Содержательные показатели: обязательные 2 глава
Развитие в русле проективной методологии 21 фрустрации—удовлетворенности. Л.Беллак, помимо характеристики главного героя и его потребностей, обращает внимание на представление об окружающем мире, образы родителей, сверстников и младших по возрасту, характер значимых конфликтов и страхов и защит против них, а также особенности функционирования эго и суперэго, и т.д. (Bellak, 1975, с.60-66, 68-75). Основным изменением в методологическом обосновании ТАТ в русле проективной парадигмы можно считать возникшую неудовлетворенность самим понятием проекции, которое не только подвергалось все эти годы интенсивной "внешней" критике, но и было поставлено под сомнение рядом авторов, работавших "внутри" проективной парадигмы, в частности, автором многократно переиздававшегося руководства по ТАТ и создателем его детского варианта Л.Беллаком (Bellak, 1986). Беллак называет понятие проекции "дезориентирующим" (с.2) и предлагает заменить его более полезным понятием "апперцептивных искажений", положив именно его в основу психоаналитического понимания личности, исходя из неизбежного, по его мнению, допущения о том, что все актуальное восприятие обусловлено прошлыми восприятиями (с.1б—17). Л.Беллак понимает апперцепцию в соответствии с определением Ч.Хербарта как "процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется отложениями предыдущего опыта индивида, образуя при этом нечто новое" (там же, с.17). Соответственно, любая субъективная интерпретация представляет собой психодинами-чески значимое апперцептивное искажение некоторого первичного "неинтерпремированного" восприятия. Беллак описывает ряд форм апперцептивных искажений, таких, как инвертированная проекция, простая проекция, повышение сензитивности, аутистическое восприятие и экстер-нализацию. Объективное, неискаженное восприятие Беллак характеризует как адаптацию к объективной природе стимула. Из этих определений выводятся несколько гипотез, имеющих прямое отношение к интерпретации данных ТАТ: 1. Степень адаптивности поведения находится в обратной
История и подходы к обоснованию зависимости от точности определения стимула. 2. Степень -адаптивности обусловлена также задачей или установкой субъекта. 3. Соотношение адаптивности и проективности обусловлено также устойчивыми и преходящими характеристиками воспринимающего организма. Проекция, соответственно, определяется как "крайняя степень апперцептивного искажения, при которой апперцептивная масса прошлого опыта или отдельные ее аспекты настолько сильно управляют актуальным восприятием, что это серьезно нарушает его адаптивную сторону" (Beliak, 1986, с.25). Отечественные разработки пока намного скромнее. В первом пособии, изданном в Московском университете (Практикум, 1972, с.221—227), дана фрагментарная схема интерпретации, основной акцент в которой сделан на формальных показателях. При этом оговаривалось, что тест не адаптирован и не стандартизован, в связи с чем "материал, ■полученный по данному варианту теста, диагностической ценности не имеет" (там же, с.227). В монографии В.Г.Нора-кидзе (1975) для обработки результатов используется интер-претативная схема Мюррея, хотя для теоретического обоснования ТАТ и содержательной интерпретации автор привлекает аппарат теории установки Д.Н.Узнадзе. В книге Е.Т.Соколовой (1980) представлено теоретическое обоснование ТАТ с позиций деятельностного подхода в психологии (написано совместно с В.В.Столиным), которое получило дальнейшее развитие и углубление в ее докторской диссертации (Соколова, 1991), однако методические указания по анализу ТАТ на этой основе сводятся к перечислению пяти групп характеристик, диагностируемых ТАТ:
"1. Ведущие мотивы, отношения, ценности. 2. Аффективные конфликты; их сферы. 3. Способы разрешения конфликтов: позиция в конф 4. Индивидуальные особенности аффективной жизни Развитие в русле проективной методологии IS 5. Самооценка; соотношение представлений о. Я-реаль-ном- и Я-идеальном; степень принятия себя"^ (Соколова, \Ш, с.99). Единственная на сегодняшний день в русскоязычной литературе развернутая интерпретативная схема ТАТ предложена в пособии В.Э.Реньге (1979). В,Э.Реньге, опираясь не общую с Е.Т.Соколовой методологию (см; Соколова, Вавилов, Реньге, 1976), предлагает свой вариант теорети-ко-деятельностного обоснования ТАТ и сетку диагностических показателей, которые разделяются на формальные и содержательные. Отличительной особенностью интеряре-тативвоя ехемы Реньге является подробная характеристика целей персонажа (персонажей) рассказа по нескольким параметрам: содержание, степень их реалистичности, степень разработанности и средства достижения, а также результат. В дополнение к симптоматическому анализу сдельных показателей Реньге предлагает также синдромо-лотический анализ, основанный на выделении инвариантных структур, общих для ряда рассказов (Реньге, 1979>. Краткий очерк основных подходов к теоретическому обоснованию и интерпретации ТАТ в русле проективной методологии позволяет оценить всю амбивалентность ситуации вокруг этого метода: с одной стороны, многообразие подходов и интерпретативных схем свидетельствует о привлекательности методики для самых разных прикладных задач и теоретических ориентации, а с другой стороны оно же показывает, что методика лишена той степени стандартизации процедуры обработки и анализа результатов, которая позволила бы говорить о ней как о психоди-агностическом инструменте, Дж.Роттер в 1947 году отмечал, что ТАТ в его нынешнем состоянии не может считаться клиническим инструментом отдельно от человека, который его использует — ценность и валидность теста зависит от опыта интерпретатора и его подхода к личности (Buros, 1970, е.467). К подобным же выводам неизменно приходили и: авторы более поздних обзоров работ, посвященных ТАТ. Так, в 1958 году А.Дженсен констатировал, что на практике мало кто использует все 20 картинок, что обсле-
История и подхода к обоснованию Психометрическое обоснование ТАТ
дования выполняются как устно, так и письменно, как в одиночку, так и в группе, формальные подсчеты используются редко, а единственные "нормы", которыми пользуются в клинической работе — это субъективные ощущения самого психодиагноста. Дженсен сделал вывод, что ТАТ имеет только субъективную валидность, основанную на вере. Он лишь предоставляет клиническому психологу интерпре-табельный материал, который может сослужить службу психоаналитически ориентированному психиатру {Burost 1970, с.934). Следует учесть, что разработка ТАТ совпала по времени с интенсивным развитием психометрики и формулированием психометрических требований к психодиагностическим методикам — требований надежности, валидности, репрезентативности. Эти требования применимы и к проективным методам, хотя с некоторыми оговорками. Поэтому уже с конца тридцатых годов ведется отсчет попыткам обосновать ТАТ под углом зрения названных психометрических критериев. Эти попытки заслуживают специального обсуждения. 2.2. Психометрическое обоснование ТАТ Психометрические характеристики проективных методов — это не то же самое, что психометрические характеристики методик опросникового типа. Строго говоря, валидностью и надежностью обладает или не обладает не сам тест, а та или иная схема обработки и интерпретации результатов, или даже отдельно взятые диагностические показатели. Надежность. Уже в 1940 году появились публикации, посвященные оценке надежности-согласованности оценивания результатов ТАТ: Р.Харрисон получил значение корреляции между оценками эмоциональной устойчивости двумя экспертами 0,77. В книге С.Томкинса {Tomkins, 1947) описывается уже шесть исследований, в которых корреляции между суждениями разных экспертов варьировали от 0,30 до 0,96. Разброс этих значений объясняется различиями групп обследуемых, схем обработки и степени квали-
фикации экспертов. А-Дженсен в 1958 году зафиксировал 15 исследований такого рода, в которых были получены корреляции, варьирующие от 0,54 до 0,91, в среднем 0,77 (Buros, 1970, с.932). Причем, если Томкинс оценивает эти значения как достаточно высокие, Дженсен считает значения согласованности экспертных оценок ниже 0,8 неприемлемыми. Х.-Й.Корнадт и Х.Цумкли, обобщив еще большее число исследований, делают вывод о прямой зависимости коэффициента согласованности оценок от используемой системы интерпретации и способа подсчета. В частности, для максимально стандартизованной схемы диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеланда и для аналогичных стандартизованных схем диагностики других мотивов (см. 2.3) удалось получить устойчиво воспроизводимые коэффициенты согласованности оценок порядка 0,95 {Kornadt, Zumkley, 1982, с.290-291). Другим аспектом надежности является ретестовая надежность, отражающая меру воспроизводимости результатов при повторном тестировании. Г.Мюррей считал, что от ТАТ не следует ожидать высокой надежности, поскольку рассказы отражают не только устойчивые черты личности обследуемого, но и его мимолетные настроения и актуальную жизненную ситуацию {Murray, 1943). Устойчивость результатов во времени во многом зависит, конечно, от особенности личности испытуемого. Тем не менее в групповых экспериментах С.Томкинс получил коэффициент корреляции 0,80 при перетестировании через два месяца, 0,60 — через шесть месяцев и 0,50 — через десять месяцев {Tomkins, 1947, с.6). Близки к этому и результаты, полученные Р.Санфордом: 0,46 при перетестировании с годичными интервалами, несмотря на то, что в этом исследовании испытуемыми выступали дети и подростки {там же, с.7). В обоих случаях объектом подсчета и анализа выступали потребности или темы. В целом ряде более поздних исследований, в которых также объектом изучения являлись потребности, были получены достаточно высокие показатели ретестовой надежности даже при интервале времени, измеряемом годами История и подходы к обоснованию 'Психометрическое обоснование ТАТ
(см. Kornadt, Zamkky, 1982, с.292). Эти результаты, однако* врад ли можно обобщить, поскольку он» существенно различаются для разных картин ТАТ и для разных потребностей (разброс от 9 до 0,94). Приблизительно такую же картину дают исследования, в которых объектом сравнения выступали не индикаторы потребностей, а целостные заключения о выраженности у обследуемых таких характеристик, как агрессивность или мотивация достижения.
Ретестоваа надежность ТАТ (устойчивость к перетести-рованию> зависит от изменений в психологической ситуации у обследуемых, что га>д'Еве|>ящают эксперименты с искусственным воздействием на этгу ситуацию. Так, еиль-нал критика рассказов обследуемых приводит к значительному увеличению признаков агрессии. В другом исследовании экспериментальна вызванная фрустрация привела к снижению темы превосходства в рассказах, увепичениво агрессии и уменьшению числа описаний эмоциональных состояний. Эти изменения, однако, наблюдались лишь у группы плохо адаптированных испытуемых; хорошо адаптированные обнаружили лишь увеличение числа описаний эмоциональных состояний {Tomkms, 1947Г с.8—9). Требование внутренней согласованности частей теста, по- ~™. *~^cl. iiuuijfiCMtihEe результаты лежат в пределах от 0,07 до 0,45, часть из них достигает приемлемого уровня значимости (см. KsmadtrZimkkyt 1982^.293). Нормы. Сбор нормативных данных, относящихся к рае-сказам ТАТ, не считался сколько-нибудь необходимым, хотя еще Рапапорт с соавторами {Rapaport, GUI, Schafer, 1946) подчеркивали необходимость отделения индивидуальных идеаторных содержаний от стереотипов (клише) путем анализа интериндивидуальной согласованности рассказов. Тем не менее нормативных данных практически нет, хотя сегодня мнение об их ненужности признано ошибочным iKomadt, Zumkley, 1982, с.294—295). Например, о перцеП--тивных искажениях и опускании деталей (см. гл.4) принято судить исходя из стереотипных представлений о "нормальном" восприятии. Однако некоторые разрозненные статистические данные не подтверждают эти общепринятые представления. Например, на таблице 3 ВМ до 50 % обследуемых не видят (не упоминают в рассказе) пистолет; подавляющее большинство видят на этой таблице женщину, а не мужчину, и т.п. Поэтому нормы в принципе нужны, хотя не ясно, во-первых, по отношению к.каким категориям признаков их существенно иметь и, во-'эторьгх, насколько дифференцированные групповые нормы необходимы. Вялндиость. Основная сложность при валидизации ТАТ заключается в определении ее критериев. Как можно говорить о валидности ТАТ, если недостаточно четко определено, что именно ТАТ должен измерять? Понятно, что "нельзя говорить о валидности ТАТ вообще, можно говорить лишь ч> валидноста определенных показателей в контексте определенных интерпретативных схем и с учетом конкретной техники валидизации. При этом необходимо учитывать так называемую дилемму широты-точности \Cronbach, 1970): чем более широкий и обобщенный спектр ^характеристик отражает данный метод, тем труднее достичь точности их измерения и наоборот. Применительно к ТАТ это означает, что чем сложнее диагностическое суждение и чем более обобщенной является оценка, тем труднее <щределить валидность этого суждения. Различные попытки обосновать ТАТ дают результаты, удовлетворительные с точки зрения его практического применения, но недостаточные для окончательного суждения ■овалидяоети. Так, обнаружено, что по меньшей мере 30 % рассказов содержат в себе элементы биографии или жизнен-;«ого опыта обследуемых. Рассказы ТАТ хорошо согласуют--ся также с данными анализа сновидений и с результатами треста Роршаха (Tomkins, 1947, с. 10—12; Kornadt, Zumktey, 1982, с.299-304). История и подходы к обоснованию Психометрическое обоснование ТАТ
Убедительные результаты дают исследования, авторы которых пытаются по данным ТАТ восстановить черты характера личности, элементы биографии, уровень интеллекта, установки и личностные конфликты. Процент совпадения этих заключений с данными истории болезни и клиническими описаниями достигал в среднем 82,5 % при личном проведении обследования и 74 % при "слепой" обработке данных обследования, проведенного другим человеком. Свидетельством в пользу валидности ТАТ выступают также значимые различия по некоторым показателям между клиническими группами разной нозологии. Это, впрочем, относится лишь к группам с однородной, "чистой" симптоматикой; для дифференциального диагноза в сложных смешанных случаях ТАТ неприменим. Обобщая анализ данных по валидности ТАТ, С.Том-кинс делает вывод о том, что валидность заключений, делаемых на основе данных ТАТ, зависит не только от самого метода, но и, в не меньшей степени, от зрелости психологической теории, ее способности предложить адекватные способы и приемы интерпретации данных (Tomkins, 1947, с.20). В соответствии с этим заключением находятся более поздние результаты, позволившие получить значительно более высокие показатели валидности для вариантов ТАТ, специально построенных для диагностики отдельных мотивов, по сравнению с классическим клиническим ТАТ. В частности, ряд данных говорят о чувствительности метода к ситуативной динамике мотивов (ситуационная валидность). В лонгитюдном исследовании Д.Мак-Клеланда его версия ТАТ дала результаты, коррелирующие с будущими успехами в предпринимательской деятельности, преодолением жизненных проблем и некоторыми психосоматическими симптомами (кровяное давление) спустя 15—20 лет (прогностическая валидность). Наконец, лишь для варианта Д.Мак-Клеланда и аналогичных более поздних модификаций удалось получить значимые и устойчивые корреляции между тестовыми показателями (выраженность мотива достижения) и характеристиками реального поведения, такими, как успехи в учебе, успешность выполне- ния различных экспериментальных заданий, впоследствии оценки в колледже и профессиональные успехи (Komadt, Zumkley, 1982, с.307-310). Подводя итог краткому обзору попыток психометрического обоснования ТАТ и возникающих при этом проблем, нам остается констатировать, что вопрос о психометрической обоснованности ТАТ остается и по сей день открытым. "По-прежнему есть энтузиасты-клиницисты и ■сомневающиеся статистики" (CAdcock; см. Buros, 1970, С.1338). Сомневающиеся статистики указывают на то, что ТАТ за много десятилетий так и не удалось стандартизировать сколько-нибудь удовлетворительным образом и вообще это вряд ли возможно; хотя ТАТ является интересным методом, принесшим много пользы, в своей классической клинической версии Г.Мюррея он не может считаться сколько-нибудь удовлетворительным тестом в строгом смысле слова. Им можно возразить, что к этому методу неприменимы мерки классической психометрики. Л.Беллак выделил несколько методологических ограничений, которые не позволяют предъявлять к ТАТ требования психометрической валидности и надежности или, по меньшей мере, существенно ограничивают правомерность этих требований. Во-первых, психометрика предполагает стабильность условий измерения, которая невозможна, когда мы имеем дело с динамическими силами в глубинах личности. Во-вторых, сами клинические синдромы, выявлению которых служат проективные тесты, не определены достаточно четко. Наконец, в-третьих, проявляющееся в тестах явное содержание и отражающиеся в нем скрытые личностные переменные связаны между собой не напрямую. Эта связь опосредована промежуточной переменной — эго. В силу этих трех обстоятельств не вполне корректно требовать от проективных тестов соответствия строгим критериям надежности и валидности (Bellak, 1986, с.XVIII—XIX). Более адекватным критерием, согласно Беллаку, считается "интратестовая валидность" — повторяемость отдельных признаков и целостных паттернов в разных рассказах по ТАТ (там же, с.41).
История и подходы к обоснованию Иш«ракционистско-деятельностньш подход
Однако, как мы видели, классическая теория проекции, предлагаемая многими энтузиастами-клиницистами в качестве альтернативы классической психометрике, также в этом случае оказывается недостаточно убедительной. СЭдкок (CAdcock; см. Buros, 1970, с. 1338) указывал на то, что степень проективности рассказов проблематична в каждом отдельном случае и должна определяться с помощью дополнительных свидетельств; более того, эмпирические данные, опровергающие тезис о необходимости идентификации обследуемого с персонажем рассказа по меньшей мере столь же весомы» что и данные, подтверждающие этот тезис (Kornodt, Zumkiey, 1982, с.312—313). Возвращаясь к уже цитировавшейся мысли С.Томкинса о том, что возможность валндизации заключений с помощью ТАТ зависит прежде всего от зрелости психологической теории, мы можем констатировать, что как классическая теория проек» ции, так и классическая тестология оказались лишь ограниченно пригодными для обоснования принципа и эффективности работы ТАТ. Вместе с тем мы уже ссылались на версии ТАТ, построенные на основе интерахцио-нистской методологии, несводимой ни к проективному подходу, ни к эмпирической психометрике, однако наилучшим образом ссютветствующие общим критериям и того и другого подхода. Наиболее убедительным примером реализации этой методологии в теории и разработке методик является направление исследований мотивации достижения (Д.Мак-Клеланд, РАткинсон и др.). На этой методологии целесообразно остановиться несколько подробнее. 2.3. Интеракционистско-деятельностный подход к теоретическому обоснованию ТАТ: от личности к ситуации Как теория личностной проекции, так и дифференциальная психометрика исходят из модели объяснения "с первого взгляда" (Хекхаузен, 1986, с.18)т согласно которой особенности поведения человека проистекают прежде все- го яз присущих ему свойств, или личностных диспозиций. Эти же устойчивые личностные свойства — можно назвать их потребностями, защитами или чертами — должны, по идее, находить отражение и в продуктах фантазии, в частности, в рассказах ТАТ. Теория проекции (Соколова, 1980) обосновывает этот тезис, а психометрическая методология Яедвусмьгсленно на него опирается, выдвигая свои критерии качества диагностических методик. Вместе с тем имеются достаточно многочисленные исследования, в которых предположение о прямой зависимости выраженности некоторого признака по данным ТАТ с* №9 действительной выраженности у личности не только нЬ подтверждается, но в некоторых случаях зависимость вяййывается обратной {Kornadt, Zumkiey, 1982, с.276). По-пздха объяснить эти парадоксальные зависимости была Предпринята с позиций теории перцептивной защиты: йетесненные мотивы, вопреки мнению Мюррея, не проявляются в ТАТ, поскольку стимулирующие их картины одновременно стимулируют и защитные механизмы на перцептивном уровне. Однако встает вопрос: как различить, является ли стсутствие в рассказе некоторого мотива следствием его вытеснения, следствием его слабой выраженности или же следствием доминирования более актуального мотива. Необходим такой дополнительный критерий, как тенденция данной картины актуализировать тот или иной метив. Этот критерий, однако, мало помогает в случае тематически многозначных картин. Исследования констатируют совершенно разные зависимости (прямые, обратные, Ц-Ыэразные и нулевые) проявления мотивов в ТАТ от их реальной выраженности для разных мотивов, разных кар-"йй! и разных испытуемых, причем мера принятия/вытеснения мотивов оказывается неспособной объяснить имеющиеся различия. Остается одно из двух: либо признать ТАТ невалидным и, соответственно, непригодным диагностическим инструментом, что вступает в явное противоречие с его интуитивно ощущаемой информативностью, а также с рядом эмпирических подтверждений его валидности, приведен-
История и подходы к обоснованию £|нтеракционистско-деятельносгный подход
ных в предыдущем параграфе, либо признать неадекватной по отношению к нему объяснительную схему "с первого взгляда" и искать новое теоретическое обоснование, лучше согласующееся с фактами. Поиски этого нового обоснования шли по пути критики концепции стабильных личностных свойств, на которую опирается традиционная психометрика. Согласно "второму взгляду" (ХекхаузеНу 1986) поведение человека определяется преимущественно ситуативными, внелич-ностными факторами. Второй взгляд в чистом виде просуществовал очень недолго, если существовал вообще, и перешел в "третий взгляд", согласно которому личностные факторы все-таки существуют и именно в них причина разного поведения в ситуациях, побуждающих к одному определенному типу поведения. При этом личностные факторы не сводятся к привычным тенденциям поведения, но включают в себя также тенденции определенным образом воспринимать, оценивать и категоризовать ситуации (см. Хекхаузен, 1986, с.25). Этот третий взгляд — интерак-ционистский* подход в различных своих вариантах {см. Хекхаузен, 1986, с.26—32) — качественно отличается от персоналистского объяснения "с первого взгляда" и от ситуационистского объяснения "со второго взгляда". Если два первых односторонних "взгляда" основываются на принципе причинной детерминации поведения, то третий открывает возможность перехода к принципиально иной, деятельностной модели объяснения. "Если, скажем, мотивы рассматриваются (и фиксируются посредством ТАТ) как "детерминанты поведения", то они при этом понимаются не как "монолитные" факторы; напротив, решающую роль все больше играют индивидуальные цели, когнитивные процессы типа антиципации и оценки перспектив успеха и, наконец, атрибуции причин и намерений. После Мак-Клеланда и мотивы перестали пониматься как ситуационно- * Не следует путать интеракционизм как подход к объяснению поведения воздействием личностных и ситуативных факторов с интеракционистской теорией в социальной психологии. инвариантные условия деятельности, хотя они и выступают1 *ФК относительно устойчивые личностные константы. Будет ли данный мотив актуализирован и будет ли он определять деятельность, зависит от интерпретации ситуации, от перспектив успеха соответствующей деятельности в.соответствующей ситуации и др." (Komadt, Zumkley, 1982, ■„.Дэвиду Мак-Клеланду принадлежит не только первая теоретическая модель человеческой мотивации, выходящая за пределы причинной модели детерминации поведения, «о и наиболее разработанный на сегодняшний день подход к построению теоретически и психометрически обоснованного варианта ТАТ. h •■■■■ 2.3.1. Теория мотивации Д.Мак-Клеланда и его . Д.Мак-Клеланд выделяет в структуре мотивации поведения четыре основных элемента и несколько дополнитель- нщ;(МсС1е11апс{, 1987, с.173—175). Первый элемент — это запрос со стороны ситуации, который стимулирует актуализацию определенных мотивов. Запрос может иметь вид стимула, прямого обращения извне или пространственно-временных параметров, ассоциированных с определенны-кри формами деятельности ("пора обедать"). Запросы, Однако, не актуализируют мотивы автоматически. Второй Элемент ситуации — валентность (incentive), которую имеет данный запрос. Мак-Клеланд характеризует эту валентность как устойчивый во времени внешний фактор, относящийся к ситуации. Смысл выделения этого элемента в том, что запрос или стимул обладает способностью актуализировать мотивы благодаря тому, что он соотносится с некоторой эмоционально-мотивационной системой, служит как бы знаком качественно определенного типа удовлетворения или, напротив, фрустрации. Можно сказать, что валентность определяет смысл запроса. Третьим элементом мотивационной структуры является собственно Иотив как устойчивая личностная диспозиция. Мак-Кле- 2 Д. Леонтьев История и подходы к обоснованию "-Интерата^сиистско-деятельностный подход
ланд определяет мотивационную диспозицию как устойчивую направленность (concern) на определенное целевое состояние, которая побуждает,, ориентирует и осуществляет селекцию поведения (там же, с. 183). Мотив опосредует влияние валентности на актуальную мотивацию: если личностный мотив слаб, то даже сильный релевантный запрос, обладающий высокой валентностью, не пробудит к жизни соответствующего желания. Актуализированная ситуативная мотивация — четвертый из основных элементов схемы Мак-Клеланда — также не является непосредственной причиной действия. На этом этапе необходим учет дополнительных элементов — наличия соответствующих умений и навыков, знания социальных ценностей, определяющих степень приемлемости желаемого поведения и, наконец, возможностей действовать определенным образом. "Запросы... приобретающие форму валентности, приводят — в том случае, если они накладываются на имеющиеся мотивы-диспозиции — к актуализации мотивации, которая, сочетаясь со знанием ценностей, умениями и навыками, порождает импульс к действию, который, сочетаясь с возможностями, порождает действие'* (там же, с.174).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|