Симптомологический анализ Формальные показатели
Таблица 3 Формальные обязательные показатели
Из таблицы 3 отчетливо видны основные особенности построения И. своих рассказов. Настоящее присутствует неизменно. Именно оно занимает все мысли и чувства. Прошлое и будущее, напротив, присутствуют не всегда, причем редко в полноценном виде, обычно или в укороченном варианте (особенно прошлое), или в формальном (особенно будущее). Действительно, прошлое не так важно, оно уже закончилось, и о нем нечего думать. Будущее — туманное, расплывчатое, радужное, немного нереальное: "все будет хорошо", но пути его достижения отсутствуют — хорошо станет само собой или это сделает Бог. Чувства и мысли встречаются одинаково часто, примерно в половине рассказов, иногда вместе, иногда порознь. Степень детализации — чаще всего высокая, иногда средняя. Как уже говорилось выше, в рассказах доминирует уровень описания (18 из 22), реже встречаются уровни сюжета (14), интерпретации (9), идентификации (8), обобщения (4). Интересно, что уровни интерпретации и идентификации встречаются только в первой серии, а обобщения — только во второй. Весь этот комплекс показателей говорит о неуверенности в себе, сильной фиксации на настоящем, на особенностях самого изображения, о недостаточной опоре на собственный опыт, а также о недостаточном планировании будущего.
Обратимся теперь к формальным факультативным показателям, прежде всего к характеристикам обращения со стимульным материалом. Из опущенных деталей заслуживает внимания только проигнорированная беремен-
; Анализ и интерпретация результатов теста Таблица 4 Формальные факультативные показатели
Анализ конкретного случая
! I i.:■- Анализ и интерпретация результатов теста 217 ность женщины на картине 2. Этому можно было бы не придать значения, если не обратить внимания на то, что в рассказах практически нигде не фигурируют дети за отдельными и весьма специфическими исключениями: единичным сухим формальным упоминанием "будут дети" (3), младенцем Девы Марии (16-1) и инопланетным детенышем (19). Дети не входят нигде в картину светлого будущего, в котором сбываются мечты. Это особенно интересно, если учесть, что сама И. — ребенок из многодетной семьи. Отсутствие детей там, где они логично встраивались бы в общую картину, и их появление в рассказах по самым неопределенным картинам (16 и 19), к тому же в подчеркнуто дистанцированном, "очуж-денном" варианте (ребенок богоматери и инопланетный детеныш) заставляют предположить наличие специфических проблем в отношении к детям. Сюда же вписывается защитная реакция смеха при упоминании куклы в руках у девочки в рассказе 7. Можно даже предположить, что И. пришлось пережить аборт. Эта гипотеза небесспорна, но она объясняет одновременно и специфическое отношение И. к сексу и ее защиту от темы детей.
Перцептивные искажения также ограничены лишь одним случаем — неузнаванием дракона на картине ' 11. При этом сюжет от этого существенно не изменился, во всяком случае дракон вполне мог бы вписаться в; рассказ И. по этой картине. Возможно, это искажение не является диагностически значимым. Не исключено, однако, что оно связано с символическим смыслом образа дракона — как неконтролируемых иррациональных сил в глубинах собственного бессознательного. В этом случае перцептивная защита, выразившаяся в искажении образа дракона, может быть истолкована как ■ проявление конфликта бессознательных импульсов и стремящихся контролировать их проявление сил эго. Конечно, одного лишь вытеснения дракона недостаточно для того, чтобы всерьез обосновать эту гипоте- Анализ конкретного случая зу, но она согласуется с тем, что мь^ видим на основании других диагностических признаков. Дополнительные детали многочисленны. И. вводит дополнительных персонажей в большинстве рассказов. Чаще всего (10 раз) это возлюбленный, или бывший возлюбленный, или влюбленная пара (5), или любимая девушка персонажа-мужчины (20), причем роль его иногда положительная, иногда наоборот. Гораздо реже (4 раза) это друг или подруга, обычно бывшая, чаше всего играющая в рассказе негативную роль. Уходы немногочисленны, обычно по описательному типу (описательность, как было сказано выше, характерна для стиля И.). Уход подменяющего типа в рассказе 13 был подробно проанализирован нами выше. Весьма типичны для рассказов И. оценочные комментарии и переуточнения. Обилие оценочных комментариев хорошо вписывается в общий морализаторский настрой И., которая пытается учить своих героев тому, что такое хорошо и что такое плохо. Переуточнения выступают в функ-щш опор для построения рассказа, компенсирующих внутреннюю неуверенность. Особенности обращения с сюжетом проявляются только начиная с рассказа 10, преимущественно во второй серии. Это обширные, хоть и весьма примитивные и неграмотные историко-политические и философско-религиозные отступления (10, 11, 15, 16), сериальный характер ряда следующих друг за другом рассказов (14, 15, 16-1, 16-2, 16-3), сдвиг центра сюжета на дополнительных персонажей (14,15) и др. Весьма вероятно (и подтверждается другими показателями), что это свидетельствует об определенном расколе между общемировоззренческими взглядами и повседневной жизнью И., ее идеалами и реальностью: первые больше отражены в плохо структурированных и отвлеченных рассказах второй серии, а вторые — в отлакированных и часто слабо мотивированных, но вполне конкретных и структурированных сюжетах первой.
1 <■■ Анализ и интерпретация результатов теста 219 Речь И. характеризуется весьма пестрой лексикой, причем крайние пласты этой лексики (религиозная и истори-ко-политическая терминология, с одной стороны, и слегка приблатненные слова и выражения типа "фраер", "волон-тир", "обштопать дельце" и т.п., с другой) в равной степени кажутся чужеродным телом в ее рассказах, несвойственными ей заимствованиями из иных речевых пластов. Обилие пауз отражает общую неуверенность И. в себе, о которой уже неоднократно шла речь. На оговорках мы специально остановимся ниже. Содержательные показатели Таблица 5 Содержательные обязательные показатели (начало)
:*"■■ ;■■';... ■ ■■*;--■! ■.!..■■ >ЙЙ 1
Анализ конкретного случая Анализ и интерпретация результатов теста
у; У- I '•■ Из числа тем или сфер однозначно лидирует интимная (14 рассказов), за ней идут социальная (8), семейная (5), абстрактно-философская (4). Удивляет практически полное отсутствие личной темы, связанной с перспективами будущего. Более понятно отсутствие сексуальной темы по причинам, обсуждавшимся выше, и профессиональной темы, которая совершенно не актуальна в данный момент для И. в связи с доминированием проблем интимного характера. Кстати, социальная и семейная темы практически везде появляются в дополнение к интимной как отдельные линии сюжетов с интимной доминантой. Из особенностей идентификации вряд ли что-то заслуживает специального внимания. И. склонна достаточно легко, хоть и поверхностно, идентифицироваться с разными персонажами, смещать идентификацию по ходу рассказа с одного персонажа на другого. Легкость идентификации обусловлена как раз ее поверхностностью, а последняя — эго-центричностью И. На первом месте среди потребностей закономерно выступает аффилиация — потребность в дружеских и интимных связях (14 рассказов). Все остальные потребности встречаются намного реже: на втором месте потребность порядка (5 раз, причем исключительно в рамках абстрактно-философских и религиозных тем), затем агрессия (4), оказание помощи и понимание (по 3). Стоит обратить внимание на особенности проявления потребности в агрессии: Два раза из четырех она возникает в виде аутоагрессии, а именно самоубийства, причем в расплату за более или менее тяжкие прегрешения (13 и 14), и два раза — как осуществление справедливого возмездия агрессору или Злу вообще (16-1, 16-3). Иначе говоря, агрессия всегда оправдана и мотивирована. Характерно, что рассказ по картине 18, провоцирующей агрессивные импульсы, оказался начисто ли-Щен каких-либо агрессивных мотивов. Все это говорит про Довольно сильное вытеснение, отрицание и рационализацию И. своих агрессивных импульсов. Цели более чем в половине рассказов вообще отсутствуют, что говорит о том, что И. больше склонна к реак-
Анализ конкретного случая Анализ и интерпретация результ;
тивному поведению, чем к целенаправленному. Там, где они есть, они часто носят абстрактно-морализаторский характер (8, 11, 15, 16-1) либо направлены на преодоление возникших извне проблем (2, 9, И, 16-3, 18). Реалистичность и разработанность целей находится на разном уровне и не позволяет обнаружить какие-либо закономерности, как и спектр средств достижения целей. Напротив, временная локализация целей исключительно однородна: в настоящем. Таблица 6 Содержательные обязательные показатели (окончание)
Анализ конкретного случая Анализ и интерпретация результатов теста
I
Преграды в рассказах И. носят исключительно внешний характер, внутренние преграды встречаются лишь в "особом" рассказе 13 и, с оговоркой, в 18-м. В роли преград выступают исключительно агрессоры, манипуляторы, предатели и другие нехорошие люди, вплоть до такой метафизической преграды как несовершенство людей и реальности вообще (15). Одинаково часто преграды бывают активными и пассивными, что связано прежде всего с активностью героя и наличием у него собственных целей. Если эти цели есть, то преграда обычно выступает как пассивная, препятствуя их достижению, а если их нет, то преграда активизируется сама. Конфликты также являются по преимуществу внешними либо внутренними, отражающими внешние. Чисто внутренние конфликты редки. Дважды это конфликты типа (доверие х измена), (доверие х обман) (6, 18), один раз это чисто формальный и легко разрешимый конфликт в сфере иерархии жизненных планов влюбленных (8), и один раз — раздвоение чувств и аутоагрессия (в "особом" 13 рассказе). Встречаются и абстрактные конфликты добра и зла, идеалов и реальности (15, 16-1). Локализация конфликтов почти исключительно в настоящем, за исключением опять-таки рассказа 13. Три из четырех возможных позиций — деятельная, созерцательная и страдательная — встречаются почти с одинаковой частотой (соответственно, 7, 6 и 5 раз), а импульсивная — лишь единожды, причем в рассказе 13. В целом пассивные позиции преобладают над активными, а осознанность — над ее отсутствием. Это говорит о склонности И. к рационализации действий и преобладании нерешительности, выжидательной, реактивной линии поведения, хотя в ряде случаев она может проявлять активность. Исходы конфликтов и рассказов целесообразно рассматривать вместе, поскольку обычно они не совпадают, но логически связаны: исход рассказа — это следующий шаг после развязки конфликта. Как уже отмечалось, во всех рассказах, за исключением 13-го (который подробно рас- сматривался под этим углом зрения выше), конец счастливый, победный, безмятежный. Преодоление трудностей и победа над злом полная и окончательная; в отдельных случаях зло сохраняется, но уходит из жизни героев. Интересно, что ряд сюжетов завершаются тем, что персонаж, выступавший как антагонист героев или пособник зла (как правило, это материнская фигура), "перевоспитывается" и признает свою неправоту (2, 5, 12), а еще в нескольких сюжетах зло самоуничтожается (14, 16-1) или уничтожается с божественной помощью (11). Налицо отрыв целей и ценностей от средств: И. хочет уничтожить зло (и морально оправдывает его уничтожение), но не хочет делать это своими руками; пусть все это произойдет само собой. Таблица 7 Содержательные факультативные показатели
Д. Леонтьев 'Mr Анализ конкретного случая
|