Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости

В этом разделе мы вернемся к рассмотрению результатов вышеизложенных исследований с несколько иной, более общей точки зрения, релевантной проблеме социальной справедливости.

Обсуждение этой проблемы проводится сейчас очень широко,, однако более средствами массовой информации и публицистики, нежели в собственно научной литературе. При этом внимание обращается на экономическую, социальную, политическую, юридическую стороны проблемы. И это, конечно, вполне оправдано. Объективная, экономическая, сторона проблемы является важнейшей. Без установления действительно справедливых отношений в сфере собственности, производства, потребления, юридического равенства людей перед законом, о какой бы то ни было справедливости говорить попросту не приходится. Однако дело не ограни-


 


94


95>


чивается только этой, объективной стороной проблемы. Существует и другая — субъективная, психологическая, нравственная — сторона, о которой сейчас все еще говорят редко, но которая, на наш взгляд, также очень важна. И пренебрежение к ней может иметь самые серьезные последствия. На психологических последствиях социальной несправедливости мы и сосредоточим здесь внимание.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что далеко не все формы несправедливости являются социально обусловленными. Разве справедливо, например, что одни красивы, а другие нет? И таких примеров можно привести немало. Мы предлагаем считать социальной только такие формы несправедливости, которые связаны преимущественно с групповой принадлежностью человека, то есть когда несправедливость обрушивается на человека не в силу каких-то его личностных черт или случайных обстоятельств, а именно и только потому, что он является членом такой-то социальной группы. Итак, по нашему определению, социальная несправедливость — это всегда несправедливость в отношениях между социальными группами, а не между отдельными индивидами. Это, следовательно, межгрупповая, а не межличностная проблема. В этом отношении мы полностью согласны с Г. Тэджфелом, настаивавшем на принципиальном психологическом различии личных (private) и социальных (social) форм несправедливости (1982).

Каковы же последствия социальной несправедливости? Каковы субъективные ощущения тех, кто принадлежит к группам, в чем-то обделенным, ущемленным, обездоленным, притесняемым и т. д.? Во что это может вылиться? Какие стратегии возможны в отношении групп, обладающих различным социальным статусом?

В зарубежной психологии эти проблемы изучались достаточно основательно. В зависимости от теоретической ориентации давались и соответствующие решения. Частично мы уже соприкасались с некоторыми из этих работ, в частности в главе о важнейших направлениях в исследованиях межгруппового взаимодействия за рубежом. Так, вполне определенный ответ на поставленные вопросы дается в необихевиористской концепции «фрустрация— агрессия». Согласно этой концепции, результатом любой фрустрации, включая относительную депривацию, — что, конечно же, и является одной из форм социальной несправедливости,— может быть только агрессия. Она может быть явной или скрытой, непосредственной или отсроченной (латентной), направленной на себя или на других. Наконец, она может быть в различной степени выраженной и открытой. Но какие-то формы агрессии должны, следуя логике этой концепции, возникать непременно. Данная теоретическая модель неоднократно привлекалась для объяснения и анализа забастовочных движений, межэтнических и расовых конфликтов, выступлений молодежи в 60-х годах и т. д. (Беркович, 1972; Гольдстейн, Сегалл (ред.), 1983; и др.).

Другая точка зрения была высказана Клайнбергом и Завал-лони (1969), согласно которой агрессивность низкостатусных групп


не является неизбежным следствием социальной несправедливости. По мнению этих авторов, низкостатусные группы усваивают отрицательные установки господствующих социальных категорий, что ведет к понижению их самооценки. Однако, для того чтобы избежать психологического дискомфорта, возможны стратегии: а) «ложной», или неправильной, идентификации, то есть восприятия себя как члена доминирующей группы, или б) установления психологической границы между собой и членами ингруппы, допущения, что негативные характеристики ингруппы не распространяются на образ «Я». По мнению Т. Петтиргю (1978), для сохранения высокой самооценки может происходит психологическое разделение между «действительной» личностной идентичностью и принадлежностью к низкостатусной, в данном случае расовой, группе.

Попытки совместить эти противоположные точки зрения, обе из которых имеют солидную фактологическую основу, были предприняты Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером (1979). Их подход позволяет проанализировать все возможные стратегии, которые потенциально могут использоваться подчиненными (низкостатусными) группами для достижения позитивной идентичности. В частности, авторы предложили схему (Тэджфел, Тэрнер, 1979), которая описывает все возможные стратегии взаимодействия между группами, обладающими различным социальным статусом, включая следующие: индивидуальную мобильность, социальную креативность (творчество), социальное соперничество.

Индивидуальная мобильность объединяет все формы попыток отдельных индивидов выйти из низкостатусной группы и примкнуть к высокостатусной. В ряде случаев это оказывается возможным благодаря индивидуальным усилиям, способностям, случайностям и т. п. Однако в целом ряде других ситуаций она оказывается принципиально невозможной. Например, когда существуют различия в статусе между группами по расовому, половому или этническому признакам.

Вторая и третья стратегии в отличие от первой являются коллективными: это стратегия социального творчества и стратегия социальной конкуренции. Вторая стратегия может приобретать разные формы, но все они связаны с пересмотром, переоценкой критериев сравнения, поэтому они и носят название «творчество»: 1) группа может искать новые основания для сравнения. Например, большие группы, потерпев неудачу в сравнении по экономическим успехам или власти, для сохранения позитивной социальной идентичности опираются на критерий гуманности, добросердечия, радушия и т. д. Школьный класс (малая группа), не имеющий 'приоритета в области успеваемости, пытается повысить групповую самооценку за счет спортивных достижений, оригинальности увлечений и т. д.; 2) социальное творчество выражается и в прямом изменении оценки основания сравнения от минуса к плюсу. Так, группа школьников может считать доблестью нарушение дисциплины и открытое неповиновение преподавателю; негритянская мо-


 


•96


4 Зак. 155


97


лодежь — испытывать не унижение, а гордость за свое африканское происхождение и влияние африканской культуры на культуру белых; 3) еще одна форма стратегии социального творчества — выбор аутгруппы для сравнения с более низким статусом,, примером тому может служить антисемитизм черного населения США или антиазиатские установки у иммигрантов из Вест-Индии.

Третья конкурентная стратегия приводится в действие тогда,. когда исчерпаны все разновидности второй и ни одна из них не привела к необходимому, по мнению Тэджфела и Тэрнера, итогу: установлению позитивных различий в пользу ингруппы. Социальная конкуренция — это стратегия установления позитивных отличий в прямом соревновании с членами аутгруппы, посредством которого группа может занять объективно более высокое положение.

Предлагаемая Тэджфелом и Тэрнером схема возможных стратегий во взаимодействии групп с различным социальным статусом оказывается значительно более содержательной и эвристичной по сравнению с предшествующими теориями, пытавшимися объяснить межрасовые и межэтнические конфликты, идеей «фрустрация— агрессия», теорий этноцентризма или реального межгруппового конфликта. Последняя теория, о которой уже говорилось выше (М. Шериф, 1966), по сути, сводит все формы межгруппового взаимодействия к третьей стратегии в схеме Тэджфела и Тэрнера. Главными здесь оказываются объективный конфликт интересов, стремление различных групп к обладанию дефицитными жизненными ресурсами — богатством, властью, престижем и т. д., что неизбежно порождает конкурентные отношения между группами, поскольку эти ресурсы неизбежно ограничены.

Итак, согласно теории социальной идентичности межгрупповое' соперничество, межгрупповые конфликты не являются неизбежным следствием социальной несправедливости. Это всего лишь один из вариантов сценария, по которому развертывается межгрупповое взаимодействие. Причем он «запускается» в действие лишь тогда, когда по каким-либо причинам не «работают» две первые стратегии, то есть невозможна или затруднена индивидуальная мобильность и не срабатывает ни одна из разновидностей «социального творчества». Этой стратегии Тэджфел и Тэрнер придают особое значение. Ведь любая разновидность этой стратегии— поиск новых оснований для межгруппового сравнения, изменение прежних валентностей в оценке характеристик групп или выбор другой аутгруппы в качестве референта для межгруппового сравнений — все же предпочтительней, по их мнению, явного межгруппового конфликта. По сути дела, вторая группа стратегий — альтернатива межгрупповой агрессии. Существование подобных «когнитивных» альтернатив в межгрупповых — межрасовых, межэтнических и любых других — отношениях способно предохранить общество от социальных катаклизмов. Таков, по-своему оптимистический, вывод Тэджфела и Тэрнера '.


Используя теоретические схемы Тэджфела и Тэрнера, Д. Мил-нер (1984), в частности, показал, что третья групповая стратегия может привести к прямому конфликту между доминирующей и подчиненной группами, тогда как социальная конкуренция затрагивает область реальных жизненных благ, таких, как жилье, образование, работа, власть и т. д. Напряженность отношений меж-ду группами зависит от того, каким образом воспринимается разница в статусном положении групп их членами. Так, например, в лабораторном исследовании Тэрнера и Брауна (1978) искусственно создавалась статусная разница в эксперименте между студентами естественных и гуманитарных факультетов. Оказалось, что восприятие этой разницы как постоянной и обусловленной различиями в интеллектуальных умениях, приобретенных благодаря образованию, уменьшает групповую предубежденность. Когда же члены низкостатусной группы воспринимали свое положение как необоснованное и нестабильное, резко возрастал уровень дискриминации по отношению к высокостатусной группе. В свою очередь члены высокостатусной группы стремились к дискриминации в том случае, если появлялась вероятность лишиться своего «законного» приоритета. По мнению Тэрнера и Брауна, «осознание когнитивных альтернатив способствует взаимному этноцентризму между группами, различающимися по своему статусу» (1978. С. 225). Влияние чувства стабильности и «законности» статусной разницы на межгрупповые отношения было подтверждено и последующими исследованиями на другом контингенте испытуемых (Норвелл, Уорчел, 1981; Влиминг, 1983).

Итак, главный пункт расхождений в споре между описанными выше точками зрения — это вопрос о том, всегда или не всегда социальная несправедливость выльется в прямой протест, явный конфликт между низкостатусными и высокостатусными группами. Что же касается психологических последствий несправедливости, то здесь заметно большее единство мнений. Коротко говоря, последствия социальной несправедливости в чисто личностном плане чаще всего негативны, деструктивны.

Хорошей иллюстрацией того, как отражается на человеке несправедливость в отношениях между группами, могут служить наши эксперименты, описанные выше, особенно те из них, в которых моделировались явно гандикапные, неравные, несправедливые ус-

1 Но, с другой стороны, концепция социальной идентичности оказывается еще более пессимистичной, чем теории этноцентризма и концепция реального межгруппового конфликта. Ведь, согласно этой концепции, даже тогда, когда не существует объективных противоречий между группами, когда нет «конфликта интересов» и несовместимых целей, все равно будет существовать неизбежное стремление к позитивной социальной идентичности, то есть стремление любой ценой отличаться, и отличаться со знаком «плюс», от релевантной аутгруппы. Фактически это означает неизбежность если уж не прямых столкновений и конфликтов, то, во всяком случае, определенной предвзятости по отношению к другим группам, искаженных, стереотипных и пристрастных оценочных суждений о других группах


 


98


4*


99


ловия взаимодействия. В этих условиях наблюдалось резкое усиление эффектов ингруппового фаворитизма в оценках и поведении наших испытуемых, возникновение конкурентных, конфликтных и защитных стратегий в межгрупповом взаимодействии. Напомним теперь сами эти экспериментальные условия. Итак, все названные процессы возникают, интенсифицируются, становятся выраженными тогда, когда:

1) Оценка результата в значимом для испытуемых межгрупповом взаимодействии (оценка достижений каждой группы произвольна, выносится извне без какого бы то ни было обсуждения с группой, а сами критерии, по которым она выносится, непонятны, двойственны, недоступны для понимания испытуемых);

2) само взаимодействие строится по принципу игры с «нулевой суммой» (выигрыш, победа одной стороны автоматически означает проигрыш, поражение другой);

 

3) при одновременном наличии первых двух условий группа терпит стабильный (постоянный) неуспех, неудачу (поражение, например если речь идет о межгрупповом соревновании);

4) существует прямая зависимость индивида от группы, например когда личный успех или неудача (пусть даже и чисто символические) зависят исключительно только от соответственно успеха или неудачи группы, членом которой он является;

5) нет ощутимой связи между индивидуальной активностью и степенью успешности, иначе говоря, от индивидуальных усилий человека конечный результат полностью не зависит;

6) при наличии всех вышеназванных условий существует возможность прямого сравнения, сопоставления ингруппового и аут-группового результата, то есть достижений, успехов обеих групп и их соответствующего вознаграждения (пусть и в чисто символической форме, в форме оценки) извне.

Особенно важна та часть экспериментальных данных, которая свидетельствует о том, что в этих условиях (следует оговорить, однако, что не во всех наших экспериментах присутствовал весь их набор) происходит и общее изменение структуры межличностных отношений в группе. При этом нам удалось зафиксировать два противоположных по значению типа этих изменений. С одной стороны, это увеличение групповой солидарности и сплоченности, укрепление межличностных связей внутри группы, повышение удовлетворенности от принадлежности к группе. Однако более распространенным оказался обратный по значению вариант: уменьшение удовлетворенности, разрыв внутригрупповых связей, увеличение ссор и конфликтов, девальвация групповых норм и ценностей, стремление покинуть группу.

Думается, что набор вышеперечисленных условий имеет достаточно большую «экологическую» валидность. Это значит, что если в реальной жизни будет возникать данный набор условий, то закономерным образом будут порождаться и обусловленные ими социально-психологические эффекты. С той лишь разницей, что в экспериментах (даже естественных) интенсивность, эмоциональ-

100


ная насыщенность, острота всех этих явлений, конечно, не может идти ни в какое сравнение с масштабом и силой их проявления в условиях реальной действительности. Здесь все эти явления — и общая неудовлетворенность, и разочарование в прошлых ценностях и идеалах, и разрыв нормальных человеческих связей, и ин-групповой фаворитизм, пристрастность, враждебность, агрессивность— могут достигать очень большой степени выраженности и остроты. Мы вправе предполагать, что всюду, где возникают условия, сходные с теми, которые моделировались специально в наших экспериментах, будет порождаться неизбежно и весь этот комплекс деструктивных социально-психологических феноменов.

Для того чтобы их предотвратить, необходимо устранить объективно существующую несправедливость в структуре отношений между группами. Обобщая выводы наших экспериментов и следуя логике используемых в них переменных, можно попытаться сформулировать и более операциональные рекомендации в этом направлении.

1. Критерии оценки любых дел и достижений группы людей должны быть абсолютно ясными и понятными для всех членов этих групп, независимо от их статусных соотношений. Даже большие межгрупповые различия, например в величине доходов, будут восприниматься как справедливые, если прямо и открыто аргументируется причина (или необходимость) такой диспропорции. Даже привилегии одних социальных групп перед другими могут быть оправданными в глазах и тех и других, они (привилегии) могут восприниматься даже как справедливые, если только эти привилегии не маскируются, не скрываются, не замалчиваются, а, напротив, декларируются совершенно открыто и с соответствующим объяснением в пользу правомерности и необходимости их существования. Иначе говоря, статусные различия, существующие между группами, со всеми вытекающими отсюда последствиями должны войти, как и все остальное, в «зону гласности».

2. Достижение какого-то значимого для человека результата и соответствующая оценка, вознаграждение, признание должны быть связаны преимущественно с его собственными усилиями, способностями и т. п., а не зависеть от внешнего произвола, счастливого стечения обстоятельств или милости сильных мира сего. Не должно оно также быть жестко связано и с общегрупповыми стандартами, то есть быть автоматическим результатом некоторых «среднегрупповых» показателей.

3. Если два предыдущих условия по каким-либо причинам не выполняются или недостижимы, то, рассуждая чисто логически, следовало бы исключить всякую возможность социального сравнения, в особенности между группами, обладающими неодинаковым социальным статусом, вплоть до полной невозможности меж-групповых контактов между ними, устранения всякой информации, создания всяческих барьеров и преград.

Так, например, и была организована империя Инков в течение нескольких столетий до завоевания континента европейцами.

101


По этому же пути шла и наша страна до апреля 1985 г. Путь этот действительно позволяет достичь социальной стабильности в течение определенного времени. Но в конечном счете этот путь тупиковый, а видимая защищенность подобных обществ от социальных катаклизмов на самом деле является иллюзорной. Социальная несправедливость, как свидетельствует история, может продолжаться, существовать достаточно долго, но рано или поздно порождаемые ею противоречия становятся более нетерпимы. Социальная несправедливость — это мина замедленного действия, постоянно тлеющий источник для пламени коллективной ненависти и агрессии. А пламя рано или поздно вспыхивает во всю свою мощь.

То, что мы хотели показать нашими экспериментами, дополняет эти истины лишь в одном направлении. Даже если ничего подобного вроде бы и не происходит, ничто не предвещает грядущих социальных катаклизмов, негативные последствия социальной несправедливости очень легко обнаружить по крайней мере в одной сфере, в сфере психологической. Пусть не всегда и не сразу видны отрицательные последствия социальной несправедливости в плане экономики, политики, права и т. д. Однако психологический вред ее заметен абсолютно всегда. Более того, наибольший психологический ущерб оказывается именно тогда, когда внешне в социально несправедливом обществе все вроде бы обстоит спокойно. Но беспристрастный взгляд психолога всегда может безошибочно за этой кажущейся безмятежностью и спокойствием обнаружить признаки деморализации населения, глубокого психологического кризиса. В этой связи можно высказать следующую гипотезу: возможно, отрицательные общественные последствия социальной несправедливости и отрицательные же, но психологические последствия ее находятся между собой в обратных и даже реци-прокных отношениях. Иначе говоря, чем масштабнее одни из них, тем меньше выражены другие. Не потому ли эпохи социальных катаклизмов, несмотря на неимоверные трудности, лишения и жертвы, сопровождаются массовой самоотверженностью, ощущением наполненности, осмысленности жизни, верой и надеждой? Не потому ли любая борьба против социальной несправедливости благотворно действует на то, что, выражаясь специальным психологическим языком, называется «ростом личности»? И не потому ли, наконец, эпохи стагнации и видимого спокойствия в обществе, отмеченные печатью социальной несправедливости, одновременно отмечены и массовой апатией населения, безверием и цинизмом, пессимизмом и утратой идеалов?


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

В предыдущей главе, обсуждая психологические последствия социальной несправедливости, мы фактически уже перешли от микро- к макроуровню анализа межгруппового взаимодействия. Такой уровень обладает качественной спецификой и предъявляет новые требования как к методам эмпирического исследования, так и к средствам концептуального анализа. Здесь не может идти и речи о непосредственных контактах между теми или иными социальными группами в целом. В лучшем случае в непосредственном межгрупповом взаимодействии участвуют лишь их отдельные представители. Что касается малых групп, то решительно все ключевые моменты, связанные с их возникновением, развитием, трансформациями групповых структур и с окончанием их существования как социальной целостности, решительно все, повторяем, может быть в принципе контролируемым и моделируемым как в лабораторных, так и в естественных условиях.

В принципиально иной ситуации оказывается исследователь, приступающий к изучению больших групп. Большие группы имеют очень длительную историю, недоступную и неподвластную исследователю, масштабы и их изменения во времени зачастую просто несоизмеримы с временными и пространственными рамками деятельности ученого. Количество и характер переменных настолько велики и многообразны, что только в силу этого, не говоря уже о трудностях иного порядка, не только их строгий контроль в исследовании, но и возможность построения моделей, достаточно близко приближавшихся бы к реальности, представляется делом исключительной сложности.

Не этим ли обстоятельством объясняется продолжающийся до сих пор разрыв между характером и типом исследования малых и больших групп в социальной психологии? Такое положение очень часто приводит к тому, что психологи, приступая к анализу макропроблем, незаметно для себя утрачивают собственную профессиональную позицию, фактически переходя на иную профессиональную платформу — социологическую, историческую, лингвистическую и т. д., причем в том, что касается методов исследования и самой концептуальной основы, исходных теоретических принципов.

Спора нет, любая большая группа в отличие от малых является междисциплинарным полем и объектом исследования, по крайней мере с одной, а чаще с несколькими другими обществен-


103


ными и гуманитарными науками. Но тем настоятельнее, на наш взгляд, необходимость разработки и отстаивания собственной специфики, видения собственного предмета каждой из смежных дисциплин. Междисциплинарный синтез, блестяще доказавший свою плодотворность в естественных науках, возможен только на основе осознания принципиальной предметной и методической специфики, и означает он как раз нечто прямо противоположное междисциплинарной размытости и аморфности.

Эта аморфность и размытость, отсутствие собственного ракурса, собственного видения проблем, словом, все то, что и определяется термином «предметная специфика» дисциплины, повлияли на то, что до самого последнего времени проблематика больших групп находилась на глубокой периферии психологической науки, а качество и количество исследований разочаровывали даже наиболее оптимистично настроенных ученых. Отсутствие интереса и оригинальных содержательных идей нередко объяснялось «архаичностью» тематики: действительно, изучение больших групп, в том числе и психологическое, началось задолго до оформления психологии в самостоятельную науку, а затем социальной психологии — в самостоятельную отрасль последней. Спекулятивный и упрощенный характер подходов и концепций XIX в., в целом достаточно скудный итог многих десятилетий работ обескураживали исследователей в прошлом, это во многом справедливо и для сегодняшнего дня.

Между тем психологический анализ проблематики больших групп становится все более необходимым. В нем остро нуждается фундаментальное теоретическое знание, требуют этого и актуальные запросы практики. По самому своему характеру подобные исследования обладают одним бесспорным преимуществом: потенциальной возможностью иметь значительно большую, чем при лабораторном изучении малых групп, внешнюю, или «экологическую», валидность. Разумеется, возможно это лишь при условии концептуальной осмысленности теоретических построений и методической корректности используемых эмпирических процедур.

Сосредоточив в последующих главах внимание на межгрупповых аспектах исследования больших групп в соответствии с общим замыслом монографии, мы тем самым с самого начала сознательно ограничиваем спектр рассматриваемых проблем. Иначе говоря, выдвигаемые здесь идеи и подходы никак не претендуют на исчерпывающий анализ социально-психологической проблематики больших групп в целом. Это лишь один из возможных подходов к плодотворному психологическому исследованию больших социальных групп.

Мы посвятим специальные главы вопросам межэтнического взаимодействия, а также некоторым межгрупповым аспектам в профессиональной и трудовой деятельности. Мы затронем также проблему половой идентичности человека и роли полоролевых стереотипов в регуляции социального взаимодействия. В этой же главе речь будет идти о взаимосвязи между психологическими и эт-


некультурными переменными, о современном состоянии и перспективах развития этнопсихологического знания. Мы приведем также ряд экспериментальных данных, иллюстрирующих возможности сравнительно-культурного подхода в изучении процессов общения и взаимодействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...