Содержательные показатели: обязательные 7 глава
л;1' Обработка и интерпретация 2. Интимная тема — отношения между влюбленными 3. Сексуальная тема — описание либо сексуальных от 4. Семейная тема — отношения между детьми и родите 5. Профессиональная тема — отношения между коллега
6. Социальная тема — отношения между людьми, не 7. Фантастическая тема — далекие от реальной жизни
8. Абстрактно-философская тема — общие моральные,
Симптомологаческий анализ 9. Религиозно-мистическая тема — проблема религии, веры, а также сверхъестественного в жизни людей, введение в рассказ духов, нечистой силы и т.п. Эта выделяемая некоторыми авторами тема отсутствует в списке В.Э.Рень-ге, но мы считаем целесообразным включить ее в общий перечень. Как правило, в одном рассказе присутствует от одной до трех тем, редко четыре. Следует выписывать их все в соответствующие графы таблицы, в порядке убывания значимости, выраженности в рассказе. Приведенный перечень тем является необходимым и достаточным. Следует, однако, быть внимательным при определении тем, ориентироваться не на их название, а на приведенные выше критерии. В противном случае легко спутать, как это иногда бывает, семейную тему с интимной, интимную с сексуальной, социальную с профессиональной. 3-2. Герой или идентификация. Хотя предположение Г.Мюррея о том, что идентификация обследуемого с героем — обязательная предпосылка проекции личностных особенностей в рассказах ТАТ, оказалось ошибочным и было впоследствии отвергнуто (см.главу 2), тем не менее категория идентификации продолжает оставаться одной из важных и достаточно информативных категорий содержательного анализа. В соответствующей графе таблицы указывается, во-первых, с кем из персонажей рассказа идентифицируется или солидаризируется рассказчик, и, во-вторых, указываются особенности этой идентификации, если они имеются. Для определения героя рассказа — персонажа, с которым идентифицируется обследуемый, — Г.Мюррей предложил следующий набор критериев:
1. Это персонаж, наиболее интересующий рассказчика, 2. Это персонаж, как правило, подобный рассказчику Ж "-.■■--■■---
_J Обработкам интерпретация Симптомологаческий анализ
1! i
3. Как правило, он входит в число лиц, изображенных 4. Этот персонаж играет ведущую роль в сюжете, появ А.Дэвидс и Д.Розенблатт пользовались б своем удачном исследовании синдрома отчуждения {Davids, Rosenblatt, 1958) следующими критериями: а) это первый появляющийся в рассказе персонаж; б) он выполняет основные действия; в) его чувства описываются наиболее полно; М.З.Дукаревич отмечает, что точнее всего определить ■ что не может быть известно стороннему наблюдателю и не \ i может быть выведено из внешне наблюдаемых проявлений. Наконец, формальным признаком идентификации высту- ческих рассказчиков прямой речью говорят все или многие персонажи. : Г.Мюррей, а также некоторые другие авторы указыва- ют на несколько возможных затруднений в определении идентификации, с которыми приходится сталкиваться психологу не так уж редко. 1. Идентификация может по ходу рассказа смещаться с 2. Две конфликтующие тенденции личности обследуе 3. Один из персонажей рассказа может рассказать свой
выделяется свой герой. Их соотношение зависит от ретных обстоятельств. 4. Встречается идентификация обследуемого с пер 5. Встречается идентификация, равномерно распреде 6. Возможна идентификация с объектами, с неодушев 7. Возможна идентификация с ситуацией, например, с 8. Рассказчик может подчеркнуто занимать позицию 9. Встречается, хотя и редко, феномен антиидентифи vWisssKs;. -.:■:•&■'■ Шг
Обработка и интерпретация Симптомологический анализ
«.. <-.'- !■■:■■• 10. Наконец, в ряде случае идентификация может быть неполной, принимая форму солидаризации. В этом случае обследуемый не отождествляет себя с персонажем, но более или менее отчетливо разделяет какие-то его установки, ценности и взгляды, а в других отношениях, напротив, с ним размежевывается. Все указанные особенности идентификации там, где они есть, должны быть отмечены в таблице. 3.3. Потребности. К атегория потребностей являл ась одной из центрады^ыхл-Ищерпретатавной^^схеме Г.Мюррея и ее целесообразно сохранить в неизменном виде, тем более, что за прошедшее время в психологии не было создано классификации потребностей, которая обладала бы явными преимуществами по сравнению с классификацией Мюррея. Речь идет ют псрсонажщрассказа. Потребность, по Мюррею, "может выражаться субъективно как^имлулъс, желание ил и наме-рение или объективно [К^/ттд.'сшщя внщшего поведения. Потребности могут сливаться, так что одно действшГможет одновременно удовлетворять две или большее количество потребностей. Потребность может также функционировать как инструментальная сила, содействующая удовлетворению другой, доминирующей потребности" (Murray, 1943, с.9). Мюррей пре длож ил также систему количественной оценки выраженности каждой из потребностей, в каждом рассказе по пятибалльной шкале, однако эта система довольна тромбзщса^^гораздо^добнее^ ограничиться констатацией наличия или отсутствия в~расо<азеТтри"знакоз той или HjTOgjTOTpsSHocra. Список Мюррея включает 20 основных потребностей. Мы воспроизводим этот список в таблице 2. В таблице диагностических показателей следует указать все потребности, признаки которых присутствуют в рассказе, начиная с наиболее выраженных потребностей главного героя (если он есть) и кончая наименее выраженными потребностями второстепенных персонажей. В _ является больше 3—4 потребностей. Суммарный подсчет частоты встречаемости каждой из потребностей во всех 20 рассказах позволяет дать характеристику потребностно-мо-тивационной сферы обследуемого с учетом общих соображений, высказанных в § 4.1. Таблица 2 Перечень потребностей по Murray, 1933
При этом, однако, надо учитывать неоднонаправленное влияние гауиальноЕокотпроля напроявление тех или иных потребностей в поведенииПЯалример, Т^энфор_д выделил по меньшей мере тр и вар ианта соотношений^ежду прояв-ленияй^дшщебноехей в фантазии_и_в^юЕедении: 1) сильное про явление в фантаз ии и слабое в повёдёншт (агрессия, автономия, секс); 2)~слабое_гц юявление в фанта зии и сильное в поведении (порядокТсамооправдание)"; 3) сильное проявление и в ф антазии, л ^В-дождении (достижение, доминиро"вштеГаффилиация)7Но дело не только в особенностях самих потребностей. Л.Беллак (Bel!akt 19S6, с.177) приводит результаты двух экспериментов, давших проти- Сямптомологический анализ воположные результаты. В обоих у испытуемых-мужчин актуализировали сексуальную потребность путем предъявления изображений обнаженных женщин. В одном случае было получено снижение числа сексуальных сюжетов в продукции воображения, а в другом случае их увеличение. Беллак объясняет это тем, что в первом случае испытуемые принадлежали к обеспеченным слоям общества, более подверженным тормозящему воздействию социальных конт-ролей, а во втором — к низшим слоям, более раскованным в плане проявления сексуальной потребности. v_.3.4. /(кдц-Лрутшя _ д иягнпг.тичр,г;1си х показателей, х арак-тррмчурщт-ту пггги ггрогг.и других персонажей, предложена В.Э.Реньге (1979, с.51—55) и воспроизводится здесь с небольшими изменениями и дополнениями. В отличие от подавляющего большинства других обязательных диагностических показателей, все или часть показателей, относящихся к рубрике целей, могут отсутствовать в конкретных протоколах. В отличие от категории потребностей, категория целей относится к сознательным устремлениям действующих лиц и не ограничивается заданным перечнем. *' 3.4.1. Содержание целей. В эту графу записывается (свои v/3.4.2. Степень реалистичности целей. Цели мотуг_нахо-диться в соо тветствии с в озмож ностями пер сонажа и ситуацией, в котор ой он находится, или быть нереалистичными, не'опирающимися на реальные 'в^йо^атсютиТ^Например, если мальчиксо~«фиг1той~|Т)71со^горогородители заставляют учиться музыке, хочет пойти во двор поиграть в футбол, то эта цель может быть расценена как реалистичная. Если он думает о том, что когда вырастет, станет футболистом, то это цель средней степени реалистичности. Если же он мечтает о том, что станет чемпионом мира по футболу, забив решающий гол в финале, то реалистичность этой Обработка и интерпретация Симптомологический анализ
цели следует оценить как низкую. В соответствующей графе таблицы сокращенно помечается степень реалистичности: высокая (б), средняя (с) или низкая (н). \J 3.4.3. Степень разработанности целей. Цели могут ставиться или в самом об_щсм_.вид£т. §> же При этом реалистичныёЛ*ели могуГбытьсла^о разработанными, а нереалистичные могут быть разработаны весьма детально; эти два параметра друг от друга не зависят. но не разработанной цели: герой
^ствует голод и думает: поесть бы чего-нибудь. Пример нереалистичной, но разработанной цели: мальчик со скрипкой мечтает о том, как станет футболистом, попадет в сборную и поедет на чемпионат мира. И вот финальная встреча со сборной ФРГ, они проигрывают со счетом 1:2, и вот на последней минуте он получает пас из своей штрафной площади, обходит двух защитников и сильным неожиданным 1 ударом с 15 метров забивает красивый гол в верхний угол ворот. Счет ничейный, назначают дополнительное время, /в которое он забивает с углового еще один гол. Команда [получает кубок, прибегают фотографы, корреспонденты,! берут у него интервью, фотографируют его с кубком в руках и т.д. Степень разработанности оценивается в тех же катего v 3,4.4. Временная локализация целей. Цели, преследуе \/ 3.4.5. Средства достижения целей. Средства, если они отражены в рассказе, указьгешагся-В-а^общен ном виде своими словами в соответствующей графе таблицы. Например, это могут быть • свои__у_сщшя, помощь других, работа над собой, манипуляция другими, пассивное ожидание, пока ситуация самасобой-разрёшится, и т.п. 3.5= Преграды. Эта категория отчасти близка к понятию прессов или сил, действующих на героев, которое было введено Мюрреем. Мюррей классифицировал прессы в соответствии с действием, которое они оказывают на героя. Это понятие, однако, не привилось в других интерпрета-тивных схемах. В.Э.Реньге говорит о внешних силах, действующих на персонажей, лишь там, где у них отсутствуют самостоятельные цели. Категория преграды, которую мы используем, опирается на понятие внутренней преграды, введенное В.В.Столи-ным (1983) в контексте исследования природы конфликтных смыслов, а также на представления о прзградной функции смысловой установки (Леонтьев, 19906). Под преградами как содержательными диагностическими показателями мы понимаем факторы, преп ятствующие или как-ли бо кнач двлия|О1Ш1е_на достижение персонажем своих целей]ли бо выбы в ающие у ^сегсгоп^е^ еленные реакции или пережи вания. Рубрика "преграды" включает в себя три графы, соответствующие трем видам преград: внешним активным, внешним пассивным и внутренним. ■»3.5Л= Внешние активные преграды — это силы, дей ст-вующие на героя вне зависимости от его д ейст вий и часто неожиданным образом. \; 3,5.2, Внешние даеей$шь:е_ преград ь! — это силы, прот иводейству ющие поступкам г ер_оя. Прегра ды этого ти па необходи мо пр е одол евать, но ссл^Ц{е_у читывать ^ цслей и потребностей геройГтсГэти преграды сами по себе ему, не доса ждают ГОтл"йчие вн^шнёи""актйвной преграды от пассивной можно уподобить различию между автомобилем, который на вас идет, и стеной, через которую вам надо перелезть. В последнем случае преграду надо преодолевать лишь постольку, поскольку вам нужно что-то, раСПОЛОЖеН- Обработка и интерпретация Симптомологический анализ
Шу '^^■': конфликта отмечается лишь там, где обследуемый сам сформулировал это глобальное противоречие. Он встречается сравнительно редко, обычно у людей, чья профессия связана с оперированием общими понятиями (философы, психологи, литературоведы), и в ряде случаев патология, связанных с нарушением ориентировки в реальности. В этой графе для каждого из содержательно выделенных конфликтов указывается тип, к которому он относится. Встречается ситуация, когда один конфликт является причиной другого, в частности, внешний конфликт порождает вторичный внутренний конфликт или наоборот. В этом случае каждый конфликт анализируется отдельно, но причинные связи указываются стрелочками в этой или предыдущей графе таблицы. 3.6.3. Локализация конфликта во времени. Конфликт, вне зависимости от его типа, может быть локализован в прошлом, настоящем или будущем. Он также может переходить из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее или из прошлого через настоящее в будущее, иногда встречаются вневременные конфликты (как правило общего типа). Для каждого конфликта в этой графе указывается соответствующий вариант временной локализации. М.ЗДукаревич предлагает систему количественной обработки показателей, относящихся к конфликтам. Во-первых, считается раздельно количество конфликтов, локализованных в прошлом, настоящем и будущем. Количество конфликтов в настоящем отражает актуальный уровень конфликтности обследуемого. Количество конфликтов в прошлом говорит о мере конфликтогенности его прошлого опыта. Количество конфликтов в будущем отражает степень его оптимизма, фон настроения. Следующие показатели — общее количество конфликтов во всех рассказах и количество рассказов, содержащих конфликты. Если конфликты более или менее равномерно распределены по всем рассказам, то можно говорить о конфликтной структуре личности обследуемого в целом. Если же они концентрируются в отдельных рассказах, то это говорит скорее о неблагополучии в определенных сферах при невысокой в целом конфликтности. Далее, количество внешних конфликтов соответствует конфликтному поведению обследуемого в отношениях со своим окружением вообще или в отдельных сферах отношений, а количество внутренних конфликтов отражает внутреннюю напряженность, дисгармоничность личности обследуемого. Большое их количество позволяет предположить невроз, хотя встречается и склонность к сознательному акцентированию альтернативных возможностей в разных ситуациях, не порождающему внутреннего напряжения. Наконец, частота появления взаимосвязанных внешних и внутренних конфликтов и направление причинных связей говорит о том, в какой мере поведение обследуемого зависит от его душевного состояния и, наоборот, в какой мере на его душевное состояние влияют его жизненные обстоятельства. 3.7. Позиция героя. Категория позиции_достаточно тради-ционна, однако ею, как правило, пользовались~бёз серьезного осмысления, выделяя четыре типа позиции — действенн ую, агрессивную ^ пассивную и*страдательнуюТ — по чисто описательным критериям. Речь идет об общей позиции, которую занимает ге рой в конфликтной~си туаций, в мирё ^рассказ аГ о его oбшel^oтн oдIeн ииJUIIЮиcaюдящим событиями к их разрешению, следот^ем_которого являются ^его кон кретные действие или, напротив, Йезпействш;. Оговаривается, что активность позиции не связананапрямую с поведенче ской^^ тивностью^п ерсонажа, которыи^10жет__занимать активную позицию, ничегс^не делая (например, сопроти вляясь пр пыт-кам склонить_ехо_к^1ким-то действиям) или, напротив, совершать множество стереот ипных и ли конформных действий, будучи при 3TOM_mHxo^rajm4ecKH_naccHBHbiM. Категория позиции характеризует тем самым позицию именно внутреннюю, психологическую. Эта категория приобретает новое содержание в контексте разработки понятия внутренней или жизненной позиции в общей психологии личности в 80-е годы. Мы связываем это понятие с такой психологической характеристикой
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|