Из таблицы 3 отчетливо видны основные особенности построения И. своих рассказов. Настоящее присутствует неизменно. Именно оно занимает все мысли и чувства. Прошлое и будущее, напротив, присутствуют не всегда, причем редко в полноценном виде, обычно или в укороченном варианте (особенно прошлое), или в формальном (особенно будущее). Действительно, прошлое не так важно, оно уже закончилось, и о нем нечего думать. Будущее — туманное, расплывчатое, радужное, немного нереальное: "все будет хорошо", но пути его достижения отсутствуют — хорошо станет само собой или это сделает Бог. Чувства и мысли встречаются одинаково часто, примерно в половине рассказов, иногда вместе, иногда порознь. Степень детализации — чаще всего высокая, иногда средняя. Как уже говорилось выше, в рассказах доминирует уровень описания (18 из 22), реже встречаются уровни сюжета (14), интерпретации (9), идентификации (8), обобщения (4). Интересно, что уровни интерпретации и идентификации встречаются только в первой серии, а обобщения — только во второй. Весь этот комплекс показателей говорит о неуверенности в себе, сильной фиксации на настоящем, на особенностях самого изображения, о недостаточной опоре на собственный опыт, а также о недостаточном планировании будущего.
Обратимся теперь к формальным факультативным показателям, прежде всего к характеристикам обращения со стимульным материалом. Из опущенных деталей заслуживает внимания только проигнорированная беремен-
; Анализ и интерпретация результатов теста
Таблица 4 Формальные факультативные показатели
2 11.
2.1.2. | 2.1.3.
гг.
2.3.
2.4.
2.5.1.
I 2.5.2.
2.5.3.
Обращение со
стимульным материалом
Особенности речи
опуск.
яеталай
лерц. искаж
допопн. детали
ухода
конмент.
обращ. с
сюжетов
лексика
штампы и
цитаты
оговорки и паузы
друг или подруга
разветвление
концов-ки
оцен. переут. [возраст)
компетентный
много пауз,
особенно в начале, заикание
беременность
лереут. (возраст)
оцен.
много пауз,
заикание
любимый подруга крест
переут.
(возраст) оцен.
паузы
Бывший люб... настоящий любимый человек
переут. (возраст), оцен.
Пр. речь
Бог
шельму метит. Его засосала морока!) трясина.
паузы
влюбленная
пара, мама
лереут. (возраст, век), □цен.
паузы любить своего мужа и
свою единств. дочь, ой, не своего мужа, а мужа этой дочери
бывший любимый
переут.
(возраст, профессия)
паузы
сестра
Переут. (возраст, _НЙ_
пр. речь.
пр. мысли
паузы
возлюбленный
—
Переут. (возраст)
пр.речь
паузы
мужчина1
Переут. [возраст, век), оцеп.
волонтир улики фраер
паузы
Анализ конкретного случая
оцеп., переут. (еозр., нац.),
мемор-
отступ-пение о еврействе
пр. речь рассказчика к героям
паузы
дракон
погоня СССР
оцен., спрэв. (соц-полит. Реалии, Горбачев)
отступление о политико-экономической ситуации
паузы заикание
лг
жених, возлюбленный
переут. (возраст. век. дни)
обштопать дельце
паузы
любовник
подмена (Дж.
Лондон)
оцеп,, переут. (век, время)
перенос в условность, сдвиг идентиф. на Труп
пр. речь (записка)
пэузы "открыта до... ну в общем полностью"
возлюбленный, бывшая
подруга
оцеп.
сдвиг центра на введенных персонажей
паузы
Бог, Дева Мария
переут. (возраст, век, даты)
слияние с ггредыд. рассказом, сдвиг центра на Деву Марию
паузы
16-
Дева Катерина, Павел,
младенец
описэт. Резонерство
имена
слияние с предыд. рассказом
16-
описат.
оцен.
слияние с предыд. рассказом
утренняя панихида (молиться)
16-3
—
описат.
оцен.
ледоаов
побоище
моряк
описат.
переут. (возраст)
редукция
фабулы
возлюбленный
в прямую
речь
переут. (век)
прямая речь, монолог
пр. речь
длинные паузы в
начале
животное.
марыш
описат.
девушка
—
оцен.
! I
i.:■-
Анализ и интерпретация результатов теста 217
ность женщины на картине 2. Этому можно было бы не придать значения, если не обратить внимания на то, что в рассказах практически нигде не фигурируют дети за отдельными и весьма специфическими исключениями: единичным сухим формальным упоминанием "будут дети" (3), младенцем Девы Марии (16-1) и инопланетным детенышем (19). Дети не входят нигде в картину светлого будущего, в котором сбываются мечты. Это особенно интересно, если учесть, что сама И. — ребенок из многодетной семьи. Отсутствие детей там, где они логично встраивались бы в общую картину, и их появление в рассказах по самым неопределенным картинам (16 и 19), к тому же в подчеркнуто дистанцированном, "очуж-денном" варианте (ребенок богоматери и инопланетный детеныш) заставляют предположить наличие специфических проблем в отношении к детям. Сюда же вписывается защитная реакция смеха при упоминании куклы в руках у девочки в рассказе 7. Можно даже предположить, что И. пришлось пережить аборт. Эта гипотеза небесспорна, но она объясняет одновременно и специфическое отношение И. к сексу и ее защиту от темы детей.
Перцептивные искажения также ограничены лишь одним случаем — неузнаванием дракона на картине ' 11. При этом сюжет от этого существенно не изменился, во всяком случае дракон вполне мог бы вписаться в; рассказ И. по этой картине. Возможно, это искажение не является диагностически значимым. Не исключено, однако, что оно связано с символическим смыслом образа дракона — как неконтролируемых иррациональных сил в глубинах собственного бессознательного. В этом случае перцептивная защита, выразившаяся в искажении образа дракона, может быть истолкована как ■ проявление конфликта бессознательных импульсов и стремящихся контролировать их проявление сил эго. Конечно, одного лишь вытеснения дракона недостаточно для того, чтобы всерьез обосновать эту гипоте-
Анализ конкретного случая
зу, но она согласуется с тем, что мь^ видим на основании других диагностических признаков.
Дополнительные детали многочисленны. И. вводит дополнительных персонажей в большинстве рассказов. Чаще всего (10 раз) это возлюбленный, или бывший возлюбленный, или влюбленная пара (5), или любимая девушка персонажа-мужчины (20), причем роль его иногда положительная, иногда наоборот. Гораздо реже (4 раза) это друг или подруга, обычно бывшая, чаше всего играющая в рассказе негативную роль.
Уходы немногочисленны, обычно по описательному типу (описательность, как было сказано выше, характерна для стиля И.). Уход подменяющего типа в рассказе 13 был подробно проанализирован нами выше.
Весьма типичны для рассказов И. оценочные комментарии и переуточнения. Обилие оценочных комментариев хорошо вписывается в общий морализаторский настрой И., которая пытается учить своих героев тому, что такое хорошо и что такое плохо. Переуточнения выступают в функ-щш опор для построения рассказа, компенсирующих внутреннюю неуверенность.
Особенности обращения с сюжетом проявляются только начиная с рассказа 10, преимущественно во второй серии. Это обширные, хоть и весьма примитивные и неграмотные историко-политические и философско-религиозные отступления (10, 11, 15, 16), сериальный характер ряда следующих друг за другом рассказов (14, 15, 16-1, 16-2, 16-3), сдвиг центра сюжета на дополнительных персонажей (14,15) и др. Весьма вероятно (и подтверждается другими показателями), что это свидетельствует об определенном расколе между общемировоззренческими взглядами и повседневной жизнью И., ее идеалами и реальностью: первые больше отражены в плохо структурированных и отвлеченных рассказах второй серии, а вторые — в отлакированных и часто слабо мотивированных, но вполне конкретных и структурированных сюжетах первой.
1 <■■
Анализ и интерпретация результатов теста 219
Речь И. характеризуется весьма пестрой лексикой, причем крайние пласты этой лексики (религиозная и истори-ко-политическая терминология, с одной стороны, и слегка приблатненные слова и выражения типа "фраер", "волон-тир", "обштопать дельце" и т.п., с другой) в равной степени кажутся чужеродным телом в ее рассказах, несвойственными ей заимствованиями из иных речевых пластов. Обилие пауз отражает общую неуверенность И. в себе, о которой уже неоднократно шла речь. На оговорках мы специально остановимся ниже.
Из числа тем или сфер однозначно лидирует интимная (14 рассказов), за ней идут социальная (8), семейная (5), абстрактно-философская (4). Удивляет практически полное отсутствие личной темы, связанной с перспективами будущего. Более понятно отсутствие сексуальной темы по причинам, обсуждавшимся выше, и профессиональной темы, которая совершенно не актуальна в данный момент для И. в связи с доминированием проблем интимного характера. Кстати, социальная и семейная темы практически везде появляются в дополнение к интимной как отдельные линии сюжетов с интимной доминантой.
Из особенностей идентификации вряд ли что-то заслуживает специального внимания. И. склонна достаточно легко, хоть и поверхностно, идентифицироваться с разными персонажами, смещать идентификацию по ходу рассказа с одного персонажа на другого. Легкость идентификации обусловлена как раз ее поверхностностью, а последняя — эго-центричностью И.
На первом месте среди потребностей закономерно выступает аффилиация — потребность в дружеских и интимных связях (14 рассказов). Все остальные потребности встречаются намного реже: на втором месте потребность порядка (5 раз, причем исключительно в рамках абстрактно-философских и религиозных тем), затем агрессия (4), оказание помощи и понимание (по 3). Стоит обратить внимание на особенности проявления потребности в агрессии: Два раза из четырех она возникает в виде аутоагрессии, а именно самоубийства, причем в расплату за более или менее тяжкие прегрешения (13 и 14), и два раза — как осуществление справедливого возмездия агрессору или Злу вообще (16-1, 16-3). Иначе говоря, агрессия всегда оправдана и мотивирована. Характерно, что рассказ по картине 18, провоцирующей агрессивные импульсы, оказался начисто ли-Щен каких-либо агрессивных мотивов. Все это говорит про Довольно сильное вытеснение, отрицание и рационализацию И. своих агрессивных импульсов.
Цели более чем в половине рассказов вообще отсутствуют, что говорит о том, что И. больше склонна к реак-
■атов теста
Анализ конкретного случая
Анализ и интерпретация результ;
тивному поведению, чем к целенаправленному. Там, где они есть, они часто носят абстрактно-морализаторский характер (8, 11, 15, 16-1) либо направлены на преодоление возникших извне проблем (2, 9, И, 16-3, 18). Реалистичность и разработанность целей находится на разном уровне и не позволяет обнаружить какие-либо закономерности, как и спектр средств достижения целей. Напротив, временная локализация целей исключительно однородна: в настоящем.
невозможность любить двоих [реальность х денности)
внутр.
прош.
И МП.
самоубийство
мужчины несчастливы
"маленькая хозяйке большого дома"
подруга
счастье X угроза
внеш.
наст.
действ.
отведение угрозы
счастливый финал, самоубийство врага
реальность
реальность х ценности
эбстр.
сквоэ.
созерц.
—
новый мессия
рели г. литра, "МК"
ttf-
нехорошие люди
доброх ало
внеш.
наст.
созерц.
самоуничтожение или уничтожение зла
возрождение Христа
^"
—
~~
—
—
—
—
—
W
агрессор, немцы
разные верования
внеш.
наст.
действ.
поражение агрессора
тобеда
№
—
стра-
чанио
доверие х
измена
енутр.
наст.
страд.
-
свадьба
"—
—
—
—
—
—
безня-
—
—
—
—
—
—
мастли-вый
—
Анализ конкретного случая
Анализ и интерпретация результатов теста
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
символы
оценки
конструкты
фиэич. состояния
особые темы
красивая,настоящая, справедливая жизнь х грязная жизнь, жизнь легкого поведения
само очарование, красивая, не искренний, не прямой, нет чистоты, глубины и светлости, интересной внешности, симпатичный, мужественное лицо, духовно красивая, дешевые люди, натура тонкая, искренний, чистый, благородный
любопытная натура, не такая уж богатая, низкий, подлый
книги, русский язык и литература, духовная жизнь, гармонично развитый человек
Анализ конкретного случая!| Анализ и интерпретация результатов теста
Преграды в рассказах И. носят исключительно внешний характер, внутренние преграды встречаются лишь в "особом" рассказе 13 и, с оговоркой, в 18-м. В роли преград выступают исключительно агрессоры, манипуляторы, предатели и другие нехорошие люди, вплоть до такой метафизической преграды как несовершенство людей и реальности вообще (15). Одинаково часто преграды бывают активными и пассивными, что связано прежде всего с активностью героя и наличием у него собственных целей. Если эти цели есть, то преграда обычно выступает как пассивная, препятствуя их достижению, а если их нет, то преграда активизируется сама.
Конфликты также являются по преимуществу внешними либо внутренними, отражающими внешние. Чисто внутренние конфликты редки. Дважды это конфликты типа (доверие х измена), (доверие х обман) (6, 18), один раз это чисто формальный и легко разрешимый конфликт в сфере иерархии жизненных планов влюбленных (8), и один раз — раздвоение чувств и аутоагрессия (в "особом" 13 рассказе). Встречаются и абстрактные конфликты добра и зла, идеалов и реальности (15, 16-1). Локализация конфликтов почти исключительно в настоящем, за исключением опять-таки рассказа 13.
Три из четырех возможных позиций — деятельная, созерцательная и страдательная — встречаются почти с одинаковой частотой (соответственно, 7, 6 и 5 раз), а импульсивная — лишь единожды, причем в рассказе 13. В целом пассивные позиции преобладают над активными, а осознанность — над ее отсутствием. Это говорит о склонности И. к рационализации действий и преобладании нерешительности, выжидательной, реактивной линии поведения, хотя в ряде случаев она может проявлять активность.
Исходы конфликтов и рассказов целесообразно рассматривать вместе, поскольку обычно они не совпадают, но логически связаны: исход рассказа — это следующий шаг после развязки конфликта. Как уже отмечалось, во всех рассказах, за исключением 13-го (который подробно рас-
сматривался под этим углом зрения выше), конец счастливый, победный, безмятежный. Преодоление трудностей и победа над злом полная и окончательная; в отдельных случаях зло сохраняется, но уходит из жизни героев. Интересно, что ряд сюжетов завершаются тем, что персонаж, выступавший как антагонист героев или пособник зла (как правило, это материнская фигура), "перевоспитывается" и признает свою неправоту (2, 5, 12), а еще в нескольких сюжетах зло самоуничтожается (14, 16-1) или уничтожается с божественной помощью (11). Налицо отрыв целей и ценностей от средств: И. хочет уничтожить зло (и морально оправдывает его уничтожение), но не хочет делать это своими руками; пусть все это произойдет само собой.