Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Арбитражная практика МКАС.

По делу от 10 сентября 2001 г. N 228/2000 спор возник между российским покупателем и индийским продавцом в связи с требованием покупателя о возмещении части стоимости лицензируемого по законодательству России и оплаченного им в полном объеме товара, поскольку спорный товар вследствие истечения срока годности не отвечал требованиям по качеству, обусловленным контрактом. Контракт был заключен на условиях DDU Москва таможенный склад "Северный", датой поставки товара согласно контракту является дата штемпеля Московской таможни в дорожно-транспортной накладной (CMR), свидетельствующего о прибытии товара в Москву на указанный таможенный склад.

По мнению продавца, требование покупателя о возврате части стоимости оплаченного товара базируется на неправильном толковании контракта и законодательства: в соответствии с п. Б.2 условия ИНКОТЕРМС-1990 DDU покупатель был обязан получить необходимую лицензию на импорт товара или какое-либо иное официальное разрешение, а также выполнить все таможенные формальности, необходимые для ввоза товара в Россию. В соответствии с контрактом обязанности предоставить документы, необходимые для таможенной очистки, и/или произвести их регистрацию были возложены на покупателя, т.е. покупатель несет полную ответственность за получение оформленной должным образом лицензии на импорт в надлежащий срок.

Разрешая спор, МКАС не принял во внимание заявление продавца о том, что нарушение сроков годности товара произошло по вине покупателя из-за того, что им не была оформлена лицензия на импорт. Из представленных покупателем материалов следует, что у истца было оформлено несколько лицензий на импорт, копии которых имеются в деле, причем одна из них действовала в момент поставки товара и его доставки покупателю. Признав ссылку продавца на ИНКОТЕРМС-1990 необоснованной, МКАС удовлетворил требование покупателя о возврате ему разницы между произведенным им платежом и стоимостью полученного и принятого им товара <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вилкова Н.Г. ИНКОТЕРМС-2000. Правила толкования международных торговых терминов: Учеб. пособие / ГОУ ВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России (модульная серия "Экономист-международник"). М.: ВАВТ, 2004. С. 61.

 

DDP (ДДП) - поставка с оплатой пошлины (...название места назначения). Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по доставке, если товар был передан в распоряжение покупателя в указанном месте в стране-импортере. Продавец несет все риски и расходы, включая уплату пошлин, налогов и других сборов, связанных с доставкой товара в указанное место, в том числе и с его импортной очисткой. Этот термин означает максимальные обязательства для продавца. Им не следует пользоваться, если продавец не может получить лицензию на импорт на себя или другое лицо.

Основные обязанности продавца:

поставить товар в согласованное место назначения;

обеспечить получение документов, позволяющих покупателю получить товар в согласованном месте назначения (т.е. деливери-ордер, складское свидетельство или транспортный документ);

обеспечить выполнение таможенных формальностей, необходимых для ввоза (импортная лицензия, уплата всех импортных пошлин, налогов и сборов, если требуется).

Основные обязанности покупателя:

принять поставку товара в согласованном месте назначения.

 

§ 7. Количество товара

 

Условие контракта "Количество товара" может быть выделено в отдельную статью, а может быть объединено с другим (например, с предметом контракта), но в любом случае в него включаются:

объем закупки;

единица измерения количества;

система мер и весов;

порядок определения количества;

оговорка о включении (невключении) упаковки и тары в количество.

Количество товара в зависимости от его специфики определяется различным образом:

поштучно;

в комплектах;

в весовых, объемных, линейных и иных единицах измерения.

В зависимости от того, включается ли тара и упаковка в количество, различают вес брутто, нетто, брутто за нетто:

брутто - вес товара с тарой (упаковкой), который слагается из веса нетто и веса тары (упаковки);

нетто - чистый вес товара без упаковки;

брутто за нетто - количество товара и его цена определяются исходя из веса брутто, а вес упаковки не принимается во внимание.

В соответствии со ст. 465 ГК РФ условие о количестве может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.

Так, если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель при отсутствии иных положений в договоре вправе:

потребовать передать недостающие товары;

отказаться от товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы (отказаться от договора);

требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

Если продавец передал товар в количестве, превышающем указанное в договоре купли-продажи, покупатель вправе:

принять весь товар (только после предварительного извещения продавца об излишках и уклонении продавца от распоряжения товаром в разумный срок после извещения);

отказаться от излишков;

требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

 

§ 8. Срок и дата поставки

 

Срок поставки товара представляет собой промежуток времени, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю или по его поручению лицу, действующему от его имени.

Этот промежуток времени чаще всего устанавливается контрактом, хотя может определяться и сложившейся практикой. На практике чаще всего применяются квартальные, месячные, декадные сроки поставки.

В разделе "Срок поставки" необходимо указывать порядок поставки товаров, т.е. дату завершения поставок и (или) график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту. График является приложением к контракту внешнеторговой купли-продажи товаров.

Конкретная дата, когда товар должен быть доставлен продавцом в обусловленный контрактом пункт назначения, как правило, определяется базисными условиями поставки. Если поставку предполагается осуществлять несколькими партиями, в контракте должен быть указан период поставки или срок поставок, который обычно определяется точно. Например, "датой поставки считается дата штемпеля в железнодорожной накладной о приемке груза к перевозке".

В зависимости от способа поставки датой поставки может считаться:

дата документа, выдаваемого транспортной организацией, принявшей товар для перевозки;

дата расписки транспортно-экспедиторской фирмы и прием груза для дальнейшей отправки по назначению;

дата складского свидетельства в случае, если покупатель несвоевременно предоставит тоннаж и продавец воспользуется своим правом передать товар на хранение на склад за счет покупателя;

дата написания приемо-сдаточного акта комиссией заказчика и представителем поставщика и выдачи поставщиком заказчику сертификата на право собственности (в контрактах на суда);

дата подписания приемо-сдаточного акта комиссией заказчика и представителем поставщика после поставки последней партии, без которой невозможно использовать все ранее представленное оборудование (в контрактах на комплектное оборудование) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное регулирование внешнеэкономической деятельности / Под ред. В.С. Каменкова. М.: Изд-во деловой и учебн. лит.; Мн.: Дикта, 2005. С. 390, 391.

 

Кроме того, следует отметить, что фактическая дата поставки в зависимости от базиса поставки и способа передачи товара продавцом покупателю может устанавливаться по одному из следующих вариантов.

1. Дата транспортного документа, подтверждающего отправку товара продавцом в адрес покупателя (или указанного им лица).

К транспортным документам относятся (с учетом положений публикации МТП N 516):

морской/океанский коносамент, а также чартерный коносамент - при перевозках по морю.

После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа.

В коносамент должны быть включены следующие данные:

наименование перевозчика и место его нахождения;

наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

наименование отправителя и место его нахождения;

наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

наименование получателя, если он указан отправителем;

наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

внешнее состояние груза и его упаковки;

фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

время и место выдачи коносамента;

число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика;

водная накладная - при перевозках речным транспортом, в том числе по внутренним водам;

железнодорожная накладная - при перевозках по железной дороге, причем со странами - участницами Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) <1> применяется прямая международная железнодорожная накладная.

--------------------------------

<1> Данное Соглашение действует с 1 ноября 1951 г. (с изм. и доп. от 1 июля 2008 г.).

 

Накладная состоит из листов:

1 - оригинал накладной;

2 - дорожная ведомость;

3 - дубликат накладной;

4 - лист выдачи груза;

5 - лист уведомления о прибытии груза.

Железнодорожная накладная составляется из двух экземпляров для дороги отправления и одного экземпляра для каждой участвующей в перевозке транзитной железной дороги.

Отправителем к накладной могут прикладываться дополнительные экземпляры дорожной ведомости для выполнения таможенных правил в пути следования или на дороге назначения.

Одновременно с предъявлением груза к перевозке отправитель для каждой отправки должен представить станции отправления правильно заполненную и подписанную накладную.

Во внутренних правилах, действующих на дороге отправления, может предусматриваться составление необходимого количества дополнительных экземпляров дорожной ведомости станций отправления, а также иное количество дополнительных экземпляров дорожной ведомости для дороги отправления.

Листы 1, 2, 4 и 5 накладной сопровождают груз до станции назначения. Лист 3 накладной (дубликат накладной) возвращается отправителю после заключения договора перевозки. Этот лист не имеет силы оригинала накладной (листа 1 накладной).

Железнодорожная накладная обычно содержит следующую информацию:

а) наименование станции и железной дороги назначения;

б) указание пограничных станций, через которые будет следовать груз;

в) наименование и адрес получателя (при этом в качестве получателя груза может быть указано только одно лицо);

г) наименование груза, а в случае перевозки опасных грузов - их обычно используемое обозначение;

д) вес груза, количество мест и упаковка;

е) номер накладной и номер вагона; в случае перевозки контейнерных грузов указывается также номер контейнера;

ж) перечень документов, требуемых таможней или другими уполномоченными органами и прилагаемых к накладной;

з) наименование и адрес отправителя;

и) штемпель станции отправления с указанием места и даты принятия груза к перевозке, а также наименования железной дороги, к которой эта станция относится;

к) на обратной стороне накладной указываются платежи, связанные с перевозкой, и станции, до которых оплачена провозная плата;

л) инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей.

Грузоотправитель в графе "Отметки, необязательные для железной дороги" может внести в накладную любые другие данные, необходимые для выполнения контракта.

Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Она выписывается грузоотправителем или иным уполномоченным лицом на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на дубликате накладной и возвращает его грузоотправителю. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т.д.;

автонакладная, иначе называемая товарно-транспортной накладной, - при автодорожных перевозках.

Товарно-транспортная накладная по перевозке грузов автомобильным транспортом является документальным подтверждением договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Этот документ введен Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (далее - Женевская конвенция 1956 г.).

Женевская конвенция 1956 г. распространяется на все договоры перевозки автотранспортом в международном сообщении, заключенные сторонами, одна из которых должна быть резидентом государства, подписавшего данный договор. Женевская конвенция 1956 г. регулирует ответственность и обязательства сторон такого договора перевозки.

Товарно-транспортная накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Она не является товарораспорядительным документом, груз выдается указанному в ней получателю.

Согласно Женевской конвенции 1956 г. накладная должна содержать следующие сведения:

а) место и дата ее составления;

б) имя и адрес отправителя;

в) имя и адрес транспортного агента;

г) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;

д) имя и адрес получателя;

е) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;

ж) число грузовых мест, их особая разметка и номера;

з) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

и) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);

к) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и др.;

л) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

В случае необходимости накладная также может содержать следующую информацию:

а) запрещение перегрузки груза;

б) расходы, которые отправитель принимает на свой счет;

в) сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;

г) заявление стоимости груза и сумма дополнительной ценности его при доставке;

д) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;

е) дополнительный срок выполнения перевозки;

ж) перечень документов, переданных перевозчику.

Стороны договора перевозки могут по обоюдному согласию внести в накладную любые другие данные.

Товарно-транспортная накладная составляется в трех оригиналах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.

В случае, когда подлежащий перевозке груз должен быть погружен на различные автомобили или же когда речь идет о различного рода грузах или о различных партиях грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления такого количества накладных, которое соответствует количеству используемых автомобилей или количеству подлежащих перевозке разных грузов или партий грузов.

Подпись перевозчика в товарно-транспортной накладной подтверждает получение перевозчиком товара, указанного в документе, и принятие перевозчиком обязательства по доставке товара в указанное в товарно-транспортной накладной место и указанному в документе получателю.

При этом перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки и нумерации мест на упаковках, а также состояние товара и упаковки. Если их состояние его не удовлетворяет, он должен сделать на накладной соответствующие отметки;

авиатранспортная накладная - при воздушных перевозках.

Воздушно-перевозочный документ составляется отправителем в трех подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром. Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика"; он подписывается отправителем. Второй экземпляр носит пометку "для получателя"; он подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им отправителю по принятии товара.

Перевозчик должен поставить свою подпись до погрузки товара на борт воздушного судна. Подпись перевозчика может быть заменена штемпелем; подпись отправителя может быть печатная или заменена штемпелем.

Если по требованию отправителя перевозчик составит воздушно-перевозочный документ, он рассматривается до доказательства противного как действующий за счет отправителя.

Воздушно-перевозочный документ должен содержать:

а) указание места отправления и места назначения;

б) если места отправления и назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а одна или несколько предусмотренных остановок находятся на территории другого государства, указание по крайней мере одной такой остановки;

в) уведомление отправителя о том, что, если совершается перевозка, при которой место окончательного назначения или остановка находятся не в стране отправления, к такой перевозке могут применяться положения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., и что эта конвенция определяет и в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчиков в случае утери или повреждения товаров;

единый транспортный документ на смешанные перевозки, иначе называемый накладной прямой смешанной (комбинированной) перевозки или мультимодальным транспортным документом, - при перевозках в смешанном сообщении двумя или более видами транспорта.

Документ смешанной перевозки должен содержать следующие данные:

общий характер груза, основные марки, необходимые для идентификации груза, прямое указание в соответствующих случаях на опасный характер груза, число мест или предметов и вес груза брутто или его количество, обозначенное иным образом, причем все эти данные указываются так, как они представлены грузоотправителем;

внешнее состояние груза;

наименование и местонахождение основного коммерческого предприятия оператора смешанной перевозки;

наименование грузоотправителя;

наименование грузополучателя, если он указан грузоотправителем;

место и дата принятия оператором смешанной перевозки груза в свое ведение;

место доставки груза;

дата или срок доставки груза в место назначения, если они прямо согласованы сторонами;

указание о том, является ли документ смешанной перевозки оборотным или необоротным;

место и дата выдачи документа смешанной перевозки;

подпись оператора смешанной перевозки или уполномоченного им лица;

провозные платежи по каждому виду транспорта, если они прямо согласованы сторонами, или провозные платежи, включая наименование валюты, подлежащие уплате грузополучателем, или иное указание на то, что провозные платежи уплачиваются им;

предполагаемый маршрут перевозки, используемые виды транспорта и места перегрузки груза, если они известны в момент выдачи документа смешанной перевозки;

любые другие данные, которые стороны могут договориться включить в документ смешанной перевозки, если они не противоречат законам страны, в которой выдается документ смешанной перевозки;

экспедиторская расписка - при сдаче товара экспедитору для отправки покупателю.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" к "Экспедиторской расписке" предъявляются следующие требования:

1) заполнение бланка "Экспедиторская расписка" возлагается на экспедитора;

2) заполненный экспедитором бланк "Экспедиторская расписка" должен содержать достоверные и полные данные о грузе;

3) изготовление бланка "Экспедиторская расписка" осуществляется типографским способом или с использованием компьютерной техники;

4) бланк "Экспедиторская расписка" печатается на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом размера N 14;

5) бланк "Экспедиторская расписка" имеет наименование, расположенное по центру верхней части листа, напечатанное прописными буквами полужирным шрифтом размера N 16;

6) заполнение бланка "Экспедиторская расписка" осуществляется с использованием компьютерной техники, а также шариковой ручкой (синим или черным цветом). Подчистки и помарки не допускаются;

7) бланк "Экспедиторская расписка" содержит следующие строки:

строка 1 "Дата" - указывается дата выдачи экспедиторской расписки;

строка 2 "Номер" - указывается номер, присвоенный экспедиторской расписке экспедитором;

строка 3 "Грузоотправитель" - указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 4 "Клиент" - указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 5 "Экспедитор" - указываются полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица; фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;

строка 6 "Страна происхождения товара" - указывается название страны, где был произведен груз;

строка 7 "Товарный код" - указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;

строка 8 "Маркировка" - указывается маркировка груза в соответствии с законодательством Российской Федерации;

строка 9 "Количество мест, вид упаковки" - указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);

строка 10 "Вес брутто, нетто" - указывается вес груза с упаковкой и без нее;

строка 11 "Объем" - указывается объем груза;

строка 12 "Стоимость" - указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами;

строка 13 "Размер упаковки" - указываются габариты каждой упаковки и ее вес;

строка 14 "Условия" - указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора;

строка 15 "Особые отметки" - указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;

строка 16 "Подпись экспедитора" - проставляется личная подпись экспедитора или его уполномоченного лица с ее расшифровкой (фамилия, имя, отчество);

8) заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) экспедиторской расписки, является обязательным;

9) в зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе;

10) бланк "Экспедиторская расписка" заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту);

почтовая квитанция - при отправке товара по почте;

курьерская квитанция - при использовании курьерской почты.

2. Дата прохождения товара через определенный пограничный пункт, проставленная в железнодорожной или автотранспортной накладной.

3. Дата прибытия товара в согласованный пункт назначения.

4. Дата извещения продавца о предоставлении товара в распоряжение покупателя в определенном пункте либо дата сохранной расписки или складского свидетельства о принятии товара складом для выдачи покупателю.

5. Дата приемо-сдаточного акта, подписанного представителями продавца и покупателя <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Указ. соч. С. 250 - 252.

 

Важно отметить, что истечение срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за допущенное нарушение договорных обязательств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...