Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Арбитражная практика МКАС.

1. По делу от 31 августа 2006 г. N 9/2005 иск был предъявлен предприятием из Сербии и Черногории (продавец) к российской организации (покупатель) в связи с неоплатой товаров, поставленных в 2001 г. по контракту международной купли-продажи, заключенному сторонами 28 апреля 2001 г. Истец требовал погашения суммы задолженности с начислением на нее процентов годовых, а также возмещения судебных расходов.

Ответчик в предоставленных письменных объяснениях по иску заявил о предъявлении иска ненадлежащим истцом, поскольку контракт ответчиком заключался с другой организацией из Сербии и Черногории. Он утверждал, что организация, от имени которой подписан контракт, существует в рамках государственного объединения со сложной организационной структурой, созданного государством на основе специального нормативного акта 1991 г., отличающегося в этом качестве от частноправовых образований. Даже если она и не имеет статуса юридического лица, она является самостоятельным субъектом права, обладающим собственной правоспособностью, т.е. способностью приобретать права и обязанности в гражданском обороте. Эта организация, являясь особой организацией в виде "части предприятия", наделенной собственной специальной правоспособностью (ст. 12 Закона Сербии "О создании государственного объединения, предъявившего иск"), обладает и процессуальной способностью выступать в качестве истца или ответчика. Согласно ст. 1203 ГК РФ к деятельности (в отличие от статуса) таких организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, применимо российское право; следовательно, надлежало руководствоваться нормами ГК РФ касательно деятельности юридических лиц, в том числе о праве на судебную защиту (ст. 48 ГК РФ).

Арбитры признали обоснованными и соответствующими законодательству утверждения представителя предприятия, предъявившего иск, о том, что организация, от имени которой подписан контракт, как часть предприятия, являющегося юридическим лицом, осуществляла полномочия, предоставленные ей уставом предприятия, предъявившего иск, действовала в правовом обороте, включая совершение договоров, от имени и за счет самого предприятия, несущего полную ответственность по его обязательствам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2006 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2008. С. 236 - 256.

 

2. По другому делу от 4 сентября 2003 г. N 187/2001 вопрос о правомочиях истца (фирмы, находящейся в стадии ликвидации) решен на основании права Италии, являющегося личным законом истца, с учетом заключения итальянского адвоката о применении норм итальянского законодательства.

Предметом рассмотрения состава арбитража в рамках данного процесса являлись требования итальянской фирмы, предъявленные к российской организации из контракта международной купли-продажи, заключенного сторонами 1 декабря 1999 г., и Соглашения о техническом обслуживании изделий от 21 декабря 1998 г. Истец требовал признания контракта расторгнутым и возмещения упущенной выгоды в связи с непоставкой ответчиком товаров, предусмотренных контрактом, а также компенсации расходов, понесенных им при осуществлении гарантийного обслуживания изделий продавца, в соответствии с Соглашением о техническом обслуживании.

Сторонами по данному делу являются российское и итальянское юридические лица. Ответчик - организация, имеющая местонахождение на территории России. Истец - общество с ограниченной ответственностью с местопребыванием в Италии, находящееся в данное время в стадии ликвидации. В связи с этим возник вопрос о правомочии названной фирмы выступать в арбитраже. Поскольку этот вопрос должен разрешаться по праву Италии как личному закону фирмы, истец представил заключение римского адвоката от 21 марта 2003 г. с разъяснениями итальянского законодательства по данному поводу. Из этого заключения следует, что в силу ГК Италии общество, находящееся в стадии ликвидации, может быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, действуя через уполномоченных лиц - членов ликвидационной комиссии. В этих условиях истец был признан надлежащей стороной по делу, с чем согласился и ответчик <1>.

--------------------------------

<1> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2003 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2004. С. 170 - 185.

 

3. По делу от 10 января 2001 г. N 101/2000 иск был предъявлен польской фирмой (продавец) к российской организации (покупатель) в связи с неполной оплатой товаров, поставленных по двум контрактам международной купли-продажи товаров, заключенным сторонами 16 сентября 1997 г. и соответственно 26 января 1998 г.

Истец требовал погашения задолженности, уплаты договорной неустойки за поддержку платежа, а также возмещения расходов по уплате арбитражного сбора и на ведение арбитражного процесса. Ответчик, не отрицая факта задолженности в предъявленной истцом сумме, оспаривал право истца на предъявление иска, ссылаясь на несовпадение указания о правовой форме истца в контракте и в исковом заявлении, а также на отсутствие указаний об основаниях полномочий должностного лица истца, выдавшего доверенность адвокату. Рассмотрев ходатайство ответчика о прекращении по этим основаниям арбитражного разбирательства, состав арбитража его отклонил, приняв во внимание представленную истцом выписку из Торгового реестра районного суда г. Варшавы и установив, что истец зарегистрирован в Торговом реестре именно под тем названием, которое указано в исковом заявлении и в контрактах, а лицо, подписавшее контракты и полномочия адвокату, обладает правом на это <1>.

--------------------------------

<1> См.: Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2001 - 2002 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2004. С. 23 - 26.

 

Одним из основных условий для успешного осуществления контракта внешнеторговой купли-продажи является выбор подходящего партнера (контрагента).

Выбор контрагента в большей степени зависит от характера контракта внешнеторговой купли-продажи, а также от его предмета.

При выборе контрагента исключительно важно изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, а именно:

а) технологический - изучение технологического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;

б) научно-технический - сведения об организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и о затратах на них;

в) организационный - изучение организации управления фирмой;

г) экономический - оценка финансового положения и возможностей фирмы;

д) правовой - изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству <1>.

--------------------------------

<1> См .: Дегтярева О.И. Организация и техника внешнеторговых операций. М.: ДатаСтром, 1992. С. 19.

 

В зависимости от целей и характера деятельности субъектов контракта внешнеторговой купли-продажи можно разделить на несколько категорий:

1) фирмы;

2) союзы предпринимателей;

3) государственные организации (государственные торговые предприятия).

Основная часть международных коммерческих операций осуществляется фирмами.

Фирма (от лат. firmus - сильный, надежный; англ. firm; ит. firma) - 1) в гражданском и торговом праве - фирменное наименование организации, обладающей правами юридического лица или индивидуального коммерсанта; 2) в обыденном правосознании - синоним понятия "коммерческая организация"; 3) в средневековой Англии - форма денежных платежей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тихомирова, Л.В. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2006. С. 909.

 

Под фирмой понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий коммерческую деятельность и зарегистрированный в определенной форме.

Существует следующая классификация фирм:

1) в зависимости от вида хозяйственной деятельности и характера совершаемых операций - промышленные, страховые, строительные, торговые, транспортные, туристические и т.д.;

2) в зависимости от характера собственности - государственные, государственно-частные, частные;

3) в зависимости от принадлежности капитала и контролю - национальные, смешанные, международные (транснациональные корпорации).

В соответствии со ст. 2 Конвенции о транснациональных корпорациях (далее - Московская конвенция 1998 г.) <1> транснациональная корпорация представляет собой:

--------------------------------

<1> Российская Федерация не участвует в настоящей Конвенции.

 

юридическое лицо (совокупность юридических лиц);

имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более государств;

образованное юридическими лицами двух и более государств;

зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с Московской конвенцией 1998 г.

Корпорация создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным не запрещенным законодательством государства способом. Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства - места ее регистрации.

Регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование и организационно-правовую форму корпорации с обязательным включением в него словосочетания "транснациональная корпорация".

Г.Е. Авилов отмечает следующие основные преимущества, которые предопределили лидирующую роль транснациональных корпораций в мировой экономике:

1) несмотря на потерю зависимыми компаниями оперативной самостоятельности, они сохраняют свою правосубъектность и продолжают выступать в обороте от своего имени, что немаловажно при наличии налаженной системы сбыта и прочих деловых связей;

2) образование группы компаний позволяет достичь практически такой же централизации принятия решений и концентрации капитала, что и слияние компаний, но не связано с обременительной и дорогостоящей процедурой, предусмотренной законодательством о компаниях всех стран для слияния компаний;

3) компания, контролирующая группу, имеет возможность проводить гибкую экономическую политику, оперативно вносить коррективы в структуру и приоритеты производства, приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, и извлекать таким образом сверхприбыли;

4) поскольку механизм образования группы легко преодолевает государственные границы, группа - наиболее удобный способ концентрации капитала в международном масштабе <1>.

--------------------------------

<1> См .: Авилов Г.Е. Унификация законодательства о группах компаний в странах ЕЭС // Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву // Труды ВНИИСЗ. М., 1989. Вып. 44. С. 100, 101.

 

Союзы предпринимателей существуют в форме холдингов, финансово-промышленных групп, концернов, консорциумов, корпораций, синдикатов, пулов и др.

Холдинг - это форма предпринимательского объединения (промышленно-хозяйственный или финансовый комплекс), представляющая собой группу взаимосвязанных юридических лиц, в которой холдинговая компания (основное общество, головная компания) вправе управлять деятельностью других участников холдинговых отношений в силу преобладающего участия в их уставном капитале, либо в соответствии с договором, либо иным образом, путем определения принимаемых такими обществами решений в целях выполнения общих задач и обеспечения эффективного функционирования холдинга в целом.

Исходя из указанного определения можно выделить следующие признаки холдинга:

1) долевое участие в капитале и контроль (управление) за деятельностью дочерних и зависимых компаний;

2) юридическая независимость структур, объединяющихся посредством холдинга;

3) единая экономическая политика.

Холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, поскольку они позволяют сочетать гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций.

Холдинговые объединения могут быть созданы с участием юридических лиц различных организационно-правовых форм, а не только как совокупность основного хозяйственного общества (товарищества) и дочерних обществ. Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих и некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Исключение установлено только в части кредитных организаций: унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) этих организаций.

Финансово-промышленная группа - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основании договора в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 115-ФЗ "О признании утратившим силу Федерального закона "О финансово-промышленных группах").

 

Различают следующие разновидности финансово-промышленных групп:

национальные - объединяют ее участников - организации, созданные на территории одного государства;

транснациональные - объединяют ее участников - организации, находящиеся под юрисдикцией нескольких государств, например участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения. Транснациональные финансово-промышленные группы нередко образуются на основе соответствующих межправительственных соглашений;

международные (межгосударственные) - создаются на основе межправительственного соглашения в целях объединения и координации финансовых и производственных усилий организаций определенных отраслей экономики государств, т.е. для выполнения внутренних и внешних функций государств.

Концерн (англ. concern) - форма договорного объединения юридических лиц для совместной экономической деятельности, при которой под единым руководством головного предприятия находятся несколько зависимых предприятий.

Образование концерна предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, который планирует и проводит единую экономическую политику, централизованно распределяя часть финансов. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов.

Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - временное объединение независимых хозяйствующих субъектов для осуществления крупномасштабной финансовой или торгово-промышленной операции.

Для участников консорциума характерна временная консолидация сырьевых, технических, финансовых и других ресурсов по реализации совместного проекта. Договор о создании консорциума построен на условиях равноправия и независимости участников. Членство в консорциуме добровольное, выйти из него можно в любой момент.

Соглашение о консорциуме может быть заключено для участия в международных торгах, оказания любого вида услуг, при реконструкции и модернизации промышленных объектов, создании объектов за рубежом. После выполнения задачи консорциум прекращает свою деятельность или преобразовывается в другой вид объединения.

Корпорация (от лат. corporation - сообщество) - это:

1) юридическое лицо;

2) коммерческая организация, в отношении которой ее участники имеют обязательственные права;

3) организация, объединяющая на основе договора лиц либо созданная одним лицом, ответственность которых ограничена;

4) участник гражданского оборота с четкой организационной структурой, включающей в себя структуру органов ее управления, высшим среди которых является общее собрание ее участников (членов).

Пул (англ. pool) - форма объединения предпринимателей, распространенная в сфере услуг: биржевых, патентных, страховых, транспортных и др.

Прибыли участников пула поступают в общий фонд, а затем распределяются между ними в заранее установленных пропорциях.

Создание пулов в Российской Федерации возможно в соответствии со ст. 14.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". На основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) страховщики могут совместно действовать без образования юридического лица в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования (страховые и перестраховочные пулы).

Синдикат - объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий посредством общего поставщика, что позволяет оптимизировать расходы на маркетинг, рекламу и сбыт продукции участников. Синдикат берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности с сохранением хозяйственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий.

Трест - объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются, теряя свою юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность. Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Государственные организации (государственные торговые предприятия). Данные субъекты выступают в качестве контрагентов и в таких коммерческих операциях, как продажа-покупка сырьевых и продовольственных товаров, заказы на строительство крупных промышленных объектов, арендные операции и т.д.

Раскрывая понятие сторон контракта внешнеторговой купли-продажи, необходимо рассмотреть характеристику тех организационно-правовых форм, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность.

 

§ 2. Организационно-правовые формы субъектов контракта

по законодательству Российской Федерации

 

Под организационно-правовой формой понимаются способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из приведенного определения выделим следующие две группы признаков организационно-правовой формы.

I группа отражает организационную связь любого юридического лица с правом, законодательством:

юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законодательством;

любое юридическое лицо может образовываться только в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом;

юридическое лицо правомочно действовать лишь в тех пределах, которые определены законом для того вида организационно-правовой формы, к которому принадлежит данное юридическое лицо;

на всех юридических лиц, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились, распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.

II группа отражает главное в характеристике юридического лица, его имущественный статус:

каждый вид организационно-правовой формы дает четкий ответ на вопрос о происхождении имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо, и, соответственно, об основании владения этим имуществом;

организационно-правовая форма раскрывает внутренние имущественные отношения юридических лиц: состав имущества, отношение к нему учредителей юридического лица, каким образом осуществляется распоряжение имуществом;

организационно-правовая форма четко определяет, каким имуществом отвечает юридическое лицо по своим обязательствам.

Следует подчеркнуть, что критериями выбора организационно-правовой формы являются:

цели и виды деятельности, возможность извлечения прибыли;

распределение прибыли;

ответственность учредителей (участников);

налогообложение;

учет и отчетность;

минимальный размер имущества организации;

передача имущества организации ее учредителям (участникам);

возможность участников получить часть имущества организации при выходе из нее и при ее ликвидации;

управление <1>.

--------------------------------

<1> См.: Денисова Н.И., Диянова С.Н., Штессель Э.М. Организация предпринимательства в сфере коммерции. С. 227.

 

Исходя из целей предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст. 66 ГК РФ).

Полными признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ).

Товариществами на вере (коммандитными товариществами) признаются товарищества, в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ст. 82 ГК РФ).

Обществами с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 87 ГК РФ).

Обществами с дополнительной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ).

Акционерными обществами признаются общества, уставный капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 ГК РФ).

Открытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (ст. 97 ГК РФ).

Закрытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, акции которых распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц (ст. 97 ГК РФ).

Производственными кооперативами (артелями) признаются добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК РФ).

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее - фермерское хозяйство) признаются объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Важно отметить, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Согласно ст. 3 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

Унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, признаются федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие.

Унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления, признаются федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Учредителем унитарного предприятия могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и т.д.).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, - это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

К числу основных признаков некоммерческих организаций относятся:

1) отсутствие получения прибыли как основной цели деятельности (т.е. не бесприбыльная деятельность вообще, а именно отсутствие получения прибыли как цели), так же как и ограничение в распределении полученной прибыли - ее нельзя распределять между участниками такой организации;

2) возможность создания некоммерческих организаций не только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены в ГК РФ (что характерно для коммерческих организаций), но и в иных формах, предусмотренных иными федеральными законами;

3) специальная правосубъектность;

4) целевой характер использования имущества, остающегося при ликвидации.

Потребительскими кооперативами признаются добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...