Содержательные показатели: обязательные 15 глава
ЗЛ.Общение психолога с обследуемым Как следует из всего изложенного выше, активность психолога в случае нормально протекающего обследования должна быть минимальной. Существуют, однако, четыре класса ситуаций, возникающих при нормальном ходе обследования, когда от психолога требуется активность, выходящая за пределы предъявления инструкций и общего поддержания контакта и дружественной атмосферы. Это, 1) вопросы обследуемого; 2) необходимость повлиять на темп рассказа; 3) необходимость эмоционально подкрепить, приободрить обследуемого; 4) необходимость уточнить какие-то детали рассказа. Поведение психолога во всех этих ситуациях четко регламентировано. Какая-либо иная актив- ность психолога крайне нежелательна, например, недопустимо вступать с обследуемым в какие-либо дискуссии. 1. Ответы на вопросы обследуемого. В тех случаях, когда Вопрос: Что здесь изображено? Ответ: Что Вам нужно для рассказа, то и используйте. В.: Не пойму, это мужчина или женщина? О.: Как Вам удобнее, если кажется, что мужчина, то пусть будет мужчина, если кажется, что женщина, пусть будет женщина. В.: Что это у него? О.: Что Вам нужно для рассказа, то пусть и будет. В.: Достаточно я рассказал? Хватит или еще? О.: Если Вам кажется, что достаточно, то все, а если хотите еще что-то сказать, то скажите. В.: Интересные у меня рассказы?
О.: Всякие бывают, и интересные, и неинтересные. В.: А такой рассказ кто-нибудь раньше рассказывал? О.: Не помню, всякие рассказывали. 2. Коррекция темпа рассказа. Необходимость скор Обследуемый: "И они побежали, чтобы успеть добежать туда первыми." Анализ конкретного случая кол обследования по ТАТ
тожены, а хорошие люди, б.. будут рождаться заново, у них будет новые.. качества, у них будут добродетели новые, они будут только с каждым днем все улучшаться и улучшаться до тех пор, пока „ э-э.. в них.. не останется все самое хорошее, все самое такое.. ну, самое, что присуще было древнееврейской науке. Но будет это христианский мир. А.. добродетели будут все, присущие древним евреям. Ну, вот и все. П.: А теперь еще раз посмотри на этот лист и попробуй представить совсем другую картинку. Так же опиши ее и расскажи по ней рассказик. (И. перевернула лист), КАРТИНА 16. Вариант 2. Общее время: 5'50". Латентное время: 20". Настроение: безмятежное. Интонация: спокойная. Теперь передо мной другая картина. То есть, если на той
одетый во все... во все такое грязное и рваное,........... у-уроди- вый, называли их раньше, вот в христианском мире суще j~, людьми, ну, с кем уродивый поговорит, это значит, было JU.такое большое, огромное счастье. Это считалось не то, что \,i большой привилегией, а... целым... ну,.. не то что это... ну, это считалось очень хорошим, если у... юродивый что-то с |,. кем-то поговорил,.. то.. в это время он кого-либо вылечил, то есть передал что-то важное тому, с кем он поговорил. А пого-[it, верить он мог с любым и с каждым. И это было огромное почтение, большая честь для этого, с кем он.. мог погово-|» рить, этот.. уродивый. Он.. какой-то тут изображен старик уже, н-нет, не старик даже, ну... с-сухой такой, с-с... стари-ijj кашка, может быть, даже ну, около 60-ти лет с палочкой, с-, сгорбившийся, в рваной одежде, потому что для него как-то,. ничего не нужно, он вообще.... не от сего мира, вот.. передать Ё(?-свою вот эту энергию, или свое.. такое.. доброту, тому че-&j-довеку, которому он сделал... хочет хорошо. А таких людей Ц^ здесь очень много, почти каждому он хочет сделать хорошо. ж,. На нем одето такое... я бы сказала, черное, грязное платье, ]щг шляпа такая черная, высокая,.... ну, в общем, я тут уже ска-1рФ зала, церковь, с... женщины идут в церковь, этот уродивый, й£л мальчишки тут мирные играют,..а... вдали.. виднеется такой.|":я красивый... лес. Березки русские. Солнце.. заходит. Садится ■Й:.| -солнце ярко-красное. Ну, раз оно заходит, значит, все-таки |& женщины не.. идут не утром, а вечером. В церковь. Такая про-
^„.стирается красивая природа......... русские березки наши, как я $^ уже сказала, в-вот здесь уже, там слева.. видны.... православ-4.;,.*ю-христианскме дома... с-с-со своими садами, с-с яблоками, i-rfi. Фруктами, картошка.... Ну, в общем, колодец вот здесь. Ну, Ц&:Ц общем, на картине так изображена мирная такая христиан- 'Щ' П.: А теперь еще раз посмотри на этот лист и постарайся J-- представить что-нибудь совсем, может быть, другое, другую Г _" картинку, И также опиши ее, и расскажи рассказик. :» КАРТИНА 16. Вариант 3. к Общее время: 5*05". Латентное время: 15". Настроение: безмятежное. Интонация: спокойная. Что-то она не исчезает, моя картинка... Она у меня осталась... Ага. Картинка из этого же христианского мира, но... тут ',. видно.. войско наше, христианское, русское, православное. V Оно с-собирается в поход. Все одеты в кольчуги, у всех щиты, Анализ конкретного случая Протокол обследования по ТАТ
это день, потому что солнце светит. Да. Пускай день, хотя
Вот и все по этой картинке. П.: Так, картинка номер 18. КАРТИНА 18. Общее время: 6'. Латентное время: 21". Настроение: дискомфорт. Интонация: взволнованная. Картина номер 18. На картинке............. изображена............... м-м.... что такое......... изображены... две женщины............... Две женщины... Две женщины, одна................ две подруги.... Изоб нет, они изображены не в своем доме... в чужом доме.... при две подружки. Одна, что изображена на заднем плане, и повернута ко мне лицом,... успокаивает свою подругу, которая.. лица мне ее не видно, у нее зачесаны волосы назад, она очень глубоко опечалена, у нее обессилено повисли руки, вдоль туловища,.... и... у нее, видимо, заплаканное лицо, слез мне не видно, эта.. женщина, которая мне хорошо видна, она.. изображенная на заднем плане, успокаивает ее. Она сама плачет, но.. не так сильно и горько, она печально смотрит на свою подружку.... ей ее очень жалко, ее.. левая рука обхватила ее,. шею, вместе с ее густыми волосами,... и она ее пытается успокоить.......... И что же у них случилось, что же произошло такое, что она ее успокаивает........ Ну видимо, настолько.. эта девушка, она молодая и симпатичная, фигура хорошая, скорей всего она.. осеклась в каком-то своем... мм... она разочаровалась в своем друге. Она рассказывает это.. подружке... подружка ее глубоко воспринимает боль.. своей тоже подруги, и пытается успокоить.... Она начинает говорить, что он не стоит этого, чтоб ты так сильно переживала,.... это.. не так уж и страшно, ты найдешь другого человека, полюбишь его,.. потому что.. ее очень жестоко обманул друг. Не знаю, как обманул, может быть, изменил, а может быть, он ее обманывал. Что здесь может быть? Потому что ее слезы безутешны и горьки.... И вот они.. а, вот я говорила, я не знаю, где они находятся. Она находится в доме этой подруги... потому что она пришла к ней и рассказала свою горькую и печальную историю, облокотилась на перила,.. тут я хочу сказать, изображена еще слева лестница, поднимающаяся на 2-й этаж, с перилами, и... эта ее подружка глубоко воспринимает эту историю, успокаивает ее,.. советует ее на вс.. на.. не воспринимать близко к сердцу, говорит: "Ты у меня молодая, ты у меня красивая, у тебя все впереди, ты еще найдешь своего настоящего.. человека, друга. А он не стоит этого, чтобы ты так сильно переживала". И поэтому все у нас с тобой впереди", "Ты хотя бы посмотри на меня, у меня вот уже есть муЖ) — это говорит она, подруга, старшая, она немного старше ее — И мы живем счастливо. А ведь у меня тоже, как у тебя, было не все гладко. Я, в принципе, прошла через все такое, как и ты. У меня то же самое было, но.. и такой же у меня был друг, он меня так же жестоко обманул, я его... и не любила, вернее, может, и любила, но не так, как ра.. на что была я способна, а теперь я... живу счастливо, и что я хочу сказать тебе, что у тебя будет то же самое, то же самое, моя
Анализ конкретного случая Протокол обследования по ТАТ
милая подружка. И поэтому не стоит тебе так сильно расстраиваться. Ты обязательно познакомишься со своим молодым любимым человеком, у тебя все впереди, поэтому не стоит расстраиваться, успокойся, дорогая моя, а.. давай с тобой надеяться на лучшее. Как только тебе будет трудно, ты обязательно приходи ко мне, чем могу, тем помогу, а.. сделать могу многое для тебя, мне для тебя ничего не жалко, я для тебя.. отдам все-все, что угодно, что бы ты ни захотела и вообще, хочешь, живи у меня некоторое время, пока тебе тяжело, ты лучше живи у меня. Потому что эти горькие, обидные мысли будут некоторое время тебя преследовать. Но.. в скором времени они отступят назад и давай-ха переночуй сегодня у меня, а дальше мы с тобой распланируем твою жизнь и будешь жить ты по-прежнему счастливо и хорошо, и познакомишься с каким-нибудь любимым другом. Только не торопись, он обязательно появится, он даст о себе знать". Вот и все по этой картинке. П.: Картина номер 19. КАРТИНА 19. Общее время: 8'. Латентное время: 31". Настроение: безмятежное. Интонация: спокойная. И.: Ну вот так, да? П.: Как хочешь. Так. Картина номер 19. Тут какая-то.... хм... изображено что-то такое.... непонятное... какая-то планета космическая, потому что тут какие-то полукруглые землянки, на заднем плане......... в-видна какая-то планета, причем космическая и в то же время древнего вида. Наверно в космосе тоже было Не все у них так стало красиво, как мы изображаем — тарелки летающие там, иллюминаторы современные. А у них тоже все... через это проходили.. космонавты, ой, космонавты эти, "Ш
как их называют, инопланетяне. Только немного необычней.... Ну и вот. Вот эта труба, которая наблюдает за происходящим,... а передо мной, вот я тут описывала уже 2 полукруг-. лые такие землянки, окошко в них, прос-свечивается и что-то там какие-то изображены... ножки, на ножках такой... полукруглый,. месяц виден, может быть, это телевизор у них такой, кто их знает. У нас квадратный, а у них — полукруглый. Месяц, как будто.. смотрит, как будто горбом своим лег на эти ножки, и смотрит вверх. Но это в одной землянке, а в другой землянке — тоже, значит, свет там, что-то там такое — светильник, кто-то там такой.... и, по-моему, это малыш даже, это их детеныш космический. У него огромная голова, на голове — повязка белая, и в две... это вот я описываю сейчас землянку слева.. огромная башка, и 2 ножки такие небольшие. И ни туловища, ничего не видно — голова с двумя ножками. И вот он так гордо идет в направлении... влево куда-то, тут он в профиль изображен, такой деловой идет, что-то ему там нужно. Может быть, даже.. к лапе с мамой, а может, спать, время вечернее ведь, тем более, вот это две землянки у меня. Тут труба, это я ее описала, дачьше от них — еще землянка такая,. отличающаяся от этих двух, с двумя продолговатыми окошками....... Может быть, у них там кто-то живет более,. необычный, чем они, потому что землянка непонятная, интересная... И вокруг них... их, значит, изображена... растительность. У них все-таки там тоже что-то произрастает. Но деревья не такие современные, как у нас, а вот дерево какое-то.. с-с-с такими., остроконечными.. шипами, вправо уходящими, изображенное в виде.. птицы, как будто рас.. птица раскрыла свою пасть. Но это не птица, это просто дерево такое, изображенное, с какими-то.. горбинками.. Вот если переставить эту картину так, получается что якобы две.. птицы,... даже 2-я, с раскрытой пастью, как будто бы это какой-то зверь... Слушай... нет, тогда это, наверное.. это не дерево. Это уже зверь у них такой. У них тоже есть свои звери. Дерево вот, наверху, а это не дерево, это, оказывается ".. это, оказывается, животное.. древнее, космическое, непонятное. Вот с-с.. горбом оно, раз горб, два горб, три горб, четыре горб. Изображено оно в профиль ко мне, 2 головы у него, голова, выдающаяся вперед с открытым клювом, а сзади — от него — голова поменьше, с закрытым клювом, И вот это животное, огромное такое, оно охраняет этих инопланетян, оно строго следит, как бы там никто-никто чужеземный At 1ЛЛИЗ КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯ Анализ и интерпретация результатов теста
друге. Будущее у них будет такое сентиментальное, все время. Ку „ постоянно,. какие-нибудь стихи будут писать... не знаю, чувствительные они сильно оба. Романтичные. Ночью любят гулять. И вот сейчас они ночью гуляли. Он ее проводил домой, сейчас думает о ней,.ему какие-то стихи приходят в голову. Но он не замечает даже эту вспышку и это что-то вроде геофизической аномалии. Ну, и пускай мечтает, пускай они друг о друге думают... Ну вот, это что было. А в будущем они.. У них жизнь почему-то будет такой, постоянно они будут думать о чем-то таком, постоянно будут мечтать, у них всегда есть что-то свое сокровенное, они будут это исполнять, они будут писать стихи, друг другу посвящать. Ну, они вот созданы, в принципе, друг для друга но им.. чу.. чужда жизнь такая вот веселая, яркая, энергичная, они какие-то, что он, что она, немножко медлительные, такие мечтательные, они постоянно витают где-то в облаках, все у них как-то так.. немножко они нереальные, и он, и она. Ну, это.. не порок, если они такие люди, в этом ничего страшного нет. Мне б хотелось, чтобы они так.. поэнергичнее немножечко себя.. потому что мне это близко, веселее, что ли, как-то.. ночами гулять-то — это хорошо, но кроме этого есть и,. более интересные события, более высокие. Ну, если им нравится, пускай они все время сочиняют стихи друг другу, если у них такой хзрактер, такая натура. Их жизнь в дальнейшем сложится, они будут жить вместе, будут постоянно друг для друга писать стихи, гулять ночью вдвоем за руку, вокруг себя они не будут ничего видеть, они немного рассеянные оба, забывают обо всем постоянно. Но я сказала, что это все как-то нереально, нельзя забывать о жизни вокруг себя, нельзя забывать, что.. может быть и такая ситуация, может быть... ну, они настолько рассеяны, что они могут даже попасть в какое-то происшествие и не заметить. Они могут... они как-то, не знаю.. могут сесть не на тот пароход, могут уехать не на том поезде со своими стихами, постоянно они об этом думают. Вот и сейчас, тут что-то такое произошло, вспышка, может быть даже молния, я не знаю. Что-то связанное с природой.... О-он этого не замечает....... То есть, если ему что-то угрожает, он настолько погружен в себя, а она в него, что они этого не замечают. Ну и хочется посоветовать немножечко так это.. поосмотрительнее. Ну, а жизнь у них будет очень хорошая для них, любить они будут сильно друг друга, поженятся впоследствии. Потому что пока они не женаты, он ее просто проводил домой. Все идет к тому что женятся. Сейчас она дома, мечтает о нем, а он стоит у столба, мечтает о ней. И они мечтают о своей дальнейшей жизни, как они будут писать стихи друг другу, как они будут гулять ночами, о своей красивой, романтичной и немного нереальной жизни. Все. 5.4. Анализ и интерпретация результатов теста 5.4.1. Общее впечатление от рассказов Первое, что бросается в глаза еще до анализа рассказов — их явно чрезмерный объем. В данном случае его нельзя объяснить хорошо развитым воображением и литературными способностями, которые, как и профессиональное филологическое образование, обычно положительно коррелируют с '. объемом рассказов — как по данным Л.Беллака, так и по ^; нашим собственным. Сюжеты рассказов И. довольно стерео-|типны, прямолинейны и часто искусственны, речь изобилует ошибками и аграмматизмами, общие рассуждения на ^социально-политические и религиозные сюжеты, которыми *) изобилуют рассказы, строятся на обрывочных и весьма приблизительных познаниях и нередко выглядят комично: "Они за возрождение еврейской нации, это самая-самая древняя нация.... которая потом впоследствии разделилась на м.. м %... татаров, на татар, да, правильно? — на татар и немцев...." |(И). Или: "спешат в церковь, спешат, ну, не то что спешат, Jipocro идут на.. какую-то может быть утреннюю панихиду.... ГНу, в общем, они идут молиться..." (16-2). Общий интеллек-'|1уальный уровень И. не выше среднего. В рассказах большое ^Количество пауз и повторов, уклонений в сторону, сама же ■Сюжетная линия, если очистить ее от всех наслоений, крайне * Проста и бесхитростна. Большой объем рассказов обусловлен |как этими наслоениями и повторами, так и высокой степе-|'Иью детализации и вязкости в описаниях картин. И. склонна ^подолгу фиксироваться на совершенно малозначимых деталях, лишь в четырех рассказах из 22 уровень описания не Анализ koi 1кретного случая Протокол обследования по ТАТ
на их космическую древнюю планету. А дерев.. деревья, рас-растителъность, все равно есть. Вот~ш!а-.. над этими птицами свисают какие-то такие необычные ветки, такие то-олстые, огро-омные. Потом.. в низу самом, около этих землянок, изображено.... тоже растительность какая-то, даже, по-моему, тут слегка, немного снега вообще, тут вс.. видимо, зима у них тоже есть. Все припор.. припорошено снегом. Все у них как-то это под землей,......... И вот тут эта, значит, их жизнь, жизнь мирная, впереди что их ожидает.... впереди у них ничего такого быть не может, у них все будет впереди хорошо, потому что.. за ними уж.. такое животное, необычное, древнее, мир необычный, космический „,. Вот тут так все это интересно. Жизнь у них так и будет впоследствии, ничего им не угрожает. Будут они жить мирно, счастливо, хорошо. Вот и все, пожалуй, по этой картинке. А чувствуют они что... ну, чувствуют.. у них какие-то одни радости, это можно судить хотя бы.. по этому малышу, уж слишком он какой-то гордый, довольный, идет по своей земляночке небольшой, маленькой.. Птица чувствует... птица вот... зверь зверь-птица, она... ну чего чувствует, им., к ним никто не прилетает, им никто не угрожает, ей делать нечего, и вот она.. она сидит просто так, нахохлившись, одна голова, а вторая голова раскрыла пасть и думает: "Хоть бы кто-нибудь это, прилетел, с кем подраться", но никого нет, и никто не намечается, все мирно, благополучно и поэтому... единственно, у нее полное такое равновесие душевное, она раскрыла сбою пасть только лишь для устрашения. Этим думая, что может быть, кто-нибудь появится, но зря она ждет, никого не будет, ничего не ожидается. И у всех у них и у этих людей, которые здесь проживают, у них полное такое.. равновесие душевное. И.. ничего им не угрожает, и никакой опасности, ни переживания, и жизнь такая радостная, веселая, мирная. Малыш вот тут довольный, потому что единственный, кого мы можем наблюдать из инопланетян, древних, это вот этот малыш. Но по нему ничего, во-первых, нельзя сказать, он ребенок совсем, маленький...... Ну все-таки, я считаю, что и родители у него. так же настроены, как их малыш, только более посерьезнее, потому что малыш он и есть малыш, ему хочется поиграть... Вот, их чувства самые хорошие, самые лучшие. Вот и все. П.: Наконец, у нас картина номер 20. КАРТИНА 20. Общее время: 6'45". Латентное время: 12". Настроение: романтическое. Интонация: спокойная. Так. Картина номер 20. На картине изображена... ночь, темная-темная ночь, видны звезды какие-то,... я думаю, что звезды,.. справа на картине — столб с натянутыми уходящими вправо проводами, двумя, к столбу прислонен.. мужчина.... он.. почти весь во мраке, но кое-что мы здесь видим.. Он облокотился на этот столб спиной, на нем одета кепка с выдающимся вперед козырьком, руки.. зап.. его.. ну, тут видна только одна рука,.... это рука.. рука его, в общем, глубоко в кармане, он, по-моему одет.. в пиджак, что ли, трудно сказать, э-э.. его ноги мне не видны, видно только вот половина туловища и кепка, лица его даже не видно. Вот он облокотился, и о чем-то задумался. Ночью. Причем, он прислонился к столбу, и нам не видно, куда уходит этот столб, потому что.. произошла какая-то вспышка. Тут белое пятно такое, и... почему произошла эта вспышка.. я не знаю. Может быть, какая-нибудь геофизическая аномалия.... Да, это она. Эта вспышка что-то такое со светом, электричеством, что-то в этом произошло, но человек этого не подозревает, он думает о своем о чем-то личном, может быть, о сокровенном даже,... ничего
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|