Содержательные показатели: обязательные 12 глава
И заживут они счастливо, потому что поженятся они. Н-не сразу, но они поженятся впоследствии, и будут очень интересно и счастливо жить, полной жизнью, они вдвоем добьются очень многого, он, со своей стороны, раскроет большие преступления, м.. равнодушных, тщедушных людей будет становиться все меньше, она будет дополнять своей духовной жизнью, э.. э, будет писать книги, сочинять стихи, будет все это.. рассказывать людям, публично, выступать где-то, а ее муж будет э.. только уж самых таких людей, которых будет становиться все меньше и меньше, будет... ну, как бы это сказать, обезвреживать. Через тюрьму, через что-то такое, потому что.. не могут все люди сразу стать хорошими, это все делается постепенно. Вот.. постепенно, постепенно они будут добиваться своего., м-мечтательного мира, о котором она мечтает, а они мечтают о.... о духовной жизни, о развитии такого человека, который будет.. гармонично развит, в нем будет все-все сочетаться, и эта мечта будет постепенно воплощаться в реальную жизнь.... Ну вот и все, что я хотела бы сказать о этой картинке. П.: Так, картинка номер семь. КАРТИНА 7. Общее время: 1Г40". Латентное время: 12". Настроение: серьезное. Интонация: задумчивая. И.: Кх-кк... Ой.. чего-то я уже устала. Голос у меня уже охрип. П.: Ну, еще немного осталось. И.: Последняя? П.: Ну, не последняя, но еще совсем немного. И.: Ах. Кх-кх...На седьмой картине изображены.. мама и
обследования Инструкция
рядов позволяет избежать излишней смысловой однозначности ситуации для обследуемого и способствует тем самым проекции его собственных смыслов. После повторения дважды первой части инструкции следует своими словами и в любом порядке сообщить следующее (вторая часть инструкции): — "правильных" или "неправильных" вариантов не — рассказывать можно в любом порядке. Лучше не — литературная обработка не требуется, литератур После того, как обследуемый подтвердит, что он понял инструкцию, ему дается первая таблица. В том случае, если какие-то из пяти основных пунктов (например, будущее или мысли героев) будут отсутствовать в его рассказе, то основную часть инструкции следует повторить еще раз. То же самое можно сделать еще раз после второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все. Начиная с третьего рассказа инструкция больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как диагностический показатель. Если обследуемый будет задавать вопросы типа "Все ли я сказал?", то на них следует отвечать: "Если Вы считаете, что все, то рассказ закончен, переходите к следующей картинке, если считаете, что нет, и что-то нужно добавить, то добавьте". Такая конструкция должна присутствовать во всех ответах психолога на вопросы обследуемого: проговариваются все альтернативы. Иная форма ответа будет подталкивать обследуемого к определенному решению, что нежелательно.
После окончания первого и второго рассказов следует спросить у обследуемого, не было ли других вариантов. Вопрос задается обязательно в прошедшем времени, чтобы обследуемый не воспринял его как задание. Если варианты были, их следует записать. После этого стоит переспросить об этом еще раз через некоторое время, пропустив несколько рассказов, и уже больше к этому не возвращаться. При возобновлении работы в начале второго сеанса необходимо спросить у обследуемого, помнит ли он, что нужно делать, и попросить его воспроизвести инструкцию. Если он правильно воспроизводит основные 5 пунктов, то можно начинать работать. Если какие-то моменты оказываются пропущены, необходимо напомнить "Вы забыли еще...", и после этого приступить к работе, более не возвращаясь к инструкции. Мюррей предлагает давать на втором сеансе измененную инструкцию с усиленным акцентом на свободе воображения: "Ваши первые десять рассказов были прекрасны, но Вы слишком ограничивали себя обыденной жизнью. Хотелось бы, чтобы Вы отвлеклись от нее и дали большую свободу своему воображению" (Murray, 1943). Давать такую дополнительную инструкцию имеет смысл в том случае, если действительно первые рассказы отличались явной за-жатостью и скудостью воображения. В противном случае она может сыграть негативную роль. Здесь, как и во всех других случаях, необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности обследуемого. Специальные инструкции требуются при работе с таблицей 16 (чистое белое поле). Нередко она не смущает обследуемого, и он без дополнительных инструкций дает полноценный рассказ. В этом случае единственное, что следует сделать —- это по окончании рассказа попросить представить другую ситуацию и сочинить еще один рассказ. Когда и он будет завершен, следует попросить сделать то же самое в третий раз. Дело в том, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы обследуемого. Однако в том случае, если работают механизмы психологической защиты, препятствующие свободному проявлению в этом рас-
i иг Проввдение обследования Отказы и уходы и их преодоление
I сказе личностных проблем, то эта актуальная проблематика в первом сюжете вытесняется, а во втором и особенно в третьем проявляется наиболее ярко. Если защита не настолько сильна, то наиболее информативным будет первый вариант. Обследуемый может после некоторой паузы начать абстрактно-философские рассуждения о белом свете или о таких вещах как свет, чистота и т.п. В этом случае, когда он кончит эти рассуждения, ему следует сказать: "Дело не в том, что это белое, чистое и т.д., а в том, что Вы можете представить себе на этом месте любую картину, и дальше работать с ней как с остальными. Что Вы здесь представляете себе?" Когда обследуемый даст описание ситуации, его следует попросить составить рассказ. Если он начнет сразу с рассказа, после его окончания следует попросить обследуемого описать воображаемую картину, послужившую основой для рассказа. Следует пресекать попытки представить на белом поле какую-то известную, реально существующую картину. "Это Репин, а Вы сочините свое — что бы Вы изобразили, если бы были художником". В этом случае также требуются три варианта рассказов, причем философствования на тему белого цвета в счет не идут. Возможна, наконец, реакция удивления или даже возмущения: "Здесь же ничего не изображено!", "Что же мне рассказывать!". В этом случае следует выждать некоторое время, и если обследуемый не начнет составлять рассказ по придуманной картине самостоятельно, ему следует дать инструкцию представить себе на этом листе любую картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. Затем спрашивайте второй и третий вариант.
Наконец, после завершения рассказа по последней, двадцатой таблице, Мюррей рекомендует пройтись по всем сочиненным рассказам и спросить обследуемого, каковы были источники каждого из них — опирался ли рассказ на личный опыт, на материал прочитанных книг или кинофильмов, на рассказы знакомых или же является чистой выдумкой. Эта информация не всегда дает что-либо полез- ное, но в ряде случаев помогает отделить заимствованные сюжеты от продуктов собственной фантазии обследуемого и тем самым приблизительно оценить степень проективности каждого из рассказов. Мюррей также рекомендует использовать этот опрос для стимулирования свободных ассоциаций обследуемого по поводу сочиненных рассказов, однако это выходит за пределы собственно процедуры ТАТ и может использоваться как дополнительная процедура при глубинном клиническом обследовании, 3.6. Отказы и уходы и их преодоление Необходимо учитывать возможность отказа обследуемого от работы либо сразу после предъявления инструкции, либо через некоторое время после начала работы, а также некоторых форм ухода от соблюдения инструкции. Причины отказов или уходов могут быть различными. Так, Д.Рапапорт отмечает, что отказ может быть следствием затруднений в мобилизации ресурсов воображения по лричи-не либо бедности, либо ригидности воображения, а также следствием депрессивной или истерической инерции, либо сверхподозрительности (Rapaport, GUI, Schafer, 1946, с.404). Понятно, что во всех этих случаях рекомендуется разная стратегия и тактика поведения психолога. Отказ по причине подозрительности, закрытости обследуемого труднее всего преодолеть. Главный способ борьбы с отказами такого рода — их профилактика. Необходимо с самого начала наладить хороший контакт с обследуемым, создать у него ощущение уверенности и безопасности, а также мотивацию участия в обследовании, осознание им пользы для себя диагностического обследования. Если все же последует решительный отказ, переубедить обследуемого вряд ли удастся. Разумнее отступить, сохранив контакт с ним и возможность использовать друтие методики. Если отказ произошел не сразу, важно заметить, с какой из таблиц он был связан. В случае отказов, мотивируемых нерешительностью, неуверенностью, "неспособностью" обследуемых, есть воз- Анализ конкретного случая Протокол обследования по ТАТ
мама говорит: "Главное у тебя сейчас — учеба... главное —
П.: Немножко осталось. Так. Картина восьмая. КАРТИНА 8. Общее время: 7'15". Латентное время: 9". Настроение: серьезное. Интонация: задумчивая. Картинка восьмая. На этой картинке изображена женщи о качено, локтем подперев правую руку в подбородок Женщина она простая труженица, живет она скромно, сейчас она в-вернулась только что с поля, на котором они... собирали.. скошенное сено в стога, и присела она у крыльца своего... деревянного дома. Она еще не успела сменить свою рабочую одежду,... потому что на ней одета такая простая одежда, ситцевое, скромное платье закрытое, и длинное, чтобы было удобно в нем наклоняться....... ну, в общем, простенькое такое платьичко. Она сняла себе косынку, волосы у нее зачесаны назад, и вот она задумалась о своей мечтательной жизни в дальнейшем, потому что она познакомилась на этом сенокосе.. с-с-с со своим... м-м со своим ну, как можно сказать — со своим.. возлюбленным. Сама она еще не замужем, несмотря на то, что ей около 30-ти, а вот наконе-сц-то, она до-олго ждала этого возлюбленного, она с ним познакомилась. Познакомилась она именно в этот день, потому что сейчас она задумалась., о том, как же у них сложится в дальнейшем жизнь. День еще ничего не решает, но она настолько.. в ней это э-э.. сильное, светлое чу-увство, она в него, ну, можно сказать влюби-илась, она чувствует от него эту взаимность, она так сча-астлива, ей так хочется, чтобы у них все было хорошо, чтобы они жили вместе под одной крышей, чтобы у них были дети, чтобы у них,. ну.. было все. У двух влюбленных людей. Он примерно ее возраста, ну может, лет на 5 постарше даже, и он тоже давно искал, давно ждал, сам он.. председатель колхоза, и.. и познакомились они тогда, когда.. в то время, как она косила, а он сначала просто залюбовался ее работой, как это так можно работать, энерги-ично, и при этом она пела песню, и вот наблюдая за ней, он подумал: "Ну, до чего же красивая женщина, как же она красиво поет. Как же она красиво работает. Почему же я ее не видел раньше". А потом же сам же отвечает на вопрос: "Какой я глупый, как это я не видел ее раньше, если я всего лишь 3-й день председателем колхоза", ведь родом-то он не из деревни, а из города, он закончил., сельскохозяйственную академию, и его направили поднимать.. деревню.. в этот колхоз, и вот здесь он встречает вот эту благородную.. женщину, которая так красиво поет, красиво работает. Между ними.. п-происходит такое общение, они разговаривают примерно около часа, но за этот час,. им казалось, что г-м-м.. прошел не час, а целый день, не день, а даже целая неделя, настолько они.. друг друга понимают, настолько они восхищены друг другом, и., они договариваются встретиться... на следующий день, здесь же, в этом месте, когда он будет проверять очередной раз э-э.. посевы, и вот она сидит и мечтает о завтрашнем дне, о., дне, который последует за этим днем. О своей, в общем, дальнейшей жизни... И так ей хочется, чтобы все сложилось хорошо, на душе у нее очень хорошо, и она призадумалась о своем.. председателе колхоза... А... он сам человек.. высоко интеллектуа-альный, в отличие от него она простая труженица, у нее нет образования, но он тоже сидит в это время у себя дома и думает об., этой ж-женщине, для себя он уже наметил путь, как... она будет учиться заочно, как он будет ей помогать,,. а он будет ее слушать песни, как они будут вместе работать, он председателем колхоза, а она.. тру-уженицей поначалу, как она будет расти и развиваться, как они вместе будут познавать все радости жи-изни, действительно он думает и о их настоящей серь- Анализ конкретного случая Протокол обследования по ТАТ
езвой жизни, как они будут жить вместе, и о детях, обо всем этом он думает, но главное для него сейчас — чтобы она... вы-ыросла духовно, чтобы она поступила учиться, пускай и заочно, потому что тяжело очно^ нужно все-таки и работать, работать в деревне некому, а он должен... тоже м-м.. поднимать деревню, потому что.... эта деревня не совсем м-м... высокого уровня, она немного заброшенная, и требуется как его помощь, так и ее. И задача у них — помогать... этому колхозу, как можно более.... эффективными усилиями с обоих сторон. Но жизнь, жизнь, они обои.. оба мечтают о ней, но.. на картине изображена сейчас эта женщина, она мечтает о завтрашнем дне, о будущем, как они будут встречаться, как у них все прекрасно сложится, и вот... она мечтает, и все ее мечты, я хочу сказать, воплотятся в жизнь так же, как и его. Она будет учиться, в дальнейшем, поступит она в сельскохозяйственную академию, только заочно,... причем, будет учиться она в этой сельскохозяйственной академии очень хорошо, потому что она способная, просто ей некогда было учиться, из семьи она простой, родители простые всю жизнь были колхозники, и... она вынуждена тоже была после 8-ми классов... нет, она 10, вернее, закончила, после 10-ти классов, не учась, помогать восстанавливать свой....колхоз — сено косить там, ну, разные работы, в деревне всегда очень много работы и..... рук всегда не хватало, и, в общем, этот председатель колхоза, как гром среди ясного неба, потому что он поднимет этот колхоз, а ее золотые руки очень много сделают. И... через 5 лет, закончив эту сельскохозяйственную академию, они сделают еще... м-м более важные дела,... эта деревня, этот колхоз, станет образцовым, там появится... множество всего интере-есного, жизнь будет интересна,... все их мечты воплотятся в жизнь, колхоз станет передовым, благодаря их общим усилиям. Ну, вот и все по поводу этой картины. П.: Так, картинка номер 9. КАРТИНА 9. Общее время: 12'. Латентное время: 14". Настроение: серьезное. Интонация: задумчивая. Кхм-кхм.. Передо мной картина номер 9. На ней изображены 2девушки. Причем, 2 сестры. Одна — младше, а другая — постарше.... Находятся они обе около моря,.... на улице ночь, темно.. старшая сестра — она стоит у дерева, вот тут рядом \ п. еще дерево, и оно похоже на кипарис... Ну, это не удивительно, потому что это на море, курорт тем более, и вот эти... 2 сестры, причем одна притаилась около дерева, старшая, а младшая в это время куда-то спешит, и старшая наблюдает за ней. Старшая сестра, она на переднем плане, изображена в профиль, волосы... завитые, зачесаны назад, платье на ней одето.... закрытое, скромное, воротничок отложной, рукава короткие, м-м.. сейчас лето, потому они и одеты в летнюю одежду, в левой руке у нее.... у нее сложенная газета, а на газете какой-то.... платок. Ну, в общем, она наблюдает за своей младшей сестрой, которая не знает этого, потому что она очень спешит на какое-то свидание, это видно по се наряду, по ее открытому декольте, по ее платью, такому... можно сказать, я бы сказала даже, ну, не шикарному, но изящному, соответствующему... тому, что она спешит.. на бал. А спешит она именно, да, на бал. Это потому, что где-то.. 18-й... век. Да, 18-й — начало 19-го......... А, нет, даже 19-й, если точнее, не 18-й, наряд-то ближе к 19-му. Вот, она такая восторжен Анализ конкретного случая жол обследования по ТАТ
рит, что ты просто., н-не нормальная, старая дева, у тебя никогда никого не было, поэтому ты так говоришь, а у меня еще все впереди. Да, хочется сказать, что старшая сестра, она действительно не замужем, и.. она, действительно, старая дева, но она-то знает, чего она стоит и чего ей нужно, просто не наступил еще ее час. И не настолько она старая, как говорит ее младшая, потому что младшей всего лишь.. только 20— 21, а ей, старшей, около.. 28-ми. И это еще тот возраст,.. про который еще можно сказать, что все еще впереди.... Вот, так... хочется сказать, что сестра старшая решила все-таки пойти на этот бал, и на этом балу она хочет публично, раз она не верит, ее младшая сестра, публично вывести этого... с-соро-калетнего мужчину на чистую воду, потому что про этого мужчину очень многие все знают,... каков он на самом деле, что ему нужно от молодых девушек, и она решается на самый отчаянный шаг — у нее есть даже доказательства, которые она долгое время не могла своей сестре младшей... говорить.... А доказательства какие:....сейчас я поняла, что у нее... не, как я сказала, свернутый журнал или газета, это не совсем так, это свернутое огромное письмо, и на этом письме — платок. Это улики, улики по поводу разоблачения вот этого сорокалетнего мужчины, волонтира, тратящего огромные деньги на женщин, и этим их опутывая. Это у нее, у этой старшей сестры письмо, причем любовное письмо к ней самой от этого же мужчины... И платок, шикарный, вышитый там, люрексом, на котором написано: "Я тебя люблю", А адресовано это старшей сестре, потому что.. она встречалась одно время с этим сорокалетним мужчиной. В этом письме очень изысканно со вкусом описывается про любовь, како.. как он много может для нее сделать, как он хочет с ней жить, какие подарки... и все прочее по этому поводу, так вот сестра берет с собой эти улики, следует за... своей младшей сестрой по пути, и решается...на бал.. пробраться с этими уликами, пускай она не успела переодеться, а одета она не соответственно для этого бала, не то что ее младшая сестра, тщательно к нему готовилась, д-для нее это не важно, потому что она.. для нес важно разоблачить этого 40-летнего фраера.... Вот она с этими уликами спешит на бал, и немного вот ей обидно, потому что ее младшая сестра разоблачится в жизни, но разоблачится-то она ненадолго, потому что уж.. старшая сестра, она ей родная, она ей з-з расскажет о том, что все у нее впереди, и что не стоит расстраиваться, да я думаю, что ш младшая не особо расстроится, все-таки она ведь сама понимает, что 40 лет.. это ей, не ее возраст. Ну, если б даже было не в возрасте дело, то.. она немножечко осознавала, что вот он уже не раз ее приглашал домо-ой, она поймет, что за этим следовало, и ее.. она вот-вот была готова согласиться пойти к нему домой... Но, слава Богу, сестра вовремя предупреждает свою... вернее, предупредит, свою младшую об опасности, грозящей ей. Она проникнет на этот бал, публично выскажет свое мнение по поводу его, и предъявит доказательства, как он.... какое он написал ей красивое любовное письмо, какой ей.. подарил ей красивый платок, вышитый люрексом, что он любит ее, и расскажет о том, что не она первая, не она последняя, и что ее сестра тоже, видимо, не последняя, потому что до этого у него было мно-oro женщин. Уж такой пользовался он репутацией, И младшая сестра об этом знала, но она ничего не хотела слышать, так она была поглощена, потому что.. я бы сказала, этот фраер очень умел ис-искусно обрабатывать женщин. И вот она... придет на этот бал и публично обвинит этого мужчину, который,. очень сконфузится, если так можно сказать, покраснеет, но это у него будет ненадолго. Он.. как-нибудь выкрутится из положения, с минимальным для него.... трудностями, и примется за свое старое дело, а младшая сестра, впрочем как и старшая, в будущем-то найдут себе достойных людей, потому что характера-то они благородного, сильного и честного,... и только не надо спешить, не надо,... терять голову, как это с младшей, все-таки старшая тоже через это пло.. прошла. Надо быть более „ хладнокровной, рассудительной, нельзя так поддаваться сильно эмоциям, как. младшая, все через это проходят. В этом нет ничего страшного. Кому-то везет сразу, а кому-то нет, кому-то обязательно надо осечься. Может быть, это будет ошибка об.. обеим. Они наконец-то, младшая сестра поймет, какая она была глупая, что не слушала свою старшую, и в последующем она будет слушать только ее,., а если уж заглядывать еще... более далеко, они обе.. благополучно выйдут замуж, счастливо,... и все у них будет очень-очень хорошо, но это будет еще в будущем, а сейчас предстоит разоблачение. И оно наступит. Ну, вот и все по поводу этой картинки. П.: Ну, и наконец, картинка номер 10. ■Ж Ж: Анализ конкретного случая l обследования по ТАТ
КАРТИНА 10. Общее время: 9*05". Латентное время: И". Настроение: усталое, несерьезное. Интонация: изменчивая. Так... Какая-то странная картинка номер 10. На ней изоб он и она, короче. Но... что-то они мне не нравятся, по внешности хотя бы /смеется/... Нос такой некрасивый, что у него, что у нее... /смеется/. Я не знаю, кто они по национальности, но уж слишком он горбатый и массивный. Ну, может быть у него тоже такой, потому что в этом наблюдается. Но не это важно, важно, что они любят друг друга. Это видно, такая у них сейчас.. хм.. интимная минута настала... он ее целует в лоб, а она его... тоже целует... в грудь, наверное, там не видно, че-то все затемнено, освещены только лица,... Ну и вот, несмотря на то, что они некрасивые, мне они почему-то не нравятся /смех/, но они все-таки любят друг друга, нельзя же, чтобы все люди были красивые, у каждого есть кто-то свой,..и главное, что они..да, у них даже...интересное ухо... что у иее, что у него, одинаковые, а.. явно говорит о.. когда одинаковые уши, это явно говорит об одинаковом метрическом происхождении, то есть то, что они одной национальности — у них брови тонкие, я думаю, как бы они не евреи были. Я ничего не говорю, я евреев уважаю, но просто очень похожи. Наверное, это все-таки евреи — он и она........... Нет, они люди хорошие, только вот мне носы не нравятся. Могли бы им по сказала, они любят друг друга, это интимная минута, перед этим они были долгое время в разлуке, наконец-то они встретились, он должен был уехать на долгое время. И вот... ну, долгое, насколько долгое — может год, а может, и месяц — я уж не знаю, но он уезжал и вот вернулся, она его дождалась, ей было так тяжело без него, они еще даже не успели ничего сказать, они только лишь обнимаются, он ее целует в лоб, а она его — в грудь. И вот, они такие довольные, эти два... еврея. Но они такие хорошие. Я евреев-то очень люблю, это самая такая вера.. я бы сказала, у нас... древняя, я ее очень уважаю, все добродетели, которые существуют, они присущи евреям, это уж потом произошло разделение: евреи, немцы.... э.. татары там, зло и зависть, и остальное.... Немцы хотели покорить весь мир там...татары.. им нужно было как можно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|