Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профсоюзы на рынке труда .

Профсоюзы – объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершен­ной конкуренции) могут возникать объединения как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения эконо­мических преимуществ и выгод для своих членов эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со все­ми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.

На рынке трудовых ресурсов наемные работники далеко не все­гда занимают равноправную, соответствующую справедливым эко­номическим отношениям позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне работодателя имеются такие преимущества, как богатство, организационные возможности предприятия, а нередко политическое влияние. В связи с этим у наемных работников по­является естественная потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов.

Профсоюзы как раз и должны выполнять роль такой силы. Их сверхзадача заключается в защите наемных работников от возмож­ной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене. Поэтому профсоюзы организуют коллективные формы продажи труда взамен индивиду­альных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работаю­щих и социальные гарантии безработным.

Существуют три основные модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов:

1. Модель стимулирования спроса на труд.

Эта модель сориентирована на повышение заработной платы и занятости с помощью увеличения спроса на труд. Достигнуть такого увеличения профсоюз может, улучшая качество товара труд (например, содействуя росту производительности труда на предприятии либо повышению спро­са на готовую продукцию).

2. Модель сокращения предложения труда.

Эта модель сориентирована на повышение заработной платы с помощью сокращения предложения труда. Это сокра­щение может быть достигнуто в рамках узкопрофессиональных (цеховых) профсоюзов, которые принято называть закрытыми, или замкнутыми. Такие профсоюзы устанавливают жесткий контроль за предложением высококвалифицированного труда путем ограни­чения численности своих членов, для чего используются длитель­ные сроки обучения соответствующей профессии, ограничения при выдаче квалификационных лицензий, высокие вступительные взно­сы и т.п.

Одновременно профсоюзы стремятся проводить и политику, на­целенную на снижение общего предложения труда, добиваясь, в частности, принятия государством соответствующих законов (на­пример, устанавливающих обязательный уход на пенсию при дос­тижении определенного возраста, ограничивающих иммиграцию или сокращающих продолжительность рабочей недели).

3. Модель прямого воздействия на заработную плату.

Это самая распространенная в наше время модель. Она сориентирована на увеличение заработной платы, достигаемое под прямым давлением профсоюза. Здесь уже, как правило, речь идет о мощных, открытых (т.е. доступных для всех желающих вступить в них) отраслевых или общенациональных профсоюзах, которые, например, под угрозой массовой забастовки в состоянии заставить предприятия пойти на желательный для профсоюза рост ставок зара­ботной платы. Обратим внимание на тот факт, что в третьей (так же, как и во второй) модели повышение заработной платы происходит за счет сокращении занятости населения. Отсюда можно сделать вывод о противоречивости результатов борьбы профсоюзов за увеличение оплаты наемного труда, поскольку само это увеличение сопряжено с уменьшением численности работающих. Иными словами, безудержный рост заработной платы может порождать безработицу.

Взаимная монополия на рынке труда

    

Сознавая потенциальную опасность узкоэгоистических действий профсоюзов для экономики, следует иметь ввиду, что одностороннее господство профсоюзов на рынке труда – весьма редкое явление. На практике профсоюзы обычно противостоят мощным гигантским корпорациям, ни в чем не уступающим им по своей мощи (а часто и превосходящим). Такая рыночная ситуация полу­чила в экономической теории название взаимной, или двусторон­ней, монополии.

 

Рынок капитала.

Фактор капитал. Слово «капитал» происходит от латинского capitalis — главный. Как особый фактор производства капитал объединяет любые производительные ресурсы станки, оборудование, инструмент, новейшие технологии и разработки, программные продукты, созданные людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.

Обратим внимание на три заключенных в этом определении момента.

1. Капиталом называются ресурсы, созданные людьми. В этом состоит его отличие от фактора земля, объединяющего разнообразные ресурсы, созданные природой.

2. Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности. Обувь, пища, личные автомобили и прочие предметы потребления, хотя и созданы людьми, но в производстве не используются и капиталом не являются.

3. Целью производства, в котором используется капитал, является прибыль.

Значение фактора капитал. Капиталу принадлежит одно из ведущих мест среди факторов производства, поскольку именно он придает современным экономикам многие из их основных черт:

1) их индустриальный (технологический) характер;

2) специализацию и кооперирование общественного производства;

3) наличие крупного производства и, соответственно, крупных предприятий в экономике.

Все названные особенности отражают принятые на определенной ступени развития хозяйства способы решения вопросов «что производить?» и «как производить?» Капитал же, воплощенный в конструкционных материалах, станках, оборудовании, соору­жениях и т.п., в большей степени, чем любой другой фактор производства, определяет техническую сторону современной экономики, т.е. диктует характер ответов на эти вопросы. Можно сказать, что производственный потенциал любого современного государства материализован в накопленных ресурсах фактора капитал. Именно количество и качество используемого капитала в первую очередь отличает сегодняшнюю экономику от хозяйства сто- и пятисотлетней давности, или развитое государство от государства отсталого (Разумеется, сводить историческое увеличение производственного потенциала общества только к фактору капитал неверно. Очевидно гигантское значение, которое в этом процессе имеет фактор труд. Причем не только в связи с ростом численности населения, но и из-за роста квалификации работников. Да и качественное улучшение самого фактора Капитал (достаточно сравнить современные локомотивы и паровозы прошлого века, новейшие сварочные роботы и ручные технологии клепки прошлого и т.п.) в косвенной форме указывают на еще один фактор производства - технический прогресс (№ 14: Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. М., 1997. Стр. 46)).

Отличительной особенностью капитала является его способность воспроизводить себя в расширяющихся масштабах. Капитал в нормально функционирующем хозяйстве накапливается, изменяясь только в одну сторону — сто­рону увеличения. Продавая готовую продукцию, прибыльно работающее предприятие, как правило, постоянно направляет часть получаемого дохода на расширение и/или совершенствование своих производственных мощностей.

Теории, исходящие из множественности факторов производства, связывают увеличение капитала с его собственной производитель­ной силой. Я остановился на этих концепциях при анализе кате­гории процента — дохода фактора капитал.

Первоначальное накопление капитала. Итак, однажды возникнув, капитал в дальнейшем увеличивается по стоимос­ти. Но чтобы получить прирост стоимос­ти в будущем, уже сегодня необходимо располагать достаточным размером капитала. Действительно, чтобы открыть мастерскую или магазин, не говоря уже о том, чтобы построить завод, необхо­димо стартовое вложение значительной суммы денег, которой средний человек, обычно, не располагает. Откуда же берутся исходные средства?

Особенно остро эта проблема — проблема первоначального на­копления капитала — встает в эпоху перехода традиционной эко­номики в рыночную, когда идет массовое формирование новых фирм и когда фактически устанавливается типичная для этого об­щества структура собственности. В старейшей капиталистической экономике — Англии период первоначального накопления капи­тала относят к XV—XVI вв., во Франции — к XVII в., в дореволю­ционной России, долго сохранявшей многие черты феодализма, этот период растянулся на длительное время — с XVII по XIX в.

В механизме первоначального накопления капитала выделяют перераспределительную и сберегательную составляющие. Пер­воначальное накопление обычно осуществлялось за счет рез­кого перераспределения богатства в обществе. Сравнительно небольшая часть населения, сумевшая вовремя приспособиться к условиям капиталистической экономики, быстро обогащалась, тогда как основная его масса, пытавшаяся сохранить традицион­ные формы экономического поведения, беднела. Именно этот, бесспорно, реально существующий механизм первоначального накоп­ления капитала особенно активно подчеркивает марксизм. Акцент делается на насильственных и мошеннических методах сколачи­вания капитала: насильственном сгоне крестьян с земель (знаме­нитое огораживание в Англии), работорговле, пиратстве, ростов­щичестве (кулак-мироед в русской деревне), операциях с государственными долговыми обязательствами и т.д. «Новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят», — эмоционально писал К. Маркс.

Сберегательный механизм первоначального накопления (мар­ксизмом фактически отрицаемый) связан с переориентацией структуры использования личного дохода с потребления на сбере­жение. Отец-основатель собственного дела, изнуряющий себя непо­сильным трудом ради увеличения дохода и ведущий при этом скром­ный, чуть ли не монашеский образ жизни, чтобы сберечь для бизнеса каждую копейку, — такова ключевая фигура, сыгравшая огромную роль в формировании многих институтов современной рыночной экономики.

В наши дни подобную психологию можно наблюдать у мелких российских предпринимателей, вроде бы являющихся по отече­ственным меркам сравнительно богатыми людьми (стоимость ак­тивов фирмы 100—200 тыс. долл.), но практически не имеющих возможности тратить деньги на себя: все средства приходится раз за разом вкладывать в укрепление бизнеса. И такая позиция приносит свои плоды. Благополучие фирмы ценой неимоверных усилий удается сохранять даже в нынешнем неблагоприятном экономическом климате.                   

Известный немецкий экономистМакс Вебер (1864—1920) назы­вал формирование в обществе подобной морали духомкапитализма. Он доказывал, что именно Западная Европа (а не арабский мир, не Индия, не Китай) стала местом рождения современного капитализ­ма именно потому, что там на определенном историческом этапе (позднее средневековье) совпали морально религиозные ус­тановки значительных слоев общества и материальная заинтересо­ванность.

В реальной экономической истории оба механизма первона­чального накопления сосуществовали. Однако успешно развива­лись обычно те страны, где перераспределительный механизм за­нимал подчиненное положение по отношению к сберегательному. Ведь награбленное богатство столь же легко проматывается, как и приобретается, если на определенном этапе не переориентиру­ется на накопление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...