Содержательные показатели: обязательные 6 глава
Предлагаемая для анализа рассказов ТАТ классификационная сетка включает пять уровней. Уровень описания фиксируется в том случае, когда обследуемый дает статичное описание изображенной ситуации. Если рассказ не выходит за пределы этого уровня, это означает несоблюдение инструкции (см. главу 3 — отказы и уходы). Следуюишй уровень — сюжета, соответствует изложению развития событий, описанию поведения действующих лиц. При правильном следовании инструкции этот уровень должен присутствовать во всех рассказах, поэтому его отсутствие более показательно, чем его наличие. Третий уровень — Обработка и интерпретация Симгггомологический анализ
V идентификации (не цутать с категорией идентификации, отмечаемый в том случае, когда обследуемый делает из рассматривает их как частный случай или символ чего-то более общего. В одном рассказе ТАТ следует ожидать присутствия одновременно нескольких уровней, каждый из которых должен фиксироваться в соответствующей графе таблицы. При ; обработке подсчитывается суммарное число появлений каждого из уровней во всех рассказах. В степени использования обследуемым каждого из уровней отражается то, что можно было бы назвать его когнитивной ориентацией ~ преимущественный интерес к тем или другим видам информации и формам ее переработки. Как уже было сказано, наличие сюжетного уровня менее показательно, чем его отсутствие, которое говорит либо об уровне интеллекта, недостаточном для выполнения задания теста, либо о психодинамических барьерах, препятствующих этому, либо о чрезмерной оригинальности мышления. Частота встречаемости описательного уровня (в сочетании с сюжетным) отражает меру педантичности обследуемого либо его потребности в максимальном учете внешней информации. Уровень идентификации служит признаком интереса к мыслям и переживаниям других людей, эмпатии как черты личности. Работа на уровне интерпретации отражает направленность обследуемого на раскрытие причинных и смыслоцелевых детерминант человеческих действий и хорошую ориентацию в этих детерминантах. Наконец, частый выход на уровень обобщения отражает склонность
обследуемого к философствованию, к построению обобщенных концепций, либо, напротив, его ориентацию на жесткие универсальные мировоззренческие стереотипы. В первом случае сами обобщения будут носить менее тривиальный характер, а среди других уровней достаточно часто будут встречаться уровни идентификации и, особенно, интерпретации. Во втором случае обобщения будут довольно тривиальны, а уровни интерпретации и идентификации — не характерными для рассказов обследуемого. Предложенные классификация и интерпретация уровней являются, в отличие от других категорий, предварительными и гипотетическими. ~- —-* 1/k Эмоциональный фон рассказа. Относящиеся к этому характеристики описывают не сами рассказы, а состояние обследуемого в процессе их составления. Эмоциональный фон складывается из д вух _составля ющюс_тта-строения и интонации.
Настроение обследуемого описывается словами ного ное и т.п. Если настроение меняется по ходу рассказа, это необходимо указать. Настроение определяется психологом на основе внешнего вида и невербальных проявлений обследуемого (позы, мимики, жестикуляции и др.). (1.7.2. Интонация характеризует речь обследуемого и аналогичным образом оп исывается житейскими поня тиями^во- одушевленная, ироничная, приподнятая, лечальная ^сталая и т.п. Характеристики настроения и интонации дополняют друг друга, образуя единый непротиворечивый эмоциональный фон. Как указывает В.Э.Реньге (1979, с.45), если на протяжении обследования преобладает единый эмоциональный фон, его можно считать присущим обследуемому, во всяком случае, в данной ситуации (точнее, на данном отрезке времени). Изме нения эмоцион ального фона при рассказах на опр еделенную тематику является ^щдикадоро м" эмоцио нального отношения обследуемого к данной теме.
Обработка и интерпретация Остальные структурные диагностические показатели принадлежат к числу факультативных. Они присутствуют не в каждом рассказе и не у каждого обследуемого, и пока-зательным во всех случаях является их наличие. 4.2.2. Структурные показатели: факультативные 2.1. Обращение со стимульным материалом. Под этой [ 2A.L Опускание деталей. Речь идет об игнорировании в расеказе существенных деталей изображения. С^Щ^естж^1".дыми летадями^^знаются любые челов^чгтатр Фигуры. такие. MeMeHTbjjaKjrn^craieTlia картине 3 ВМ или ружье на картине 8 ВМ, третья рука^15^1«^Ш1ёЛ"Н^Ш^^это^наи-более типичные.случаи). В других случаях психологу предстоит решать самому, является ли неупоминание той или иной детали диагностически значимым и, следовательно, заслуживающим занесения в таблицу. В любом случае необходимо дшверить, была ли соотвгхстлугогцая^д^таль не замечена обследуем^ШдЛДИ-Же замечен а, но не вк л ючена в сюжет (см. главуЗ). В первом случаеречь идет о перцептивной защите, во втором — о более тонкой защите по типу изоляции конфликтогенного элемента. Опускание, значи-мых дртапрй^1мпрурпк-тнур.т п евстчднном с ними-выхее,-ненном аффекте^п^эожда(ог^^
от разговгорТГоб этих^дехадж^Более конкретная интерпретация зависит" оТсодержательных аспектов всех рассказов в целом. В таблице указывается, какая конкретно деталь была опущена в рассказе. ; 2ЛД. Перцептивные искажения. Эта категория близка к предыдущей. Она фиксиру^тс^^^огдали^месте^од15дго об- следуемый видат~доyг^^a^имeIlJtлШ2£LiI?£5£ES^нa" жей, вместоггистрлётаГвидитнож_илино^ивд^т|пГЗдесь, однако, следует быть осторожным, поскольку хотя для каж- [анализ ««зобоажения существует, по замыслу создателей тес-Сильная" версия (см. табл. 1), по отношению к ко-йй фиксируются искажения, тем не менее ^ некйтррызс чаях "искаженное" воспри ятие встречается ст атастичес.-^^HT^alTH "правильндеГГГсшгу этого иТВ^гёутствие, однако, стати- ^^ЙЙтссварййггоивЬсприягия, критерии для оцен-Швесомости искажения может дать лишь опыт работы с;T _ чем реже встречается то или иное искажение, тем более диагностически значимо. Лот^шштдрыойаиба-
Шошиеся-ибкад1тШ1Я; мужчша_м^ен O) женщина вместо мужчины (3 ВМ), юноша „^о^олодой женщины (12 FG), нож, ножницы вместо ййстолста (3 ВМ), ребенок вместо куклы (7 rG) ^швая а на заднем плане вместо изображения (4). Пср- 1С'"™стти можно^аассмацшвахьдрд^щояким 5свНе^,^то^»£Д-Бдамен. Диагност начи
2 1 3 введение дополнительных деталей. Речь идет о вве-
^j^TiBHeTn^brxTaeTJU дополнительных деталей указывает1га_ооо§£юзначи- этих д ополне нийТДополнительные детали фиксирУШся-в-НбТпТце путем их перечисления и также рассматриваются в контексте всей совокупности содержательных показателей.
ш& Птоввдение обследования отношениях, мотивах, смыслах, внутриличностных и межличностных конфликтах и т.п. Соблюдение конфиденциальности выражается прежде всего в том, что обследуемый, хоть он и не должен знать о характере получаемой информации, должен заранее знать тот круг людей, которые знакомятся с полученными результатами (лечащий врач, преподаватель учебной группы и т.д.); обнародование результатов или их части за пределами этого обговоренного круга допустимо лишь с согласия обследуемого и при сохранении анонимности, то есть при сохранении в тайне не только имени обследуемого, но и всех признаков, по которым можно было бы его идентифицировать. Ответственность за соблюдение конфиденциальности во всех случаях лежит на психологе, непосредственно производящем обследование. Обследуемый имеет право получить обратную связь о результатах, хотя согласно принятым в нашей стране правилам, психолог вправе сам определять, что именно из полученных результатов и в какой форме следует сообщать обследуемому, исходя из принципа "не навреди". (В США обследуемый вправе получить результаты в полном объеме и в той форме, в какой они используются профессионалами). Нельзя давать никакую, даже частную обратную связь, пока обследование полностью не завершено и его результаты не обработаны. Исключением являются лишь ободряющие реакции, похвала, выражение удовлетворения работой обследуемого. Определение конкретного содержания и формы сведений, сообщаемых обследуемому, является особым умением. В каждом конкретном случае эти сведения определяются исходя из особенностей личности обследуемого, его отношения к психологу и к процедуре обследования; обратная связь должна быть такой, чтобы ее сообщение могло принести обследуемому пользу, обладало психотерапевтическим действием, и не могло причинить вреда, не травмировало его. Хорошую иллюстрацию роли обратной связи дает В.Франкл: если мы, измерив у человека артериальное давление, скажем ему правду, что у него 160, то это будет неправдой, потому что через пять минут оно у
Ситуация и атмосфера проведения обследования 65 него от этой информации подскочит до 180. Если же мы скажем, что у него 130, мы не погрешим против истины, потому что он успокоится и давление действительно опустится до 130. Естественно, все сообщаемые обследуемому сведения должны соответствовать действительности, хотя допустимо и даже в ряде случаев необходимо их смягчение. К проблеме обратной связи мы вернемся в конце четвертой главы, используя конкретные примеры. Здесь в добавление укажем лишь, что обратная связь сообщается обследуемому в той мере, в какой он в ней заинтересован; при отсутствии интереса к результатам их сообщение часто нецелесообразно, при слабом интересе можно ограничиться достаточно общими заключениями и т.п. 3.4. Ситуация и атмосфера проведения обследования Полное обследование с помощью ТАТ редко занимает меньше 1,5—2 часов и, как правило, разбивается на два сеанса, хотя возможны и индивидуальные вариации. При сравнительно коротких рассказах с небольшим латентным временем все 20 рассказов могут уложиться в час — час с небольшим (1 сеанс). Возможна и обратная ситуация — долгие размышления и длинные рассказы, когда двух сеансов оказывается недостаточно, и приходится устраивать 3—4 встречи. Во всех случаях, когда число сеансов больше одного, между ними делается интервал в 1—2 дня. При необходимости интервал может быть больше, но не должен превышать одной недели. При этом обследуемый не должен знать ни общее количество картин, ни то, что при следующей встрече ему предстоит продолжение той же работы — в противном случае он бессознательно будет готовить заранее сюжеты для своих рассказов. В начале работы психолог заранее выкладывает на стол (изображением вниз) не более 3—4 таблиц и затем по мере необходимости достает таблицы по одной в заранее приготовленной последовательности из стола или сумки. На вопрос о числе картин 3 Д. Леонтьев Обработка и интерпретация Симптомологический анализ
(2.2)Уходы. В этой графе таблицы фиксируется наличие в раесказе признаков одного из четырех вариантов уходов от выполнения задания, описанных в главе 3 (описательный, формальный, подменяющий, разветвленный). 2.3. Комментарии. К категории комментариев относятся замечания обследуемого по позоду самого рассказа по ходу его составления, не относящиеся к сюжету. Комментарии могут относиться к одной из четырех категорий. Оценочные комментарии — это оценки, которые обследуемый от себя дает поведению персонажей, их характеру, происходящим в рассказе событиям. Вот пример (из Ренъге, 1979, с.4б): "Эта женщина имеет сильное влияние на своего мужа. Она уверена, что во всем разбирается лучше, чем ее муж. В этом ей удалось убедить даже его самого. Она, конечно, виновата, что так сложилась их жизнь, но и мужчина должен уметь постоять за себя. Такая семья не может быть счастлива и лучше будет, если они разойдутся" (6 FG). Справочные комментарии — это ссылки на общеизвестные истины, которые обследуемый использует для опоры, например: "С семи лет дети идут в школу", "В сорок первом году началась война", "После окончания специалист должен отработать три года по месту распределения" и т.п. Справочные комментарии не следует путать с генерализациями (см. раздел 4.2.4.), в отличие от которых справочные комментарии отражают действительно объективные факты. Третий тип комментариев — мемориальные, проявляющиеся в форме ссылок на собственный опыт ("с моим старшим братом была похожая история, и ему удалось из нее выпутаться"). Наконец, четвертый тип комментариев — переуточнения, к которым относится введение в ткань рассказа географических названий, имен, дат, указание точного времени и места действия, а также введение точных цифр ("Б 8 утра раздался звонок". "Ему 32 года, ей 25". "Они встречались три года". "Между ними расстояние в 500 ки- лометров" и т.п.). В некоторых случаях подобные переуточнения имеют отчетливо демонстративный характер, отражают желание блеснуть эрудицией, как в следующем примере (из Репьге, 1979, с.46): "Это происходит на одной из нефтяных вышек в штате Оклахома. Время великого кризиса 30-х годов. Эти люди попали сюда различными путями, но привела их сюда безработица. Сейчас они прилегли отдохнуть. Человек, который лежит на спине, думает сейчас о своем безрадостном будущем. Работа тяжелая, получают они по тридцать долларов в месяц, и, хотя тогда доллар был ценнее, чем сейчас, все равно это очень мало. Он понимает, что рухнули его надежды на образование, на достойное место в жизни" (9 ВМ). В соответствующей графе таблицы указывается, какой из видов комментариев встречается в данном рассказе. Частая встречаемость оценочных комментариев, особенно в сочетании с низкой степенью детализации, является показателем высокой самооценки обследуемого, его уверенности в себе. На обратное — на низкую самооценку и неуверенность — указывают часто встречающиеся справочные комментарии, так же как и высокая степень детализации. В этом случае опора на детали изображения и на общеизвестные истины компенсирует недостаточную внутреннюю опору на собственные мнения и убеждения. Мемориальные комментарии не обладают самостоятельной диагностической значимостью и указывают лишь на источники тех или иных сюжетов в рассказах ТАТ. Наконец, переуточнения могут означать разное в зависимости от общего контекста других показателей. В одних случаях, как в приведенном выше примере, они говорят о демонст-ративности обследуемого. В других случаях они выполняют ту же функцию, что и справочные комментарии, т.е. выступают в качестве опор для построения рассказа, компенсирующих внутреннюю неуверенность. В третьем варианте (при уместном и умеренном употреблении) они могут выступать атрибутом творческого подхода к заданию. Эта версия легко подтверждается или опровергается другими показателями. М.ЗДукаревич отмечает еще две возможные клинические интерпретации частых переуточнений. Одна — это
Fe»
Обработка и интерпретация Симптомологический анализ Ш
конкретность мышления, низкий уровень абстрагирования, и другая, связанная со злоупотреблением цифрами — потребность структурировать, организовывать для себя окружающий мир, пространство, время и события, сосчитав их. В целом ряде случаев цифры могут иметь не осознаваемое самим обследуемым символическое значение, отражать какие-то реалии его жизни, хотя ему самому они могут показаться случайно пришедшими в голову. 2.4. Обращение с сюжетом. К этой группе показателей ния сюжета. Поскольку, как правило, каждый из относящихся к этой группе показателей встречается довольно редко, для всех видов нарушений сюжета достаточно одной графы таблицы, в которой указывается вид нарушений с необходимыми уточнениями. Наиболее характерные виды нарушения построения сюжета — это сдвиг центра тяжести сюжета и перенос в условность. Сдвиг центра тяжести сюжета фиксируется в том случае, когда рассказ строится не вокруг основной ситуации, изображенной на картине, а вокруг ее явно второстепенных или же введенных дополнительно деталей. Вот пример (из Rapaport, Gill, Schafer, 1946, с.424): два брата, шедших по улице, являются свидетелями уличной катастрофы: экипаж, управляемый пьяным возницей, сбил и искалечил человека, переходившего улицу. Пострадавший человек — отец пяти детей. Мать их умерла, простудившись во время работы на улице. Он не может работать. Не на кого оставить детей. Помощи ему никто не окажет. Дети попадут в приют, а отец их сопьется (7 ВМ). На картине изображены лишь свидетели, которые никакого участия в дальнейшем развитии сюжета не принимают. Такого рода трансформации сюжета встречаются не часто и диагностически значимы, поскольку все, что не вытекает из самой картины, более существенно с точки зрения диагностической информации, чем то, что к ней привязано. Если, однако, такого рода трансформации встречаются сравнительно часто в одном протоко- ле, это заставляет предположить определенные нарушения в мыслительной сфере. Перенос в условность — это восприятие и трактовка картины в целом или одной из ее частей не как жизненной ситуации, а как рисунка, кадра из кинофильма, сна, воспоминания, галлюцинации, игры актеров и т.п. Трактовка изображения в этом ключе позволяет обследуемому избежать необходимости затрагивать болезненные для него и вызывающие у него тревогу и напряжение темы путем выключения их из потока событий и приписывания их некоему автору или субъекту. Перенос в условность бывает полный или частичный. При полном переносе все изображение в целом рассматривается как рисунок, кадр и т.п., например, кадр из американского кинофильма. Здесь, однако, надо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, некоторые картины ТАТ несут на себе отчетливый отпечаток времени и/или места их создания, что проявляется в одежде и прическах персонажей. Этим, в частности, выделяются картины 6 FG, 9 ВМ, отчасти 4 и 5. Они чаще, чем другие, описываются как кадры из американского кинофильма, и это само по себе может не иметь диагностического значения. Во-вторых, формулировка "это похоже на кадр из кинофильма" еще не является переносом в условность. Перенос фиксируется, когда обследуемый утверждает, что вся ситуация и есть кадр. При частичном переносе в условность изображение как бы разбивается на два плана, один из которых трактуется как реальные события, а второй содержит либо изображение, либо мечты и воспоминания персонажей, действующих на первом плане. Вот некоторые типичные примеры: все изображение, кроме девушки на первом плане, является картиной, висящей на стене в музее (2); на втором плане — плакат с изображением девушки (4), на заднем плане — сцена, отражающая либо воспоминания, либо мечты о будущем юноши на переднем плане (8 ВМ); женщина на заднем плане — воспоминания женщины на переднем плане о своей молодости (9 FG). Частичный перенос в условность имеет место либо при затруднениях интеллек- Обработка и интерпретация Симптомологаческий анализ
туального характера при попытке объединить в одном рассказе все части картины, либо под влиянием психологических защит, препятствующих их объединению в рамках одной ситуации, которая в этом случае вызвала бы у обследуемого тревогу и напряжение. Из числа других нарушений обращения с сюжетом можно назвать объединение нескольких рассказов в один многосерийный сюжет, гипертрофия одной из частей рассказа (прошлое, будущее, мысли и др.) в ущерб остальным частям, опускание каких-то частей даже после напоминаний, предусмотренных инструкцией, нарушение логики изложения и сведение рассказа либо к описанию (см. уходы), либо к эгоцентрическому комментарию изображенного. 2.5. Особенности речи. Эта группа включает в себя три категории. 2.5.1. Особенности лексики. Сюда относятся все обра 2.5.2. Речевые штампы и цитаты. Факт их использова Интерпретация использования штампов зависит отчасти от их конкретной разновидности. Канцелярские штампы говорят о неуверенности в себе, педантичности, ригидности, в какой-то мере о конформности. Газетные и разговорные штампы свидетельствуют прежде всего о конформности: первые — в общественно-политической сфере, вторые — в межличностных отношениях. Наконец, литературные штампы, а также употребление имен художников, композиторов, отчасти писателей является в первую очередь признаком демонстративности, желания показать свою культурность. Если литературные штампы используются в небольших количествах, уместно и органично, то это является показателем реального культурного уровня, культурных навыков обследуемого. 2.5.3. Оговорки и паузы. Учитываются оговорки как исправленные самим обследуемым, так и не исправленные. Их интерпретация следует традиционным психоаналитическим канонам. Паузы учитываются в тех случаях, когда они заметно выделяются по своей продолжительности, что свидетельствует о затруднениях, которые вызывает у обследуемого тот или иной поворот сюжета. Все особенности речи заносятся в таблицу в виде конкретных формулировок. Для пауз и оговорок указывается также их точное место в тексте. Содержательные показатели: обязательные — ^3.1. Тема или сфера — область жизнедеятельности, сторона отношений с миром, которая отражается в рассказе. Исчерпывающий перечень тем приведен в пособии В.Э.Рсньге (1979, с.51). Им и следует руководствоваться при вычленении этой категории, 1. Личная тема — действия и переживания персонажа, связанные с его личной позицией в жизни, отношением к себе, определением собственных возможностей, перспективами будущего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|