Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выделим некоторые понятия.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

Важно отметить, что при определении рыночных цен товаров, работ или услуг:

1) принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок;

2) учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Кроме того, при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

 

§ 5. Условие оплаты

 

В разделе "Условие оплаты" целесообразно указывать следующее.

1. Валютные условия контракта, а именно наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с Общероссийским классификатором валют (далее - ОКВ), используемым для целей таможенного оформления.

ОКВ входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, он предназначен в целях:

а) использования при прогнозировании внешних экономических связей;

б) учета валютных поступлений и платежей;

в) применения в бухгалтерском и статистическом учете;

г) оперативной отчетности по операциям, связанным с международными расчетами;

д) контроля за соблюдением договорной и платежной дисциплины.

Объектами классификации ОКВ являются валюты - денежные единицы стран и территорий.

В классификаторе каждая позиция структурно состоит из трех блоков:

1) блок кодов, который содержит трехзначный цифровой код валюты и ее трехбуквенный код, составленный из прописных латинских букв;

2) блок наименований, который включает в себя наименования валют;

3) блок признаков, содержащий краткие наименования стран и территорий, в которых данная валюта является их денежной единицей.

В классификаторе валюты расположены в порядке возрастания их цифровых кодов.

Например:

643 RUB - российский рубль, Россия (643 - цифровой код валюты; RUB - буквенный код валюты; российский рубль - наименование валюты; Россия - страна, в которой данная валюта является ее денежной единицей).

...

974 BYR - белорусский рубль, Беларусь (974 - цифровой код валюты; BYR - буквенный код валюты; белорусский рубль - наименование валюты; Беларусь - страна, в которой данная валюта является ее денежной единицей).

2. Сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении.

3. Финансовые условия, где отражаются способы платежа <1> (наличный платеж <2>, платеж с авансом <3>, платеж в кредит <4>) и формы расчетов по контракту (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты по инкассо и др.).

--------------------------------

<1> Способ платежа определяет, когда должна осуществиться оплата товара по отношению к его фактической поставке.

<2> Наличный платеж - это полная или частичная оплата товара до срока или в момент перехода товара либо товарораспорядительных документов в распоряжение покупателя.

<3> Платеж с авансом - это выплата покупателем поставщику согласованных в контракте сумм до передачи товара в его распоряжение, а чаще всего до начала исполнения заказа.

<4> Платеж в кредит предусматривает расчет по сделке на основе предоставленного экспортером импортеру фирменного кредита.

 

В арбитражной практике МКАС споры, связанные с расчетами сторон, являются наиболее распространенной категорией дел.

Как отмечает М.Г. Розенберг, при осуществлении расчетов следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, не всегда в экспортных контрактах российских организаций четко формулируются условия платежа, что приводит в дальнейшем к недоразумениям.

Во-вторых, в контрактных условиях платежа часто не учитывается, что по вопросам, которые не предусмотрены в аккредитиве, соответствующем условиям контракта, будут применяться диспозитивные положения UCP.

В-третьих, даже если условия расчетов четко сформулированы в контракте, нередко извещения банка, содержащие условия открытого аккредитива, не сопоставляются с контрактом. В результате своевременно не заявляются возражения против допущенных иностранными покупателями отступлений от условий контракта, что приводит к невозможности получить платеж с аккредитива далее при том, что российский продавец полностью соблюдал условия контракта.

В-четвертых, обнаружив в аккредитиве отступления и возразив против них, отечественные организации в ряде случаев поставляли товары, несмотря на то что иностранный партнер не вносил требуемых изменений в аккредитив и это серьезно затрудняло получение оплаты за поставленный товар.

В-пятых, по импортным контрактам осуществлялась предоплата без получения гарантий возврата платежа в случае невыполнения обязательств иностранным продавцом.

В-шестых, и российские организации, не выполняя или несвоевременно выполняя свои платежные обязательства по импортным контрактам, нередко не учитывали имущественных последствий таких нарушений. В результате размер потерь серьезно увеличивался <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.Г. Розенберга "Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2006 (издание третье, исправленное и дополненное).

 

<1> См.: Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарии к правовому регулированию и практике разрешения споров. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2004. С. 209.

 

§ 6. Условия поставки

 

В ходе осуществления международной торговли сложились определенные обычаи, которые получили название "базисные условия поставок".

Базисные условия поставки, являясь одним из наиболее важных элементов контрактов внешнеторговой купли-продажи товаров, представляют собой совокупность основных обязанностей контрагентов по транспортировке и страхованию товаров на пути движения их от продавца к покупателю. В частности, они касаются места и момента сдачи товара, момента перехода риска, распределения между сторонами расходов и т.п.

Как справедливо отмечает Е.Ф. Прокушев, применение базисных условий поставки существенно рационализирует механизм действий контракта на основе упрощения в составлении и согласовании его позиций и статей, оказании помощи контрагентам в отыскании равноправных способов разрешения возникающих разногласий, устраивающих обе стороны <1>.

--------------------------------

<1> См.: Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. М.: Дашков и К, 2005. С. 205.

 

Значение базиса поставки определяется следующими обстоятельствами:

местом и моментом выполнения продавцом своих обязательств по поставке товаров покупателю (соответственно, этот день считается датой поставки);

моментом передачи товара продавцом в распоряжение покупателя;

моментом, до которого все расходы, связанные с поставкой товара, несет продавец, а последующие расходы возлагаются на покупателя;

моментом перехода с продавца на покупателя рисков утраты товара (полной либо частичной) или его повреждения, причем если покупатель надлежащим образом не принимает поставку, переход расходов и рисков на покупателя может предшествовать физической отгрузке товара.

Кроме того, базисные условия поставки определяют и другие обязанности продавцов и покупателей, а именно:

кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территории стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом;

обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров;

обязанности сторон по страхованию грузов;

место и время перехода с продавца на покупателя рисков случайного повреждения или утраты товара.

А.П. Белов по вопросу выбора базиса поставки рекомендует российским предпринимателям следующее:

1) при выборе базиса поставки использовать ИНКОТЕРМС-1990 и, выбрав его, указать в контракте, что соответствующий базис понимается согласно ИНКОТЕРМС-2000, т.е. сделать эти условия частью сделки для обязательного применения;

2) при определении базиса поставки согласно обычаям какого-либо порта следует ознакомиться предварительно с таким обычаем, установить, что под ним понимается и какие обязанности возлагаются на продавца и покупателя;

3) если в переговорах с иностранным контрагентом возникает необходимость применения к заключаемому контракту материального права контрагента и частью этого права, регулирующего базис поставки, является закон (Испании, Ирака, США и др.), необходимо ознакомиться предварительно с этим законом, чтобы при реализации сделки знать свои обязанности и не допустить ошибок;

4) при определении базиса поставки не допускать его "извращения", т.е. не менять его сущности.

В практике коммерческой деятельности российских предпринимателей встречались случаи неправильного обозначения и применения избранного базиса поставки. Например, имели место случаи, когда в контракте, заключенном между российской и иностранной фирмами, предусматривалась поставка товара из Канады (г. Монреаль) в Россию (г. Екатеринбург) на условиях СИФ - Екатеринбург. Такое условие неправомерно, поскольку базис СИФ применяется только при перевозках водным путем - от порта отправления до порта назначения <1>.

--------------------------------

<1> См .: Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практ. пособие. М.: Юстицинформ, 2001. С. 64, 65.

 

Первая группа - термины группы "E".

E - отгрузка.

EXW (ЕХВ) - франко-завод (...название места). Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар был передан им в распоряжение покупателя в помещении продавца. Продавец при этом не несет ответственности за погрузку товара на предоставленное покупателем транспортное средство и за экспортную таможенную очистку товара, если иное не оговорено специально. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара из помещения продавца до места назначения.

Основные обязанности продавца:

передать товар в месте своего нахождения.

Основные обязанности покупателя:

принять товар в месте нахождения продавца;

оплатить товар;

осуществить за свой счет и на свой риск все необходимые действия для доставки товара в пункт назначения.

Особенности применения данного условия в коммерческой практике можно проиллюстрировать следующим примером из практики МКАС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...