Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные показатели: обязательные 7 глава


л;1'


 

Обработка и интерпретация

2. Интимная тема — отношения между влюбленными
или между супругами, любовные отношения любого рода,
не включающие сексуальных отношений и сексуальных
переживаний, которые выделены в отдельную тему.

3. Сексуальная тема — описание либо сексуальных от­
ношений, либо сексуальных переживаний кого-то из пер­
сонажей. М.ЗДукаревич отмечает, что сексуальная тема,
как правило, сочетается с интимной у людей с гармонич­
ной психикой, и, наоборот, несочетание этих двух тем, их
разброс по разным рассказам является признаком душев­
ного неблагополучия.

4. Семейная тема — отношения между детьми и родите­
лями, а также между другими родственниками в контексте
семейных отношений. Основанием для констатации семей­
ной темы является не приписывание персонажам семейных
ролей, например, мать и дочь (этого недостаточно), а проис­
ходящее между ними, которое может относиться либо к
семейной сфере либо к какой-то иной области отношений.

5. Профессиональная тема — отношения между коллега­
ми, соучениками по поводу работы или учебы, отношение
персонажей к труду или учебе. Здесь также недостаточно
называние служебного статуса персонажей, важно само
содержание описываемых событий.

 

6. Социальная тема — отношения между людьми, не
сводящиеся к пяти предыдущим темам. Сюда, в частности,
входят случайные контакты между людьми в обществен­
ных местах, проблематика материальной обеспеченности,
бедности и богатства, отношение к властям и социальным
институтам. Последнее иногда выделяется в отдельную об­
щественно-политическую тему; но мы не считаем нужным
это делать.

7. Фантастическая тема — далекие от реальной жизни
сказки, приключения, научно-фантастические сюжеты.

8. Абстрактно-философская тема — общие моральные,
этические и философские рассуждения, не связанные с
конкретными ситуациями. Встречаются, как правило, либо
у профессионалов-гуманитариев, либо в патологических
случаях.


 

 

Симптомологаческий анализ

9. Религиозно-мистическая тема — проблема религии, веры, а также сверхъестественного в жизни людей, введе­ние в рассказ духов, нечистой силы и т.п. Эта выделяемая некоторыми авторами тема отсутствует в списке В.Э.Рень-ге, но мы считаем целесообразным включить ее в общий перечень.

Как правило, в одном рассказе присутствует от одной до трех тем, редко четыре. Следует выписывать их все в соответствующие графы таблицы, в порядке убывания зна­чимости, выраженности в рассказе. Приведенный перечень тем является необходимым и достаточным. Следует, одна­ко, быть внимательным при определении тем, ориентиро­ваться не на их название, а на приведенные выше критерии. В противном случае легко спутать, как это иногда бывает, семейную тему с интимной, интимную с сексуальной, социальную с профессиональной.

3-2. Герой или идентификация. Хотя предположение Г.Мюррея о том, что идентификация обследуемого с ге­роем — обязательная предпосылка проекции личност­ных особенностей в рассказах ТАТ, оказалось ошибочным и было впоследствии отвергнуто (см.главу 2), тем не ме­нее категория идентификации продолжает оставаться одной из важных и достаточно информативных катего­рий содержательного анализа. В соответствующей графе таблицы указывается, во-первых, с кем из персонажей рассказа идентифицируется или солидаризируется рас­сказчик, и, во-вторых, указываются особенности этой идентификации, если они имеются.

Для определения героя рассказа — персонажа, с кото­рым идентифицируется обследуемый, — Г.Мюррей пред­ложил следующий набор критериев:

1. Это персонаж, наиболее интересующий рассказчика,
чья точка зрения им принимается, чьи чувства и мотивы
изображаются наиболее интимно.

2. Это персонаж, как правило, подобный рассказчику
по полу, возрасту, социальному статусу, разделяющий не­
которые его чувства и цели.


Ж

"-.■■--■■---


 


_J



Обработкам интерпретация


Симптомологаческий анализ



 


1! i


 

3. Как правило, он входит в число лиц, изображенных
на картине, хотя встречается и идентификация с дополни­
тельно введенным персонажем.

4. Этот персонаж играет ведущую роль в сюжете, появ­
ляясь с самого начала и принимая наиболее существенное
участие во всех перипетиях сюжета.

А.Дэвидс и Д.Розенблатт пользовались б своем удач­ном исследовании синдрома отчуждения {Davids, Rosenblatt, 1958) следующими критериями:

а) это первый появляющийся в рассказе персонаж;

б) он выполняет основные действия;

в) его чувства описываются наиболее полно;
i г) к нему относится концовка рассказа.

М.З.Дукаревич отмечает, что точнее всего определить
персонаж, выступающий объектом идентификации, мож­
но "от противного". Им следует признать персонаж, о дей-
} ■ ствиях и переживаниях которого рассказчик сообщает то,

■ что не может быть известно стороннему наблюдателю и не

\ i может быть выведено из внешне наблюдаемых проявлений.

Наконец, формальным признаком идентификации высту-
: ' пает использование прямой речи, хотя у некоторых твор-

ческих рассказчиков прямой речью говорят все или многие персонажи.

: Г.Мюррей, а также некоторые другие авторы указыва-

ют на несколько возможных затруднений в определении идентификации, с которыми приходится сталкиваться пси­хологу не так уж редко.

1. Идентификация может по ходу рассказа смещаться с
одного персонажа на другого, третьего и т.д.

2. Две конфликтующие тенденции личности обследуе­
мого могут приписываться двум разным персонажам. Та­
ким образом, внутренний конфликт предстает в рассказе в
форме внешнего, а идентификация, соответственно, рас­
пределяется между двумя персонажами.

3. Один из персонажей рассказа может рассказать свой
рассказ, в котором действуют другие персонажи. В этом
случае отдельно рассматривается основной ("внешний")
рассказ, и отдельно "внутренний", в каждом из которых


выделяется свой герой. Их соотношение зависит от ретных обстоятельств.

4. Встречается идентификация обследуемого с пер­
сонажами противоположного пола. Это не обязательно
указывает на гомосексуальные тенденции, хотя такое не
исключено. Чаще, однако, это свидетельствует о наличии
черт характера, типичных для противоположного пола, у
мужчин — эмоциональности, демонстративное™; у жен­
щин — решительности, агрессивности. Устойчивая тенден­
ция идентифицироваться с персонажами более молодого
или старшего возраста является одним из показателей пси­
хологического возраста обследуемого.

5. Встречается идентификация, равномерно распреде­
ленная между несколькими одинаково значимыми персо­
нажами.

6. Возможна идентификация с объектами, с неодушев­
ленными предметами, которая может свидетельствовать об
инфантильности, размытости границ реального и ирреаль­
ного, либо характеризовать творческую личность.

7. Возможна идентификация с ситуацией, например, с
опасностью, как защитная реакция на опасную ситуацию. В
жизни, например, это случается, когда став вместе с дру­
гими жертвой нападения, человек кричит "Бей их еще" с
подтекстом "не троньте меня, я хороший, я с вами", при­
чем эта реакция не является сознательной. Идентификация
с ситуацией может встречаться и в рассказах ТАТ.

8. Рассказчик может подчеркнуто занимать позицию
наблюдателя, автора, творца своих персонажей, не иден­
тифицируясь ни с одним из них.

9. Встречается, хотя и редко, феномен антиидентифи­
кации. В этом случае рассказчик создает антигероя, припи­
сывая ему максимум негативных черт, неприемлемых для
него самого. В этом случае, однако, антигерой нередко ста­
новится обладателем и некоторых черт, присущих самому
обследуемому, но которые он в себе не принимает, отвер­
гает, вытесняет. Интересные закономерности отношения
личности к своему "негативу" выявлены в исследованиях
В.В.Столина (1983).


vWisssKs;.

-.:■:•&■'■

Шг



Обработка и интерпретация


Симптомологический анализ



 


«.. <-.'- !■■:■■•


10. Наконец, в ряде случае идентификация может быть неполной, принимая форму солидаризации. В этом случае обследуемый не отождествляет себя с персонажем, но бо­лее или менее отчетливо разделяет какие-то его установ­ки, ценности и взгляды, а в других отношениях, напротив, с ним размежевывается.

Все указанные особенности идентификации там, где они есть, должны быть отмечены в таблице.

3.3. Потребности. К атегория потребностей являл ась од­ной из центрады^ыхл-Ищерпретатавной^^схеме Г.Мюррея и ее целесообразно сохранить в неизменном виде, тем бо­лее, что за прошедшее время в психологии не было созда­но классификации потребностей, которая обладала бы явными преимуществами по сравнению с классификацией Мюррея. Речь идет

ют псрсонажщрассказа. Потребность, по Мюррею, "может

выражаться субъективно как^имлулъс, желание ил и наме-рение или объективно [К^/ттд.'сшщя внщшего поведения. Потребности могут сливаться, так что одно действшГможет одновременно удовлетворять две или большее количество потребностей. Потребность может также функционировать как инструментальная сила, содействующая удовлетворе­нию другой, доминирующей потребности" (Murray, 1943, с.9). Мюррей пре длож ил также систему количественной оценки выраженности каждой из потребностей, в каждом рассказе по пятибалльной шкале, однако эта система до­вольна тромбзщса^^гораздо^добнее^ ограничиться конста­тацией наличия или отсутствия в~расо<азеТтри"знакоз той или HjTOgjTOTpsSHocra.

Список Мюррея включает 20 основных потребностей. Мы воспроизводим этот список в таблице 2. В таблице ди­агностических показателей следует указать все потребнос­ти, признаки которых присутствуют в рассказе, начиная с наиболее выраженных потребностей главного героя (если он есть) и кончая наименее выраженными потребностями второстепенных персонажей. В

_ является больше 3—4 потребностей. Суммарный подсчет


частоты встречаемости каждой из потребностей во всех 20 рассказах позволяет дать характеристику потребностно-мо-тивационной сферы обследуемого с учетом общих сообра­жений, высказанных в § 4.1.

Таблица 2 Перечень потребностей по Murray, 1933

 

Название Усл. обознач. Русское название Пояснение
  Abasement nAba Уничижение Уступать, принимать наказа­ние, извиняться, каяться, уни­жаться. Мазохизм.
  Achievement n Aoh Достижение Преодолевать обстоятельства, проявлять свою силу и воз­можности, делать что-то труд­ное максимально хорошо и быстро.
  Affiliation nAff Аффил нация Поиск дружеских связей, об­щения с другими, социальная кооперация, любовь, присое­динение к группе.
  Aggression nAgg Агрессия Нанести кому-либо вред или оскорбление. Убить, унизить, нанести ущерб, обвинить, вы­смеять кого-либо. Суровое на-казаше. садизм.
  Autonomy n Auto Автономия Сопротивляться влиянию или принуждению. Ниспровергать авторитет, искать свободу в новом месте, стремиться к не­зависимости.
  Counteraction nCnt Преодоление трудностей Преодолевать неудачи и пора­жения новыми усилиями. Вы­бирать самые трудные задачи. Отстаивать делом свою честь и гордость.
  Deference nDef Повиновение Почитать высший авторитет, добровольна подчиняться ему. Помогать лидеру, с радостью служить ему.
  Defend ance nDfd Самооправ­дание Защищаться от обвинений и уничижения,оправдывать свои действия. Давать объяснения. Сопротивляться проверкам.
Э Dominance n Dom Доминирова­ние Влияггь на других, управлять ими. Убеждать, запрещать, диктовать. Руководить. Огра­ничивать. Организовывать по­ведение группы.
  Exhibition nExh Демонстра-тивность Привлекать к себе внимание, удивлять, восхищать, пугать, шокировать.

                 
   
   
   
 
 
     
 
 
 

 

 

      Обработка и интерпрстация
и Harmavoidance nHarm Избегание опасности Уклонение от угрозы извне, опасности, з борьбе с враж­дебными силами окружения.
  Infavoidance ntnf Избегание не­удачи Избегание неудачи, стыда, унижений, выставления себя б смешном положении. Отказ браться за то, что за предела­ми возможностей.
  Nurturance nNur Опека Опекать, помогать, защищать беспомощных. Выражать сим­патию. Нянчиъ ребенка.
  Order nOnl Порядок Организовывать, упорядочи­вать, содержать в порядке и чистоте, быть точным и пунк­туальным.
  Play nPiay Игра Отдыхать, развлекаться, за­бавляться, искать разнообра­зия, играть а игры, шутить, смеяться, радоваться. Избе­гать серьезных проблем.
  Rejection nRej Отвержен ие Итерировать кого-то, отвер­гать, смотреть свысока, дис­танцироваться. Дискримина­ция.
  Sentience nSen Чувственность Чувственные удовольствия разного рода.
  Sex nSex Секс Сексуальные отношения меж-ду полами, сексуальное удов­летворение.
  Succorance nSuc Поиск помощи Поиск помощи, поддержки или симпатии. Просьба о подмоге, снисхождении. Зависимость, при вязанностьк опекающему родителю.
  Understanding nUnd Понимание Рациональные суждения, сбор информации, построение кар­тины событий.

При этом, однако, надо учитывать неоднонаправленное влияние гауиальноЕокотпроля напроявление тех или иных потребностей в поведенииПЯалример, Т^энфор_д выделил по меньшей мере тр и вар ианта соотношений^ежду прояв-ленияй^дшщебноехей в фантазии_и_в^юЕедении: 1) силь­ное про явление в фантаз ии и слабое в повёдёншт (агрессия, автономия, секс); 2)~слабое_гц юявление в фанта зии и силь­ное в поведении (порядокТсамооправдание)"; 3) сильное проявление и в ф антазии, л ^В-дождении (достижение, доминиро"вштеГаффилиация)7Но дело не только в особен­ностях самих потребностей. Л.Беллак (Bel!akt 19S6, с.177) приводит результаты двух экспериментов, давших проти-


Сямптомологический анализ

воположные результаты. В обоих у испытуемых-мужчин актуализировали сексуальную потребность путем предъяв­ления изображений обнаженных женщин. В одном случае было получено снижение числа сексуальных сюжетов в продукции воображения, а в другом случае их увеличение. Беллак объясняет это тем, что в первом случае испытуемые принадлежали к обеспеченным слоям общества, более под­верженным тормозящему воздействию социальных конт-ролей, а во втором — к низшим слоям, более раскованным в плане проявления сексуальной потребности.

v_.3.4. /(кдц-Лрутшя _ д иягнпг.тичр,г;1си х показателей, х арак-тррмчурщт-ту пггги ггрогг.и других персонажей, предложена В.Э.Реньге (1979, с.51—55) и воспроизводится здесь с не­большими изменениями и дополнениями. В отличие от подавляющего большинства других обязательных диагнос­тических показателей, все или часть показателей, относя­щихся к рубрике целей, могут отсутствовать в конкретных протоколах. В отличие от категории потребностей, катего­рия целей относится к сознательным устремлениям дейст­вующих лиц и не ограничивается заданным перечнем.

*' 3.4.1. Содержание целей. В эту графу записывается (свои­
ми словами) кон кретное содержан ие целей, кото рые пр е-
следует герой или другой персонажГ(их редксГбывает больше
двух). ~~~~~ ~~~~~ -Г-г ^\лч

v/3.4.2. Степень реалистичности целей. Цели мотуг_нахо-диться в соо тветствии с в озмож ностями пер сонажа и ситу­ацией, в котор ой он находится, или быть нереалистичными, не'опирающимися на реальные 'в^йо^атсютиТ^Например, если мальчиксо~«фиг1той~|Т)71со^горогородители застав­ляют учиться музыке, хочет пойти во двор поиграть в фут­бол, то эта цель может быть расценена как реалистичная. Если он думает о том, что когда вырастет, станет футболи­стом, то это цель средней степени реалистичности. Если же он мечтает о том, что станет чемпионом мира по футболу, забив решающий гол в финале, то реалистичность этой



Обработка и интерпретация


Симптомологический анализ



 


цели следует оценить как низкую. В соответствующей графе таблицы сокращенно помечается степень реалистичности: высокая (б), средняя (с) или низкая (н).

\J 3.4.3. Степень разработанности целей. Цели могут ста­виться или в самом об_щсм_.вид£т. §> же

При этом реалистичныёЛ*ели могуГбытьсла^о разрабо­танными, а нереалистичные могут быть разработаны весь­ма детально; эти два параметра друг от друга не зависят.

но не разработанной цели: герой

^чув нер

^ствует голод и думает: поесть бы чего-нибудь. Пример нереалистичной, но разработанной цели: мальчик со скрип­кой мечтает о том, как станет футболистом, попадет в сбор­ную и поедет на чемпионат мира. И вот финальная встреча со сборной ФРГ, они проигрывают со счетом 1:2, и вот на последней минуте он получает пас из своей штрафной пло­щади, обходит двух защитников и сильным неожиданным 1 ударом с 15 метров забивает красивый гол в верхний угол ворот. Счет ничейный, назначают дополнительное время, /в которое он забивает с углового еще один гол. Команда [получает кубок, прибегают фотографы, корреспонденты,! берут у него интервью, фотографируют его с кубком в ру­ках и т.д.

Степень разработанности оценивается в тех же катего­
риях, что и степень реалистичности: высокая (в), средняя
(с) или низкая (н). ' ~~

v 3,4.4. Временная локализация целей. Цели, преследуе­
мые персонажами, могут быть разной степени отдаленнос­
ти во времени — от нескольких минут до всей жизни героя,
Временнаяди^ган1хш1^^а_кото2ук>_^р_о^ отодвигает свои
цели, указывается в этой графе таблицы. ~~~~~

\/ 3.4.5. Средства достижения целей. Средства, если они отражены в рассказе, указьгешагся-В-а^общен ном виде свои­ми словами в соответствующей графе таблицы. Например, это могут быть • свои__у_сщшя, помощь других, работа над


собой, манипуляция другими, пассивное ожидание, пока ситуация самасобой-разрёшится, и т.п.

3.5= Преграды. Эта категория отчасти близка к понятию прессов или сил, действующих на героев, которое было введено Мюрреем. Мюррей классифицировал прессы в со­ответствии с действием, которое они оказывают на героя. Это понятие, однако, не привилось в других интерпрета-тивных схемах. В.Э.Реньге говорит о внешних силах, дей­ствующих на персонажей, лишь там, где у них отсутствуют самостоятельные цели.

Категория преграды, которую мы используем, опирается на понятие внутренней преграды, введенное В.В.Столи-ным (1983) в контексте исследования природы конфликт­ных смыслов, а также на представления о прзградной функции смысловой установки (Леонтьев, 19906). Под пре­градами как содержательными диагностическими показа­телями мы понимаем факторы, преп ятствующие или как-ли бо кнач двлия|О1Ш1е_на достижение персонажем своих целей]ли бо выбы в ающие у ^сегсгоп^е^ еленные реакции или пережи вания.

Рубрика "преграды" включает в себя три графы, соот­ветствующие трем видам преград: внешним активным, вне­шним пассивным и внутренним.

■»3.5Л= Внешние активные преграды — это силы, дей ст-вующие на героя вне зависимости от его д ейст вий и часто неожиданным образом.

\; 3,5.2, Внешние даеей$шь:е_ преград ь! — это силы, прот и­водейству ющие поступкам г ер_оя. Прегра ды этого ти па не­обходи мо пр е одол евать, но ссл^Ц{е_у читывать ^ цслей и потребностей геройГтсГэти преграды сами по себе ему, не доса ждают ГОтл"йчие вн^шнёи""актйвной преграды от пас­сивной можно уподобить различию между автомобилем, который на вас идет, и стеной, через которую вам надо перелезть. В последнем случае преграду надо преодолевать лишь постольку, поскольку вам нужно что-то, раСПОЛОЖеН-



Обработка и интерпретация


Симптомологический анализ



 


Шу


'^^■':


конфликта отмечается лишь там, где обследуемый сам сфор­мулировал это глобальное противоречие. Он встречается сравнительно редко, обычно у людей, чья профессия свя­зана с оперированием общими понятиями (философы, психологи, литературоведы), и в ряде случаев патология, связанных с нарушением ориентировки в реальности.

В этой графе для каждого из содержательно выделенных конфликтов указывается тип, к которому он относится. Встречается ситуация, когда один конфликт является при­чиной другого, в частности, внешний конфликт порожда­ет вторичный внутренний конфликт или наоборот. В этом случае каждый конфликт анализируется отдельно, но при­чинные связи указываются стрелочками в этой или преды­дущей графе таблицы.

3.6.3. Локализация конфликта во времени. Конфликт, вне зависимости от его типа, может быть локализован в прошлом, настоящем или будущем. Он также может пере­ходить из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее или из прошлого через настоящее в будущее, иногда встре­чаются вневременные конфликты (как правило общего типа). Для каждого конфликта в этой графе указывается соответствующий вариант временной локализации.

М.ЗДукаревич предлагает систему количественной обра­ботки показателей, относящихся к конфликтам. Во-первых, считается раздельно количество конфликтов, локали­зованных в прошлом, настоящем и будущем. Количество конфликтов в настоящем отражает актуальный уровень конфликтности обследуемого. Количество конфликтов в прошлом говорит о мере конфликтогенности его прошло­го опыта. Количество конфликтов в будущем отражает сте­пень его оптимизма, фон настроения. Следующие показатели — общее количество конфликтов во всех рас­сказах и количество рассказов, содержащих конфликты. Если конфликты более или менее равномерно распределены по всем рассказам, то можно говорить о конфликтной струк­туре личности обследуемого в целом. Если же они концен­трируются в отдельных рассказах, то это говорит скорее о


неблагополучии в определенных сферах при невысокой в целом конфликтности. Далее, количество внешних конф­ликтов соответствует конфликтному поведению обследуе­мого в отношениях со своим окружением вообще или в отдельных сферах отношений, а количество внутренних конфликтов отражает внутреннюю напряженность, дисгар­моничность личности обследуемого. Большое их количество позволяет предположить невроз, хотя встречается и склон­ность к сознательному акцентированию альтернативных возможностей в разных ситуациях, не порождающему внутреннего напряжения. Наконец, частота появления взаимосвязанных внешних и внутренних конфликтов и на­правление причинных связей говорит о том, в какой мере поведение обследуемого зависит от его душевного состоя­ния и, наоборот, в какой мере на его душевное состояние влияют его жизненные обстоятельства.

3.7. Позиция героя. Категория позиции_достаточно тради-ционна, однако ею, как правило, пользовались~бёз серьезно­го осмысления, выделяя четыре типа позиции — действенн ую, агрессивную ^ пассивную и*страдательнуюТ — по чисто опи­сательным критериям. Речь идет об общей позиции, которую занимает ге рой в конфликтной~си туаций, в мирё ^рассказ аГ о его oбшel^oтн oдIeн ииJUIIЮиcaюдящим событиями к их раз­решению, следот^ем_которого являются ^его кон кретные действие или, напротив, Йезпействш;. Оговаривается, что ак­тивность позиции не связананапрямую с поведенче ской^^ тивностью^п ерсонажа, которыи^10жет__занимать активную позицию, ничегс^не делая (например, сопроти вляясь пр пыт-кам склонить_ехо_к^1ким-то действиям) или, напротив, со­вершать множество стереот ипных и ли конформных действий, будучи при 3TOM_mHxo^rajm4ecKH_naccHBHbiM. Категория по­зиции характеризует тем самым позицию именно внутрен­нюю, психологическую.

Эта категория приобретает новое содержание в контексте разработки понятия внутренней или жизненной позиции в общей психологии личности в 80-е годы. Мы связываем это понятие с такой психологической характеристикой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...