАТ для этнокультурных групп 1 С.Томпсона для негров (Т-ТАТ). Т-ТАТ был создан ИГгоду в качестве параллельного варианта ТАТ Мюр-&^Ч*едназначенного Для обследования американцев гекого происхождения. Томпсон исходил из пред-о том, что им легче будет идентифицироваться мщными персонажами. 10 таблиц ТАТ Мюррея были История и подходы к обоснованию Варианты и модификации ТАТ
леределаны соответствующим образом, одна исключена, другие сохранены без изменений. Имеющиеся данные достаточно противоречивы, но в целом не подтверждают гипотезу о преимуществах этого варианта при работе с неграми. Вместе с тем общепризнано, что этот тест полезен для изучения расистских установок и стереотипов у людей как белого, так и черного цвета кожи. ТАТ дня африканцев СЛи. Эта методика отличается от Т-ТАТ содержанием картин, ориентированным на традиционную африканскую культуру в той мере, в какой можно обобщенно говорить о таковой. Последнее обстоятельство отмечалось критиками, подчеркивающими существование культурных различий между отдельными регионами, народами и племенами, вследствие чего для одних предложенная версия будет более, а для других менее адекватна. Набор включает в себя 22 таблицы, из них по 8 для мужчин и женщин и 6 общих. При проведении считается необходимым, чтобы экспериментатором был также африканец, в противном случае ответы будут стереотипно-ролевыми. Порядку предъявления таблиц придается мало значения. Обследование завершается опросом, в ходе которого, в частности, обследуемые должны припомнить картины — то, какие именно картины воспроизведены, считается диагностически значимым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|